Алгоритмы манипуляций для подготовки к зачету по МДК 01.01. УТ «Здоровый ребенок»
Зачет проводится на последнем практическом занятии (№8). Один вариант включает:
· выполнение тестовых заданий (10)
· выполнение манипуляции (1)
· решение ситуационной задачи (1)
Контрольное взвешивание
Цель: определить среднее количество молока, получаемого ребенком при кормлении грудью.
Оснащение:
■ Набор для пеленания с подгузником.
■ Набор для подготовки матери к кормлению.
■ Электронные весы.
■ Дезинфицирующий раствор, ветошь.
■ Бумага, ручка.
Обязательное условие: в течение суток необходимо провести минимум 3 контрольных кормления (утром, днем и вечером), так как в различное время суток у матери разное количество молока.
Подготовка к процедуре.
1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Обработать весы дезинфицирующим раствором и подготовить их к работе.
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
5. Надеть на ребенка подгузник и запеленать.
6. Подготовить мать к кормлению грудью.
Примечание:
Кормление грудью требует от женщины определенных гигиенических привычек:
ü соблюдение личной гигиены (ежедневный душ, смена белья);
ü обязательное тщательное мытье рук перед каждым кормлением ребенка;
ü частое мытье груди (перед каждым кормлением), особенно с мылом, приводит к выделению из ареолы естественного секрета желез матери, что приводит к пересушиванию кожи ареолы и сосков и образованию трещин.
Выполнение процедуры.
7. Взвесить ребенка и зафиксировать полученную массу.
8. Передать ребенка матери для кормления грудью в течение 20 мин.
9. Повторно взвесить ребенка (не меняя пеленок в случае мочеиспускания дефекации) и зафиксировать результат.
|
10. Определить разницу полученных данных (при взвешивании ребенка до и после кормления).
Завершение процедуры.
11. Передать ребенка маме или положить в кроватку.
12. Протереть весы дез. раствором.
13. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
14. Рассчитать необходимое количество молока на одно кормление (объемным или калорийным методом).
15. Оценить соответствие фактически высосанного молока ребенком долженствующему количеству.
Измерение массы и длины тела ребенку до года.
Цель - оценить физическое развитие ребенка
Показания: декретированные сроки, нарушение физического развития
На электронных весах:
Оснащение:
§ весы медицинские электронные,
§ резиновые перчатки,
§ пеленка,
§ пеленальный стол,
§ емкость с дез.раствором,
§ ветошь,
§ бумага,
§ ручка
Последовательность действий:
Подготовительный этап
1. Установить весы на неподвижной поверхности
2. Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом табло засветится рамка. Через 35-40сек на табло появятся цифры (нули). Оставить весы включенными на 10 мин.
3. Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центре лотка - на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу - на индикаторе появятся нули
4. Обработать поверхность весов дез. раствором с помощью ветоши.
5. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
6. Постелить на платформу весов пеленку - на индикаторе высветится её вес
7. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» - на индикаторе появятся нули.
|
Выполнение процедуры
1. Раздеть ребенка
2. Осторожно уложить на платформу сначала ягодицами, затем плечами
3. На индикаторе высветится значение массы ребенка
4. Снять с весов ребенка и пеленку
Завершение процедуры
1. Протереть весы дез. раствором
2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки
3. Занести данные измерений в температурный лист
Измерение длины тела ребенку до года
Цель: оценить физическое развитие ребенка
Оснащение:
■ Горизонтальный ростомер.
■ Пеленка.
■ Резиновые перчатки.
■ Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
■ Бумага, ручка.
Последовательность действий:
Подготовка к процедуре.
1. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой
поверхности шкалой «к себе».
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Обработать рабочую поверхность ростомера дез. раствором с помощью ветоши.
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
5. Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).
Выполнение процедуры.
1. Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке.
2. Выпрямить ноги ребенка легким нажатием на колени.
3. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную
планку ростомера.
4. По шкале определить длину тела ребенка.
5. Убрать ребенка с ростомера.
Завершение процедуры.
1. Записать результат.
2. Сообщить результат маме.
3. Убрать пеленку с ростомера.
4. Протереть рабочую поверхность ростомера дез. раствором.
5. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
|
Пеленание новорожденного для дома и улицы
Оснащение:
§ Тонкая и теплая распашонки;
§ Фланелевая и тонкая пеленки
§ Подгузник или памперс
§ Одеяло в пододеяльнике, лента
§ Шапочка
Обязательное условие:
· Используется метод «свободного пеленания», оставляя небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка
· Шапочку одевать только после ванны и во время прогулок.
· Правильная фиксация пеленок («замочек» должен располагаться спереди).
· При пеленании ребенка с руками – нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов)
· Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.
Подготовка к процедуре
1. Объяснить маме ход процедуры
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
4. Обработать пеленальный стол дез. раствором
5. Уложить на пеленальный стол послойно снизу вверх: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, подгузник.
6. Приготовить распашонки, вывернув швы наружу
Выполнение процедуры.
7. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед.
8. Надеть подгузник
9. Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»:
- расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний край был на уровне подмышек;
- один край пеленки провести между ног ребенка;
- другим краем - обернуть ребенка;
- подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек, и обернуть им туловище ребенка
- зафиксировать пеленку, расположив «замок» пеленки спереди
10. Запеленать ребенка в теплую пеленку «с руками» (при необходимости):
- расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка уха;
- одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, а также переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;
- другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;
- подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;
- зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов), «замок» расположить спереди.
11. Для прогулки завернуть ребенка в одеяло:
- расположить одеяло на пеленальном столе в виде «ромба»
- уложить ребенка на середину одеяла
- надеть на ребенка шапочку
- обернуть ребенка правым углом одеяла, подвернуть нижний угол, затем обернуть ребенка левым углом одеяла;
- зафиксировать одеяло лентой, бант расположить спереди, при необходимости накрыть лицо ребенка верхним углом одеяла.