Особенности тактики сотрудников органов внутренних дел при обеспечении безопасности на международных массовых спортивных мероприятиях.




В настоящее время проблема обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий в Российской Федерации является одной из самых актуальных. Усилия органов государственной власти, направленные на популяризацию среди населения здорового образа жизни и занятий физической культурой дают результаты: год от году количество активных молодых людей увеличивается. При этом главной задачей государства в данных условиях остается обеспечение безопасного просмотра спортивных мероприятий для болельщиков.

За каждым успешно проведенным массовым спортивно-зрелищным мероприятием стоит сложный и длительный профессиональный путь сотрудников правоохранительной системы Российской Федерации. Однако случаи массовых беспорядков, учиненных спортивными фанатами, продолжают попадать в сводки преступлений в дни проведения спортивных соревнований[9].

Массовые мероприятия – это организованное действие или совокупность действий значительной по количеству группы людей или коллективов, направленных на удовлетворение своих эстетических, научных, культурных и психологических потребностей.

Существует достаточно широкая классификация массовых мероприятий:

1. По содержанию:

- общественно-политические (конференции, конгрессы);

- культурно-массовые (народные гуляния, ярмарки);

- религиозные (религиозные праздники и процессии);

- спортивные (спартакиады, матчи, олимпиады).

2. По значимости:

- международные;

- региональные;

- местные.

3. По способу возникновения:

- организованные;

- спонтанные.

4. По месту проведения:

- в зданиях, сооружениях;

- на открытой местности.

5. По периодичности проведения:

- разовые;

- повседневные;

- периодические.

6. По возможности участия:

- общедоступные;

- ограниченные количеством участников или социальным статусом[10].

Особое место среди мероприятий данного вида занимают спортивно-зрелищные мероприятия, которые проходят перед массовой территорией. Главной их особенностью является наличие двух противоположных групп болельщиков (фанатов), которые в ходе проведения матча совершают серьезные противоправные деяния, приводящие к нарушению общественного порядка, а в некоторых случаях даже к человеческим жертвам[11].

На сегодняшний день становится очевидным тот факт, что противоправные действия во время проведения спортивно-массовых мероприятий представляют собой одну из наиболее опасных для общества и отдельных форм преступной деятельности, нарушения прав и свобод человека и гражданина[12].

К основным задачам, стоящим перед полицией при проведении массовых спортивных мероприятий относятся:

1. создание благоприятных условий для организации мероприятий в местах их проведения;

2. обеспечение безопасности участников и зрителей;

3. контроль за соблюдением участниками и зрителями мероприятия установленных норм и правил поведения;

4. предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений;

5. оказание необходимого содействия организаторам проведения массовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции;

6. поддержание надлежащего уровня правопорядка на прилегающей территории[13].

Для эффективного решения, стоящих перед ОВД задач, грамотной и четкой координации деятельности подразделений применяются проверенные и многократно отработанные планы. В частности в сфере охраны общественно порядка при проведении спортивно-массовых мероприятий реализуются следующие виды планов:

1. типовой план, разрабатываемый при часто повторяющихся спортивных мероприятиях.

2. индивидуальный план, который разрабатывается для мероприятий, носящих единичный характер.

В этой связи для наиболее грамотного использования сил и средств органов внутренних дел личный состав рассредоточивается в различные наряды. Существует две разновидности нарядов: обычные и специальные, которые в свою очередь подразделяются на отдельные подвиды.

Обычные наряды включают в себя:

1. Пост – это наряд, численность которого составляет от одного до нескольких сотрудников. Его деятельность осуществляется на определенном участке местности или объекте.

2. Патруль – это подвижный наряд, численностью также от одного до нескольких сотрудников. Несение службы может осуществляться на автомобиле, мотоцикле, конным способом по заранее определенному маршруту патрулирования.

Специальные наряды включают в себя:

1. Полицейскую цепочку, предназначенную для недопущения посторонних лиц в зону проведения мероприятия, а также для создания разграничительных и направляющих коридоров в местах массового скопления людей.

2. Пост охраны объектов – наряд, предназначенный для усиленной охраны объектов, расположенных в зоне проведения мероприятий.

3. Группу сопровождения. Данный вид наряда предназначен для охраны общественного порядка при построении колонн, их сопровождения и размещения в предназначенных для этого местах.

4. Контрольно-пропускной пункт, предназначенный для осуществления пропускного режима людей и транспорта.

5. Пост наблюдения – вид наряда, осуществляющий сбор информации о ходе проведения мероприятия.

6. Группу ограничения движения транспорта, которая занимается организацией движения пешеходов и транспорта.

7. Группу оцепления, при необходимости осуществляющую оцепление местности для ограничения доступа граждан, проезда посторонних транспортных средств и задержания правонарушителей[14].

Все вышеперечисленные наряды устанавливаются в целях охраны общественного порядка в период проведения спортивно-массовых мероприятий. Однако, не смотря на общую установку, каждый наряд выполняет определенную функцию и решает задачи, возложенные исключительно на него. Именно четкое и строгое выполнение возложенных на наряд обязанностей определяет эффективность деятельности по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Деятельности органов внутренних дел при проведении спортивно-массовых мероприятий предшествует сложная и длительная подготовительная работа, включающая в себя разработку многоэтапных планов.

Первый этап, как правило, обозначается как подготовительный. Он включает в себя постановку задач, определение способов их выполнения, анализ обстановки и выработку определенных тактических решений. При реализации данного этапа следует учитывать следующие факторы:

- характер проводимого мероприятия;

- концентрацию людей на определенной территории;

- высокую динамику изменения оперативной обстановки;

- возрастание роли общественной опасности совершаемых правонарушений;

- возможные погодные условия.

Второй этап – исполнительный. Он начинается непосредственно с начала мероприятия и продолжается до его окончания. Очевидно, что данный этап является наиболее ответственным, так как именно в это время происходит реализация плана проведения мероприятия. Он требует от личного состава особой бдительности.

В начале проведения спортивного мероприятия пристальное внимание должно быть сосредоточено на кассовых объектах и входах на трибуны стадиона. Путем взаимодействия с контролерами, нарядами полиции должны пресекаться попытки безбилетного прохода, пронос запрещенных предметов, а также факты распития спиртных напитков. Непосредственно в период проведения мероприятия сотрудники полиции осуществлять контроль за соблюдением зрителями правил поведения на спортивных сооружениях.

В случае возникновения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка руководители, а также весь личный состав полиции должны руководствоваться действующими законодательными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России. В таких условиях во взаимодействии с органами безопасности полицией организуются и осуществляются следующие специальные мероприятия:

- восстановление и поддержание общественного порядка, безопасности дорожного движения, предупреждение и пресечение преступлений и иных противоправных деяний;

- защита граждан, учет потерь, спасение людей и оказание при необходимости неотложной помощи пострадавшим;

- охрана оставшейся без присмотра собственности;

- содействие в проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Третий этап – заключительный. Он длится с момента окончания мероприятия и завершается тогда, когда все участники и зрители покинут место проведения мероприятия и включает в себя анализ информации о действиях сотрудников, которая ложится в основу отчета ответственного за обеспечения правопорядка при проведении мероприятия руководству об итогах мероприятия.

Успешность проводимых мероприятий напрямую зависит от подготовленности личного состава ОВД к решительным и оперативным действиям в условиях непредсказуемости и стихийности поведения фанатов и болельщиков, находящихся на спортивно-массовых мероприятиях. В этой связи необходимо постоянно совершенствовать уровень профессиональной подготовки сотрудников, путем разработки специальных программ, предназначенных для выработки у них специальных навыков.

Таким образом, мы можем говорить о том, что деятельность ОВД по охране общественного порядка и общественной безопасности является довольно сложной и требующей особое внимание со стороны органов государственной власти. В целях наиболее эффективного решения правоохранительных задач при проведении спортивно-массовых мероприятий необходимо согласованное взаимодействие всех субъектов, выполняющих функции по охране общественного порядка и общественной безопасности.

 

Проблемы, возникающие при осуществлении деятельности по охране общественного порядка в период массовых спортивных мероприятий (на примере чемпионата мира по футболу 2018 г.)

В июне 2018 года в Российской Федерации впервые в истории стартует чемпионат мира по футболу, который является существенным вкладом государства в развитие футбола. Большое значение имеет и социальная составляющая этого мероприятия, включающая в себя мотивацию для приобщения к спорту молодежи, активного продвижения в обществе здорового образа жизни.

Чемпионат мира по футболу, к сожалению, уже вошел в историю как турнир, худший с точки зрения обеспечения порядка и безопасности. ФИФА категорически осуждает любые формы проявления насилия и считает совершенно неприемлемыми подобные безобразные действия вокруг футбольных матчей, которые совершаются меньшинством неуравновешенных дебоширов, не имеющих отношения к футболу и настоящим болельщикам[15].

Не секрет, что сама по себе организация охраны порядка и безопасности на крупных мероприятиях масштаба чемпионата мира по футболу является очень сложной деятельностью. Тщательное планирование безопасности чемпионата 2018 года началось сразу уже после выбора страны—организатора. Среди причин столь серьезных мер служит, формирование зарубежными СМИ, как негативного образа о России как страны-агрессора, страны на государственном уровне занимающейся санкционной политикой в отношении России и стран западных государств. По устоявшемуся мнению запада, у России большие проблемы с неонацистским хулиганством, и это прекрасная возможность для хулиганов получить известность, так как у них есть склонность к самолюбованию.

Однако в ходе сложившейся политической обстановки становится очевидным, что в период проведения данного спортивного мероприятия опасность экономических и людских потерь в результате несчастных случаев, социальных беспорядков или других негативных факторов, вызванных притоком иностранных туристов-болельщиков в страну[16].

Именно поэтому проблема обеспечения безопасности является ключевой по отношению к остальным, возникающим при организации мероприятий такого масштаба.

На заседании расширенной коллегии МВД России 28 февраля 2018 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин указал ключевую роль МВД России при обеспечении безопасности спортсменов и болельщиков на чемпионате мира по футболу FIFA-2018. Он также выразил полную уверенность в законности действий сотрудников полиции при возникновении любых ситуаций и подчеркнул, что от грамотной работы полиции напрямую зависит не только результат мероприятия, но и имидж нашей страны[17].

В то же время, высоко оценил подготовку к чемпионату мира по футболу глава ФИФА Джанни Инфантино. «Россия готова принять у себя весь мир», заявил он на заседании оргкомитета "Россия-2018" в Сочи, назвав работу, проделанную Российской стороной в сфере безопасности уникальной.

Вместе с тем, ещё раз подчеркнём, что главной особенностью спортивных мероприятий является обязательное наличие двух противоборствующих команд, и как следствие многочисленных групп поклонников, формирующих особую субкультуру. Околофутбольное движение, получившее название «хулиганизм», начало зарождаться в Англии в конце 1950-х годов. Группировки агрессивно настроенных фанатов формируются из людей, объединённых схожими футбольными пристрастиями. Со временем главным для них становится желание подраться с представителем другого клуба, а не поддержать любимую команду.

При этом впервые случаи столкновений между болельщиками противоборствующих клубов зафиксированы намного раньше — в начале XIX века. В течение последних лет футбольный фанатизм довольно бурно развивается в мире, при этом претерпевая внутренние изменения.

Всем известны печальные случаи беспорядков, учинённых футбольными фанатами, последствиями которых стали причинения вреда здоровью людей и крупного имущественного ущерба. Наиболее крупные массовые беспорядки, связанные с околофутболом, были отмечены в России в 2002 году. После трансляции футбольного матча Россия-Япония толпа агрессивных фанатов забросала бутылками, установленный на Манежной площади телевизионный экран, а после этого начала громить витрины гостиницы «Москва», переворачивая и поджигая припаркованные неподалеку автомобили, а также применять физическое насилие к гражданам. В результате инцидента были повреждены более ста автомобилей, пострадало 75 человек, 49 из них были госпитализированы, один потерпевший скончался от ножевых ранений[18].

За прошедшее время организация работы правоохранительных органов в период проведения футбольных матчей была в значительной степени реконструирована. Здесь стоит упомянуть инцидент, который с массовым выступлением фанатов в Москве в декабре 2010 года, спровоцированным убийством болельщика московского «Спартака» Егора Свиридова. Враждебно настроенная толпа молодых людей была оперативно заблокирована сотрудниками полиции, вытеснена с проезжей части и рассеяна. Позднее организаторы были задержаны, а повторные акции пресекались ещё на подготовительных стадиях.

Поныне также остро проблема с футбольными хулиганами стоит в Германии. Такие группировки в стране существуют уже 30 лет. Однако, по мнению автора ряда книг о футбольных фанатах Дуги Бримсона, в последнее время положение осложнилось. Полиция страны старается пресекать конфликты между фанатами. Однажды в штаб группировки болельщиков «Штутгарта» пришли стражи правопорядка и провели обыск. Однако хулиганов это не останавливает. Со временем они перешли с сотовых телефонов на интернет и теперь пользуются сетью для организации драк[19].

За последнее время органы внутренних дел и войска национальной гвардии показали себя эффективным противоядием против бушующих толп футбольных фанатов. Однако если проанализировать статистику, то абсолютно очевидно, что правоохранителям все реже приходится покидать свои автобусы и строиться в боевые порядки. В большей степени следует отметить эффективность проводимых мер предупреждения, в том числе временный запрет на продажу алкогольной продукции и жидкостей в стеклянной таре вблизи футбольных стадионов.

Вместе с тем, стоит подчеркнуть, что противоправная деятельность футбольных фанатов характеризуется высоким уровнем латентности. Специалисты все чаще говорят о том, что официальная статистика не отражает реальной криминогенной ситуации в околофутбольной среде[20].

Кроме того, участвующие в мероприятиях по охране общественного порядка лица должны помнить, что агрессивное поведение футбольных фанатов зачастую находит своё проявление под влиянием ситуативных субъективных факторов, среди которых Н.С. Трофимова, в частности, выделяет:

— недовольство результатом и (или) ходом игры;

— провокации фанатов команды-соперника;

— состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— несправедливое, по их мнению, судейство и др[21].

Для повышения эффективности профилактической деятельности планируется внедрение института споттеров – иностранных полицейских, прибывающих совместно с командами-гостями чемпионата. Их основной целью является выявление членов фанатских группировок из числа болельщиков, закрепленного за ними футбольного клуба, способных на противоправные деяния или уже их совершивших. Информация должна поступать к споттерам от специалистов по работе с болельщиками, представителей служб безопасности футбольных клубов и стадионов. Деятельность споттеров должна осуществляться на основе тесного взаимодействия с сотрудниками российской полиции, которые владеют оперативной обстановкой в местах проведения спортивных мероприятий.

В настоящее время особое внимание уделяется разработке специальной техники, концептуальными новинками для МВД, которыми занимается Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" (СТиС). Ученые и инженеры постоянно работают над модернизацией уже стоящих на вооружении в МВД специальной техники и средств для подавления беспорядков и разгона незаконных акций, думается, что данные разработки вполне вписались бы в организацию проведения общественного порядка при проведении чемпионата мира по футболу 2018 года. Они должны служить гарантом сохранности жизни, здоровья и трудоспособности не только самих правонарушителей, но и других людей, оказавшихся рядом.

Проект модернизации системы наведения пусковых систем получил рабочее название «Разрушитель». Речь в нем идёт о пусковых установках "Лафет" и "Гном", которые стоят на легких броневиках и спецмашинах МВД. Они являются подобием "катюши", стреляющие по толпе дымовыми, газовыми, шумовыми шашками и разными комбинированными составами. Они позволяют силовикам рассеивать толпу, а также маскировать спецназ дымовыми шашками. Самая популярная установка, используемая МВД для усмирения массовых беспорядков.

Гном-УМ-1 и Гном-УМ-6 используется на военных танках и бронетранспортерах. Принцип ее действия состоит в отстреле дымовых гранат для самомаскировки. Дальность отстрела боеприпасов — 60—100 метров, а площадь охвата до 40 метров. Уже сейчас можно говорить о том, что система управления запуском спецсредств получит искусственный интеллект. При проведении футбольного матча она может быть подключена к картотеке участников экстремистских или радикальных фанатских группировок. При помощи камер высокого разрешения и баз данных система сможет идентифицировать и отслеживать лица в толпе и помечать их. "Разрушитель" сможет лишь определять потенциальную цель, но не получит доступ к кнопке запуска спецсредства. Окончательное решение о выстреле всё равно останется за оператором[22].

Итак, подводя итог, можно сказать о том, что организация широкомасштабных спортивных мероприятий является достаточно сложной и ответственной задачей. Основная нагрузка в этой связи ложится на правоохранительные органы, которые с учетом обстановки, складывающейся в ходе проведения мероприятия, должны быстро и слаженно реагировать на все противоправные проявления.

 

 

Заключение

 


[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

 

[2] Указ Президента РФ от 07.07.2016 N 324 "Об образовании межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" (вместе с "Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года")// "Российская газета", N 150, 11.07.2016.

[3] Постановление Правительства РФ от 16.12.2013 N 1156 (ред. от 30.01.2014) "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований"// "Российская газета", N 286, 19.12.2013.

[4] Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О полиции"//"Российская газета", N 28, 10.02.2011.

[5] Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Российская газета", N 124, 11.06.2013.

[6] Приказ МВД России от 17.11.2015 N 1092 "Об утверждении Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2015 N 40464)// Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru, 12.01.2016.

[7] Приказ МВД России от 14.01.2014 N 14 "Об организационных мерах по ведению списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения"//КонсультантПлюс.

[8] Приказ МВД России от 25.06.2011 N 724 (ред. от 01.12.2016) "Об утверждении Положения об Управлении по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации"//КонсультантПлюс.

[9] Алексеева А.П. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий // Вестник Воронежского института МВД России. 2013 № 1 С. 120-123.

[10] Административная деятельность полиции: учебное пособие. – М. ДГСК МВД России, 2014. – 680 с.

[11] Кравцова О.А. Особенности охраны общественного порядка при проведении спортивно-массовых мероприятий // В сборнике: Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности Сборник научных статей Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2017 С. 79-83.

[12] Лозовский Д.Н. К вопросу о деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий международного уровня (зарубежная практика) //Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2013. №11(2). С.24-25.

[13] Административная деятельность полиции [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Ю.Н. Демидов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 — 527 c.

[14] Обидин В.С. Охрана органами внутренних дел общественного порядка и общественной безопасности при проведении крупномасштабных спортивных мероприятий // Труды Академии управления МВД России. – 2009 - №2.

[15] Миронов С.В. Воротилова С.В. Охрана общественного порядка на стадионах при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году // Актуальные вопросы деятельности органов внутренних дел на современном этапе. Материалы внутриведомственного научно-практического семинара [Электронный ресурс]. 2016.

[16] Данченкова А.В. Сморчков В.Ю. Преимущества и недостатки проведения ЧМ-18 для Российской экономики и населения//Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ.2015.

[17] URL: https://kremlin.ru/events/president/news/56949

[18] Быстрянцев А.Ф. Черняев Г.М. Об особенностях подготовки правоохранительных органов к охране общественного порядка при проведении в России чемпионата мира по футболу в 2018 году//Юридические науки. №11, 17.01.2018.

 

[19] URL: https://russian.rt.com/sport/article/506638-futbolnie-bandi-film-rtd

[20] Кобец П.Н. Сравнительный анализ применения законодательных актов, регулирующих обеспечение безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий и основные меры предупреждения противоправного поведения футбольных фанатов // Наука. Мысль. 2016. №5-1. С. 65-74.

[21] Трофимова Н.С. О роли руководителя патрульно-постовой службы полиции в обеспечении эффективности деятельности по охране правопорядка во время массовых мероприятий // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 4(36). С. 116-119.

[22]URL:https://life.ru/mvd_primienit_ghnomov_dlia_borby_s_fanatami_na_chiempionatie_mira_v_2018_ghodu



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: