СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ
В состав современных автомобилей входят такие узлы, механизмы и системы, для нормальной работы которых требуются специальные жидкости, отличающиеся по своим эксплуатационным свойствам от моторных и трансмиссионных масел. К таким узлам и системам относятся системы охлаждения, амортизаторы, тормозные системы с гидравлическим приводом, гидроусилители рулевого управления, стеклоомыватели, автоматические коробки передач, устройства для облегчения холодного пуска двигателя при низких температурах и пр. Отечественная и зарубежная промышленность предоставляет широкий ассортимент специальных жидкостей для этих нужд.
Жидкости для системы охлаждения
Назначение и требования к охлаждающим жидкостям
При сгорании топлива в двигателе часть тепла идет на нагрев стенок камеры сгорания и всего двигателя. При достижении критической температуры двигатель перегревается, при этом ухудшаются наполнение цилиндров и условия смазывания, появляется детонация, калильное зажигание, увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя. Для поддержания нормальной температуры двигатель охлаждают, используя для этого охлаждающие жидкости.
К охлаждающим жидкостям предъявляются следующие требования.
Охлаждающие жидкости должны иметь:
- • высокую температуру кипения (во избежание образования паровых пробок и потерь жидкости);
- • низкую температуру замерзания;
- • высокую теплоемкость и теплопроводность;
- • высокую химическую стабильность;
- • высокую физическую стабильность.
Также они не должны вступать в реакцию с резиновыми деталями, вызывать коррозию металлов, образовывать капли. Кроме того, они должны быть нетоксичными и иметь низкую стоимость.
|
Вода при температурах выше нуля отвечает всем вышеперечисленным требованиям. Ее основные преимущества — экологичность, доступность, низкая стоимость. Низкая вязкость обеспечивает легкость циркуляции в системе охлаждения. Вода обладает большой теплоемкостью, следовательно, хорошо отводит теплоту от нагретых деталей двигателя. Однако имеются и недостатки:
- • температура замерзания минус 4 °С;
- • оказывает коррозионное воздействие на металлы;
- • образует накипь на стенках внутренней полости рубашки охлаждения двигателя.
Первый из недостатков наиболее серьезный, так как при замерзании вода увеличивается в объеме на 10 %, что может вызвать разрушение системы охлаждения двигателя. Поэтому в настоящее время воду заменяют специальными низкозамерзающими охлаждающими жидкостями.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости
В современных автомобильных двигателях для охлаждения применяют низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы).
Наибольшее распространение получили этиленгликолевые антифризы, представляющие собой раствор этиленгликоля в воде. Этиленгликоль (СН2ОН—СН2ОН) — бесцветная жидкость, не имеющая запаха, температура закипания 197 °С, температура замерзания минус 12 °С. Водные растворы этиленгликоля замерзают при более низкой температуре. Так, раствор, содержащий 67 % этиленгликоля и 33 % воды, замерзает при температуре минус 75 °С. На рис. 3.1 и 3.2 представлены зависимости изменения, соответственно, плотности и температуры замерзания от состава антифриза.
|
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Св, объемные %
Рис. 3.1. Зависимость изменения температуры замерзания водогликолевой
оладающей жидкости от концентрации воды
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Св, объемные %
Рис. 3.2. Зависимость изменения плотности водогликолевой охлаждающей
жидкости от концентрации воды
Этиленгликолевые антифризы отличаются повышенной коррозионной активностью и оказывают разрушающее воздействие на резину.
Для устранения этих недостатков в антифризы вводят присадки:
- • декстрин — предохраняет от разрушения свинцово-оловя-нистый припой, алюминий и медь;
- • динатрийфосфат — защищает черные металлы, медь и латунь;
- • молибденовый натрий — предотвращает коррозию цинковых и хромовых покрытий на деталях системы охлаждения. В этом случае к марке антифриза добавляют индекс «М».
Отечественной промышленностью выпускаются антифризы: простые антифризы — 40, 65, 40М, 65М; тосолы — Тосол А, То-сол А-40, Тосол А-65.
Тосолы отличаются от простых антифризов наличием проти-вопенных и антифрикционных присадок. Цифра в марке антифриза показывает наивысшую температуру застывания.
Тосол А — концентрированный этиленгликоль с присадками. Для получения антифризов марок 40 или 65 его растворяют в соответствующем количестве дистиллированной воды.
Антифризы подкрашивают.
Технические характеристики некоторых антифризов представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Технические характеристики низкозамерзающих охлаждающих жидкостей
Показатель | Простой антифриз | Тосол | ||||
Концентрат | А (концентрат) | А-40 | А-65 | |||
Цвет жидкости | Светло-желтый (слегка мутная жидкость) | Желто-зеленый | ||||
Цвет красителя | — | — | Оранжевый | Голубой | Красный | Голубой |
Плотность при температуре 20 °С, кг/м3 | 1110—1116 | 1067—1072 | 1085—1090 | 1120—1140 | 1075—1085 | 1085—1095 |
Температура кристаллизации, °С, не выше | ' | -40 | -65 | ' | -40 | -65 |
Температура кипения, °С, не ниже | — | |||||
Этиленгликоль, % (по массе), не менее | ||||||
Вода, % (по массе), не более | ||||||
Присадки, г/л: декстрин динатрийфосфат антипенная антифрикционные | 1,80—1,85 4,4—5,6 |
|
|
|
|
|
Определить температуру застывания антифриза можно по его плотности и показателю преломления. Зная коэффициент преломления антифриза, можно определить в нем содержание этиленгликоля:
|
С=(п- 1,334) • 103,
где п — коэффициент преломления.
Этиленгликоль — токсичнее вещество, поэтому при попадании его на кожу необходимо смыть мыльным раствором.
При работе двигателя из охлаждающей жидкости в первую очередь испаряется вода, изменяется концентрация антифриза, а следовательно, и его температура замерзания.
Температурный коэффициент объемного расширения у антифризов больше, чем у воды, поэтому заливать его следует на 5—8 % меньше, чем воды, или использовать в составе системы охлаждения расширительный бачок.
Нельзя допускать попадания в антифриз нефтепродуктов, так как в этом случае распадаются присадки, происходит вспенивание.
Срок службы Тосола два года или 60 000 км пробега при интенсивной эксплуатации автомобиля.
Контрольные вопросы