Тормозные жидкости
Тормозные жидкости являются рабочим элементом в гидравлическом приводе тормозного механизма, используются для передачи усилия от педали тормозного механизма до колодок.
К тормозным жидкостям предъявляются следующие требования:
- • не должны вызывать коррозии металлических деталей, набухания и разрушения резиновых деталей;
- • должны обладать хорошими вязкостно-температурными и смазывающими свойствами;
- • иметь высокую температуру кипения;
- • быть стабильными (не расслаиваться и не выделять осадки, не вспениваться).
Температура кипения — важнейший показатель тормозной жидкости. Рабочая температура тормозной жидкости в наиболее нагреваемых местах в среднем при движении автомобиля по шоссе составляет 60—70 °С, по городу — 80—100 °С, по горным дорогам — 100—120 °С, а в особенно нагружаемых местах может достигать 150°С и больше. Так, например, тормозная колодка при нескольких экстренных торможениях нагревается до 600 °С. При этом тормозная жидкость в некоторых случаях может закипеть, а так как пар обладает свойством сжиматься, тормозная система теряет эффективность. У современных тормозных жидкостей температура кипения намного выше критической (150 °С), но этого недостаточно. Вещества, входящие в состав тормозной жидкости, очень гигроскопичны (легко впитывают влагу из воздуха), а резиновые уплотнения не препятствуют этому. Точка кипения такой жидкости намного ниже, она быстро снижается до критического значения и даже сильнее. Поэтому в паспортных данных всегда указывают два значения температуры кипения: без воды и с содержанием 3,5 % воды.
Вязкостно-температурные свойства тормозной жидкости проявляются при низких температурах. Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном холоде. В противном случае даже чрезмерное нажатие на педаль тормозной системы не вызовет срабатывания тормозных механизмов. Вязкость тормозной жидкости не должна превышать 1800 мм2/с при температуре 40 °С для обычного исполнения и 1500 мм2/с при температуре минус 55 °С для северного исполнения.
|
Тормозные жидкости вызывают набухание уплотнительных резиновых манжет, что предусмотрено техническими нормативами, однако на старых машинах могут использоваться манжеты, которые не совместимы с современными жидкостями.
Антикоррозионные и смазывающие свойства тормозных жидкостей обеспечивают долговечность металлических деталей тормозной системы и ее высокий КПД. Для движущихся деталей тормозной системы тормозная жидкость выполняет роль смазочного материала.
Тормозные жидкости производят на касторовой и гликолевой основе, их свойства улучшают присадками.
Тормозные жидкости на касторовой основе
Тормозные жидкости на касторовой основе представляют собой растворы спиртов и касторового масла, оказывают смазывающее воздействие и не вызывают набухания и разрушения резиновых деталей.
Промышленностью выпускаются тормозные жидкости вязкостью 2500 мм2/с при температуре минус 40 °С с температурой кипения 115 °С:
БСК — бутиловый спирт и касторовое масло (1: 1);
эск — этиловый спирт и касторовое масло (2: 3);
АСК — изоамиловый спирт и касторовое масло (3: 2).
Тормозные жидкости БСК, ЭСК, АСК рекомендуется применять при температуре не ниже минус 20 °С, так как при более низких температурах происходит расслоение спирта и касторового масла.
|
Тормозные жидкости на гликолевой основе
ГТЖ-22М — прозрачная жидкость зеленого цвета, представляет собой смесь гликолей с противокоррозионной присадкой, имеет хорошие низкотемпературные свойства, легко смешивается с водой и не теряет работоспособности, однако обладает недостаточными смазывающими свойствами; температура кипения не ниже 190 °С; работоспособна до температуры минус 50 °С, недостатки: низкие антикоррозионные свойства, повышенная токсичность.
«Нева» — жидкость желтого цвета представляет собой смесь гликолевого эфира и полиэфира с добавлением антикоррозионной присадки, температура кипения — 195 °С, в смеси с водой (3,5 %) — 138 °С, работоспособна до температуры минус 50 °С, недостаток — повышенная гигроскопичность, вследствие чего уже через год эксплуатации температура кипения приближается к критической.
«Томь» (аналог тормозной жидкости «Нева») — жидкость от светло-желтого до желтого цвета, представляет собой смесь концентрированного гликолевого эфира, полиэфира, боратов, целевых присадок. Температура кипения 220 °С, при наличии воды — 155 °С, вязкость при температуре минус 40 °С не более 1500 мм2/с. Насыщение водой до критического сстояния наступает примерно через два года работы, удовлетворяет международным нормативам ООТ-З.
«Роса» — жидкость от светло-желтого до светло-коричневого цвета, основной компонент — борсодержащий полиэфир с присадками специального назначения, температура кипения — 260 °С, при наличии воды — 165 °С, критическое насыщение наступает через три года рабты.
|
Импортные тормозные жидкости, как правило, удовлетворяют требованиям ООТ-З или ООТ-4 и могут использоваться на любых автомобилях.
Своевременная замена тормозной жидкости является гарантией работоспособности тормозной системы.
Гликолевые тормозные жидкости токсичны, поэтому при работе с ними необходимо соблюдать правила безопасности.
Нельзя смешивать спиртокасторовые и этиленгликолевые тормозные жидкости!
Амортизаторные жидкости
Амортизаторные жидкости представляют собой маловязкие масла. Они должны обладать хорошими смазывающими и антикоррозионными свойствами, иметь низкую температуру замерзания и оптимальную вязкость при температурах до 100 °С, высокую стабильность и обеспечивать работоспособность амортизаторов до 100 тыс. км пробега автомобиля.
Основным показателем для амортизаторных жидкостей является вязкость. Большинство амортизаторных жидкостей имеют следующие параметры: при температуре 20 °С вязкость составляет 30—60 мм2/с; при 50 °С — 10—16 мм2/с; при 100 °С — 3,5—6,0 мм2/с. Особое значение имеет параметр вязкости при отрицательных температурах: при температуре минус 20 °С вязкость не должна быть больше 800 мм2/с, в противном случа работа амортизатора резко ухудшается и происходит блокировка подвески. При температуре минус 30 °С вязкость обычных амортизаторных жидкостей превышает 2000 мм2/с, а при температуре минус 40 °С достигает 5000—10 000 мм2/с, поэтому при низких температурах применяются амортизаторные жидкости на синтетической основе.
Промышленностью выпускаются амортизаторные жидкости марок АЖ-12Т, МГП-10, МГП-12 и ГРЖ-12. Кроме того, в качестве амортизаторных жидкостей могут применяться: масло трансформаторное селективной очистки (ГОСТ 10121—76); масло турбинное ТП-22 (ГОСТ 9972—74); смесь трансформаторного и турбинного масел (1: 1).
В табл. 3.2 приведены технические характеристики некоторых амортизаторных жидкостей.
В амортизаторах используют также веретенное масло АУ (МГ-22-А) и гидравлическое АУП (МГ-22-Б), недостатками которых являются: высокая температура замерзания и неудовлетворительная вязкостно-температурная характеристика. При низких температурах вязкость этих масел возрастает, что приводит к жесткой работе амортизаторов.
Амортизационная жидкость АЖ-12Т — прозрачная жидкость от светло-желтого до светло-коричневого цвета, смесь маловязкого минерального масла и полиэтилсилоксановой жидкости с противоизносной и антиокислительной присадками, температура застывания минус 52 °С.
Амортизационная жидкость МГП-10 — прозрачная жидкость от светло-желтого до светло-коричневого цвета, смесь трансформаторного масла и полисилоксановой жидкости с добавлением животного жира, антиокислительной и противопенной присадок, температура застывания не выше минус 40 °С, применяется уже длительное время в амортизаторах легковых автомобилей, не обеспечивает достаточной износостойкости телескопических стоек переднеприводных моделей. Поэтому на смену ей была разработана амортизаторная жидкость МГП-12 с улучшенными смазывающими свойствами.
Амортизаторная жидкость МГП-12 (славол-АЖ) — улучшенный аналог МГП10, представляет собой маловязкую низкоза-стывающую нефтяную основу, в которую введены депрессорная, диспергирующая, противоизносная, антиокислительная и анти-пенная присадки.
Амортизаторная жидкость ГРЖ-12 — смесь очищенных трансформаторного и веретенного дистиллятов с добавлением депрес-сорной, антиокислительной, противоизносной и антипенной присадок.
Таблица 3.2. Технические характеристики амортизаторных жидкостей
Показатель | Масло трансформаторное (ГОСТ 10121—76) | Масло турбинное Тп-22 (ГОСТ 9972—74) | Смесь трансформаторного масла и турбинного масел (1:1) | АЖ-12Т
| МГП-10
| МГП-12 (ТУ 38.301-29-40—97) | ГРЖ-12 (ТУ 0253-048-0567-924—96) |
Вязкость кинематическая при температуре, мм2/с: | |||||||
50 °С | 9—9,6 | 20—23 | 11—13 | Не менее | |||
0°С | — | — | 180—169 | — | — | ||
-40 °С, не более | 1300(-30°С) | Замерзает | Замерзает | То же | |||
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже | 150—160 | ||||||
Кислотное число КОН на 1 г, мг, не более | 0,02 | 0,05 | 0,03 | — | — | — | — |
Зольность, %, не выше | 0,005 |
| — | — | — | — | — |
Плотность при температуре 20 °С, г/см3 | — | — | — | — | 0,930 | 0,917 | 0,917 |
3.2. Жидкости для гидравлических систем 145