Жидкости для гидравлических систем




Тормозные жидкости

Тормозные жидкости являются рабочим элементом в гидравлическом приводе тормозного механизма, используются для передачи усилия от педали тормозного механизма до колодок.

К тормозным жидкостям предъявляются следующие требования:

  • • не должны вызывать коррозии металлических деталей, набухания и разрушения резиновых деталей;
  • • должны обладать хорошими вязкостно-температурными и смазывающими свойствами;
  • • иметь высокую температуру кипения;
  • • быть стабильными (не расслаиваться и не выделять осадки, не вспениваться).

Температура кипения — важнейший показатель тормозной жидкости. Рабочая температура тормозной жидкости в наиболее нагреваемых местах в среднем при движении автомобиля по шоссе составляет 60—70 °С, по городу — 80—100 °С, по горным дорогам — 100—120 °С, а в особенно нагружаемых местах может достигать 150°С и больше. Так, например, тормозная колодка при нескольких экстренных торможениях нагревается до 600 °С. При этом тормозная жидкость в некоторых случаях может закипеть, а так как пар обладает свойством сжиматься, тормозная система теряет эффективность. У современных тормозных жидкостей температура кипения намного выше критической (150 °С), но этого недостаточно. Вещества, входящие в состав тормозной жидкости, очень гигроскопичны (легко впитывают влагу из воздуха), а резиновые уплотнения не препятствуют этому. Точка кипения такой жидкости намного ниже, она быстро снижается до критического значения и даже сильнее. Поэтому в паспортных данных всегда указывают два значения температуры кипения: без воды и с содержанием 3,5 % воды.

Вязкостно-температурные свойства тормозной жидкости проявляются при низких температурах. Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном холоде. В противном случае даже чрезмерное нажатие на педаль тормозной системы не вызовет срабатывания тормозных механизмов. Вязкость тормозной жидкости не должна превышать 1800 мм2/с при температуре 40 °С для обычного исполнения и 1500 мм2/с при температуре минус 55 °С для северного исполнения.

Тормозные жидкости вызывают набухание уплотнительных резиновых манжет, что предусмотрено техническими нормативами, однако на старых машинах могут использоваться манжеты, которые не совместимы с современными жидкостями.

Антикоррозионные и смазывающие свойства тормозных жидкостей обеспечивают долговечность металлических деталей тормозной системы и ее высокий КПД. Для движущихся деталей тормозной системы тормозная жидкость выполняет роль смазочного материала.

Тормозные жидкости производят на касторовой и гликолевой основе, их свойства улучшают присадками.

Тормозные жидкости на касторовой основе

Тормозные жидкости на касторовой основе представляют собой растворы спиртов и касторового масла, оказывают смазывающее воздействие и не вызывают набухания и разрушения резиновых деталей.

Промышленностью выпускаются тормозные жидкости вязкостью 2500 мм2/с при температуре минус 40 °С с температурой кипения 115 °С:

БСК — бутиловый спирт и касторовое масло (1: 1);

эск — этиловый спирт и касторовое масло (2: 3);

АСК — изоамиловый спирт и касторовое масло (3: 2).

Тормозные жидкости БСК, ЭСК, АСК рекомендуется применять при температуре не ниже минус 20 °С, так как при более низких температурах происходит расслоение спирта и касторового масла.

Тормозные жидкости на гликолевой основе

ГТЖ-22М — прозрачная жидкость зеленого цвета, представляет собой смесь гликолей с противокоррозионной присадкой, имеет хорошие низкотемпературные свойства, легко смешивается с водой и не теряет работоспособности, однако обладает недостаточными смазывающими свойствами; температура кипения не ниже 190 °С; работоспособна до температуры минус 50 °С, недостатки: низкие антикоррозионные свойства, повышенная токсичность.

«Нева» — жидкость желтого цвета представляет собой смесь гликолевого эфира и полиэфира с добавлением антикоррозионной присадки, температура кипения — 195 °С, в смеси с водой (3,5 %) — 138 °С, работоспособна до температуры минус 50 °С, недостаток — повышенная гигроскопичность, вследствие чего уже через год эксплуатации температура кипения приближается к критической.

«Томь» (аналог тормозной жидкости «Нева») — жидкость от светло-желтого до желтого цвета, представляет собой смесь концентрированного гликолевого эфира, полиэфира, боратов, целевых присадок. Температура кипения 220 °С, при наличии воды — 155 °С, вязкость при температуре минус 40 °С не более 1500 мм2/с. Насыщение водой до критического сстояния наступает примерно через два года работы, удовлетворяет международным нормативам ООТ-З.

«Роса» — жидкость от светло-желтого до светло-коричневого цвета, основной компонент — борсодержащий полиэфир с присадками специального назначения, температура кипения — 260 °С, при наличии воды — 165 °С, критическое насыщение наступает через три года рабты.

Импортные тормозные жидкости, как правило, удовлетворяют требованиям ООТ-З или ООТ-4 и могут использоваться на любых автомобилях.

Своевременная замена тормозной жидкости является гарантией работоспособности тормозной системы.

Гликолевые тормозные жидкости токсичны, поэтому при работе с ними необходимо соблюдать правила безопасности.

Нельзя смешивать спиртокасторовые и этиленгликолевые тормозные жидкости!

Амортизаторные жидкости

Амортизаторные жидкости представляют собой маловязкие масла. Они должны обладать хорошими смазывающими и антикоррозионными свойствами, иметь низкую температуру замерзания и оптимальную вязкость при температурах до 100 °С, высокую стабильность и обеспечивать работоспособность амортизаторов до 100 тыс. км пробега автомобиля.

Основным показателем для амортизаторных жидкостей является вязкость. Большинство амортизаторных жидкостей имеют следующие параметры: при температуре 20 °С вязкость составляет 30—60 мм2/с; при 50 °С — 10—16 мм2/с; при 100 °С — 3,5—6,0 мм2/с. Особое значение имеет параметр вязкости при отрицательных температурах: при температуре минус 20 °С вязкость не должна быть больше 800 мм2/с, в противном случа работа амортизатора резко ухудшается и происходит блокировка подвески. При температуре минус 30 °С вязкость обычных амортизаторных жидкостей превышает 2000 мм2/с, а при температуре минус 40 °С достигает 5000—10 000 мм2/с, поэтому при низких температурах применяются амортизаторные жидкости на синтетической основе.

Промышленностью выпускаются амортизаторные жидкости марок АЖ-12Т, МГП-10, МГП-12 и ГРЖ-12. Кроме того, в качестве амортизаторных жидкостей могут применяться: масло трансформаторное селективной очистки (ГОСТ 10121—76); масло турбинное ТП-22 (ГОСТ 9972—74); смесь трансформаторного и турбинного масел (1: 1).

В табл. 3.2 приведены технические характеристики некоторых амортизаторных жидкостей.

В амортизаторах используют также веретенное масло АУ (МГ-22-А) и гидравлическое АУП (МГ-22-Б), недостатками которых являются: высокая температура замерзания и неудовлетворительная вязкостно-температурная характеристика. При низких температурах вязкость этих масел возрастает, что приводит к жесткой работе амортизаторов.

Амортизационная жидкость АЖ-12Т — прозрачная жидкость от светло-желтого до светло-коричневого цвета, смесь маловязкого минерального масла и полиэтилсилоксановой жидкости с противоизносной и антиокислительной присадками, температура застывания минус 52 °С.

Амортизационная жидкость МГП-10 — прозрачная жидкость от светло-желтого до светло-коричневого цвета, смесь трансформаторного масла и полисилоксановой жидкости с добавлением животного жира, антиокислительной и противопенной присадок, температура застывания не выше минус 40 °С, применяется уже длительное время в амортизаторах легковых автомобилей, не обеспечивает достаточной износостойкости телескопических стоек переднеприводных моделей. Поэтому на смену ей была разработана амортизаторная жидкость МГП-12 с улучшенными смазывающими свойствами.

Амортизаторная жидкость МГП-12 (славол-АЖ) — улучшенный аналог МГП10, представляет собой маловязкую низкоза-стывающую нефтяную основу, в которую введены депрессорная, диспергирующая, противоизносная, антиокислительная и анти-пенная присадки.

Амортизаторная жидкость ГРЖ-12 — смесь очищенных трансформаторного и веретенного дистиллятов с добавлением депрес-сорной, антиокислительной, противоизносной и антипенной присадок.

Таблица 3.2. Технические характеристики амортизаторных жидкостей

Показатель Масло трансформаторное (ГОСТ 10121—76) Масло турбинное Тп-22 (ГОСТ 9972—74) Смесь трансформаторного масла и турбинного масел (1:1) АЖ-12Т
  • (ГОСТ
  • 23008—78)
МГП-10
  • (ОСТ
  • 38.154—74)
МГП-12 (ТУ 38.301-29-40—97) ГРЖ-12 (ТУ 0253-048-0567-924—96)
Вязкость кинематическая при температуре, мм2/с:              
50 °С 9—9,6 20—23 11—13   Не менее    
0°С 180—169    
-40 °С, не более 1300(-30°С) Замерзает Замерзает   То же    
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже     150—160        
Кислотное число КОН на 1 г, мг, не более 0,02 0,05 0,03
Зольность, %, не выше 0,005
  • 0,005
  • (до введения присадки)
Плотность при температуре 20 °С, г/см3 0,930 0,917 0,917

3.2. Жидкости для гидравлических систем 145



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: