В условиях низких температур при отсутствии пускового подогревателя для облегчения пуска холодного двигателя применяют жидкости, которые обеспечивают холодный пуск двигателя с последующим переходом на штатное топливо.
Отечественной промышленностью выпускаются следующие жидкости для пуска двигателей: Арктика — для карбюраторных двигателей; Холод Д-40 (жидкость НАМИ и диэтиловый эфир) — для дизелей.
Диэтиловый эфир является обязательным компонентом всех пусковых жидкостей. Эфир отличается широким диапозонам температур воспламенения и имеет невысокую температуру самовоспламенения в составе топливовоздушной смеси.
В табл. 3.3 приведены составы жидкостей для пуска двигателей Холод Д-40 и Арктика.
Таблица 3.3. Составы жидкостей для пуска двигателей
Компонент | Состав жидкости, % | |
Холод Д-40 | Арктика | |
Диэтиловый эфир | 58—62 | 54—56 |
Газовый бензин | 13—17 | 38—43 |
Изопропилнитрат | 13—17 | 2—4 |
Турбинное масло | 9—11 | 1,5-2,5 |
Добавление в жидкости для пуска дизелей газового бензина и изопропилнитрата позволяет ускорить самовоспламенение и сгорание основного топлива, делает работу двигателя в период пуска более мягкой. В жидкостях для пуска карбюраторных двигателей присутствие изопропилнитрата ускоряет воспламенение эфира и газового бензина от искры, а газовый бензин обеспечивает плавный переход к работе на основном топливе. К пусковым жидкостям также добавляют турбинное масло для снижения изнашивания трущихся деталей. Поставляются данные эксплуатационные материалы в герметичных алюминиевых ампулах емкостью 20 и 50 мл. Для их введения в цилиндр двигателя разработаны специальные устройства. Для карбюраторных двигателей предусмотрено введение пусковой жидкости через карбюратор из аэрозольного баллончика, 5—8 капель жидкости подается во впускной трубопровод при снятом воздушном фильтре в момент проворачивания коленчатого вала.
|
Жидкости для стеклоомывателей В качестве жидкостей для стеклоомывателей обычно используют воду. Однако вода замерзает при температуре окружающей среды минус 4 °С. Кроме того, вода в силу высокого поверхностного натяжения плохо смачивает стекло и стекает с него в виде капель. Поэтому выпускаются специальные жидкости для стеклоомывателей, которые представляют собой смеси воды, спирта и моющего вещества. В качестве спиртов за рубежом используют этанол, метанол и изопропанол. В России выпускают жидкости только с изопропанолом. Производители вырабатывают, как правило, концентраты (60—80 % спирта), которые разбавляют водой в соотношении 1: 3. Оптимальное содержание спирта обеспечивает нормальную подачу жидкости к форсункам и хорошую растекаемость по стеклу 10—29 % (в зависимости от температуры окружающей среды). Этиловый спирт (этанол, метилкарбинол, винный спирт) имеет характерный запах. Метиловый спирт (метанол, карбинол, древесный спирт) используется преимущественно в качестве растворителя в лакокрасочном производстве, имеет улучшенные моющие свойства, однако токсичен, поражает нервную и сосудистую системы, накапливается в организме. Пары метилового спирта раздражают дыхательные пути, а также слизистую оболочку глаз, ухудшают зрение. Изопропанол — сильно токсичное вещество, но в отличие от метилового спирта не накапливается в организме. Изопропиловый спирт (пропанол-2, изопропанол) имеет запах ацетона, поэтому в него добавляют отдушки. Нормативных документов на жидкости для стеклоомывателей нет. Каждый изготовитель разрабатывает собственные технические условия. |
Моющие средства
|
Для удаления загрязнений в системах, узлах и механизмах применяют моющие средства, которые представляют собой сложные композиции из нескольких поверхностно активных веществ и специальных добавок. Неорганические добавки — это соли слабых минеральных кислот. Щелочные добавки увеличивают моющие свойства и повышают пенообразование.
Для очистки двигателя при смене масла применяют промывочное масло ВНИИ НП-ФД. При отсутствии специального масла работающий на холостом ходу двигатель промывают маслом с низкой вязкостью, например маслом МГ-22А (АУ), или индустриальным, или смесью из моторного масла и дизельного топлива (10 %). Масляный радиатор промывают смесью бензина (75 %) и ацетона (25 %).
Топливный бак автомобиля промывают сильной струей воды, затем бензином, а после продолжительной эксплуатации — ацетоном и горячей водой.
Детали карбюратора промывают путем погружения в ацетон на 20—30 мин.
Существуют специальные моющие средства, которые применяются для очистки деталей при ремонте автомобилей от асфальтосмолистых и маслогрязевых отложений. К ним относятся синтетические моющие средства (табл. 3.4) и растворяющие эмульгирующие средства (табл. 3.5). Наилучший эффект очистки деталей этими средствами достигается при использовании моющих машин.
|
Растворяюще-эмульгирующие средства более эффективны (удаляют даже коксовые отложения с деталей камеры сгорания), но более дорогие, пожароопасны и токсичны.
Для мойки кузова легковых автомобилей российские и зарубежные фирмы предлагают широкий выбор моющих средств: KARCHER (Германия) - RM 31, RM 81, RM 802, RM 803, RM 805, RM 806, RM 811, RM 812 и др.; FABE (Италия) - V-90, FM-94, Due, Antistatic; «Автобелла» (Италия); PINGO (Германия) — ТК-500; Россия — «Люкс» и т. д. Они дают щелочную реакцию и применяются в виде водного раствора. Моющие средства, используемые для дисков колес, дают слабокислую реакцию.
Обычно шампунь и загрязнения удаляются с кузова щетками и смываются струями воды. Широкое распространение получил
Таблица 3.4. Технические характеристики синтетических моющих средств
Средство | Направлено на удаление | Метод очистки | Содержание, г/л | Рабочая температура, °С |
МЛ-15 | Масло, грязь | Струйный | 10—25 | 65—85 |
Ламбомид-101 | То же | То же | 10—15 | 65—85 |
Ламбомид-102 | То же | То же | 15—30 | 70—85 |
Ламбомі/щ-203, МС-6, МС-8, МЛ-52 | Масло, грязь, асфальтосмолистые загрязнения | Струйный, погружением | 15—30 | 70—90 |
Ламбомид-305, АМ-15 | Прочные асфальтосмолистые загрязнения | Погружением |
| 20—40 |
Темп-ЮОА | Масло, грязь, защита от коррозии | Струйный | 5—20 | 60—85 |
Аэрол, МЛ-6 | Масло, грязь | Пароструйный | 0,5—5 | 80—95 |
Таблица 3.5. Технические характеристики растворяющих эмульгирующих моющих средств для очистки внешних поверхностей
Средство | Основные компоненты (относительное содержание по массе, %) |
А-15М | Ксилол (70—76), касторовое масло (22—28), ОС-20 (2) |
Эмульсин | Керосин (61—78), ОС-20 (7—10), ОП-4 (10—12), вода (5—7) |
Термос | Дизельное топливо (48), уайт-спирит (39), ОП-4 (10), вода (2) |
Ламбомид- 3 1 5 | Трихлорэтилен (60), трикрезол (30), синтанол ДС-10 (5), алкил-сульфат натрия (5) |
МС-2 | Сольвент (40), хлористый метилен (40), ОП-1 (10) |
бесконтактный способ, когда на кузов с помощью специального генератора наносится моющее средство в виде пышной пены. Щетки и иные приспособления не применяются, пена вместе с грязью смываются сильной струей воды. Все шампуни для бесконтактной мойки содержат ПАВ повышенной концентрации и растворители загрязнений.
В настоящее время автохимия предлагает потребителям широкий ассортимент современных моющих средств различного направления.
Контрольные вопросы
- 1. Какие требования предъявляются к тормозным жидкостям?
- 2. Назовите марки тормозных жидкостей. Что является их основой?
- 3. Назовите марки амортизаторных жидкостей и жидкостей для пуска двигателей.
- 4. Что собой представляют жидкости для стеклоомывателей?
- 5. Какие виды моющих средств вы знаете?