УМК: Школа России
Тема: «Удивительное рядом»
Класс:4
Цель: расширять и углублять знания предметного материала о несовершенных (низших) грибах, их строении и практическом применении в жизни.
Задачи:
образовательная:
расширять знания учащихся о царстве грибов; знакомить с отличительными особенностями, строением и размножением дрожжевого гриба;
воспитательная:
воспитывать умение работать в группе, любовь к окружающему миру
развивающая:
- развивать познавательный интерес через элементы исследования.
Тип урока: «Урок открытия новых знаний»
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация, конверты с заданиями для работы в парах, микроскоп (один на ряд), готовые микропрепараты (дрожжи), разные виды дрожжей (сухие, прессованные), баночки с опарой (тестом), стаканчики с теплой и холодной водой (по 1 на каждую парту), сахар, соль, мука, подсолнечное масло, хлебопечь.
Формируемые УУД:
регулятивные: организация своего рабочего места, совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему,выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
познавательные: ориентирование в своей системе знаний, самостоятельное осуществление поиска необходимой информации; перерабатывание полученной информации: сравнивание и группировка фактов и явлений, умение делать выводы на основе обобщения знаний, нахождение и выбор способа решения проблемы.
коммуникативные: донесение своей позиции до других; оформление своих мыслей в устной речи с учетом своего жизненного опыта, умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах.
|
личностные: понимание значения знаний для человека и принятие его.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Самоопределение к деятельности. | Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой. - Посмотрите в окно: Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс Урок окружающего мира начинается у нас. | Проверяют готовность рабочего места к уроку. | Регулятивные:организация своего рабочего места. |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. - Ребята, вспомните, какие царства живой природы мы с вами выделили на прошлом уроке. - А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку: И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. - Верно. Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Они поражают нас многообразием поразительных форм (Слайд 3 «Разнообразие форм грибов»). Среди них есть и, так называемые, «ослиные уши», и, уже известные нам, шляпочные грибы, и коралловидные формы, и грибы-трутовики, которые облюбовали себе жильё на деревьях. | Дети отвечают, заполняют таблицу на доске и сверяют с информацией на слайде 1 «Царства живой природы». - Грибы. - Царство грибов. | Познавательные:ориентируются в своей системе знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта. |
III. Выявление места и причины затруднений. | Комментирует новую информацию, организует её обсуждение. -Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. А вы когда-нибудь задумывались, почему изделия из теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? - Сегодня мы отправимся в гости к грибу-Хлебопёку – синьору Дрожжевому грибку. Тема нашего урока «Удивительное рядом». - Что бы вы хотели узнать о дрожжах? | Свободные высказывания детей. Размышляют, выслушивают различные мнения, приходят к выводу: - Для выпечки хлеба необходимы дрожжи. Свободные высказывания детей. Задачи: - узнать, что собой представляют дрожжи; - какого вида бывают дрожжи; - ознакомиться с применением дрожжей. | Коммуникативные: высказывают свои предположения, выражают свои мысли. Регулятивные:совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные:ориентируются в своей системе знаний. |
IV. Построение проекта выхода из затруднений. Реализация построенного проекта. | Знакомит со слайдами презентации, нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы, проводит индивидуальный контроль. -Кто из вас видел дрожжи? Поднимите руки. Взгляните на этот гриб (Демонстрация прессованных и сухих дрожжей). Всего существует более 100 видов дрожжевых грибков, но мы с вами сегодня знакомимся только с пекарскими дрожжами. - Рассмотрите дрожжи, которые находятся у вас на тарелочках. Чем они отличаются? - Можем мы зарисовать строение дрожжевого грибка? - Чтобы нам подробнее и внимательнее рассмотреть эти грибы, мы возьмем в помощники микроскоп. Но прежде послушайте, как с ним нужно работать (инструктаж по технике безопасности) Сейчас вы по очереди будете рассматривать препарат дрожжей при помощи микроскопа и зарисовывать строение дрожжевого гриба на листах, лежащих у вас на партах. - Сравните вашу работу с рисунком на слайде «Строение дрожжевого грибка»» и запишите названия частей гриба (материнская и дочерняя клетки). | Дети сравнивают два вида дрожжей, высказывают свои мнения. - Нет. Дети самостоятельно работают с микроскопом. Индивидуальная работа на листах – строение дрожжевого гриба. | Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы). Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний. |
V.Физкультминутка. | Давайте немного отдохнем. По тропинке леший шёл. На полянке гриб нашёл (ходьба на месте). Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок (приседания). Леший охает: устал От того, что приседал. Леший сладко потянулся (потягивания – руки вверх), Леший выполнил разминку И уселся на тропинку (присаживаемся за парты). | Дети выполняют движения. | |
VI. Первичное закрепление полученных знаний. | Организует практическую работу. - Ребята, как вы думаете, в пачках продают живые дрожжи или нет? Находясь в спрессованном виде и на холоде, дрожжи не размножаются. Они могут длительное время сохранять свою жизнеспособность и в высушенном виде. - Как заставить дрожжи работать? Давайте проведем опыт. У вас на партах стоят два стакана – один с теплой водой, а другой с холодной. Добавьте в стакан с теплой водой чайную ложку сахара и размешайте его. Теперь в оба стакана насыпьте сухие дрожжи, которые лежат на тарелке. Помешайте и оставьте на время. Пока наши дрожжи просыпаются, я предлагаю вам сыграть в игру «Кто быстрее и правильнее поставит тесто». Работаем в парах. Перед вами лежит конверт с карточками, возьмите его и выберите те карточки со словами, которые необходимы для приготовления теста (1 мин). Теперь давайте проверим ваши ответы по слайду дрожжи, сахар, вода или молоко, соль, мука. - Какие условия нужно создать, чтобы тесто поднялось? - Давайте проверим ваши мнения - проведем простой опыт. Перед занятием я замесила тесто и поместила его в две баночки. Делаем отметки об уровне теста и размещаем одну баночку в тепле - у батареи, а другую на холоде и сквозняке – между рамами окна. В конце урока проверим, что из этого получится. - А сейчас посмотрите, что происходит у вас в стаканчиках? | Предположительные ответы детей. Свободные ответы детей. Вывод: нужно поместить их в воду. Дети работают в парах. Дети работают в парах. (Слайд 8) «Правила работы в парах». Свободные высказывания детей. - В стакане с холодной водой без сахара дрожжи выпали в осадок, а в стакане с тёплой водой и сахаром образовалась пена. Вывод: чтобы заставить дрожжи работать, нужна тёплая вода и сахар. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы. |
VII. Включение в систему знаний. | - Как вы думаете, в чем причина образования «дырочек» в хлебе? Хлеб, который приготовили с использованием дрожжей, всегда будет иметь пористую структуру. А секрет прост. При благоприятных условиях дрожжи начинают быстро размножаться, благодаря чему тесто увеличивается в объёме. Гриб живой, и он выделяет продукты обмена – углекислый газ. Именно его пузырьки поднимаются кверху и делают тесто рыхлым и пористым. Готовое тесто помещают в печку. Жар убивает дрожжевые грибы, а от пузырьков в хлебе остаются пустоты. - Настало время проверить наши баночки с тестом и сделать вывод, какие условия нужно создать, чтобы тесто поднялось? | Свободные высказывания детей. Свободные высказывания детей. Вывод: тепло, исключение сквозняков, накрыть крышкой. | Коммуникативные: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
VIII. Рефлексия. | Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. - Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке? - Какие открытия сделали? - Что удивило сегодня на уроке? А чтобы урок вам запомнился, мы сейчас поставим тесто, и к концу учебного дня хлебопечь испечёт нам ароматный хлеб с хрустящей корочкой. - Спасибо за урок! | Дети рассказывают, чему научились, что запомнили, чему удивились. Дети вместе с учителем добавляют необходимые компоненты в форму для выпечки хлеба и ставят в хлебопечь. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. |
|