Виды разрушений и критерии работоспособности подшипников качения
Элементы подшипников (шарики, ролики и дорожки колец) работают при циклически меняющейся нагрузке.
Основными видами разрушений являются
· усталостное выкрашивание рабочих поверхностей,
· смятие рабочих поверхностей дорожек,
· задиры и абразивное изнашивание из-за попадания пыли и грязи,
· разрушение сепараторов и колец.
При нарушении работоспособности подшипников появляется шум.
Основными критериями работоспособности подшипников качения являются
· долговечность по усталостному выкрашиванию и
· статическая грузоподъемность для неподвижных подшипников и при частоте вращения п ≤ 10 мин-1.
Порядок подбора и проверка на долговечность подшипников качения
Подшипники качения подбирают по каталогу в зависимости от характера действующей нагрузки и диаметра вала. Выбранный подшипник качения проверяют на долговечность при динамической радиальной грузоподъемности Сг
Долговечность подшипника — число оборотов, млн об., которое одно из его колец делает относительно другого до начала усталостного разрушения материала тел качения или колец.
Базовую долговечность определяют при 90 % надежности: из 100 подшипников могут разрушиться 10:
где а1 — коэффициент долговечности (надежности); а23 — коэффициент, учитывающий влияние свойств металла колец и тел качения; Сг — базовая динамическая грузоподъемность подшипника (определяется по каталогу для выбранного подшипника); Рэ — эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник; р — показатель степени, р = 3 для шариковых подшипников, р = 10/3 для роликовых.
Условие пригодности подшипника: L ≥ LnoTp.
Если условие не выполнено, следует выбрать подшипники следующей серии.
Эквивалентная динамическая нагрузка для подшипников
где X, Y— коэффициенты при радиальной и осевой нагрузках соответственно, выбираются в зависимости от типа подшипника и соотношения осевой и радиальной нагрузок Fа/Fr; V — коэффициент вращения, V = 1 при вращении внутреннего кольца, V = 1,2 при вращении наружного кольца; Fr, Fa — радиальная и осевая нагрузки на опоре; Ке — динамический коэффициент, учитывающий влияние перегрузок на долговечность; КТ — коэффициент, учитывающий влияние температуры, КТ = 1 при температуре ниже 100 °С.
При отношении
осевую силу не учитывают
При действии только радиальной нагрузки расчет ведут по формуле
Рекомендации по выбору расчетных коэффициентов приведены в табл. П16 Приложения.
При частоте вращения п ≤ 10 мин-1 действующую нагрузку рассматривают как статическую и расчет ведут по статической грузоподъемности:
где Х0, Yq определяют по каталогу.
Базовая динамическая грузоподъемность — постоянная нагрузка, которую подшипник может воспринимать при базовом ресурсе 1 млн об.
Эквивалентная динамическая нагрузка — постоянная радиальная нагрузка, которая при приложении к подшипнику с вращающимся внутренним кольцом при неподвижном наружном обеспечит такой же ресурс и надежность, как при действительном режиме эксплуатации.