Лесникова С. Г. «Возможности Интернет-технологий в развитии детского движения»




Анализ статьи С.Г. Лесниковой «Возможности Интернет-технологий в развитии детского движения»

 

 

Содержание

1. Статья Лесниковой С. Г. «Возможности Интернет-технологий в развитии детского движения»………………………………...………стр.3

2. Анализ статьи С.Г. Лесниковой «Возможности Интернет – технологий в развитии детского движения»…………………………………..…стр.18

Лесникова С. Г. «Возможности Интернет-технологий в развитии детского движения»

Источник:

https://www.portalus.ru/modules/various/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1306157977&archive=&start_from=&ucat=&

 

 

Стремительное развитие российского интернета (известного под названием Рунет) началось в 1990-е гг. - параллельно с угасанием активных позиций Всероссийской пионерской организации. Новые организации искали новые формы, новые технологии. Сегодня уже сложно представить развивающуюся детскую общественную организацию (ДОО), не использующую возможности современных информационных технологий иинтернета, а активное продвижение деятельности ДОО в онлайн среде говорит об открытости организации. Благодаря широкому распространению скоростного доступа в сеть, а также простоте использования у членов ДОО появилась возможность общаться друг с другом, обмениваться информацией, мнениями и идеями в режиме реального времени. Интернет предоставляет ДОО широчайший набор возможностей: доступ ко всем видам информации, возможности для самовыражения и продвижения информации об организации для привлечения внимания к своей деятельности, изучения мнений о бренде (если таковой имеется), построения положительного имиджа и налаживания эффективных коммуникаций с активными и потенциальными членами.

Наиболее популярными ресурсами интернета для детских общественных организаций являются сайты и порталы, в том числе образовательные, сервисы быстрых сообщений, социальные сети, электронная почта и списки рассылки, поисковые системы, веб-форумы, блоги, вики-проекты и др. Многие детские общественные объединения имеют свой персональный сайт, это облегчает поиск организации в интернет-пространстве и позволяет получить информацию о ее деятельности. В то же время, некоторые объединения вполне обходятся без сайтов, используя широкие возможности социальных сетей - например, странички группы "В контакте" и т.п. Электронная почта и электронные СМИ успешно конкурируют с бумажными аналогами как по скорости представления информации, так и по экономичности. Все больше организаций устраивают on-line конференции, пользуются услугами интернет-магазинов, бронируют билеты, в том числе используя сервисы коллективных скидок типа "Groupon", создают он-лайн копилки ресурсов различных проектов: коллективные закладки, хранилища, фотоальбомы, онлайн-календари коллективного пользования, почта, чаты, YouTube, группы Google, коллективные он-лайн документы.

 

Рассмотрим некоторые возможности современных информационных технологий.

 

Развитая инфраструктура интернет предоставляет детским организациям широкие возможности для организации деятельности и неформального гражданского образования:

- за счет охвата широчайшей аудитории (не только российской, но и международной) появляются условия для создания единого информационно-образовательного пространства и возможности оперативного общения, в том числе в режиме онлайн и дистанционного обучения членов крупных международных, общероссийских или межрегиональных сетевых организаций;

- обеспечивается доступ к широкому спектру отечественных и зарубежных источников информации, в том числе к официальным сайтам, содержащим наиболее важные нормативные документы, информирующие и регламентирующие правительственные и ведомственные решения, информацию о проводимой государственной политике в социальной сфере, в образовании и науке, к сайтам, содержащим методические сведения, образовательные и развивающие программы, что позволяет руководству и членам организации оперативно реагировать и при необходимости корректировать содержание и планы работы;

- широкое распространение информации о существовании интернет-ресурса организации с помощью информационно-поисковых систем (поисковиков) или каталогов: www.yandex.ru, www.google.com и т.п.

Большинство наиболее качественных информационных ресурсов каталогизировано на образовательных интернет-порталах. В структуру образовательного портала, как правило, входят:

- новостные ленты и рассылки;

- расширенные многоуровневые средства навигации и поиска;

- электронные учебники и библиотеки;

- каталоги образовательных ресурсов;

- материалы, посвященные отдельным учебно-воспитательным и организационно-методическим вопросам;

- интерактивные обучающие средства, обеспечивающие активное участие пользователей в процессе обучения;

- виртуальные среды учебно-практической деятельности;

- компьютерные демонстрации;

- универсальные обучающие среды;

- базы данных и архивы;

- справочный отдел для поиска информации, персоналий, организаций по соответствующим предметным областям;

 

- он-лайновые журналы;

- обучающие игры;

- средства дистанционного и открытого обучения;

- средства проведения опросов и голосований, рейтингования ресурсов;

- раздел обеспечения виртуальных коммуникаций, таких как доска объявлений, форум, гостиная, видео- и аудиоконференции;

- данные о разработчиках, статистика посещений, реклама и другие данные.

В качестве примера активного использования возможностей интернета членами и руководителями детских общественных организаций можно привести серию дистанционных курсов по гражданскому сектору, реализованную образовательным порталом Центра дистанционного образования Научного парка МГУ им. М. В. Ломоносова.

Курс "PR для общественных организаций", разработанный Агентством социальной информации (АСИ) - информационным агентством (СМИ) и общественной организацией, с 1994 г. работающей в сфере продвижения общественных инициатив, информационной поддержки деятельности НКО, а также идей и проектов в социальной сфере. Курс ориентирован на передачу базовых знаний, как в сфере PR, так и специфических, относящихся именно к общественным организациям и особенностям их деятельности. Курс подробно "иллюстрирован" примерами из жизни и содержит практические задания.

Курс "Организация добровольной работы в НКО". Авторы курса: Фонд "Созидание" (Москва) - ведущая организация, которая поддерживает и развивает программы общественного служения молодежи, и Благотворительное общество "Невский Ангел" (Санкт-Петербург), ведущая организация в области развития социального добровольчества и менеджмента добровольческих программ. В рамках курса разбирались такие важные вопросы, как привлечение и мотивирование добровольцев, методы организации работы с волонтерами, формирование добровольческой программы организации, права и обязанности добровольцев, мониторинг и оценка добровольческого труда, поощрение добровольцев и др. Все темы проиллюстрированы примерами из практики.

Курс "Добровольческий социальный проект: от идеи к воплощению" предоставлял возможность получить базовые знания о том, что такое социальный проект, как посредством проектной деятельности обеспечивать развитие организации, достижение ею поставленных целей и задач. В ходе обучения слушатели узнали о том, как разработать проект, как найти сторонников и вовлечь их в проект, как построить партнерские связи для его реализации, как определить источники и найти необходимые ресурсы, как представить проект общественности и успешно его реализовать.

Курс "Основы современной благотворительности" разработан Форумом Доноров при поддержке Агентства соци-альной информации. Предназначен для организаторов и участников благотворительной деятельности в современной России. Позволяет сориентироваться во всем многообразии форм и методов благотворительной деятельности, получить представление о ее законодательном регулировании, истории развития этого явления в нашей стране, существующих препятствиях и возможных "бонусах".

Курс "Социальная журналистика". Авторы курса - кафедра периодической печати факультета журналистики МГУ и Агентство социальной информации. В рамках курса освещались вопросы социальной сферы как предмета журналистики: человеческий капитал, образование, социальная защита, защита прав человека, семья и дети, молодежь, благотворительность и социальная деятельность бизнеса, творческое своеобразие социальной журналистики. Актуальные темы рассматривались на примере последних ярких событий в той или иной области социальной деятельности, а также публикаций в СМИ.

В то же время важно заметить, что сегодня порталы и сайты организации уже не могут соперничать с такими интернет-ресурсами, как: социальные сети (Facebook, Vkontakte, Odnoklassniki.ru), сервисы быстрых сообщений (ICQ - "аська"; Агент@mail.ru - "агент"; Skype), блоги (Livejournal - Живой Журнал), микроблоги (Twitter), вики (Wikipedia), видео- (YouTube, RuTube) и аудиопорталы (Last.fm, Sellaband) в эффективности получения обратной связи и вовлечения членов организации в обсуждение и координацию деятельности организации.

Достаточно развитым среди участников детского движения является использование сервисов быстрых сообщений (например, ICQ - "аська"); Агент@mail.ru ("агент"); Skype). Эти сервисы дают возможность связаться с любым человеком, обладающим компьютером и выходом во всемирную сеть в режиме реального времени. Интерактивный список контактов позволяет видеть, кто из "пользователей-друзей" в сети и с кем возможно общение. Преимуществом является экономичность (бесплатно или намного дешевле, чем телефонный звонок); возможность быть на связи с людьми, находящимися в любой части света; использование веб-камер делает возможным видеообщение и проведение веб-конференций. Настоящий бум видеоконтента в интернете начался с появления видеоблогов и сайтов размещения и обмена видео типа YouTube, GoogleVideo, BlogTV. Сегодня можно не только организовать видеоконтакт, но и увидеть любой уголок мира, где стоят камеры, набрав "камеры мира" в поисковике. Достаточно распространенным инструментом неформального образования членов ДОО являются вебинары, которые могут включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. Видеоразмещение в интернете предоставляет для ДОО ряд важных возможностей: во-первых, это прямое обращение к целевой аудитории. Записав на видео сообщение, ДОО эмоционально вовлекает членов, клиентов, партнеров и даже конкурентов организации, призывает к действию или взаимодействию непосредственно здесь и сейчас, в сети. Это очень простой и прямолинейный способ донесения информации. Пользователь видит все сам и мгновенно принимает решение. Во-вторых, при помощи видео имеется возможность продемонстрировать пользователю те моменты деятельности организации, которые не всегда можно отобразить текстом.

Самым популярным видеохостингом в мире является видеоплатформаYouTube. Благодаря YouTube любой пользователь получил возможность смотреть ролики со всех уголков мира прямо в своем браузере, а также делиться ими с друзьями во всем мире.

Согласно исследованиям лаборатории "Сарафанное Радио", по состоянию на март 2010 г. на сервисе YouTube находится около 140 млн. видеороликов, он занимает 3-е место по посещаемости среди всех сайтов мира, в России - 8-е место среди самых популярных сайтов рунета. Огромная аудитория YouTube дает возможность ответной реакции пользователей на контент и предоставляет возможность для активной деятельности членов организации: их силами (например, во время какого-либо мероприятия) можно снять фильм и после разместить его на своем видеоканале.

В то же время все большее место в жизни современного общества занимают социальные сети, являясь одновременно и самым популярным современным интернет-ресурсом, и инновационным для использования в деятельности ДОО. Активно развиваются российские сети: Одноклассники, ВКонтакте, МойМир, Я.ру и иностранные: Facebook, MySpace и др. Социальные сети направлены на построение сообществ в интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Ускоренный тип общения привел к значительным преобразованиям языка. Появился собственный словарь интернет-сленга.

Количество социальных сетей в мире сегодня больше миллиона, и продолжает расти как количество самих сетей, так и зарегистрированных пользователей в них. Согласно прогнозам экспертов, социальные сети будут все более популярными, более мобильными и более закрытыми для "не членов социальной группы".

Проведенное компанией comScore исследование, касающееся того, сколько времени проводят в социальных сетях жители разных стран старше 15 лет и сколько страниц в месяц они просматривают, показало, что россияне оказались на первом месте. Среднестатистический российский пользователь из этой возрастной группы проводит в соцсетях 6,6 ч в месяц и просматривает за это время 1307 страниц. Для сравнения: в среднем в мире пользователи проводят в соцсетях 3,7 ч в месяц и просматривают 525 страниц. Есть и другое достижение: российская интернет-аудитория по численности уже является четвертой в Европе (по данным comScore - 31,9 млн. человек).

 

Социальные сети предоставляют ДОО следующие возможности:

- создавать свое собственное пространство во Всемирной паутине, находить и быть найденным потенциальными членами, клиентами, экспертами и т.п.;

- постоянно быть на связи с единомышленниками, находящимися в любой точке мира;

- управлять общедоступной информацией о деятельности организации (профайлом) и ее лидеров и рядовых членов;

- создавать и совместно управлять проектами, находить новые проекты и партнеров, собирать данные, делиться информацией и решать проблемы;

 

- получать новые идеи в процессе общения с единомышленниками;

- публиковать и распространять информацию об актуальных потребностях (например, списки вакансий для поиска волонтеров для реализации проектов).

Невероятную популярность сегодня среди продвинутой молодежи приобрели дневники в сети - блоги (англ. blog, от weblog, "сетевой журнал или дневник событий"). Блог - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Новые блоги появляются ежесекундно, ими обзавелись миллионы людей, чтобы делиться своими мыслями и убеждениями, искать единомышленников; тысячи общественных организаций и бизнес-компаний - чтобы улучшить свою репутацию и построить доверительные отношения с целевойаудиторией и клиентами; известные журналисты и "звезды" - чтобы создать альтернативный источник новостей. Согласно предположениям экспертов, блог как мощное электронное средство общения может повлиять на деловую коммуникацию и репутацию организаций сильнее, чем все предыдущие средства общения, в том числе веб-сайты. Ни одно явление в информационном мире не развивалось такими бурными темпами, как блоггинг, со времен появления интернета.

Для блогов характерна возможность публикации отзывов ("комментариев", комментов) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.

Наиболее популярная для размещения блога в России площадка - Живой журнал. По данным исследования "Корпоративные блоги в России", проведенным агентством интерактивного маркетинга "Редкая марка", в рунете более 500 корпоративных блогов и более 7 млн. российских частных блогов. Это важно понимать и использовать в развитии деятельности детских организаций. Развивающейся организации блог может помочь в быстром информировании членов и клиентов, получении обратной связи и реагировании на нее, привлечении новых участников в деятельность организации, создании имиджа открытой организации, увеличении посещаемости основного сайта и т.д. Для членов организации блоги дают возможность делиться своими мыслями и идеями с широкой аудиторией, позволяют чувствовать себя частью некоторого сообщества и устанавливать отношения с другими блогерами.

Риски связаны с тем, что блог организации - это всегда отражение внутренней культуры, отношений между людьми, настроений, впечатлений - это то, что будет видно, даже если будут иметь место регламенты размещения информации в блоге. Необходимо быть готовым к получению обратной связи, адекватно ее истолковывать, оперативно реагировать и направлять ответный сигнал.

За очень короткий срок стал сверхпопулярным сервис микроблогов - Twitter, который позволяет пользователям оставлять лаконичные текстовые заметки, длина которых не превышает 140 знаков. Ежедневно в Twitter появляется более 50 млн. новых записей. В марте 2010 г. в микроблогерский сервис Twitter была отправлена десятимиллиардная запись.

Благодаря оперативности и простоте Twitter стал очень удобной платформой для публикации новостей.

Важно отметить, что работа в блогах - это системный процесс и двухсторонний диалог. ДОО недостаточно просто знать, как создать блог организации и вести его, необходима работа со всем блог-сообществом, которое является своего рода "живым" организмом.

Наименее развитым в среде ДОО, но отвечающим возрастным особенностям целевой группы сервисом являются многопользовательские онлайн игры. Многопользовательская ролевая онлайн-игра (англ. massivelymultiplayeronlinerole-playinggame - MMORPG) - жанр онлайновых компьютерных ролевых игр (ORPG), в ней большое количество игроков взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире, где содержание поддерживается издателем игры (в основном, в жанре фэнтези).

В настоящее время общественный сектор ведет активные разработки инновационных образовательных игровых интернет-технологий. Так, Фондом "Школа НКО" в рамках международного проекта "Третий сектор без границ" создана и успешно апробируется интерактивная интернет-игра www.ngogame.ru, где каждый участник или команда участников получает возможность попробовать свои силы в анализе и решении кейсов (смоделированных или реальных ситуаций),основанных на задачах и проблемах, стоящих перед организацией.

Диапазон применения игры довольно широк: это возможность тестирования и обучения новых членов организации и сотрудников, тренинги на командное взаимодействие, вовлечение в корпоративные благотворительные программы, всевозможные отборы и конкурсы, направленные на повышение мотивации, и многое другое. Социальные аспекты взаимодействия в игре особенно полезны для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Легко заменимый и многовариантный контент позволяет в кратчайшие сроки адаптировать систему под текущие задачи организации. Доступ практически неограниченного количества пользователей из любого региона или страны мира, онлайн общение между разрозненными структурными подразделениями организации обеспечивает равные возможности повышения компетенций и карьерного роста для всех членов организации, что, в свою очередь, позитивно влияет на их лояльность и личную мотивацию.

В то же время, не отрицая возможностей и множества преимуществ активного вовлечения ДОО в онлайн среду, необходимо обратить внимание и на ряд сложных, не решенных вопросов как для детских организаций и ее членов, так и для всего педагогического сообщества в целом.

 

Среди наиболее распространенных проблем можно назвать следующие:

- отсутствие стратегического видения или непонимание на уровне руководства организации важности продвижения деятельности организации в виртуальном пространстве. Прежде чем выстраивать стратегию интернет-представленности детской общественной организации, важно учитывать, кто является основными потребителями и источниками информации о деятельности организации и какой именно результат она хочет получить. Какие показатели будут отслеживаться для оценки эффективности (характеристики посетителей, размер сети (количество ее участников), количество полученных комментариев?). Планируя системную и долгосрочную работу в сети, важно не забывать о человеческих и временных ресурсах и при необходимости вносить коррективы в план деятельности организации. Пожалуй, самый большой вызов для организаций - быстрота распространения информации в социальных сетях: не все ДОО готовы работать с той же скоростью;

- недостаточная личная информационно-правовая культура руководителей ДОО и отсутствие научных и методических разработок. Остро стоит необходимость формирования информационной культуры пользователей: научить правильной ориентации в образовательном пространстве интернета и критическому отношению к полученной информации, способности ее правильно анализировать и интерпретировать. К сожалению, результаты опросов показывают, что дети и подростки, понимая образовательные возможности интернета, чаще предпочитают пользоваться уже готовыми размещенными в сети учебными и справочными материалами, нежели создавать собственные тексты, используя материалы интернет-ресурсов.

 

Требуют переосмысления существующие формы работы с детьми, многое зависит от уровня грамотности и компетентности взрослых, которые курируют работу ДОО. Так, если говорить о сайтах детских организаций, то, чтобы добиться популярности, сайт должен регулярно обновляться, предлагая пользователям максимум достоверной и хорошо поданной информации. Интересный, актуальный контент и взаимодействие с ним пользователей - весомый повод для члена организации и любого другого посетителя (родителей, педагогов, сверстников) не только самому вернуться на ресурс, нои порекомендовать его своим знакомым. Вместо того, чтобы запрещать "сидеть" в "Одноклассниках", "В контакте" и других сетях, можно этот процесс направить в "нужное русло". Никто не расскажет лучше, например, о волонтерской программе, действующей в организации, или успешно реализованном проекте, чем ее непосредственный участник. А если эту информацию получат "френды" ("друзья" в сети) - можно получить весьма ощутимый резонанс.

Необходимо отметить, что перед руководителями ДОО в настоящее время стоит не только задача научиться работать с информационными технологиями, обосновывать и наполнить их содержанием, но и создать нормы, регулирующие использование информационных технологий в деятельности организации.

Важно помнить и о негативном воздействии информационных технологий, защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию (подростки могут завысить свой реальный возраст при регистрации в сети, тем самым они получат доступ к разделам, не предназначенным для них), опасности развития зависимости. Большое количество информации захватывает подростков, они могут часами пребывать в виртуальном пространстве и игнорировать другие аспекты своей жизни. С точки зрения размещения информации сегодня интернет доступен каждому. Все острее встает проблема манипуляций сознанием пользователей, различной пропаганды и дискриминации, будь то по национальному, религиозному, половому и другим признакам, потенциальная возможность использования информации для мошенничества. Для исключения подобного важно обращать внимание детей на фильтрацию личной информации, выкладываемой в открытый доступ, не рекомендуется в профиле в социальных сетях указывать информацию о месте жительства, о школе, номера телефонов и т.п.

Кроме того, важно не забывать, что опубликованная информация, фотографии или видео могут сказаться на будущей репутации. Например, сейчас преподаватели вузов, работодатели просматривают профили потенциальных работников. В то же время это важно понимать и руководителям ДОО. Так, участники Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений "Лидер XXI века" в возрастной номинации от 14 до 18 лет указывали, что в процессе подготовки к участию в конкурсе внимательно проанализировали в социальных сетях не только профайлы потенциальных конкурентов, но и интернет-страницы членов Оргкомитета и Экспертного совета конкурса.

Таким образом, интернет и, в частности, социальные медиа - это реальность, которую нельзя игнорировать. По данным отчетов Яндекса, только за 2009 г. российская аудитория социальных медиа увеличилась в 2 раза. Переход от традиционного преподнесения информации к интерактивному продвижению в интернете является основным трендом настоящего времени, игнорирование которого может привести к потере актуальности детской организации для подростков. Результатом, к которому должна стремиться ДОО, внедряя современные информационные технологии в практику своей работы, является, на наш взгляд, развитие информационно-правовой культуры воспитанников: знания своих прав и обязанностей, умения применять их, а в случае необходимости - защищать, отстаивать свои права и права других людей; умения общаться, критически думать, разрешать социальные конфликты; осознанно воспринимать нормы гражданского поведения и гражданской ответственности, основанные на добровольном выборе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: