Неделя 22-я по Пятидесятнице.




Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Гал., 215 зач., VI, 11–18.

 

Русский перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева):

11 Видите, какими большими буквами я написал вам здесь собственноручно. 12 Хвастающиеся своей внешней безупречностью принуждают вас обрезываться только для того, чтобы их не преследовали за крест Христов. 13 Конечно, сами обрезанные закона не соблюдают, но заставляют вас обрезываться, чтобы им похвалиться вашей обрезанной плотью, показав себя ревнителями закона. 14 Я же не хочу хвалиться ничем кроме креста Господа нашего Иисуса Христа. С Его смертью мир стал мертв, распят для меня, а я – для мира. 15 И во Христе Иисусе ничего не значит все мирское – обрезание, необрезание… В Нем – новое творение. 16 Тем, кто живет по этому правилу, - милость им и мир. Они – Израиль Божий.

17 Отныне да не утруждает меня больше никто разговорами по этому предмету. Пусть за меня говорят раны Господа Иисуса, которые я ношу на теле моем.

18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет с духом вашим, братья.

 

Предлагаемое чтение из Послания к Галатам имеет очень большое значение. Эти строки завершают послание. Мы знаем, что в те далекие времена письма писались собственноручно очень редко. Как правило, они диктовались специальным писцам, «стенографам» по-гречески, «скорописцам» по-славянски. Сам автор прикладывал свою руку только в конце письма. Апостол Павел, следуя этой древней традиции, тоже диктует свои послания, в конце подписывая их замечательной формулой пожелания благодати Божией, ставшей образцовой для христианских посланий. В Послании к Галатам Апостол отступает от принятого обычая и собственной рукой пишет не только заключительную формулу благопожелания, но весь тот отрывок, который сегодня предложен для нашего чтения. Этот факт подчёркивает важность того, что он желает сообщить в нескольких предложениях.

Апостол пишет «большими буквами». Современный русский читатель, знакомый преимущественно с Синодальным переводом Библии, привык к другим словам: «Видите, как много написал я вам своею рукою». Здесь мы сталкиваемся с переводческой ошибкой. На церковно-славянском языке это место звучит так: «колиеми книгами». Переводчик наивно воспринял славянское слово «книга» как русское «книга», в то время как оно означает «буква». Трудно сказать, почему Апостол писал «большими буквами». Одни предполагают, что тем самым он желал придать большой вес написанному, как бы выделяя его. Другие, как святой Иоанн Златоуст, считают, что эти слова Апостола указывают «не на обширность послания, а на недостаточную красоту почерка». Третьи объясняют размашистый почерк плохим зрением из-за болезни глаз, на которую Апостол намекал уже в этом послании (Гал 4:13-15). Как бы то ни было, завершающий раздел представляет собою как бы итоговую черту под всем Посланием к Галатам. Речь Апостола окрашена искренним чувством и большой проникновенностью. Давно замечено, что всё Послание к Галатам написано по образцу апологии, защитительной речи. Апостол защищает Евангелие, защищает свой апостольский авторитет, который подвергался сомнению и даже совсем отвергался его противниками из числа иудействующих христиан. Как и положено, в конец своей апологии Апостол вкладывает весь авторитет своей личности. Пожалуй, ни одно из других посланий Апостола Павла не имеет такого впечатляющего заключения.

Апостол снова атакует своих противников, как и в самом начале послания, где он предает их анафеме за искажение Евангелия спасения для всех людей, а не только для иудеев. Считая, что крестной смерти и воскресения Иисуса Христа для спасения недостаточно, иудействующие христиане настаивали на обрезании и соблюдении закона Моисея, поскольку полагали, что именно от этого зависит спасение, так как Мессия Иисус пришел к обрезанным иудеям, а не к необрезанным язычникам. Побудительные мотивы их поведения Апостол Павел описывает самыми мрачными красками. Их цель – произвести впечатление на людей их миссионерскими усилиями присоединения к числу обрезанных как можно больше язычников. «Если не обрежетесь,… не можете спастись» (Деян 15:1). Таков был лозунг иудействующих христиан. Центральным здесь было понятие «плоти». Они, как пишет Апостол Павел, «хотят отличиться», то есть покрасоваться «плотью». Они гордились своими «плотскими» преимуществами и «плотским» превосходством. Далее, они хотят «похвалиться вашей плотью», то есть заслужить одобрение в Иерусалиме тем, что они обрезали еще нескольких язычников. Слово «плоть», повторяющееся в тексте, здесь означает именно операцию обрезания на человеческой плоти, не на сердце. Бог действительно дал Аврааму заповедь обрезания, как знака Своего завета. Но ведь само по себе обрезание на плоти, как внешняя хирургическая процедура, ничего не значило. Об этом говорили уже великие ветхозаветные пророки. Тем не менее, иудеи придавали обрезанию принципиальное значение, настаивая, что спастись без него никто не может. То, что такая точка зрения предельно нелепа и граничит с магией, прекрасно сознавал Апостол Павел. Важен ведь не сам знак, а то, что этот знак обозначает, то есть важна вера, самоотдача Богу, посвящение себя Ему. Обрезание плоти символизировало обрезание «сердца». И если такового не произошло, то обрезание плоти теряет всякий смысл. Поэтому важно не то, обрезан ли человек, но то, рожден он или не рожден свыше и является ли теперь новой тварью, новым творением Божиим на месте ветхого творения.

Второй упрёк Апостола Павла в адрес его противников касается плохого исполнения Закона как раз теми, кто и сами обрезаны и других принуждают к обрезанию. Теперь они хотят собственный недостаток исполнения Закона, собственное лицемерие сгладить тем, что они через обрезание успешно присоединяют к Закону других. Этим-то они и хвалятся, «плотью» других.

Поведению противников Павел противопоставляет самого себя. Он не хвалится «плотью», ни своей собственной, ни чужой. Вместо этого он «хвалится» Крестом Христовым. А Крест как раз и означает уничтожение «плоти», понимаемой как человеческое самохвальство в греховной удаленности от Бога. Похвалы заслуживает только Крест, а не «плоть», которая «желает противного Духу» (Гал 5:17), ибо «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24). Никакие человеческие дела, дела «плоти» и мира, не смогли сделать то, что сделал Бог на Кресте, на котором произошло искупление из рабства греху, смерти и Закону. Поэтому мир для Апостола Павла больше не представляет прежней ценности, равно как и его человеческое: Я больше не существует для этого мира. Лишённый своей силы и ценности мир больше не представляет для него никакой угрозы, никакого соблазна, он – в некотором смысле ничто. И наоборот, он для мира больше не представляет никакого интереса: он покинул этот мир. Оба не существуют друг для друга, стали ничем, и всё это через смерть Иисуса на Кресте!

Новый, сотворенный через Крест и Воскресение мир абсолютно не зависит от обрезания или необрезания. Он – «новое творение». Исчерпан старый мир и всё то ветхое, что ему принадлежит (2 Кор 5:17). В мире уже присутствует нечто новое, не только в Самом Христе, «первенце из усопших» (1 Кор 15:20), но и во всех, которые через крещение вместе со Христом сораспяты и совоскрешены. Так Бог, по ту сторону иудейства и язычества, во Христе положил новое начало. То, что иудейские пророки ожидали в будущем, уже теперь стало действительностью. Или, иначе говоря, если уже начался новый мир, а старому пришёл конец, то мы живём уже в конце времён. Мы переживаем переход к уже наступившему новому времени. Будущее – уже настоящее. Таково самоощущение Апостола. Таковым должно быть самоощущение всех христиан как нового Израиля Божия.

Отвергая от себя все досадные разговоры о необходимости обрезания и несения бремени закона Моисея, Апостол Павел ссылается на те рабские «клейма» (так в буквальном переводе), на знаки принадлежности Христу, которые он носит на своем теле. Возможно, это рубцы и шрамы, оставшиеся от побоев и издевательств, которые испытал Апостол за Христа. Вот такими знаками на «плоти» он по праву может хвалиться.

 

P.S.:

К сожалению 17-й стих часто понимается искаженно, особенно в Синодальном и многих других Европейских переводах Библии. Что это за «язвы Господа Иисуса», по-гречески στίγματα (стИгмата)? В средневековой древности эти слова понимали следующим образом, что св. Павел якобы носил на своем теле те раны, которое испытало тело Иисуса Христа при распятии: на руках, теле, ногах и голове. Где-то в XII веке на Западе был такой святой Франциск Ассизский, он так остро сопереживал со Христом Его страдания эмоционально, внутренне, мысленно, душевно сопереживал со Христом, что у него открылись такие же раны на руках и ногах и стали испускать кровь. С тех пор число таких людей все возрастало, у сотен людей на протяжении истории западной Церкви открывались такие раны Христовы, и этих людей стали называть стигматиками. Но тут надо сказать, что это конечно экзегетическое заблуждение. Неправильное истолкование текста привело к дальнейшим психофизическим последствиям. Слово «стигма», которое у нас переведено «язва» означает прежде всего «клеймо», рабское клеймо, которое ставили рабу, когда он попадал в рабство тому или иному господину. Клеймо ставили также на скот и собственные изделия, гончар ставил клеймо на изготовленные им сосуды со знаком той фирмы, которая изготовила. Св. Павел имеет в виду, что «я раб Христов, на мне стоят клеймы принадлежности ко Христу, и поэтому никто не обременяй, не отягощай меня, ибо не буду исполнять никакой другой работы, кроме той, которую обязан исполнять для Иисуса Христа». Речь о том, что св. Павел — раб Христов, и никто не может служить двум господам. Галатам противники ап. Павла навязывали еще служение Моисею и Закону. Святой Павел же говорит, что никакого иного закона исполнять не будет, кроме закона Христова, закона любви.

Благодать — высший дар, с которого все и начинается. Благодатью, незаслуженным даром Божиим, является само наше бытие, наша новая жизнь во Христе. Святой Павел желает благодать, тем галатам, которых он очень любит, несмотря на все их заблуждения и совершающийся отход от Евангелия. Так и мы должны распространять свою любовь не только на наших ближних, которые рядом с нами и наши единомышленники, но так же на заблуждающихся людей, на еретиков и даже вообще не на христиан.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: