Моя первая поездка во Францию




Как только я прибыл в Париж, то сразу отправился в дом номер 8 по улице Галилея к господину Дюпону. После представлений он отвел меня в проектное бюро, с которым он сотрудничал, и где мне предстояло работать, на улицу Понселе, дом 10, в 17-м округе. Дюпон познакомил меня с директором бюро, господином Эненом, тот показал мне большой двухэтажный офис со множеством чертежных досок и счетных машин Фасит, калькуляторов тогда еще не существовало. Энен дал мне планы. На них я мог прочитать: «Республика Колумбия, город Пайпа, центральное электричество, Альстом». Энен сказал: «Вот планы, надо немного постараться и рассчитать конструкции». Я согласился, потом уже начал чесать голову и думать: «Как же я все это сделаю!» Сначала я долго рассматривал планы, чтобы понять, что требуется. Потом пошел в два магазина технической литературы, узнал там, где я могу найти книги, которые мне нужны, быстро купил две или три книги по методике расчета. Традиционные методики я знал, но слышал, что есть новая методика расчета нагрузки по узлам. Мне надо было пересмотреть все. Думаю, что первую неделю в Париже мне не удалось как следует поспать. Каждый вечер я сидел, обложившись книгами и зубрил. Я понял, что лучшая методика – метод Гарди Кросса. Все расчеты я делал по этой методике. Все шло хорошо, и через три недели мне сказали подойти к господину Энену и поговорить о моей работе. Я с большим опасением явился к нему. «Я посмотрел твою работу», - сказал он. Я, наверное, переменился в лице и затрепетал. Он продолжил: «Это очень неплохо! Я не люблю эксплуатировать людей, поэтому я хочу тебе платить». Я ответил, что получаю стипендию, и он не обязан платить мне, но он настоял: «Я знаю, что твоя стипендия – 750 франков, но, если бы я нанял начинающего инженера, я бы платил ему 1500 франков. Я предлагаю тебе доплатить до этой суммы». В то время студенты жили на 350 франков, а я стал получать в пять раз больше, это было просто шикарно! Сегодня это соответствовало бы 20 000 франков, это был просто рай!

Мои дела пошли очень хорошо. Во время длинных выходных нам устраивали экскурсии по Франции, по замкам Луары, и я начал узнавать страну. В то время я жил в меблированных комнатах на улице Леопольда Робера, пансион назывался «Отель Купол». На бульваре Распай есть бистро, оно называется «Гимназиум», мы собирались там по вечерам с друзьями. У меня было два друга иранца, тоже получивших стипендию, и итальянец Джованни Тесситоре, он был на практике в итальянском банке в Париже. Еще было несколько французов и две девушки, которые жили в «Общежитии студенток». Оно и сейчас находится в доме 214 по бульвару Распай рядом с бистро. Мы собирались по вечерам, чтобы сыграть в электрический бильярд, а потом решить, что мы будем делать дальше. Когда у нас было мало денег, мы шли ужинать в «Доме актера» на Монпарнасе. Это заведение спонсировалось меценатами, мы там встречали Жана-Клода Бриали, он тогда был начинающим актером, Ральфа Валлоне, он тоже только начинал тогда, интеллектуалов, студентов и так далее. Самый дорогой ужин, эскалоп из телятины, стоил 3, 5 франков! В дни, когда мы были побогаче, мы шли в маленький ресторан «Сторожка» на бульваре Распай. Там можно было очень хорошо поужинать. Повар, его жена и официантка был доверенными лицам студентов. Эта семейственность мне очень нравилась. Ближе к концу 60-х они вышли на пенсию. Ресторан стал другим, с претензией на шик, и таким и оставался до прошлого года. Теперь там закусочная.

То есть, по вечерам местом встречи был «Гимназиум». 5 сентября 1960 года вместе с нашими подружками в компанию пришла симпатичная девушка. Ее звали Мари-Жозе. Понадобилось несколько месяцев, чтобы мы по-настоящему стали встречаться. Обстоятельства и занятость мешали нам оставаться тет-а-тет.

Другие две девушки из нашей компании были не очень симпатичные. Мари-Жозе приехала из Бретани, она казалась немного наивной, но она была просто скромной. Однажды две девушки предложили пойти в клуб, где был вечер южно-африканской музыки. Мы договорились встретиться. Но девочки не пришли, пришла одна Мари-Жозе. Мы подождали четверть часа, потом решили идти без них. Когда я провожал ее домой, пошел дождь, и я предложил ей спрятаться под моим плащом, который я нес над нашими головами. Наверное, это был решительный шаг! Ни один парень не делал пока такого для нее. 8 января следующего года мы решили, что будем теперь вместе все время.

Мы уважительно предупредили о наших планах родителей, но это было не просто. Мне было 27 лет, я думал, что знал все, и что я так и останусь холостяком. Говорил, что, если и женюсь, то только, чтобы доставить удовольствие родителям. Я знал, что отец и один из его друзей, Макинский хан, почти договорились, что я женюсь на его дочери. Я думал, что будет легко их переубедить, тем более, моя мать уже приезжала в Париж и встречалась с Мари-Жозе. А у нее самой, в честной и строгой бретонской семье, новость всех потрясла. Как, иранец?! Одна из бабушек спросила: «Он хотя бы не негр?»

Несколько дней спустя приехал мой отец и привез кольцо. Я очень удивился и подумал, что он вообразил, что обстоятельства таковы, что нам нужно жениться как можно скорее! Я его разубедил. Он удовольствовался тем, что сказал, что жизнь вдвоем – это нелегко, и нельзя принимать такое решение необдуманно.

Мари-Жозе сказала, что ее отец хочет увидеться со мной, и мы назначили встречу в бистро на Елисейских Полях. Я знал, что ношу фуражку в знак признания, тогда их носили не так часто. Он сказал мне сразу, что считает меня хорошим человеком, но все же он и вся семья не в восторге от наших планов. Я ответил: «Это должно нравиться не вам, а вашей дочери». Также я добавил, что мы с Мари-Жозе долго обдумывали наше решение, прежде чем сообщить родителям. Он привел много аргументов, чтобы поколебать меня, например, разница культур. Но я всегда находил слова, чтобы парировать. Его беспокоил ислам. Я представил его как монотеистическую религию, в отличие от других, более сложных, как например, таоизм или индуизм. Я даже продемонстрировал ему, что знаю христианство лучше некоторых христиан. Единственное, на чем ему удалось настоять, так это на том, чтобы его дочь сначала закончила учебу. Его расчет был на то, что я проявлю свою сущность и скажу, что женщинам не нужно учиться, но я согласился с ним. Он был удивлен. Я предложил, чтобы Мари-Жозе закончила сначала учебу, а еще, чтобы она приехала летом в Иран посмотреть, где я живу. Его я тоже пригласил. А он попросил меня поскорее уехать на время из Франции, потому что, если мы с Мари-Жозе будем все время вместе, то все будет слишком легко. А он хотел, чтобы мы выдержали испытание. В апреле я вернулся в Иран. Летом я пригласил Мари-Жозе к себе и купил ей билет Персиан Эйр Сервис. Она посмотрела Тегеран, но я отвез ее в Исфахан, и она влюбилась в него, несмотря на то, что в тот год по всей стране были землетрясения. Отец Мари-Жозе через некоторое время тоже приехал в Тегеран. Он наводил справки повсюду, даже в банке, где я работал! Друг, который работал в банке, спросил меня: «Что ты такого сделал во Франции? О тебе тут спрашивали». Он расспросил даже французского кюре в Иране, которого называли «отец всех в мире», он был замечательным человеком.

Да, Жан Ле Борн провел настоящее расследование, прежде, чем приехать!

Следующим летом Мари-Жозе приехала на каникулы, и мы обручились официально. Я организовывал паломничества в Иране, и мне полагался билет в любую страну. Я выбрал Францию, и первый раз попал в Бретань. Мари-Жозе закончила учебу и устроилась на работу в торговой палате Парижа.

Мы поженились 18 марта 1963 года в Париже. Мои родители приехали. Мой двоюродный брат Аранджани, который жил в Мюнхене, был свидетелем, и вот. Церемония была в узком кругу, в мэрии 7 округа. Вечером Жан Ле Борн устроил огромный ужин, на который пригласил всех своих партнеров. Я принес 3 килограмма икры. Праздник проходил в павильоне Эрменонвиль в Булонском лесу. Распорядитель сказал мне, что обычно такие мероприятия проходят с 6 до 8-9 вечера. В нашем же случае ему пришлось выставить нас за дверь в час ночи! Было столько икры и польской водки, что не было никаких причин останавливаться! Мы с Мари-Жозе напились так, как никогда больше в жизни! К счастью, подруга моей жены помогла нам доехать до отеля. Она была трезвее нас, но все-таки тоже навеселе, так как прямо посреди Булонского леса украла стул. Тогда на скамейках можно было сидеть бесплатно, а за стулья надо было платить. Студенты ненавидели такие порядки, и подруга решила, что она достаточно уже заплатила за стулья, и может взять один себе!

21 марта мы отпраздновали иранский новый год с моими родителями и отправились в свадебное путешествие, которое началось с Ирана. Это было прекрасное путешествие, дедушка Мари-Жозе подарил нам двухдверный Мерседес SL 190. Родители жены проехали с нами часть пути. Мы поехали в Штутгарт, потом в Мюнхен, затем через Бреннер в Милан, где мы расстались с родителями. Потом провели несколько дней в Венеции, после – во Флоренцию, в Неаполь, пересекли Италию до Бриндизи и сели на корабль до Патр. Пробыли несколько дней в Афинах, встретились с моим другом Пантази. А оттуда отправились в Стамбул, и я познакомил Мари-Жозе с моими дядями. Мой дядя был очень горд, он даже поцеловал руку Мари-Жозе. Через пару дней мы снова отправились в путь, чтобы добраться до Ирана. В Анкаре нам отсоветовали ехать по главному шоссе, оно было еще под снегом. Мы решили ехать по берегу до Орду. В Орду нам сказали, что дорога перекрыта на ремонт. Чтобы проехать по служебной дороге, нужен был грузовик или полноприводная машина. Нашелся грузовик, его нужно было ждать до завтра, и мы остановились в «Золотом дворце», трехэтажном здании. Номер был отвратительный, грязный до ужаса. Я спросил, нет ли другого номера, и у них нашелся двухкомнатный, и нас туда проводили. Он был немного почище, и в нем даже была вода. Я посмотрел на кровать, на простыни, тут же закрыл их, чтобы Мари-Жозе не увидела, потому что ничего лучше мы бы все равно не нашли. Мы начали с того, что стали обрабатывать ванную марганцовкой. Потом я сказал Мари-Жозе, что спать мы будем на покрывалах. Простыни были неопределимого цвета, что-то между серым и коричневым. Никогда в жизни я не видел такой грязи! Помню даже, что у меня была коробка с дустом, чтобы обработать простыни.

Наутро нас ждал грузовик. Я думал, они поставят прокладки под колеса, но нам сказали оставаться в машине и держать педаль тормоза! Бесполезно было объяснять им, что если двигатель не работает, то и тормоз бесполезен! Чтобы проехать участок стройки в 12 километров, мы просидели в нашей машине на грузовике 3 часа. К счастью, я со своего сиденья видел, стоят ли наши колеса еще на рельсах, а то казалось, что они висят в пустоте.

С огромной радостью мы прибыли в Трабзон. Остановились в нем отдохнуть, измученные приключениями. На следующий день отправились в Эрзерум. По дороге стали свидетелями одного из самых красивых зрелищ на свете: перегону овец в горы. Тысячи овец шли своим путем, мы должны были останавливаться, окруженные ими, Мари-Жозе выходила несколько раз, чтобы их отогнать. Это было восхитительно. Пейзажи вокруг были потрясающие. К 9 часам вечера мы добрались до границы, там нас встретил знакомый моего отца. Они организовали праздник для нас. И там были чистые простыни, горячая вода и обильная еда. Наутро мы опять продолжили наш путь в Тегеран.

Когда мы, наконец, добрались, мы остановились у моих родителей. У них был большой двухэтажный дом. Родители жили на втором этаже, а на первом я сделал что-то вроде однокомнатной квартиры. Я думал, что все пройдет хорошо, но, оказалось, не совсем. Я вышел на работу и много отсутствовал, а мама и Мари-Жозе были дома одни, и для них все было не так просто. И я решил, что надо искать другие варианты. Банк, в котором я работал, имел большую собственность в предместье. Там были фруктовый сад, бассейн, домик охранника, который служил подсобкой для садовника. И небольшой двухкомнатный дом. Он пустовал, и я спросил, можно ли его снять. Директор банка согласился и сдал нам его за смехотворную цену. Так мы и оказались в доме нашей мечты! Мы поселились в нем в конце лета и не могли пользоваться бассейном. Но жить в отдельном доме – это было здорово!

Мы обставили дом очень просто: кровать, стол, два стула, зилу (восточные ковры из хлопка), холодильник и газовая плитка на кухне. Вот и все. Была еще собака, огромная дворняга по имени Палинг. У нее был выдающийся ум, французский она освоила за 24 часа и повсюду следовала за моей женой.

Очень скоро жена нашла работу секретаря во Французском центре в Тегеране и быстро выучила персидский, это легкий язык, в нем индоевропейские корни и простая грамматика.

Первые проблемы с нашим домом начались, когда пришла зима. Это была необыкновенно суровая зима. Температура опускалась до -25 градусов. А у нас в спальне были французские окна, они начинались на высоте 1-2 сантиметра от пола! Этот кусочек стены должен был защищать нас от холода. Отопление работало хорошо, и главной нашей проблемой было расчистить дорогу к входной двери, она утопала в снегу. Я помню день, когда выпало столько снега, что я не смог доехать до дома на машине, решил оставить ее и пройти пешком. Мне было немного страшно, потому что тогда по городу шастали стаи бродячих собак и иногда нападали на прохожих. Я позвал нашего Палинга и он проводил меня до дому. После этого случая мы решили, что надо все-таки жить где-нибудь в другом месте. Я стал перестраивать квартиру на первом этаже в родительском доме. Было вполне возможно сделать из нее полностью отдельную квартиру. Я сделал там кухню и ванную, и мы стали жить в четырехкомнатной квартире, очень удобной. Тем временем меня назначили руководителем строительного отдела банка, а еще мы с друзьями открыли проектное бюро. Дела шли хорошо. По выходным мы ездили на Каспийское море или в Исфахан, любимые места Мари-Жозе, короче, жизнь была прекрасна.

Потом начались трудности у нашего проектного бюро. Часто нам не платили. Мы выполняли свою работу, но архитекторы, которые делали у нас заказы, часто сами бывали без денег и продолжали пользоваться нашими услугами, не отдав долги. Фирма наша была совсем маленькая, денег у нас не было, чтобы набрать начальный капитал в 25 000 франков, мы одолжили деньги у родителей и друзей. К счастью, мы выполняли заказы в очень специализированных областях, например, в том, что касается авиации и аэропортов, и наши усилия довольно быстро принесли свои плоды. У меня была немного двойственная ситуация с одним из моих товарищей. У нас была наша фирма, и мы продолжали работать вместе в банке, который нас поддерживал. Мой начальник был, конечно, в курсе всего, и он просил нас избегать любых прямых транзакций с нашим банком, чтобы меня невозможно было обвинить в превышении служебных полномочий.

Дела шли хорошо. Мы работали не только на гражданскую авиацию, но, очень скоро, начали оказывать услуги и военно-воздушным силам.

Тем временем мой тесть во Франции хотел развивать свой бизнес, и ему нужно было понять, заинтересованы ли мы в том, чтобы его унаследовать, или нет. Что касается меня, я понял, что в Иране мы дошли до точки, где больше нет конкуренции. Нам дали понять, что пора давать взятки нужным людям. Я мог бы избежать коррупции, потому что работал в банке, но я чувствовал, что другие хотят, чтобы я сам тоже стал коррумпированным. Это гораздо хуже, чем просто давать взятки! Это было против всех моих идеалов, я всегда боролся то, чтобы быть честным, и это не всегда было легко. Я был ответственным за покупки для строительства в банке, и не один поставщик пытался подкупить меня, чтобы продать свои товар подороже!

Еще я служил экспертом по оценке имущества, отдаваемого под залог, и со мной произошла однажды непростая история. Меня попросили провести экспертизу одного хозяйства, в которое входило несколько деревень и текстильную фабрика. Все это принадлежало человеку, хотевшему получить в банке очень большой кредит. Это было в Исфахане. Я поехал туда, и Мари-Жозе со мной, конечно. На следующий день после проведения экспертизы я вернулся, и Мари-Жозе сказала мне: «Почему ты купил ковер, а со мной не посоветовался? Мы должны были вместе его выбрать». Я не понял ничего из того, что она сказала. Она провела меня в столовую и показала этот несчастный ковер. Кто-то принес его, и она решила, что это я купил. Я не понимал, откуда этот ковер, и кто мог нам его принести. На следующий день, когда я пришел в банк, мне позвонили из того дома, для кого я делал экспертизу. Этот человек спросил меня, отправил ли я отчет и, в конце разговора, упомянул о том, что я получил ковер. Я понял, что он обхитрил меня, был выбит из колеи и не знал, что делать. Я решил быстро предупредить начальника, и он вызвал взяткодателя к себе в кабинет. Мы встретились: он, мой начальник и я вместе с ковром, и очень ясно объяснили, что так поступать в нашей организации не принято. Так я и понял, что очень трудно избежать коррупции в моей стране. Когда живешь в обществе, основанном на коррупции, то почти невозможно выйти чистым.

В банке я достиг вершины моей карьеры инженера, я изобрел один вид металлического перекрытия, очень легкого. И не думал, что когда-нибудь сделаю еще одно большое открытие в технической сфере. Я ошибся. Через 5 лет, когда я уже переехал во Францию, все переменилось, новые изобретения полностью изменили нашу работу. Но в тот момент я думал, что уже держу в руках маршальский жезл.

Моя ситуация была следующей: с одной стороны я боялся быть вовлеченным в коррупцию, а с другой – меня угнетала рутина устоявшейся и стабильной работы без особых перспектив. Как раз тогда Мари-Жозе сказала мне, что беременна. Мой тесть настоял, чтоб мы вернулись во Францию, и мы согласились. Мари-Жозе уехала первой, я присоединился к ней 10 декабря 1966 года. Некоторое время мы жили в Париже на улице Сюркуф. Я работал на несколько фирм, чтобы набраться опыта в оптовой торговле строительными материалами.

Ариан родилась 7 февраля 1967 года, и мы перебрались в Бретань к середине лета. Сын родился 11 сентября 1970 года. Все остальное дети знают.

 

Немного истории

Теперь давайте немного поговорим об истории Ирана, особенно об Исламе, об арабском завоевании и его влиянии на жизнь Ирана до наших дней.

Первые следы цивилизации, найденные в Иране, относятся к 7000 году до Рождества Христова. Первая цивилизация, многочисленные следы которой можно найти в Иране – это цивилизация династии эламитов. Она происходит с юго-запада современного Ирана, с востока Тигра. Столицей были Сузы. Была очень большая археологическая экспедиция, находки которой есть сейчас в Лувре и в Археологическом музее Тегерана. По тому, что удалось обнаружить, это был очень мирный народ.

Название «Иран» пришло от народа, который жил в Трансоксании. Где находится этот регион? Он лежит между реками Амударья и Сырдарья, которые берут начало на северо-востоке современного Афганистана и впадают в Аральское море. Говорят, что народы, населявшие этот регион, имеют индоевропейское происхождение, а уже потом они были вытеснены тюркскими племенами на запад, юг и даже юго-восток, то есть, в Индию.

Первыми в Иран пришли меды и заняли Азербайджан и Курдистан. Их столицей была Экбатана, сейчас она называется Хамадан. Они постоянно сражались с ассирийцами, чьи земли заняли.

Вслед за медами появились персы. Они принадлежали к той же этнической группе, и войн с ними не было. Персы заняли более южные регион, современный Фарс (арабское название Персии). (1) То ли регион у них был более суровый, то ли персы были энергичнее, но мало-помалу они начали доминировать. И первый персидский царь Курох или Кир Великий, сын мидянской принцессы Манданы, создал первую Персидскую империю, объединившую персов и медов, империю Археменидов. Он завоевал территории вокруг, в частности, Вавилон, и освободил всех пленных евреев, находившихся в рабстве у вавилонян. (2) Нам известно, что пророк Даниил, который тоже был в вавилонском рабстве, был освобожден и обосновался вместе с иудейскими племенами в районе Хамадана, где до сих пор существуют полностью еврейские деревни, где жители занимаются сельским хозяйством.

(1) У арабов нет буквы П, они переделывают ее в Ф или в Б. Поэтому на рынке они спрашивают, не желаешь ли ты «бетрушки»!

(2) Отсюда и история Эсфири, которую персидский царь сделал своей женой.

Пророк умер в Хамадане, и там построен его мавзолей, мусульмане и евреи там собираются и сейчас.

Таким образом, империя Кира Великого состояла из всего современного Ирана, Сирии, большой части Афганистана, востока Анатолии, и, конечно, своего центрального региона, Фарса. Еще более могущественной империя стала при царе Камбисе, который сначала расширил свою территорию до средиземного моря, а потом отправился завоевывать Египет.

После Камбиса ничего значительного не происходила до того момента, как наступила анархия, и власть взял Дарий. Дарий Первый тоже был персидским принцем. Вот небольшой исторический анекдот о том, как его выбрали среди других принцев.

Было решено скакать верхом до первого святилища, и принц, чья лошадь заржет первой, станет царем. У Дария был необыкновенно умный конюх. Накануне он привел в место скачек кобылу и туда же отвел коня Дария. Назавтра конь пришел в те же места, не нашел и кобылу и, конечно же, тут же принялся ржать! Так женский пол очередной раз изменил ход истории!

Дарий был великим царем, в первую очередь, организатором. Он первым в мире создал почту и сеть дорог, необходимую для доставки писем. Он также учредил должность сатрапа – местного царя. Дарий был царем царей. Сатрапы были автономны; они обязаны были платить налоги и поставлять войска. На самом деле империя Ахеменидов была конфедеративной монархией, и Дарий создал в ней очень мощную систему слежки. Был целый штат людей, о которых сатрапы не знали, и кто следил за исполнением приказов царя и обязаны были докладывать о всех нарушениях.

Таким был Дарий. Он не совершил значительных завоеваний, но структурировал государство, в котором было несколько столиц: Персеполис – весенняя столица, Сузы – зимняя, Экбатана – летняя и Пасаргады – осенняя. Мы видим, что происхождение от кочевых племен дало себя знать.

Сын Дария Кшаярша или Ксеркс был амбициозен. Границы империи на востоке простирались до Индостана, на севере – до Центральной Азии, но на западе ему была нужна Греция. Когда его войска пересекали Дарданеллы, Ксеркс посчитал, что море слишком свирепое и буйное, и приказал солдатам дать морю тысячу ударов кнутом. Ему повезло, и море успокоилось! Войска переправились, и им удалось захватить и сжечь Афины. Это, конечно, не к чести Ксеркса. В первый раз за всю историю Ахеменидов был разорен город, и это шло вразрез с их религиозными законами.

За Ксерксом было несколько царей. Потом настало время Дария Третьего, последнего Ахеменида, который был побежден Александром Великим и убит человеком из своего окружения.

Тогда наступил греческий период. Говорят, что фаворитка Александра, афинянка Таис, просила его сжечь Персеполис, чтобы отомстить за Афины. Так по легенде был разрушен этот город. Но он находился в сейсмоопасной зоне и мог погибнуть от землетрясения.

Александр продвинул границы империи в Индостан. Мы знаем, что он не прожил долго, и после его смерти империя была разделена на несколько государств. Птолемеи правили Египтом, Селевкиды – Ираном. Александр так сильно повлиял на историю, что его можно считать царем Ирана. Многие места носят его имя, которое по-ирански звучит как Искандер, но не только в Иране: есть такие города как Александрия, Александретта и т.д.

Селевкиды правили сотню лет с 350 до 200 г. до н.э. приблизительно. Их сменили Парфяне. В Иране их называли Аршакидами. Эта династия происходила с северо-востока страны. Иисус родился во время правления Митридата Третьего. О них сохранились предания, что это было воинственно племя очень искусных всадников, которые могли скакать перед неприятелем, оставлять вожжи, оборачиваться и стрелять из лука. И они побеждали во всех схватках.

Их свергли Сасаниды, чье имя происходит от их прародителя Сасана. Они была зороастрийцами, как и Аршакиды, были великими королями и первыми возвели на иранский трон женщин. Некоторые из правителей носили мое имя. Хосров Первый «Ануширван», что значит «Справедливый». Они обратились в маздакизм, к Мани (разновидность манихейства), религия, похожая на христианство, но смешанная с восточными верованиями в свет и энергию. На Западе эту веру исповедовали катары. После обращения, Хосров Первый вернулся к зороастризму, своей родной вере, и приказал убить 70 000 маздакитов. Вот почему его называют Справедливым!!!

За ним был Хосров Второй, его называли Парвиз, что значит Победитель, он был очень высокомерным. Когда он одержал победу над императором Византии, он велел поставить его на колени, и сам наступил ему на спину, чтобы сесть на коня. Да, это был важный господин!!!

У него была большая любовь с армянской принцессой по имени Ширин.(3) Армяне широко используют имя Хосров. Их первого премьер-министра после освобождения от Советского Союза тоже так звали. Но вернемся к Хосрову Второму, который женился на Ширин. Великая иранская поэма посвящена их любви, но там же мы находим еще одну историю, историю Ширин и Фархада, архитектора, который тоже влюбился в Ширин, но их любовь осталась платонической.

(3) Ширин значит милая

В одной из войн Хосров сжег крест Иисуса. Он был убит своим сыном, тем еще гордецом! Он унаследовал царство и в стране наступил бардак. Мубеды, зороастрийские жрецы, установили фундаментализм, и очень коррумпированный, так что, в итоге, Йездегерд Третий, последний царь, был разбит армией Омара, второго мусульманского халифа.

 

Ислам

Пришел момент поговорить об Исламе. Я буду краток, потому что все пояснения можно найти в книгах.

Эта религия родилась в Саудовской Аравии, в провинции Хиджаз, где находятся Мекка и Медина. Традиция утверждает, что Магомет был неграмотным. Я в этом сомневаюсь, так как он был доверенным лицом одной очень богатой женщины, занимавшейся торговлей в этом регионе.
Магомет занимался караванами, сопровождал их везде, до Иерусалима и Дамаска. И я не думаю, что такие обязанности можно доверить неграмотному.

Он женился на этой женщине, Хадидже. Однажды вечером ему было видение: он услышал голос, который обращался к нему. Магомет получил приказ от Бога служить Ему и проповедовать Его слово. Ислам – это религия правил, продиктованных Аллахом и переданных устно Магометом своему окружению, потому что, как говорят, он не умел писать.

До этого жители региона были язычниками и поклонялись разным богам, храмы которых были в Мекке. Магомет проник в святилище, разрушил все изображения богов и провозгласил, что есть только один Бог. Не стоит забывать, что Мекка – это то место, где Авраам должен был принести в жертву своего сына, и где Бог ему явился, приказав убить не сына, а ягненка.

И тут же Бог приказал Магомету построить кубическое сооружение, каабу, к которому каждый мусульманин должен поворачиваться лицом во время молитвы.

У Магомета, конечно, появились многочисленные враги. Мекка была, в первую очередь, огромным рынком. Магомет хотел сохранить экономические преимущества своего города, но из-за угроз врагов был вынужден скрыться в Медине. Тогда и началось переселение или хиджра по-арабски, начало мусульманской хронологии. Из Медины Магомет продолжил проповедовать мусульманство, и так активно, что довольно быстро вся провинция Хиджаз обратилась в эту веру, потом весь Аравийский полуостров, а затем и Иран, бывший в то время огромной империей.

После смерти Магомета первым халифом стал Абу Бакр. Он был уже старый и не прожил долго. За ним был Омар. Он был великим воином и умелым и хитроумным политиком. В то время должность халифа не была еще должностью религиозной, халифы избирались знатью, чтобы заменить ушедшего пророка.

Начиная с Омара можно говорить об исламской Империи. Ему удалось завоевать весь Иран, Сирию, большую часть Египта. Наверное, он был высокого роста, потому что арабская пословица гласит: «Все высокие – идиоты, кроме Омара, все низкие – лицемеры, кроме Али». Так я понял, что Омар был высоким, а Али – низким!

Омар был убит рабом, который съел кусок его дыни. Халиф не нашел своей дыни и впал в ярость. Раб испугался, что тот убьет его и предпочел сам убить Омара. Так из-за куска дыни погиб великий правитель.

Третьим халифом был Осман. Он был грамотный и очень методичным и заставил написать Коран. Начиная с его правления, Ислам стал организовываться в государство.

Три перечисленных халифа были друзьями Магомета. Когда осман умер, четвертым халифом стал Али, зять Магомеда. Он зарекомендовал себя доблестным воином при Омаре, но сам был человеком слишком мягким, слишком простым, и его убили в мечети во время рамадана.

После него халифом стал Муавийа. Он был последним избранным халифом и первым из династии Омейядов, обосновавшейся в Дамаске, который стал столицей Империи. Господство мусульман над Испанией проходило при Омейядах. Они были свергнуты династией Абассидов. Харун-ар-Рашид был очень известен. Он – современник Карла Великого и самый великий из аббасидских императоров. Его столица, Багдад. была сердцем Империи во всех областях: литература, искусство, науки и т.д. Это был период процветания.

Вот таким было начала Ислама с исторической точки зрения. С точки зрения веры и традиции, Магомет определил его как монотеистическую религию, после иудаизма и христианства; Ислам признает Тору и Евангелие.

Появления Моисея и Иисуса было недостаточно, чтобы передать людям все Божьи законы. Магомет был избран, чтобы продолжить их дело, объяснить правила, по которым можно жить в мире.

Христианство на первых порах распространялось мирно, а ислам с самого начала насаждался силой сабли.

Мусульмане считают иудеев и христиан верующими в своего Бога, но не прошедшими нужный этап развития. Любопытно, что Магомет называл себя последним из пророков. После него слово Божье считается достаточно истолкованным до конца света, до последнего суда и прихода преемника Бога Иисуса. В общих чертах все эти религии совпадают: 10 заповедей, рай, ад, последний суд и т.д. Ислам – это просто уточнение повседневных правил: рамадан, паломничество в Мекку, чтобы обновить жертву Авраама, дневная молитва и т.п. Правила эти распространяются достаточно широко, регулируют даже процесс наследования. По исламским законам женщина, выходя замуж, остается собственницей своего имущества, но, когда умирает ее отец, она наследует только половину того, что получает мужчина. Она рассматривается как половина мужчины, что не так уж плохо, например, по сравнению с христианством, где ставился вопрос, есть ли у женщины душа! В племени, из которого вышел Магомет, женщины использовались только для того, чтобы рожать. Если первым ребенком в браке оказывалась девочка, ее хоронили живьем. Первым должен быть мальчик. То есть мы не можем ставить в упрек Магомету в том, что он по-разному подходил к мальчикам и к девочкам, признать, что женщина – половина мужчины, - это большой шаг вперед. В прочем, в Исламе традиция хоронить родившуюся девочку была уничтожена.

Коран достаточно труден, поэтому среди суннитов, ортодоксальных мусульман, четыре человека были ответственны за толкование Корана, отсюда происходит четыре религиозных обряда, по которым живут сегодня большинство мусульман. (4)

(4) Маликиты, ханафиты, ханбалиты и шафииты

Различия между этими обрядами минимальные. Например, для трех из них собака – это нечистое животное, а для четвертого – нет, но это считается вполне допустимым разночтением.

Про ортодоксальность. Суннизм – это традиция. Шииты противостоят этой традиции.(5) Среди шиитов огромное множество течений. Среди наиболее известных – алавиты, для которых слова Али, зятя Магомета, - закон. Их много в Сирии и в пограничных районах Турции. Эти люди очень открыты, так как главный принцип Али – соответствие эпохе, принятие перемен. В Иране, например, если бы мусульмане были интегристами, Хомейни пришлось бы запретить телевидение и вообще все современное, а он не только ничего не запретил, но и, наоборот, организовал модернизацию. Среди шиитов можно встретить исмаилитов, Ага-хан, к примеру. Они останавливаются на шестом потомке Али. Тех, кто идет дальше, называют шиитами-двунадесятниками. Они считают своими духовными отцами 12 имамов. Имам – это потомок Али. В Иране Хомейни был провозглашен имамом. Это невозможно, так как Мехди – двенадцатый имам, исчезнувший. Он – мессия иранских шиитов и появится только в день последнего суда.

Хомейни не противился такому названию, впрочем, распространившемуся везде. Имамом стали называть того, с кем молятся в мечети, кого-то вроде священника.

(5) На арабском «ши ат Али» значит «встать на сторону Али».

Шиизм начался с самых истоков Ислама. Теоретически он произошел от неправильно истолкованной фразы Магомета, которую он сказал перед смертью: «За мной будет избранный». Но фраза звучит таким образом, что слово «избранный» может быть заменено на «Али». Похоже, что этой путанице шиизм обязан своим происхождением. Из-за этого, также происходят и проблемы: убийство Али и политические интриги.

После убийства Али его первый сын, Хасан, был отравлен, второй пытался укрыться в спокойном регионе, но был схвачен войсками Йазида, сына халифа из Омейядов, и убит вместе со всей семьей вблизи Карбелы. Поэтому Карбела и считается священным городом, очень важным для шиитов.

Часто эта борьба на самом деле происходила между реальной властью и чистыми и твердыми людьми, хотевшими сохранить целостность региона. Как иранцы, зороастрийцы, далекие от всего этого, обратились? Силой сабли. Известно, что, чтобы стать мусульманином, достаточно сказать: «Ля Аллахи илля Ллах» (6)

(6) Нет Бога кроме Бога

Когда приходили мусульмане, они потрясали саблями и кричали: «Голь ля Аллахи илля Ллах!» (7)

(7) «Голь» означает «скажи».

Несчастные, перепуганные люди, ничего не понимая, повторяли: «Голь ля Аллахи илля Ллах!» Вот как это происходило. Видимо, завоеватели были некультурными, они приходили в места, где люди уже знали музыку, искусства, у них были богатые библиотеки. Арабы сожгли все, для них единственной книгой был Коран. Перед лицом такой дикости нужно было найти компромисс. Жена Хуссейна была иранского происхождения, дочь Йаздигерда III, последнего короля Сасанидов, это позволило иранцам чувствовать себя связанными с исламистами.

Остался конфликт между суннитами и шиитами, который часто был кровавым до прихода Сефевидов. Они организовали что-то вроде союза между всеми шиитскими общинами. У них была поддержка восточных и западных стран. Оттоманская империя переживала свой расцвет, то есть была наиболее сильной, и было крайне важно помешать ей расшириться как на восток, так и на запад, в центр Европы. Сефевиды были отличным защитным барьером. С тех пор, как турки стремились в Европу и два раза доходили до Вены, Сефевиды завоевывали территории к востоку, до Багдада. И турки были вынуждены вести переговоры на западе и отказаться завоевывать Запад, чтобы сохранить то, что они потеряли на Востоке.

Иранцы были шиитами, турки – суннитами. У них были несколько шиитских меньшинств, например, алавиты, и их отношения были сложными.

Различие религий в этом регионе впечатляет. Например, армяне и грузины на Кавказе – христиане, как и маленькая монгольская община, живущая близ озера Байкал, последователи Мани. Хазары, давшие название Каспийскому морю, - тюркское племя, обратившееся в иудаизм! Они проживают в нынешнем Казахстане.

Итак, шиизм был насажден сефевидскими царями. Первый из них, Исмаил, проиграл большую битву турецкому султану Селиму (8) при Чалдыране. Шах Исмаил подался в бегство, утратил все свои богатства, жену и преуспел только в том, чтобы спасти свою шкуру.

(8) Султан по-турецки значит «король»

Султан Селим был очень амбициозен и категорически против шиитов, которых турки считали отступниками; он не устоял перед красотой жены Шаха Исмаила и взял ее себе.

Это привело в большое см<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: