Ответ
Народные волшебные сказки: № 2, 4, 6, 7, 12.
- «Семь Симеонов»
- «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»
- «Иван-царевич и белый полянин»
- «Гуси-лебеди»
- «Марья Моревна»
Авторские произведения:
- «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин)
- «Серебряное копытце» (П.П. Бажов)
- «Старый уличный фонарь» (Г.Х. Андерсен)
- «Чёрная курица, или Подземные жители» (Антоний Погорельский)
- «Конёк-горбунок» (П.П. Ершов)
Остальное – либо бытовые сказки, либо сказки о животных.
- За верный отбор – по 1 баллу за каждое произведение (всего 5 баллов).
- За добавление своих примеров – по 2,5 балла за каждый (всего 5 баллов).
- За верное указание авторов – по 1 баллу (всего 5 баллов).
Всего 15 баллов.
Задание 2 «ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ» [15 баллов]
В стихотворении перепутаны строки.
а) Восстановите стихотворение: перепишите строки в правильном порядке.
- Подсказка 1: знаки препинания в концах строк.
- Подсказка 2: рифмовка в стихотворении парная.
В эту дверь влетают вести,
Не для вешнего жильца,
Синий домик у ворот.
Не для белки, не для мыши,
Говорливого скворца.
Дверца узкая под крышей –
Во все стороны летят!
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Угадай, кто в нем живёт.
Б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?
В) О каком предмете идёт речь в стихотворении?
Ответ
а)
Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живёт.
Дверца узкая под крышей –
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Во все стороны летят!
С.Я. Маршак
Критерии оценивания | Баллы |
Текст восстановлен верно | |
Текст восстановлен верно, но имеются ошибки при переписывании | |
Имеются разночтения с оригиналом, не влияющие на смысл текста | 6–8 |
Имеются 1–2 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста | 3–5 |
Имеются 3–4 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста | 1–2 |
Текст существенно искажён | |
Максимальный балл |
б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?
|
Загадка (авторская стихотворная загадка). 2 балла за верный ответ.
в) О каком предмете идёт речь в стихотворении?
Почтовый ящик (3 балла за верный ответ).
Задание 3 «РАБОТА С ТЕКСТОМ» [40 баллов]
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 100–150 слов.
Сергей Григорьевич Козлов (1939–2010)
ЖИКИНА ГОРА
Давно уже Ёжик не видел такого большого неба. Давно уже не было такого, чтобы он вот так останавливался и замирал. И если кто у него спрашивал, зачем он останавливается, отчего замирает. Ёжик все равно бы ни за что не смог ответить.
– Ты куда глядишь, Ёжик? – спросила Белка.
– А, – сказал Ёжик. И махнул лапой.
– Ты что там увидел? – спросил Муравей.
– Молчит, – сказала Белка.
– Задумался, – проворчал Муравей и побежал по своим делам.
А Ежику вдруг показалось, что он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.
Что никогда-никогда до этого ничего подобного он не видал.
«Как же так? – думал Ёжик. – Ведь я столько раз бежал по этой тропинке, столько раз стоял на этом холме».
И деревья были такие необыкновенные – лёгкие, сквозящие, будто сиреневые, и полны такой внутренней тишиной и покоем, что Ёжик не узнавал знакомые с детства места.
|
– Что же это? – бормотал Ёжик. – Раньше не видел всего?
И птицы, те немногие птицы, что остались в лесу, казались теперь Ежику необыкновенными.
«Это не Ворона, это какой-то Орёл кружит над лесом, – думал Ёжик. –
Никогда не видел такой огромной птицы».
– Всё стоишь? – спросил Муравей. – Я уже вон какую соломину оттащил, а он всё стоит.
– Не мешай ему, – сказала Белка. – Он думает.
– Думает, думает, – проворчал Муравей. – Что бы стало в лесу, если б все думали.
– Подумает, и всё, – сказала Белка. – Не мешай.
– Все вы бездельники, – сказал Муравей. – Все вы друг за дружку горой. – И убежал.
А Ёжик про себя поблагодарил Белку, потому что он слышал разговор где-то далеко-далеко, будто говорили на облаках, а он – на дне моря.
«Какая она добрая, – подумал о Белке Ёжик. – Почему я раньше никогда её не встречал?»
Пришёл Медвежонок.
– Ну что? – сказал он. – Что делать будем?
Ёжик смотрел на лес, на холм, на Ворону, кружащую за рекой, и вдруг понял, что ему так не хочется отвечать, так не хочется спускаться со своей горы… И он стал благодарно думать о том, по чьей доброте на этой горе оказался.
<1980-е>
- Почему этот текст можно назвать художественным?
- Черты какого жанра отразились в этом тексте? Как можно это обосновать?
- С помощью каких слов, словосочетаний, предложений обрисован облик персонажей? Зачем автор использует художественные приёмы?
- Как можно охарактеризовать главного героя? Каков его внутренний мир? О чём он думает, что он чувствует?
- Можете ли Вы объяснить название рассказа?
- Как можно сформулировать основную мысль рассказа?
Критерии оценивания | Баллы |
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | |
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | |
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и рамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Максимальный балл |
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
|
Максимальный балл за все выполненные задания – 70.
Класс: 5 класс / Предмет: Русская литература / Этап: Школьный / Год: 2016 / Город: Москва /
6 класс
Задание 1 «БИБЛИОТЕКАРЬ» [15 баллов]
Отберите из представленных произведений только те пять повестей и романов, которые можно назвать фантастическими. Выпишите их номера, укажите авторов. Затем по возможности укажите авторов остальных произведений.
- «Илиада»
- «Девочка с Земли»
- «Метель»
- «Пятнадцатилетний капитан»
- «Серебряное кресло»
- «Три мушкетёра»
- «Человек-амфибия»
- «451 по Фаренгейту»
- «Кусака»
- «Кавказский пленник»
- «Кладовая солнца»
- «Толстый и тонкий»
- «Кондуит и Швамбрания»
- «Белое безмолвие»
- «Война миров»
Ответ
Фантастические романы и повести: № 2, 5, 7, 8, 15.
- «Девочка с Земли» (Кир Булычёв)
- «Серебряное кресло» (К.С. Льюис)
- «Человек-амфибия» (А.Р. Беляев)
- «451 по Фаренгейту» (Рэй Бредбери)
- «Война миров» (Г.Дж. Уэллс)
За верный отбор (верно определённые номера) – по 1 баллу (всего 5 баллов).
За верно определённых авторов произведений – по 1 баллу (всего 5 баллов).
Если произведение не отнесено или неверно отнесено к жанру фантастики, но автор указан верно – 0,5 балла за позицию.
Остальные произведения и авторы:
- «Илиада» (Гомер)
- «Метель» (А.С. Пушкин)
- «Пятнадцатилетний капитан» (Жюль Верн)
- «Три мушкетёра» (А. Дюма)
- «Кладовая солнца» (М.М. Пришвин)
- «Кусака» (Л.Н. Андреев)
- «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов)
- «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой/А.С. Пушкин)
- «Кондуит и Швамбрания» (Л.А. Кассиль)
- «Белое безмолвие» (Джек Лондон)
За верно определённые имена авторов (инициалы не обязательны) – по 0,5 балла (всего 5 баллов).
Задание 2 «ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ» [15 баллов]
В стихотворении перепутаны строки.
а) Восстановите стихотворение: перепишите строки в правильном порядке.
- Подсказка 1: знаки препинания в концах строк.
- Подсказка 2: первая строка стоит на своём месте.
ВОЛК И ЖУРАВЛЬ
Что волки жадны, всякий знает;
«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –
Волк, евши, никогда
И просит горю пособить.
За то на одного из них пришла беда:
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Костей не разбирает,
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
По счастью, близко тут Журавль случился.
Журавль свой нос по шею
Кость вытащил и стал за труд просить.
И с глупой головой из горла цел унёс!
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».
А это ничего, что свой ты долгий нос
Он костью чуть не подавился.
Поди ж, приятель, убирайся,
Пришло хоть ноги протянуть!