А) Восстановите стихотворение: перепишите строки в правильном порядке.




Ответ

Народные волшебные сказки: № 2, 4, 6, 7, 12.

  • «Семь Симеонов»
  • «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»
  • «Иван-царевич и белый полянин»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Марья Моревна»

Авторские произведения:

  • «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин)
  • «Серебряное копытце» (П.П. Бажов)
  • «Старый уличный фонарь» (Г.Х. Андерсен)
  • «Чёрная курица, или Подземные жители» (Антоний Погорельский)
  • «Конёк-горбунок» (П.П. Ершов)

Остальное – либо бытовые сказки, либо сказки о животных.

  • За верный отбор – по 1 баллу за каждое произведение (всего 5 баллов).
  • За добавление своих примеров – по 2,5 балла за каждый (всего 5 баллов).
  • За верное указание авторов – по 1 баллу (всего 5 баллов).

Всего 15 баллов.

Задание 2 «ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ» [15 баллов]

В стихотворении перепутаны строки.

а) Восстановите стихотворение: перепишите строки в правильном порядке.

  • Подсказка 1: знаки препинания в концах строк.
  • Подсказка 2: рифмовка в стихотворении парная.

В эту дверь влетают вести,
Не для вешнего жильца,
Синий домик у ворот.
Не для белки, не для мыши,
Говорливого скворца.
Дверца узкая под крышей –
Во все стороны летят!
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Угадай, кто в нем живёт.

Б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?

В) О каком предмете идёт речь в стихотворении?

Ответ

а)

Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живёт.
Дверца узкая под крышей –
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Во все стороны летят!

С.Я. Маршак

Критерии оценивания Баллы
Текст восстановлен верно  
Текст восстановлен верно, но имеются ошибки при переписывании  
Имеются разночтения с оригиналом, не влияющие на смысл текста 6–8
Имеются 1–2 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста 3–5
Имеются 3–4 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста 1–2
Текст существенно искажён  
Максимальный балл  

б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?

Загадка (авторская стихотворная загадка). 2 балла за верный ответ.

в) О каком предмете идёт речь в стихотворении?

Почтовый ящик (3 балла за верный ответ).

Задание 3 «РАБОТА С ТЕКСТОМ» [40 баллов]

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 100–150 слов.

Сергей Григорьевич Козлов (1939–2010)

ЖИКИНА ГОРА

Давно уже Ёжик не видел такого большого неба. Давно уже не было такого, чтобы он вот так останавливался и замирал. И если кто у него спрашивал, зачем он останавливается, отчего замирает. Ёжик все равно бы ни за что не смог ответить.

– Ты куда глядишь, Ёжик? – спросила Белка.

– А, – сказал Ёжик. И махнул лапой.

– Ты что там увидел? – спросил Муравей.

– Молчит, – сказала Белка.

– Задумался, – проворчал Муравей и побежал по своим делам.

А Ежику вдруг показалось, что он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.
Что никогда-никогда до этого ничего подобного он не видал.

«Как же так? – думал Ёжик. – Ведь я столько раз бежал по этой тропинке, столько раз стоял на этом холме».

И деревья были такие необыкновенные – лёгкие, сквозящие, будто сиреневые, и полны такой внутренней тишиной и покоем, что Ёжик не узнавал знакомые с детства места.

– Что же это? – бормотал Ёжик. – Раньше не видел всего?
И птицы, те немногие птицы, что остались в лесу, казались теперь Ежику необыкновенными.

«Это не Ворона, это какой-то Орёл кружит над лесом, – думал Ёжик. –
Никогда не видел такой огромной птицы».

– Всё стоишь? – спросил Муравей. – Я уже вон какую соломину оттащил, а он всё стоит.

– Не мешай ему, – сказала Белка. – Он думает.

– Думает, думает, – проворчал Муравей. – Что бы стало в лесу, если б все думали.

– Подумает, и всё, – сказала Белка. – Не мешай.

– Все вы бездельники, – сказал Муравей. – Все вы друг за дружку горой. – И убежал.
А Ёжик про себя поблагодарил Белку, потому что он слышал разговор где-то далеко-далеко, будто говорили на облаках, а он – на дне моря.

«Какая она добрая, – подумал о Белке Ёжик. – Почему я раньше никогда её не встречал?»

Пришёл Медвежонок.

– Ну что? – сказал он. – Что делать будем?

Ёжик смотрел на лес, на холм, на Ворону, кружащую за рекой, и вдруг понял, что ему так не хочется отвечать, так не хочется спускаться со своей горы… И он стал благодарно думать о том, по чьей доброте на этой горе оказался.

<1980-е>

  1. Почему этот текст можно назвать художественным?
  2. Черты какого жанра отразились в этом тексте? Как можно это обосновать?
  3. С помощью каких слов, словосочетаний, предложений обрисован облик персонажей? Зачем автор использует художественные приёмы?
  4. Как можно охарактеризовать главного героя? Каков его внутренний мир? О чём он думает, что он чувствует?
  5. Можете ли Вы объяснить название рассказа?
  6. Как можно сформулировать основную мысль рассказа?
Критерии оценивания Баллы
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15  
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10  
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5  
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и рамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5  
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5  
Максимальный балл  

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

Класс: 5 класс / Предмет: Русская литература / Этап: Школьный / Год: 2016 / Город: Москва /

 

 

6 класс

Задание 1 «БИБЛИОТЕКАРЬ» [15 баллов]

Отберите из представленных произведений только те пять повестей и романов, которые можно назвать фантастическими. Выпишите их номера, укажите авторов. Затем по возможности укажите авторов остальных произведений.

  1. «Илиада»
  2. «Девочка с Земли»
  3. «Метель»
  4. «Пятнадцатилетний капитан»
  5. «Серебряное кресло»
  6. «Три мушкетёра»
  7. «Человек-амфибия»
  8. «451 по Фаренгейту»
  9. «Кусака»
  10. «Кавказский пленник»
  11. «Кладовая солнца»
  12. «Толстый и тонкий»
  13. «Кондуит и Швамбрания»
  14. «Белое безмолвие»
  15. «Война миров»

Ответ

Фантастические романы и повести: № 2, 5, 7, 8, 15.

  • «Девочка с Земли» (Кир Булычёв)
  • «Серебряное кресло» (К.С. Льюис)
  • «Человек-амфибия» (А.Р. Беляев)
  • «451 по Фаренгейту» (Рэй Бредбери)
  • «Война миров» (Г.Дж. Уэллс)

За верный отбор (верно определённые номера) – по 1 баллу (всего 5 баллов).

За верно определённых авторов произведений – по 1 баллу (всего 5 баллов).

Если произведение не отнесено или неверно отнесено к жанру фантастики, но автор указан верно – 0,5 балла за позицию.

Остальные произведения и авторы:

  • «Илиада» (Гомер)
  • «Метель» (А.С. Пушкин)
  • «Пятнадцатилетний капитан» (Жюль Верн)
  • «Три мушкетёра» (А. Дюма)
  • «Кладовая солнца» (М.М. Пришвин)
  • «Кусака» (Л.Н. Андреев)
  • «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов)
  • «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой/А.С. Пушкин)
  • «Кондуит и Швамбрания» (Л.А. Кассиль)
  • «Белое безмолвие» (Джек Лондон)

За верно определённые имена авторов (инициалы не обязательны) – по 0,5 балла (всего 5 баллов).

Задание 2 «ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ» [15 баллов]

В стихотворении перепутаны строки.

а) Восстановите стихотворение: перепишите строки в правильном порядке.

  • Подсказка 1: знаки препинания в концах строк.
  • Подсказка 2: первая строка стоит на своём месте.

ВОЛК И ЖУРАВЛЬ

Что волки жадны, всякий знает;
«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –
Волк, евши, никогда
И просит горю пособить.
За то на одного из них пришла беда:
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Костей не разбирает,
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
По счастью, близко тут Журавль случился.
Журавль свой нос по шею
Кость вытащил и стал за труд просить.
И с глупой головой из горла цел унёс!
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».
А это ничего, что свой ты долгий нос
Он костью чуть не подавился.
Поди ж, приятель, убирайся,
Пришло хоть ноги протянуть!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: