В) Приведите 2–3 примера произведений такого же жанра. Укажите их автора и название.
Ответ
а) Восстановленный текст:
ВОЛК И ЖУРАВЛЬ
Что волки жадны, всякий знает;
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает,
За то на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унёс!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».
(И.А. Крылов)
Критерии оценивания | Баллы |
Текст восстановлен верно | |
Текст восстановлен верно, но имеются ошибки при переписывании | |
Имеются разночтения с оригиналом, не влияющие на смысл текста | 6–8 |
Имеются 1–2 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста | 3–5 |
Имеются 3–4 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста | 1–2 |
Текст существенно искажён | |
Максимальный балл |
б) Определите жанр восстановленного текста.
Басня. 2 балла.
в) Приведите 2–3 примера произведений такого же жанра. Укажите их автора и название.
До 3 баллов за верно приведённые примеры.
Задание 3 «РАБОТА С ТЕКСТОМ» [40 баллов]
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 150– 200 слов.
Сергей Алексеевич Баруздин (1926–1991)
ПРОСТУЖЕННЫЙ ЁЖИК
|
Было это поздней осенью в последний год войны. Шли бои на польской земле.
Однажды ночью мы обосновались в лесу. Разожгли костер, согрели чай. Все улеглись спать, а я остался дежурить. Через два часа меня должен был сменить на посту другой солдат.
Сидел я с автоматом у догоравшего костра, на угольки посматривал, к шорохам лесным прислушивался. Ветер шелестит сухой листвой да в голых ветвях посвистывает.
Вдруг слышу – шорох. Будто кто-то по земле ползет. Я встал. Автомат наготове держу. Слушаю – шорох смолк. Опять сел. Снова шуршит. Где-то совсем рядом со мной. Что за оказия! Глянул я под ноги. Вижу – кучка сухой листвы, да будто живая: сама собой движется. А внутри, в листьях, что-то фыркает, чихает. Здорово чихает!
Присмотрелся получше: ёжик. Мордочка с маленькими чёрными глазками, уши торчком, на грязно-жёлтых иглах листья наколоты. Подтащил ёжик листья поближе к тёплому местечку, где костер был, поводил носом по земле, чихнул несколько раз. Видно, простудился от холода.
Тут время моей смены настало. Заступил на пост солдат – казах Ахмет-валиев. Увидел он ежа, услыхал, как тот чихает, и ну меня ругать:
– Ай, нехорошо! Ай, нехорошо! Сидишь и смотришь спокойно. А у него, может, грипп или воспаление. Смотри, весь дрожит. И температура, наверное, очень большая. В машину его надо взять, лечить его надо, а потом на волю выпускать…
Так мы и сделали. Положили ёжика вместе с охапкой листьев в наш походный «газик». А Ахметвалиев на следующий день тёплого молока где-то раздобыл. Ёжик напился молока, согрелся и опять уснул. За всю дорогу несколько раз чихнул и перестал – поправился. Так всю зиму у нас в машине и прожил!
|
А когда весна настала, мы его на волю выпустили. На свежую травку. И какой день тогда выдался! Яркий, солнечный! Настоящий весенний день!
Только было это уже в Чехословакии. Ведь и весну, и победу мы там встречали.
(1961)
- Почему этот текст можно назвать художественным?
- Как описан ёжик? С помощью каких художественных средств автор создаёт его образ?
- О чём говорит поступок Ахметвалиева?
- Почему действие рассказа начинается ночью и осенью, а в финале говорится о весне и победе?
- Что Вы можете сказать о языке этого произведения?
Критерии оценивания | Баллы |
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | |
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | |
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Максимальный балл |
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Максимальный балл за все выполненные задания – 70.
|
Класс: 6 класс / Предмет: Русская литература / Этап: Школьный / Год: 2016 / Город: Москва /
7 класс
Задание 1. «БИБЛИОТЕКАРЬ» [10 баллов]
Отберите из представленных произведений только те пять, которые подходят под определение «приключенческий роман». Выпишите их номера, укажите авторов. Затем по возможности укажите авторов остальных произведений.
- «Дети капитана Гранта»
- «В дурном обществе» («Дети подземелья»)
- «Детские годы Багрова-внука»
- «Детство»
- «Граф Монте-Кристо»
- «Тарас Бульба»
- «Чучело»
- «Два капитана»
- «Белый клык»
- «Над пропастью во ржи»
- «Алые паруса»
- «Айвенго»
- «Выстрел»
- «Золотой жук»
- «Одиссея капитана Блада»
Ответ
Приключенческие романы: № 1, 5, 8, 12, 15.
- «Дети капитана Гранта» (Жюль Верн)
- «Граф Монте-Кристо» (Александр Дюма)
- «Два капитана» (В.А. Каверин)
- «Айвенго» (Вальтер Скотт)
- «Одиссея капитана Блада» (Рафаэль Сабатини)
За верно определённые номера – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).
За верно определённых авторов произведений – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).
Если произведение не отнесено или неверно отнесено к жанру приключенческого романа, но автор указан верно – 0,5 балла за позицию.
Остальные произведения и авторы:
- «Детские годы Багрова-внука» (С.Т. Аксаков)
- «Дети подземелья» («В дурном обществе») (В.Г. Короленко)
- «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь)
- «Алые паруса» (А.С. Грин)
- «Чучело» (В.К. Железников)
- «Белый клык» (Джек Лондон)
- «Золотой жук» (Эдгар По)
- «Выстрел» (А.С. Пушкин)
- «Над пропастью во ржи» (Джером Сэлинджер)
- «Детство» (Л.Н. Толстой или Максим Горький)
За верно определённых авторов – по 0,5 балла (всего 5 баллов).
Задание 2. «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» [20 баллов]
Перед Вами фрагмент художественного произведения, содержащий описание некоего места. Представьте себе людей, населяющих это пространство (комнату, квартиру, дом и т. д.). Напишите очерк об обитателях этого места.
Дайте героям имена, опишите их внешность и характер. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте. Пишите грамотно, связно, свободно. Рекомендуемый объём – 150–200 слов. Подражать стилю автора не обязательно.
На ящике горела керосиновая лампа. На стенах висели обручи, обтянутые папиросной бумагой, белой и розовой, длинные полосатые бичи с блестящими металлическими ручками, костюмы, осыпанные золотыми кружочками, расшитые цветами, звёздами, разноцветными лоскутами. Со стен глядели маски.
У некоторых торчали рога; у других нос напоминал турецкую туфлю; у третьих рот был от уха до уха. Одна маска отличалась огромными ушами. Самое смешное было то, что уши были человеческие, только очень большие.
В углу, в клетке, сидел какой-то маленький непонятный зверь.
У одной из стен стоял длинный деревянный стол. Над ним висели зеркальца. Десять штук. Возле каждого зеркальца торчала свеча, приклеенная к столу собственным соком – стеарином. Свечи не горели.
(Ю.К. Олеша. «Три толстяка»)
От школьников не требуется узнавать данный фрагмент и восстанавливать имена героев. Важно, чтобы они могли описать возможных персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека (людей).