Методика 1
Изучение групповой структуры класса и определение статуса учащихся в классном коллективе.
Для изучения межличностных отношений в классном коллективе используется метод социометрии (выбор партнера по совместной деятельности). При помощи данной методики определяется популярность-непопулярность учащихся (разный социометрический статус), существующие в классе микрогруппы. Социометрия позволяет получить своеобразную канву структуры классного коллектива.
Эксперимент проводится так: учащимся класса раздают небольшие листки бумаги. В верхнем углу каждый пишет свою фамилию, а ниже ставит одну под другой цифры 1, 2, 3. Затем практикант зачитываетвопросы, на которые должны ответить учащиеся.
Например: 1. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел выполнять общественное поручение? 3. С кем из ребят класса ты бы хотел проводить свободное время? Вопросы могут быть разные по содержанию, но одно условие должно соблюдаться обязательно: количество выборов ограничивается тремя одноклассниками. Заполненные листочки студент собирает и обрабатывает. 1.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
На основе ответов учащихся оформляется матрица № 1. Она составляется следующим образом: по вертикали располагаются фамилии учащихся в алфавитном порядке (как правило, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали — их порядковые номера. Знаком + (плюс) обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый. Если необходимо учесть очередность выборов, то выборы обозначают цифрами 1, 2, 3 (кого выбрал испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь). Если среди тех, кто его выбрал, есть ученики, которых он выбрал сам, то это обозначает, что с данным одноклассником у него взаимный выбор. Этот выбор на таблице-матрице обводится кружком +. Затем подсчитывается общее количество выборов, в том числе и взаимных, полученных каждым учащимся.
|
На основе полученных данных определяется статус ребенкав данном коллективе. Количество выборов является показателем популярности-непопулярности ребенка в группе.
Учащиеся, получившие наибольшее количество выборов (в нашем примере 5 и более) — относятся к I группе, — это «звезды»; ко II группе «предпочитаемых» относятся дети, получившие 3-4 выбора (в нашем примере №№ 2, 3, 7, 8); к III группе «принятых» относятся ребята, получившие 1-2 выбора (у нас: №№ 4, 5, 6); и к IV группе — «пренебрегаемых» или «изолированных» относятся школьники, не получившие ни одного выбора (в нашем примере таких нет).
Определение микрогруппы в классном коллективе проводится на основании матрицы № 1. Делается это так: заготовить сетку, в ней провести из вершины левого в нижний правый угол диагональ, которой перечеркнуты клетки, соответствующие одному и тому же школьнику (табл. 1). Выделить в матрице № 1 любого учащегося, находящегося во взаимном выборе с кем-либо из одноклассников. Вписать, сохранив номер из 1-ой матрицы, его фамилию в первую строчку и в первую колонку и поставить его сохранившийся номер. Во вторую строчку вписать фамилию ученика, оказавшемся во взаимном выборе под тем же номером, под которым он значится в матрице № 1. Этот же номер проставляется и по горизонтали (вверху). В клетках пересечений этих двух учеников поставить знак взаимного выбора. В последующие строки и колонки вписать фамилии и номера всех тех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими. Так продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан круг учащихся со взаимными выборами. Знаки взаимного выбора будут располагаться вдоль диагонали. Обозначившуюся группу обвести чертой, при этом должен получиться квадрат. Другие микрогруппы определяются аналогичным образом.
|
Чтобы яснее представить положение каждого учащегося в системе личных отношений, на основе матриц № 1 и № 2 составляется так называемая карта групповой дифференциации — социограмма. Она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам социометрического эксперимента (рис. 1). В первом круге располагаются учащиеся, получившие наибольшее количество выборов — «звезды», во втором круге — «предпочитаемые», в третьем — «принимаемые», в четвертый круг попадают школьники, не получившие ни одного выбора — «пренебрегаемые» или «изолированные».
На карте групповой дифференциации мальчики обозначаются треугольниками, а девочки — кружками. Треугольники и кружки, обозначающие членов актива, заштриховываются цветным карандашом. Выборы обозначаются стрелками. В результате получается рисунок, дающий наглядное представление о положении каждого ребенка в структуре межличностных отношений.
Все данные, полученные в ходе социометрического эксперимента, студент должен проанализировать с точки зрения статусной структуры класса; количества и состава малых групп по признаку выбора, взаимоотношений мальчиков и девочек, сопоставить официальные и неофициальные микрогруппы, существующие в коллективе, дать объяснение причины образования микрогрупп и раскрыть содержательную основу и характер взаимоотношений в них,
МЕТОДИКА 2.