ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Кафедра технологии и предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работу выполнил______________________________________Пархоменко И.А.

(подпись, дата)

 

Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики курс 3

Направление 44.03.05 Педагогическое образование

профиль Технологическое образование. Экономика

Научный руководитель,

проф., докт. пед. наук,

__________________________________________________ Н.М. Сажина

(подпись, дата)

Нормоконтролер

доц., канд. пед. наук___________________________________ А.Г. Хентонен

(подпись, дата)

 

Краснодар 2017

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе…...................7

1.1 Сущность универсальных учебных действий………………………………7

1.2 Современные проблемы формирования универсальных учебных действий учащихся в общеобразовательной школе………………………………….11

1.3 Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии в общеобразовательной школе………………………………..16

2 Экспериментальное исследование по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии в общеобразовательной школе…………….19

2.1 Уровни сформированности универсальных учебных действий………..19

2.2 Разработка программы по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии в общеобразовательной школе………20

2.3 Анализ результатов исследования по формированию универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе…………………………………………….29

Заключение………………………………………………………………….........28

Список использованных источников…………………………………………...30

Приложение А……………………………………………………………………34

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Современное общество характеризуется бурным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, преобразующих жизнь человека. Знания обновляются настолько быстро, что ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему пригодятся в будущем. Отсюда вытекает необходимость обучаться и развиваться всю жизнь.

В настоящее время важнейшей целью школьного образования, вместо простой передачи знаний от учителя к ученику, становится развитие способности самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и давать оценку своим достижениям, другими словами – формирование умения учиться. Ученик сам должен стать «архитектором и строителем» обучения. Достижение этой цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД).

Освоение универсальных учебных действий позволяет ученику самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности на основе формирования умения учиться.

На важность формирования у школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и др. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др.

Большое значение придается вопросам технологической подготовки подрастающего поколения в формировании универсальных учебных действий у школьников. Этой проблеме посвящены работы Батышева С.Я., Думченко Н.И., Клочкова И.Д., Матяш Н.В., Симоненко В.Д. и др. Исследователями установлено, что тенденция развития современного промышленного производства во многом определяет содержательную и процессуальную стороны подготовки молодежи к труду.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебного процесса учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, проектируют и выполняют экономические расчеты, подбирают нужные материалы, инструменты и определяют этапы изготовления какого-либо изделия, применяя на практике знания смежных предметов. Технология собирает знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в конкретные действия, которые выражаются в предметах окружающего мира.

Исходя из актуальности, была определена проблема исследования: каковы условия процесса формирования универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии?

Цель исследования: выявить условия формирования универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии

Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс формирования универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии.

Гипотеза исследования. Процесс формирования универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии будет эффективным, если:

1. применение личностно-ориентированного и гуманистического подходов в образовательном процессе;

2. использовать систему учебных задач и ситуаций для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

3. содержание деятельности учащихся основано на использовании системы разнообразных задач и средств их решения.

4. запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и универсальных учебных действий.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «универсальные учебные действия»;

2. Выявить современное состояние проблемы и пути решения по формирования универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии;

3. На основе анализа психолого-педагогических исследований определить содержание и механизм формирования универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии;

4. Разработать программу по формированию УУД у школьников на уроках технологии;

5. Проанализировать результаты исследования универсальных учебных действий шкрльников.

Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы следующие методы исследования:

– теоретические (прогнозирование, сравнение, анализ понятий и терминов, анализ литературы);

– эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование);

– методы статистической обработки полученных результатов.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап – организационно-подготовительный. Определение цели, уточнение предмета и задач. Изучение состояния проблемы исследования, определение исходных теоретических позиций исследования, формулирование понятийного аппарата исследования.

Второй этап – основной. Проведение тестирования и обобщение его результатов. Обработка данных, анализ и обобщение результатов исследования.
Третий этап – заключительный. Систематизация и обобщение основных результатов исследования, формулирование теоретических выводов.

База исследования: учащиеся 7 класса МБОУ СОШ №61 города Краснодара в количестве 20 человек.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (30).


 

1 Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе

 

1.1 Сущность и функции универсальных учебных действий

 

В широком значении термин «универсальные учебные действия»означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия, как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

- познавательные и учебные мотивы;

- учебную цель;

- учебную задачу;

-учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.

Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

- представление о действии, первичный опыт и мотивация;

- приобретение знаний о способе выполнения действия;

- тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;

- контроль умения выполнять действие.

Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции:

-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом.

Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе.

Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь. Осмысление - это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа - запоминания.

Запоминание (закрепление) учебного материала - это не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.

Овладение материалом - это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества.

Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.

Итак, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

 

 

1.2 Роль предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий у учащихся в общеобразовательной школе

 

Ведущая роль в учебной деятельности принадлежит учебным умениям, благодаря которым ученик познает объективную реальность, обогащает свой опыт, овладевает средствами воздействия на окружающую действительность. Наиболее перспективным направлением развития современного среднего общего образования признано формирование общеучебных умений и навыков учащегося, овладение которыми открывает возможности для широкой ориентации учащегося в различных предметных областях, обеспечивает потребность личности к непрерывному саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни. Исходя из этого, в контексте настоящего исследования общеучебные умения и навыки представляют особый интерес.

Специфика общеучебных умений проявляется в том, что они носят общенаучный характер и являются универсальными способами получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной области познания (И.Я. Лернер, Н.И. Лошкарева, В.В. Краевский, А.В. Усова и др.). Данный факт доказывает правомерность использования современной наукой в качестве термина «общеучебные (обобщенные) умения и навыки» синонимичных ему понятий «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», «метапредметные действия» и «универсальные учебные действия». В настоящей работе данным категориям также придается отождествляющее значение. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом информационно–коммуникационные технологии позволяют говорить о более эффективном формировании универсальных учебных действийу учащихся. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно–воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Целью их применения является усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информационно обществе, к которому идет цивилизация, а также интенсификация и повышения качества обучения на всех ступенях системы образования, стремление к развитию способности школьников к саморазвитию и самосовершенствованию. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения. Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Актуальность формирования УДД обусловлена: – новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале; – требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании; – социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе: – формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; – сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; – обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; – достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; – формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Таким образом, в ходе изучения научной литературы нами выделены особенности универсальных учебных действий, которые проявляются в том, что действия: 1) носят надпредметный и метапредметный характер; 2) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; 3) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально–предметного содержания; 4) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося; 5) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.

Проблема формирования универсальных учебных действий учащихся определяется стратегическим курсом современной личностно-ориентированной парадигмы образования. Новый подход направлен на обеспечение в учебном процессе условий для развития личности учащихся, исходя из их индивидуальных особенностей как самостоятельных субъектов познания. Данное положение исходит из исследований многих педагогов и психологов, оно включено и в ФГОС второго поколения. В основу ФГОС заложен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной познавательной деятельности учащихся, выстраивающейся на основе универсальных учебных действий. В результате у учащихся должна быть сформирована способность применять полученные знания, умения и навыки для решения теоретических и практических задач. Любые личностные преобразования осуществляются в деятельности, поэтому организация самостоятельной работы учащихся, руководство ею – важная задача, стоящая перед учителями общеобразовательных школ. Одним из средств формирования самостоятельности школьников могут являться универсальные учебные действия, ориентированные на развитие познавательной активности и самостоятельности, способности быстро находить и обрабатывать информацию, взаимодействовать с другими людьми и т.д. Универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия обучения всем учебным предметам, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и, соответственно, определенные виды учебного действия. Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения – достаточно новая проблема для методики обучения общеобразовательным предметам. Вместе с тем, в школьной практике формированию универсальных учебных действий уделяется все большее внимание.

Основными проблемами при формировании универсальных учебных действий по результатам исследования выступают: нехватка времени на уроках, отсутствие специальных методик, пооперационных алгоритмов формирования и оценивания универсальных учебных действий, проблемы развития мотивационного компонента учебной деятельности, трудности, связанные с установлением межпредметных связей в целях формирования универсальных учебных действий и др.

Таким образом, учителя в настоящее время еще не до конца владеют пониманием сущности «универсальных учебных действий». Но активные обсуждения данного вопроса во всех образовательных сферах заставляют педагогов интересоваться данной категорией и осознать его значимость в современных образовательных условиях. Учителя считают необходимым формировать универсальные учебные действия и активно развивают их на своих уроках, но при этом делают упор именно на познавательной группе. Это может быть связано с тем, что для школьного образования длительное время считалось первоочередной задачей именно передача учащимся знаний и усвоение предметных умений, при этом вопросы личностного развития учащихся являлись менее актуальными.

Несмотря на разнообразие методов и технологий обучения, при формировании универсальных учебных действий учителя наиболее часто используют традиционный урок, исследовательскую и практическую деятельность на уроке и во внеурочной работе.

Анализ психологической и педагогической литературы позволил сделать вывод, что успех формирования умений определяется следующими методическими условиями: 1) мотивацией учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе решения учебных задач; 2) четкостью и доступностью задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности; 3) организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями на основе использования системы заданий; в том числе, включением заданий межпредметного характера, позволяющих «перенести» учебное действие на новое содержание; 4) наличием четкого и ясного представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности; разработка и применение в целях развития универсальных учебных действий специальных алгоритмов, раскрывающих сущность и последовательность выполнения операций, методические «подсказки» и др.; 5) опорой на внутренние психические механизмы развития способов деятельности, предложенные выдающимися психологами – Выгодским Л.С., Гальпериным П.Я и др.; 6) постепенным повышением уровня самостоятельности школьников при выполнении учебных действий; 7) всесторонней оценкой уровня сформированности универсальных действий, которая включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий (операций), контроля и рефлексии. Учитывая вышесказанное, существует необходимость в научном исследовании, осмыслении и создании специальных методик, включающих цели, содержание и различные методы и приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий, которые будут являться основой развития учащихся.


1.3 Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии в общеобразовательной школе

 

Введение в практику работы школ нового стандарта. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться» [1].

Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа, теперь становится главным деятелем. Теперь необходимо, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал [25].

Многие приёмы по формированию УУД и раньше активно использовались в образовательной практике на уроках технологии в общеобразовательной школе. Но с введением новых стандартов эта работа сложилась в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов освоения учебных программ, и в области духовно-нравственного развития, и в создании здоровьесберегающей среды, и в направлении взаимодействия с родителями и общественностью [9].

Ярким примером формирования личностных универсальных учебных действий, может стать любая жизненная ситуация, в которую попадает ученик: например, выбор продукта в магазине, подбор и пришивание пуговицы к одежде, использование старых предметов по-новому, отношение к лгунам, обидчикам, ябедам и т.д [26].

Для формирования личностных универсальных учебных действий, помогающих осознать свою значимость и мотивации желания более глубокого исследования «Технологии», как образовательной дисциплины, а также развития навыка поиска, анализа и структурирования знаний на уроках технологии в 5-8 классах используется метод «дай себе помочь». В добровольном порядке ученики привлекаются для разработки материала, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение, различные виды тестов для учеников параллельного класса, небольшие презентации по предстоящим темам и т.д.) [10].

С целью формирования регулятивных универсальных учебных действий рефлексивной части урока технологии по теме: «Счетные швы. Вышивка крестом» ученицам предлагается исследовать отрывок письма Шарика коту Матроскину и посчитать количество ошибок: «…вышивать совсем несложно! Берешь ткань, любую, лишь бы без рисунка, а то крестики потеряются. Нитки лучше катушечные, их отматывать легче. Иголочку нельзя забыть, следует выбрать самую тоненькую, такая сама вышивать будет. А чтобы лапы не поранить, обязательно их в перчатки спрятать требуется. А еще я точно знаю: без пялец не обойтись. Самые лучшие – железные, работая с ними и бицепсы накачаешь…». После окончания работы с текстом ученицы считают выявленные ошибки и самостоятельно дают оценку усвоенного на уроке материала в соответствии с указанными критериями [27].

Логические познавательные умения на уроках технологии в 5-8 классах формируются в процессе работы над параграфом в учебнике. Для этого, например, предлагается самостоятельно изучить тему «Сладкие блюда» и логически ответить на вопрос: чем одно блюдо отличается от другого? При этом учащиеся самостоятельно проходят цепочку «компот-кисель-желе-мусс-самбук-суфле» и без проблем разбираются с технологией приготовления каждого блюда. Изучение учебного материала таким образом позволяет сделать его ярким и надолго запоминающимся.

Для формирования умения поиска и выделения необходимой информации часто используется прием «свои примеры», который помогает ученикам подготовить свои примеры к новому разделу. Каждый из учеников, решая поставленную проблему, проводит собственное исследование по теме. Например, учащиеся готовят сообщение о своих комнатных цветах к теме «Роль комнатных растений в жизни человека» или подбирают иллюстрации к теме «Стиль в одежде». Этот прием работы можно использовать при изучении других разделов учебной программы: интерьер жилого дома (способы декорирования помещении), изготовление швейного изделия (уроки моделирования), декоративно-прикладное творчество и т.д [28].

Приступая к практическим работам на уроках технологии, учащиеся испытывают ряд проблем, которые не позволяют справиться с поставленной задачей. С целью формирования навыка планирования своих действий, ученицам предлагается работа по инструкционной карте или деятельность по составлению плана работы. Выполняя какую-либо работу, школьники приучаются к деятельности по инструкции, начинают понимать важность соблюдения последовательности. Впоследствии эти навыки помогают ученицам достаточно грамотно справляться с таким видом работы, как составление технологической последовательности изготовления изделия при подготовке творческого проекта [29].

В каждой из изучаемых школьных дисциплин есть необходимость заучивания каких-либо понятий или определений. Эту работу можно значительно облегчить, если ученик самостоятельно научится конструировать для себя определения или новые понятия. С этой целью используется прием «составь определение». Например, на уроках кулинарии, мы «открываем» определения: «салат», «суп», а на занятиях по изготовлению швейных изделий, работаем над терминами: «заметать», «притачать», «пришить».

Для развития умений самооценки, анализа и критического осмысления проделанной работы, умения сравнивать результат с эталонным, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида на уроках технологии ученицам предлагается разобраться с проблемой оценки работ одноклассников. При такой форме текущего контроля, хорошо работает прием «выставка работ учащихся в конце урока». В процессе знакомства с работами одноклассников учащиеся видят достоинства и недостатки в своих работах, отвечают для себя на вопросы: могла ли я сделать работу лучше? Где я допустил ошибку? Что необходимо сделать, чтобы не допустить ошибок в будущем? Ярко и наглядно удачу или неудачу в своей работе ученики могут увидеть при составлении общей композиции в конце занятия. Важным является не только научить детей оценивать работы по критериям «хорошо» и «плохо», но и сформировать умение рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения («мне нравится, потому что…», «в этой работе хорошо подобраны…»), предлагать («мне кажется, что было бы лучше, если…»).

Для того чтобы обучить учебному сотрудничеству обязательно надо вводить в организацию учебной деятельности на уроках технологии работу в группах и парах. Такая форма организации работы необходима при снятии мерок друг с друга, приготовлении различных блюд на уроках кулинарии, целесообразна при выполнении творческих проектов [30].

В заключении отметим, что формирование УУД – это реалии нашего времени, поэтому мы должны ежедневно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях. Образовательная область «Технология» ориентирована на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности, это говорит о том, что именно на занятиях по технологии возможно и необходимо развитие универсальных учебных действий обучающихся. Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами [12].


 

2 Экспериментальное исследование по формированию универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе

 

2.1 Уровни сформированности универсальных учебных действий

 

В учебной деятельности выделяют следующие уровни сформированности универсальных учебных действий:

1. Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности. Поведенческими индикаторами здесь являются выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения.

2. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму.

3. Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач.

4. Адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с учителем.

5. Самостоятельное построение учебных целей.

6. Обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

Другими существенными показателями сформированности учебной деятельности являются:

- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

- форма выполнения учебных действий - материальная, материализованная; речевая, умственная;

- степень развернутости (в полном составе операций или свернуто);

- самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

- различение способа и результата действий;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

- адекватность и дифференцированность самооценки;

- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха / неуспеха [13].

Таким образом, формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных на уроках технологии имеет свою специфику, определяющую уровни сформированности.

 

2.2 Разработка программы по формированию универсальных учебных

действий учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе

 

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования дополняет традиционное содержание образовательно–воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности. Программа развития универсальных учебных действий в процессе применения информационно-коммуникационных технологий в основной школе определяет: – понятие <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: