О том, когда и в каких местах совершают суджуд ас-сахуа.




Осуджуде ас–сахуа. (Шейх ибн Аль Усеймин).

Содержание:

Что такое суджуд ас-сахуа?

О том, когда и в каких местах совершают суджуд ас-сахуа.

О том, как совершают суджуд ас-сахуа те, которые следуют за имамом.

Заключение.

 

 

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

 

Статья написана опираясь на книгу, которая называется «суджуд ас-сахуа», автором которой является крупнейший ученый-богослов шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, известность и авторитет которого в странах исламского мира и за его пределами неоспоримы. Книга изложена вкратце для того, чтобы облегчить ее понимание для мусульман, и в основном приводились лишь изречения и примеры автора книги.

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он вознаградил шейха Ибн ‘Усеймина за эту прекрасную работу и посредством этого труда принес пользу Своим верующим рабам.

 

Что такое суджуд ас-сахуа?

 

Суджуд ас– сахуа – это два земных поклона, которые совершает молящийся для того, чтобы исправить сделанную ошибку в намазе по причине забывчивости.

 

[Совершение суджуда ас-сахуи является обязательным действием, так как Пророк (саля Ллаху алейхи уа салам, велел совершать его. Это мнение предпочли большинство ученых, как это было передано в их фетвах].

 

О том, когда и в каких местах совершают суджуд ас-сахуа.

Уважаемые мусульмане! Суджуд ас–сахуа иногда совершают до произнесения слов приветствия (т.е. слов «ас-саламу алейкум ва рахматуллах» в обе стороны), а иногда после.

 

 

До произнесения слов приветствия совершают в двух местах:

 

Первое место: Если молящийся упустил какое-либо обязательное действие в намазе* по забывчивости, то он доводит свой намаз до конца и совершает суджуд ас-сахуа, затем произносит слова приветствия. Но если он упустил его умышленно, то его намаз в таком случае является недействительным, ему следует заново перечитать намаз, не делая после завершения его суджуда ас-сахуа.

 

*[ Обязательств молитв восемь: Все такбиры за исключением первого, открывающего молитву такбира; произнесение слов: «субхана Раббийаль - ‘Азым» в положении поясного поклона; произнесение слов: «сами’а Ллаху лиман хамида», произносит их как имам в молитве, так и тот, кто молится один, без имама; произнесение слов: «‏Раббана уа лакял-хамд», произносит их, как имам в намазе и тот, кто следует за имамом, так и тот, кто совершает молитву в одиночку, без имама; произнесение слов «субхана Раббияль-А‘ля» в положении земного поклона; произнесение между двумя земными поклонами слов: «Раббигъфирли»; первый ташаххуд; сидение на первом ташаххуде. Что касается прочего, то они являются сунной, будь это слова или дела. - Прим. переводчика. Есть еще столпы намаза, которые главнее ваджибов в намазе. Без столпов намаз недействителен, если не восстановить этот столп. Ниже в примечании, прейдет перечисление столпов намаза].

 

Если же молящийся забыл и сразу же вспомнил до того, как покинет место совершения (обязательного действия намаза), то он совершает то, что забыл, не делая суджуд ас-сахуа.

Например: Человек после второго земного поклона на втором рака’ате начал подниматься на третий рака’ат, забыв прочесть первый ташаххуд, после чего он вспомнил до того, как подняться на третий. В этом случае он утверждается (возвращается в положение) сидя и читает ташаххуд, затем дочитывает намаз, не делая суджуд ас-сахуа.

Но если же молящийся вспомнил тогда, когда уже он полностью выпрямился (для третьего рака’ата), то от него отпадает ташаххуд, он дочитывает свой намаз и делает суджуд ас-сахуа до произнесения слов приветствия в обе стороны.

Доказательством этому является хадис от Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), который приводится в самом достоверном сборнике хадисов, сахихе имама аль-Бухари.

 

Передают со слов ‘АбдуЛлаха Ибн Бухайна (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) молился с ними зухр (полуденную молитву), не читая ташаххуд во втором рака’ате, сразу поднялся на третий рака’ат. Люди поднялись за ним тоже. Затем, когда он дошел до четвертого рака’ата и начал читать ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него (ташаххуда), то люди ожидали от него произнесение слов приветствия. После чего Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) в сидящем положении произнес такбир, сказав «Аллаху Акбар», и сделал суджуд ас-сахуа до того, как произнести слова приветствия, а затем уже произнес слова приветствия. (Аль-Бухари, 1224).

 

Второе место: Если молящийся засомневался*, не зная, какое дело является наиболее вероятным, то он совершает то, в чем глубоко убежден, а это – самое меньшее, затем дочитывает намаз и делает суджуд ас-сахуа до произнесения слов приветствия (в обе стороны).

 

*[]Здесь следует отметить, что в трех случаях не придают никаких значений сомнению в поклонении:

Первое: Если это просто воображение, подобно наущениям.

Второе: Если человеку часто приходят сомнения. Стоит ему совершит какое-либо поклонение, как он тут же сомневается.

Третье: Если человек уже завершил свое поклонение, то он не придает никого значение сомнению, пока он не будет убежден в этом. Если он станет убежденным в этом, то действует согласно своему убеждению.

Например, человек после совершения намаза зухр (полуденной молитвы) засомневался: три ли рака’тов он прочитал или четыре?! В этом случае он не обращает внимание на сомнение, за исключением того, если он будет убежден в том, что он совершил лишь три рака’тов, то он доводит свой намаз до конца, если он вспомнил после небольшого времени. Затем произносит слова приветствия, совершает суджуд ас-сахуа и снова произносит слова приветствия (в обе стороны). Но если он вспомнил только после длительного времени, то он заново прочитывает намаз.

Что касается сомнения, которое не относится к вышеприведенным случаям, то оно принимается во внимание, как сказал шейх Ибн ‘Усеймин. - Прим. переводчика [].

 

Например: Человек совершает намаз ‘аср (послеполуденную молитву), затем засомневался в рака’ате, второй ли это рака’ат или третий, и при этом не знает, какой из них является наиболее вероятным. В таком случае он делает (считает) его вторым, читая первый ташаххуд, затем дочитывает два рака’ата и совершает суджуд ас - сахуа, после чего произносит слова приветствия (в обе стороны).

Или человек засомневался, присоединился ли он к имаму тогда, когда он (имам) был в руку’ (в поясном поклоне), или он не успел присоединиться, и он не в состоянии определить, какой из них является наиболее вероятным. В этом случае он основывается на том, в чем убежден, а это то, что он не успел присоединиться. После чего он совершает суджуд ас-сахуа до того, как произнесет слова приветствия (в обе стороны), затем уже произносит слова приветствия (в обе стороны).

Доводом этому служит хадис, который приводится в одном из самых достоверных сборников хадисов, в сахихе имама Муслима.

 

Передают со слов Абу Са’ида ал-Худри (да будет доволен им Аллах), что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал: «Если кто-то из вас засомневался в намазе и не знает, сколько прочитал: три рака’ата или четыре, то пусть оставит сомнение и основывается на том, в чем убежден. Затем пусть совершит суджуд ас-сахуа до произнесения слов приветствия (в обе стороны)». (Муслим, 571).

 

Что касается суджуда ас-сахуа, который совершается после произнесения слов приветствия, то его также совершают в двух местах:

 

Первое место: Если в намазе произошел излишек по причине забывчивости. Как, например, человек прочитал зухр (полуденную молитву) пять рака’атов, и вспомнил только тогда, когда был в положении ташаххуда. В этом случае он дочитывает ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него, затем произносит слова приветствия (в обе стороны) и делает суджуд ас-сахуа, после чего опять произносит слова приветствия (в обе стороны).

Если же молящийся после произнесения слов приветствия (в обе стороны) вспомнит, что сделал излишек в намазе, то он совершает суджуд ас-сахуа и произносит слова приветствия (в обе стороны).

Но если человек вспомнит излишек тогда, когда он находился в пятом рака’ате, читая суру, то он садится, несмотря на то, в каком положении он находится, и читает ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него. Затем произносит слова приветствия (в обе стороны) и делает суджуд ас-сахуа, после чего снова произносит слова приветствия (в обе стороны).

 

Довод этому является хадис, который приводится в самых достоверных сборниках хадисов, сахихе имама аль-Бухари и имама Муслима.

Передают со слов ‘АбдуЛлаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) прочитал зухр (полуденную молитву) пять рака’атов. После чего ему сказали: «Разве намаз был прибавлен?». Затем Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) спросил: «Что случилось?». Ему ответили: «Ты прочитал пять рака’атов». После чего Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) совершил суджуд ас-сахуа, затем произнес слова приветствия (в обе стороны). (Аль-Бухари,1226; Муслим, 572).

 

В другой версии хадиса было сказано: «Тогда Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) преклонил колени, обратился лицом к Кибле, совершил суджуд ас-сахуа и снова произнес после этого слова приветствия (в обе стороны)» (Аль-Бухари,401; Муслим, 572).

Примечание: Произношение слов приветствия в обе стороны, не заканчивая полностью намаз, считается излишком в намазе. Если молящийся умышленно произнес слова приветствия, не докончив полностью намаз, то его намаз в таком случае является недействительным. А если он забыл и вспомнил только после длительного времени, то он заново прочитывает намаз. Но если он вспомнил после небольшого времени, как две или три минуты*, то он дочитывает намаз, произносит слова приветствия, совершает суджуд ас-сахуа и снова произносит слова приветствия (в обе стороны).

 

*[Ограничение размера промежутка времени не пришло (ни в Коране, ни Сунне), поэтому размеры этого зависят от общепринятых обычаев. – Прим. переводчика].

 

Доводом этому служит хадис Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: «Однажды Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) совершил с ними (c нами) молитву зухр (полуденную молитву) или ‘аср (послеполуденную молитву), после чего произнес слова приветствия во втором рака’ате. Те, кто спешил, начали выходить из мечети, говоря: «Намаз стал короче ». Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) стоял около бревна мечети, опираясь на нее, словно был сердитым. После чего встал мужчина и сказал: «О, посланник Аллаха! Ты забыл или намаз стал короче?». Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) ответил: «Не забыл и не стал короче ». Мужчина сказал: «Да, вероятно ты забыл». После чего Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал сподвижникам: «Правда ли то, что он говорит?». Они сказали: «Да». Затем Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) вернулся и дочитал то, что оставил из своего намаза, произнес слова приветствия, затем совершил суджуд ас-сахуа» и снова произнес слова приветствия (в обе стороны) » (Аль-Бухари, 714; Муслим, 573).

 

Второе место: Если молящийся засомневался, но знает, какой из двух дел является наиболее вероятным, то он действует на основании того, что считает у себя наиболее вероятным. Он дочитывает свой намаз, произносит слова приветствия, после чего совершает суджуд ас-сахуа и снова произносит слова приветствия (в обе стороны).

Например: Человек совершает намаз зухр (полуденную молитву), после чего засомневался в рака’ате: второй ли это или третий? Однако наиболее вероятным у него является то, что это третий рака’ат. В этом случае он делает (считает) его – третьим. Дочитав последний четвертый рака’ат, он произносит слова приветствия, затем совершает суджуд ас-сахуа и опять произносит слова приветствия.

 

Доводом этому является хадис, который передают со слов ‘АбдуЛлаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал: «Если кто-то из вас засомневался в своем намазе, пусть следует правильному и дочитывает намаз, после чего пусть произнесет слова приветствия и совершит суджуд ас-сахуа». (Аль-Бухари, 401).

 

Уважаемые мусульмане! Что касается того, когда объединяются сразу два забвения: одно забвение произошло в том месте, где нужно совершить суджуд ас-сахуа до произнесения слов приветствия, а другое случилось там, где нужно совершить суджуд ас-сахуа после произнесения слов приветствия, то ученые говорят, что в таком случае суджуд ас-сахуа в основном совершают до произнесения слов приветствия.

 

Например: Человек читает намаз зухр, затем, не читая первый ташаххуд на втором рака’ате, стал на третий рака’ат, после чего сел на третьем рака’ате, полагая, что он находится во втором рака’ате и затем вспомнил, что он в третьем рака’ате. В таком случае он встает и дочитывает последний четвертый рака’ат и совершает суджуд ас-сахуа, после чего произносит слова приветствия.

Этот человек оставил первый ташаххуд, у которого суджуд ас-сахуа совершается до приветствия. Также он сидел в третьем рака’ате, излишествуя в сидении, у которого суджуд ас-сахуа совершается после приветствия. В этом случае в основном суджуд ас-сахуа совершается до произнесения слов приветствия. А Аллаху ведомо лучше!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: