секция «Краеведение и туризм»




Методические рекомендации

По подготовке научно-практических работ со школьниками

Туристско-краеведческой направленности

Для участия в научно-практической конференции школьников «Эврика»

секция «Краеведение и туризм»

 

В середине прошлого века, знаменитый исследователь, профессор С.В. Обручев писал: «Ежегодно в дальние полевые экспедиции отправляются сотни исследователей. И, зачастую, от их организации, принимаемых мер безопасности, овладения умениями полевой жизни зависит судьба многих научных открытий. Несомненно, настало время изучить, обобщить, сделать общим достоянием весь громадный опыт проведения изысканий, накопленный путешественниками нашей великой страны, опыт полноценной насыщенной жизни в условиях дикой природы, имеющийся у коренных народов Родины». И в начале XXI века эти слова не утратили своей значимости.

Прежде всего, надо определиться, что Ваша работа подходит именно для секции «Краеведение и Туризм». Обратите внимание, что тематика нашей секции ориентирована на вопросы организации и проведения полевых исследований в ходе различных экспедиций, туристских путешествий и спортивных походов, обеспечение безопасности таких исследований, действий человека в экстремальных условиях природной среды, проведение поисково-спасательных работ силами экспедиционного отряда или туристской группы, влияние природной среды на организм исследователя, изучение различных географических объектов в ходе полевых исследований, оценку рекреационных и спортивно-туристских ресурсов территорий. Кроме того, надо помнить, что конференция научно-практическая, поэтому работа должна носить практический, исследовательский характер.

Внимательно изучите требования, предъявляемые к работам. Рекомендуемые структуру, объем, размер и тип шрифтов и межстрочных интервалов, требования к объему и оформлению тезисов доклада.

Весьма значимым этапом создания работы является целеполагание. Очень часто целью работы пишут «изучить…», «исследовать…» и т.п. Изучение чего-либо не может быть целью работы. Целью является нахождение зависимостей, тенденций и т.д., а изучение и исследование являются только средством достижения поставленной цели. Цель – это главный ориентир создания работы. И у каждой работы может быть только одна цель.

Определившись с целью работы, исследователь ставит перед собой задачи. Задачи конкретизируют и раскрывают цель. Они должны быть конкретными и реально выполнимыми. Вместе с темой исследования, цель и задачи должны составлять единое целое.

Следующим этапом работы является рассмотрение состояния изучаемого вопроса, обоснования планируемого собственного исследования. Как правило, этот раздел является литературным обзором. Эта часть действительно сложная, так как носит реферативный характер и требует умения анализа нескольких источников. Причем содержание литературного обзора должно соответствовать только той проблеме, которой посвящена представляемая на конференцию работа. Итогом такого анализа должна быть дальнейшая актуализация представленных материалов исследования.

Далее следует раздел, посвященный собственным исследованием.

А завершается работа четко прописанными выводами. В «Выводах» необходимо сформулировать на основании полученных Вами фактов какие-то общие положения, тенденции, закономерности.

Внимательно отнеситесь к требованиям по структуре и оформлению работ. Собственные исследования должны составлять около 2/3 от общего объема текста, а 1/3 отводится на введение, литературный обзор, методику работы, сделанные выводы.

Любая работа, приведенная в списке литературы, должна обязательно быть использована в самом тексте работы. В противном случае ее не должно быть и в списке литературы. Приведенный список литературы еще не означает, что сделан литературный обзор.

На все приведенные в тексте таблицы, графики, фотографии обязательно должны быть соответствующие ссылки в тексте.

Если вы представляете стендовый доклад, помните – в нем на листе формата А-1 должны быть представлены все разделы, как и в письменном докладе. Только литературный обзор можно исключить или ужать до нескольких строк, в случае его особой важности.

Если выступление сопровождается компьютерной или видео презентацией, стремитесь, чтобы их содержание не дублировалось, а еще более раскрывали содержание устного выступления, позволяли бы в единицу времени подать больше информации, придать наглядность представляемому материалу.

Добров О.Г., действительный член Русского Географического общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: