Сертификация — это предоставление независимым органом подтверждающего документа (сертификата), заверяющего соответствие определенного продукта (услуги, системы) установленным требованиям.
Фундамент всей нормативно-правовой базы сертификации в РФ — Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон).
Закон регламентирует правоотношения, складывающиеся в ходе:
· разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и процессам, связанным с требованиями к ней;
· разработки, принятия, применения и исполнения на добровольной основе требований к продукции, выполнению работ или оказанию услуг;
· оценки соответствия.
Под оценкой соответствия понимают особую деятельность, в процессе которой напрямую или опосредованно определяется соблюдение соответствующих требований. Различают несколько форм оценки соответствия: подтверждение соответствия, аккредитация, контроль (надзор) и пр.
Согласно Закону, подтверждением соответствия называют задокументированное удостоверение соответствия продукции, иных объектов, процессов требованиям технических регламентов (ТР), положениям стандартов, сводов правил или договорным условиям.
Подтверждение соответствия преследует несколько целей. Кроме непосредственного удостоверения соответствия продукции различным стандартам оно призвано:
· помогать потребителям грамотно выбирать продукцию и услуги;
· содействовать росту конкурентоспособности продукции на рынке (внутри страны и за ее пределами);
· формировать благоприятную среду для беспрепятственного движения товаров на территории РФ и способствовать созданию условий для расширения международного сотрудничества в различных областях (включая торговлю).
|
Законодательно установлено, что подтверждение соответствия в России может быть добровольным и обязательным. Добровольное производится в форме добровольной сертификации, обязательное может осуществляться в двух формах: обязательная сертификация, принятие декларации о соответствии (иначе — декларирование соответствия).
С учетом норм Закона, можно конкретизировать приведенное выше определение:
сертификация — это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Добровольная сертификация инициируется самим заявителем и производится по договору с органом по сертификации. Цель — установление соответствия национальным стандартам, системам добровольной сертификации, стандартам компаний и пр. Объектами добровольной сертификации выступают продукция, процессы, работы, услуги, для которых указанными стандартами устанавливаются требования.
Системы добровольной сертификации могут создаваться юридическим лицом (лицами) и/или индивидуальным предпринимателем (предпринимателями) и проходить регистрацию в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию (в России это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).
Сегодня в стране действует много систем добровольной сертификации. Некоторые из них: «ГАЗПРОМСЕРТ», «Регистр систем менеджмента», Система добровольной сертификации услуг ГОСТ Р.
|
Обязательное подтверждение соответствия имеет место лишь в случаях, перечисленных в техрегламенте, и преследует цель подтверждения соответствия только его требованиям. Объектом выступает лишь продукция, выпускаемая в обращение в России.
Схемы сертификации, используемые при сертификации различных видов продукции, предусматриваются соответствующими техрегламентами.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия юридически равносильны.
Обязательная сертификация проводится по договору заявителя с органом по сертификации (аккредитованным в национальной системе аккредитации). Испытания продукции при этом выполняют испытательные лаборатории (центры, если речь идет об объединении нескольких лабораторий) по договору с органом по сертификации без предоставления информации о заявителе. Результаты протоколируются, документация передается органу по сертификации, на ее основании он принимает решение о выдаче/отказе в выдаче сертификата.
Сертификация продукции
Современной системе сертификации продукции в РФ свойственно одномоментное существование сразу нескольких видов сертификации, объясняющееся параллельно проводимыми процессами перестраивания технического регулирования, расширения Таможенного союза и частичным сохранением практики использования ГОСТ Р.
Начавшееся в России в 2000-х гг. реформирование техрегулирования предполагало отказ от устаревших ГОСТов. Стать их заменой должны были технические регламенты (ТР) — особые нормативно-правовые документы, содержащие исчерпывающий перечень требований к продукции и ее безопасности. На деле процесс замещения оказался более длительным, чем изначально предполагалось, по этой причине для целого ряда товаров до сих пор обязательной остается система сертификации по ГОСТ Р.
|
Немного позднее страны-участницы Таможенного союза (Белоруссия, Россия, Казахстан) решили развивать единую систему техрегулирования, в результате чего стали разрабатываться технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС). По обширному перечню видов продукции (пищевая, детская и пр.) такие регламенты действуют уже с 2012 г. Внутрироссийские ТР постепенно уходят в прошлое — их заменяют наднациональные ТР ТС. В списке используемых по сей день остался, например, ТР РФ «О требованиях пожарной безопасности».
Попадающая под действие ТР ТС продукция может обращаться в границах ТС лишь после прохождения ею всех предусмотренных техрегламентом процедур оценки/подтверждения соответствия.
В 2014 г. произошла трансформация Таможенного союза: в него вошли Армения и Киргизия. Так возник Евразийский экономический союз (Таможенный союз ЕАЭС).
Сертификация систем менеджмента
Говоря о системе менеджмента, имеют в виду специально созданную систему управления определенной стороной деятельности организации, благодаря которой удается координировать работу коллектива сотрудников и всех структурных подразделений компании в целях достижения поставленных задач по тому или иному направлению деятельности.
Таким образом, особенность системы менеджмента — регламентирование процессов лишь в одной конкретной стороне деятельности организации. Чем эффективнее функционирует каждая из таких систем, тем выше в целом становится эффективность работы компании.
Разрабатываемые системы менеджмента опираются, как правило, на мировые стандарты, большинство из которых создано Международной Организацией по Стандартизации (ISO). В наши дни такие стандарты положены в основу систем управления качеством, экологическими показателями производства, профбезопасностью и охраной здоровья работников.
Сертификация систем менеджмента не является обязательной, но многие организации стремятся получить сертификат ИСО: реализация требований стандартов помогает им повышать собственную эффективность.
Сертификация услуг
Обобщающим термином «услуги» называют продукты, созданные в совершенно разных сферах: общепит, торговля, индустрия красоты, автосервис, риэлторское дело.
Сертификация услуг представляет собой процедуру подтверждения независимой экспертизой их качества и безопасности.
Сертификация услуг в России официально является добровольной, но на деле часто оказывается добровольно-принудительной: нередко складывается ситуация, когда, к примеру, по желанию заказчика бороться за право получения выгодного контракта на оказание услуг могут лишь фирмы, предлагающие сертифицированные услуги. В современных рыночных реалиях сертификация становится мощным оружием для конкурентной борьбы, ведь качество услуг — главный фактор, влияющий на предпочтения клиентов.
Кокой бы ни была мотивация компании на проведение добровольной сертификации услуг, конечный потребитель в результате этих действий всегда окажется в плюсе:
· наличие сертификата (т. е. независимой оценки реального качества доступной ему услуги) помогает сделать правильный выбор в условиях большого предложения одинаковых услуг;
· потребитель посредством сертификата получает гарантию качества получаемой услуги, значит, минимизируется риск отрицательных последствий использования данной услуги для его жизни, здоровья, имущества.
Сертификация услуг предусматривает целый набор проверок в каждой из структур компании. Только так эксперты могут получить основания для взвешенной оценки качества поставляемых услуг.
В ходе проведения сертификации проверяется:
· наличие документов, подтверждающих право оказания определенных услуг;
· присутствие документации (методической и иной), необходимой для ведения техпроцесса;
· оснащение компании оборудованием, инструментом, средствами измерения;
· существование системы подготовки работников, привлекаемых к оказанию услуг;
· соблюдение правил и регламентов при предоставлении услуг.
Добровольная сертификация услуг — отнюдь не разовая акция. Орган по сертификации будет постоянно контролировать фирму в течение срока действия сертификата, при этом плановое инспектирование будет дополнено проведением проверок по обращениям клиентов. По этой причине сертифицировать свои услуги стремятся лишь сильные и добросовестные компании, ориентирующиеся на потребителей и готовые гарантировать безукоризненное качество своих продуктов.
Сертификация персонала
Сертификация персонала — это особый вид деятельности по подтверждению соответствия квалификации сотрудников установленным требованиям и профессиональным стандартам, осуществляемый в обязательном порядке или добровольно. Проводят ее независимые органы по сертификации персонала.
В РФ персонал сертифицируется исключительно на добровольной основе — в рамках добровольных систем сертификации персонала. Однако сертификация приобретает все большую актуальность, чему есть несколько причин:
· сегодня в стране высокая конкуренция в сфере профобразования при наблюдающейся тенденции общего снижения его качества;
· современный рынок трудовых ресурсов характеризуется большим предложением рабочей силы и становится необходим инструмент для отбора наиболее компетентных специалистов из числа соискателей.
Вполне возможно, что в скором времени сертификация персонала может стать обязательной (по крайней мере, в некоторых отраслях, наиболее важных для экономики страны). Это подтверждает активизация работы государственной власти в направлении развития систем независимой оценки квалификации как персонала с «начальным» опытом (выпускники ВУЗов и СУЗов), так и работающих сотрудников.
Таким образом, круг задач, стоящих перед сертификацией персонала, сводится к следующему:
· содействие росту конкурентоспособности трудовых ресурсов на национальном рынке и за его пределами;
· создание возможностей для объективной оценки качества профобразования и расширения информированности о нем потребителей (включая потенциальных);
· поддержка интересов конечных потребителей и их защита от действий и продуктов производителей, привлекающих к работе трудовые ресурсы низкого качества;
· оказание помощи работодателям в подборе компетентных сотрудников.
Для ведения сертификации персонала в определенной отрасли разрабатываются соответствующие требования и профстандарты. Они должны быть признаны профессиональным сообществом и иметь официальный статус. Процесс разработки профстандартов в России сегодня ведется под эгидой Минтруда РФ, более полную информацию по данному вопросу можно получить на официальном ресурсе Министерства.
Видео:
https://yandex.ru/video/preview?filmId=6199989938831310255&from=tabbar&parent-reqid=1608797242787813-1614999168619680544800107-production-app-host-vla-web-yp-271&text=Сертификация
Домашнее задание:
Сделать краткий конспект.