СТАНИСЛАВ КУНЯЕВ (род. в 1932, Калуга)




Проанализируйте данную подборку и выявите основные темы лирики, а также основные мотивы в этих темах.

2) Сформулируйте, в чем заключено своеобразие "тихих лириков", в чем разница между ними? Чем язык Куняева отличается от языка Рубцова, языка Прасолова и языка Кузнецова? Чем отличается каждый поэт от трех других, представленных в подборке? А что, наоборот, общего в творчестве "тихих лириков"?

3) В чем заключается новаторство "тихих лириков", а в чем - наоборот - традиционность русской лирики?

 

СТАНИСЛАВ КУНЯЕВ (род. в 1932, Калуга)

 

***

Добро должно быть с кулаками.

Добро суровым быть должно,

чтобы летела шерсть клоками

со всех, кто лезет на добро.

Добро не жалость и не слабость.

Добром дробят замки оков.

Добро не слякоть и не святость,

не отпущение грехов.

Быть добрым не всегда удобно,

принять не просто вывод тот,

что дробно-дробно, добро-добро

умел работать пулемёт,

что смысл истории в конечном

в добротном действии одном -

спокойно вышибать коленом

добру не сдавшихся добром!

 

 

 

***

 

Собаку переехала полуторка.

Собака терпеливо умирала.

Играли дети. Люди шли по улице.

Шли мимо, а собака умирала.

Я взял полураздавленного пса.

Я удивился на жестокость эту,

с проезжей части оттащил к кювету,

где пёс скончался через полчаса.

 

Я прибыл в этот городок вчера.

Гремели поезда. Мели метели.

Здесь рано наступали вечера.

Здесь на столбах плафоны не горели.

Здесь рано наступали вечера…

Заигранно, как старая пластинка,

скрипели ставни, пели флюгера,

в помойках возле каждого двора

хрипели доморощенные динго.

Им объявили смертную борьбу -

придумали отстрелы и облавы.

Здесь дети часто слышали стрельбу

и знали, что она не для забавы,

что будет безопаснее играть,

ходить из школы, ездить на салазках…

Естественно, кто думал о собаках,

когда им приходилось умирать?!

Я выглядел изрядным чудаком

на местном фоне всей охоты псовой.

Простительно. Я человек был новый,

поскольку не был с городом знаком

и с этой жизнью, зимней и суровой.

 

 

 

***

 

Швеция. Стокгольм. Начало мая.

День Победы. Наше торжество.

Я брожу, ещё не понимая

в иностранной жизни ничего.

Вспоминаю Блока и Толстого,

дым войны, дорогу, поезда…

Скандинавской сытости основа -

всюду Дело. Ну, а где же Слово?

Может быть, исчезло навсегда?

Ночь. Безлюдье. Скука. Дешевизна.

Этажи прижаты к этажу.

Я один, как призрак коммунизма,

по пустынной площади брожу.

 

 

 

***

 

Эти кручи, и эти поля,

и грачей сумасшедшая стая,

и дорога - ну, словом, земля -

не какая-нибудь, а родная.

Неожиданно сузился мир,

так внезапно, что я растерялся.

Неожиданно сузился мир,

а недавно ещё - расширялся!

И грачи, подтверждая родство,

надо мной без умолку кричали

всё о том, что превыше всего

голос крови в минуту печали.

 

 

 

* * *

Пела девочка у смолокурки,

где от зноя дымилась смола,

где на жёлтые свежие чурки

прилегла золотистая мгла.

 

А девчонка забыла заботы,

позабыла домашний наказ,

выводя бесконечные ноты

возникающих в горлышке фраз.

 

Я не помню ни слов, ни мотива,

только помню, что, веки смежив,

я лежал, улыбаясь счастливо,

понимая, что молод и жив.

 

Пахло осенью, соснами, тмином,

и сливалась, неслышно дыша,

с равнодушным и праздничным миром,

как ребёнок, живая душа.

 

 

 

***

Привыкай к одиночеству, друг,

к неизбежному вкусу лишений.

С каждым часом сужается круг

и смиряется юности гений.

Дело к осени. Птицы летят,

исчезают в холодном сиянье.

Делать нечего - впитывай яд,

вырабатывай противоядье.

Отвыкай от случайных побед

и удачами не обольщайся.

Выйди на берег в синий рассвет,

оглядись, помолчи, попрощайся.

Отвыкай от любимых людей,

молодую додумывай думу,

привыкай к бормотаныо дождей,

к шуму ветра, к бессвязному шуму.

 

 

НИКОЛАЙ РУБЦОВ (1936 – 1971)

 

Букет

 

Я буду долго

Гнать велосипед.

В глухих лугах его остановлю.

Нарву цветов.

И подарю букет

Той девушке, которую люблю.

 

Я ей скажу:

– С другим наедине

О наших встречах позабыла ты,

И потому на память обо мне

Возьми вот эти

Скромные цветы!..

 

Она возьмёт.

Но снова в поздний час,

Когда туман сгущается и грусть,

Она пройдет,

Не поднимая глаз,

Не улыбнувшись даже...

Ну и пусть.

 

Я буду долго

Гнать велосипед,

В глухих лугах его остановлю.

Я лишь хочу,

Чтобы взяла букет

Та девушка, которую люблю...

 

<196?>

 

* * *

 

В минуты музыки печальной

Я представляю желтый плес,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берез,

 

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей...

 

Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

 

Но все равно в жилищах зыбких -

Попробуй их останови! -

Перекликаясь, плачут скрипки

О желтом плесе, о любви.

 

И все равно под небом низким

Я вижу явственно, до слез,

И желтый плес, и голос близкий,

И шум порывистых берез.

 

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чем...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чем.

 

 

 

В ИЗБЕ

 

Стоит изба, дымя трубой,

Живет в избе старик рябой,

Живет за окнами с резьбой

Старуха, гордая собой,

И крепко, крепко в свой предел -

Вдали от всех вселенских дел -

Вросла избушка за бугром

Со всем семейством и добром!

И только сын заводит речь,

Что не желает дом стеречь,

И все глядит за перевал,

Где он ни разу не бывал...

 

 

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

 

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

 

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

 

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

 

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

 

 

* * *

Ах, отчего мне

Сердце грусть кольнула,

Что за печаль у сердца моего?

Ты просто

В кочегарку заглянула,

И больше не случилось ничего.

Я разглядеть успел

Всего лишь челку,

Но за тобою, будто за судьбой,

Я выбежал,

Потом болтал без толку

О чем-то несущественном с тобой.

 

Я говорил невнятно:

Как бабуся,

Которой нужен гроб, а не любовь,

Знать, потому

Твоя подруга Люся

Посмеивалась, вскидывая бровь?

Вы ждали Вову,

Очень волновались.

Вы спрашивали: "Где же он сейчас?"

И на ветру легонько развевались,

Волнуясь тоже,

Волосы у вас.

Я знал

Волненья вашего причину

И то, что я здесь лишний,—

Тоже знал!

И потому, простившись чин по чину,

К своим котлам по лужам зашагал.

 

Нет, про любовь

Стихи не устарели!

Нельзя сказать, что это сор и лом.

С кем ты сейчас

Гуляешь по Форели?

И кто тебя целует за углом?

А если ты

Одна сидишь в квартире,

Скажи: ты никого к себе не ждешь?

Нет ни одной девчонки в целом мире,

Чтоб про любовь сказала: «Это ложь!»

И нет таких ребят на целом свете,

Что могут жить, девчонок не любя.

Гляжу в окно,

Где только дождь и ветер,

А вижу лишь тебя, тебя, тебя!

 

Лариса, слушай!

Я не вру нисколько —

Созвучен с сердцем каждый звук стиха.

А ты, быть может,

Скажешь: "Ну и Колька!" —

И рассмеешься только: ха-ха-ха!

 

Тогда не сей

В душе моей заразу —

Тоску, что может жечь сильней огня.

И больше не заглядывай ни разу

К нам в кочегарку!

Поняла меня?

 

 

БЕРЕЗЫ

 

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю – и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

 

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

 

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.

 

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...

 

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

 

 

В ГОРНИЦЕ

 

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

 

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

 

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень.

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

 

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

 

 

АЛЕКСЕЙ ПРАСОЛОВ (1930 – 1972)

 

 

***

 

Эскалатор уносит из ночи

В бесконечность подземного дня.

Может, так нам с тобою короче,

Может, здесь нам видней от огня...

 

Загрохочет, сверкая и воя,

Поезд в узком гранитном стволе,

И тогда, отражённые, двое

Встанем в чёрно-зеркальном стекле.

 

Чуть касаясь друг друга плечами,

Средь людей мы свои - не свои,

И слышней и понятней в молчанье

Нарастающий звон колеи.

 

Загорайся, внезапная полночь!

В душном шорохе шин и подошв

Ты своих лабиринтов не помнишь

И надолго двоих разведёшь.

 

Так легко - по подземному кругу,

Да иные круги впереди.

Фонарём освещённую руку

Подняла на прощанье: «Иди...»

 

Не кляни разлучающей ночи,

Но расслышь вековечное в ней:

Только так на земле нам короче,

Только так нам на свете видней.

 

 

 

***

 

Я хочу, чтобы ты увидала:

За горой, вдалеке, на краю

Солнце сплющилось, как от удара

О вечернюю землю мою.

 

И как будто не в силах проститься,

Будто солнцу возврата уж нет,

Надо мной безымянная птица

Ловит крыльями тающий свет.

 

Отзвенит - и в траву на излёте,

Там, где гнёзда от давних копыт.

Сердца птичьего в тонкой дремоте

День, пропетый насквозь, не томит.

 

И роднит нас одна ненасытность -

Та двойная знакомая страсть,

Что отчаянно кинет в зенит нас

И вернёт - чтоб к травинкам припасть.

 

[1965-1968]

 

 

***

 

Скорей туда, на проводы зимы!

Там пляшут кони, пролетают сани,

Там новый день у прошлого взаймы

Перехватил веселье с бубенцами.

 

А что же ты? Хмельна иль не хмельна?

Конец твоей дурашливости бабьей:

С лихих саней свалилась на ухабе

И на снегу - забытая, одна.

 

И, на лету оброненная в поле,

Ты отчуждённо слышишь дальний смех,

И передёрнут судорогой боли

Ветрами косо нанесённый снег.

 

Глядишь кругом - где праздник? Пролетел он.

Где молодость? Землёй взята давно.

А чтобы легче было, белым, белым

Былое бережно заметено.

 

 

 

***

 

Тревога военного лета.

Опять подступает к глазам

Шинельная серость рассвета,

В осколочной оспе вокзал.

 

Спешат санитары с разгрузкой.

По белому красным - кресты.

Носилки пугающе узки,

А простыни смертно чисты.

 

До жути короткое тело

С тупыми обрубками рук

Глядит из бинтов онемело

На детский глазастый испуг.

 

Кладут и кладут их рядами,

Сквозных от бескровья людей.

Прими этот облик страданья

Мальчишеской жизнью твоей.

 

Забудь про Светлова с Багрицким,

Постигнув значенье креста,

Романтику боя и риска

В себе задуши навсегда!

 

Душа, ты так трудно боролась...

И снова рвалась на вокзал,

Где поезда воинский голос

В далёкое зарево звал.

 

Не пряча от гневных сполохов

Сведённого болью лица,

Во всём открывалась эпоха

Нам - детям её - до конца.

 

...Те дни, как заветы, в нас живы.

И строгой не тронут души

Ни правды крикливой надрывы,

Ни пыл барабанящей лжи.

 

 

 

***

 

В этом доме опустелом

Лишь подобье тишины.

Тень, оставленная телом,

Бродит зыбко вдоль стены.

 

Чуть струится в длинных шторах

Дух тепла - бродячий дух.

Переходит в скрип и шорох

Недосказанное вслух.

 

И спохватишься порою,

И найдёшь в своей судьбе:

Будто всё твоё с тобою,

Да не весь ты при себе.

 

Время сердца не обманет:

Где ни странствуй, отлучась,

Лишь сильней к себе потянет

Та, оставленная, часть.

 

 

ЮРИЙ КУЗНЕЦОВ (1941 – 2003)

* * *
Не выходят стихи. Ну и ладно. Забуду, покину
Стол, чернильницу, сердце, решительно влезу в пиджак.
Выйду в ночь, как в отставку, с презрением шляпу надвину,
Саркастически толстые губы поджав.

Мама, мама, ваш сын неудачник. Ваш сын неприкаянный ходит.
Разве можно так долго ходить? Разве можно так долго курить?
Не выходят стихи. Понимаете, жизнь не выходит.
Может, время жениться и шлёпанцев пару купить?

Я горю белым светом своих неподкупных бессонниц.
Мой обугленный рот «Презираю!» кричит на меня.
Я лопату беру и копаю в том месте, где совесть.
Ненавижу стихи! Прометей, не желаю огня!

 

* * *

Ученье — свет, а неученье — тьма —
Вот истина, полезная весьма.
Кто понимает это с малых лет,
Тот поступает в университет.
Но мимо едет Афанасий Фет,
И он плюёт на университет
И с лёгким сердцем следует во тьму,
Откуда нет возврата никому.
А ты учись и помни: ты не Фет,
Чтобы плевать на университет…

 

* * *

Среди пыли, в рассохшемся доме
Одинокий хозяин живёт.
Раздражённо скрипят половицы,
А одна половица поёт.
Гром ударит ли с грозного неба,
Или лёгкая мышь прошмыгнёт, —
Раздражённо скрипят половицы,
А одна половица поёт.
Но когда молодую подругу
Проносил в сокровенную тьму,
Он прошёл по одной половице,
И весь путь она пела ему.

 

* * *
Кого ты ждёшь?.. За окнами темно,
Любить случайно женщине дано.
Ты первому, кто в дом войдёт к тебе,
Принадлежать решила, как судьбе.
Который день душа ждала ответа.
Но дверь открылась от порыва ветра.
Ты женщина — а это ветер вольности…
Рассеянный в печали и любви,
Одной рукой он гладил твои волосы,
Другой — топил на море корабли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: