См. также ниже выдержки из диссертации




ПУТЕВОЙ ОЧЕРК: ЭВОЛЮЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА

Полный текст автореферата диссертации по теме "Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра"

Санкт-Петербургский государственный университет

ПУТЕВОЙ ОЧЕРК: ЭВОЛЮЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА

Специальность 10.01.10—Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

ПАНЦЕРЕВ Константин Арсеньевич

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре современной периодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Борис Яковлевич Мисоноюников доктор филологических наук Ростислав Юрьевич Данилевский

доктор филологических наук, профессор Алексей Дмитриевич Кривоносое

Ведущая организация:

Российский государственный Педагогический университет им. А. И. Герцена

Защита состоится «¿0_» Л0><&<р>4] 2005 года в «» часов на заседании Диссертационного совета Д 212.232.17 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете (199034, Санкт-Петербург, В.О., 1-ая линия, д.26, факультет журналистики СПбГУ, ауд.303).

С диссертацией молено ознакомиться в библиотеке имени М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан «_» _2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор политических наук, профессор Я. С. Лабуш

4&3,0 5

¿5-3 £216

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Путевой очерк прошел долгий путь становления и развития. При этом он проявил себя как жанр гибкий, быстро приспосабливающийся к внешним условиям.

В XIX веке к очерковому жанру прибегали многие известные русские писатели (А. С. Пушкин, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.) Ведь именно путевой очерк является одной из «наиболее открытых форм выражения публициста-художника. Автор вступает в нем в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми»1. Публицист может в любой момент остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, вставить в ткань произведения какую-либо новеллу, использовать лирическое отступление и т. п.

Глубоким потрясением для очеркового жанра явилась революция 1917 г. После нее на первое место стали выходить иные ценности, нежели те, которые существовали в прежней России. Возникли и новые тематические разновидности жанра, например, очерк о советской деревне, очерк о социалистическом строительстве.

После распада Советского Союза в журналистике произошли новые качественные преобразования, следствием которых явилось ослабление внимания к художественно-публицистическим жанрам. Журналистика, которая пришла на смену партийной советской печати, сместила профессиональные приоритеты, сделав ставку на информационные жанры. Очерку на газетной полосе стали отводить значительно меньше места.

1 Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966. С. 114.

Кризис очеркового жанра как такового привел к тому, что очерк остановился в развитии. Во многом этому способствовало и отсутствие серьезных теоретических работ, посвященных проблемам современного российского очерка.

Однако при этом мы не можем утверждать, что очерк является реликтом, «окаменелостью». Сегодня журналисты все чаще начинают обращаться к этому сложному и трудоемкому жанру. Современное российское общество остро нуждается в духовных ориентирах, в объективной социальной информации, и очеркист, поднимая острые животрепещущие проблемы, дает аудитории ответы на многие вопросы, причем делает это в яркой художественно-публицистической форме.

Объектом исследования диссертации выступают непосредственно путевые очерки публицистов, которые создавали произведения в различные исторические периоды.

Предметом исследования является специфика генезиса и эволюционирования путевого очерка как жанра художественной публицистики, особенности его содержательно-формальных характеристик и социально-профессиональной идентичности.

Степень разработанноспш темы. Определенную теоретическую базу для изучения интересующих диссертанта проблем создали классические исследования по вопросам художественной литературы. Особого внимания заслуживают труды М. М. Бахтина, Р. Барта, В. Г. Белинского, А. Л. Бема, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура и 10. М. Лотмана2.

Наиболее подробно очерк как жанр художественной публицистики рассматривается в работах В. А. Алексеева, Е. И. Журбиной, В. Я. Канторовича, Г. В. Колосова, Н. М. Масловой, В. А. Михельсона, М. И. Стюфляевой3. Из современных исследований, посвященных очерку, можно отметить монографии М. Н. Кима и А. А. Тертычного4. Предметом самостоятельных

2 Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000; Барт Р. Семиотика. Поэтика. М., 1994; Белинский В. Г. Соч. Т. 3. М., 1948; Бем А. Л. Исследования. Письма о литературе. М., 2001; Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959; Винокур Г. О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М., 1990; Лотман 10. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.

3 Алексеев В. А. Русский советский очерк. Л., 1980; Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: очерк, фельетон. М., 1969; Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. М., 1975; Колосов Г. В. 1) Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966; 2) Искусство публицистики. Алма-Ата, 1968; 3) Поэтика очерка. М., 1977; Маслова Н. М. Путевые заметки как публицистическая форма (становление и развитие жанра «путешествия» в публицистике). М., 1977; Михельсон В. А. Путешествие в русской литературе. Ростов н/Д, 1974; Стюфляева М. И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975.

4 Ким М. Н. Очерк. Теория и методология жанра. СПб., 2000; Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.

исследований выступает творчество наиболее ярких писателей-очеркистов5. Общетеоретические проблемы поэтики, композиции, языка и стиля очеркового жанра рассматриваются В. А. Ампиловым, А. П. Горбуновым, О. А. Мазневым, Л. М. Майдановой, А. А. Савенковым, Б. В. Стрельцовым, М. С. Черепаховым6. Наконец, в монографиях Т. А. Беневоленской, В. П. Вер-шель, Н. М. Масловой, Ю. А. Крикунова присутствует анализ отдельных разновидностей очеркового жанра7. Этические аспекты деятельности журналиста, а также вопросы, связанные с ответственностью автора, достаточно подробно разбираются С. Г. Корконосенко и А. А. Юрковым8.

При изучении особенностей композиционного построения очерка, а также при рассмотрении очеркового жанра в контексте современных культурных процессов, диссертант опирался на исследования в области текста, нарратологии, дискурса. В этой связи особенно следует отметить монографии И. В. Арнольд, М. Я. Дымарского, В. П. Конецкой, Б. Я. Мисонжникова, Е. В. Падучевой, А. В. Соколова, а также голландского ученого Т. А. ван Дейка'.

Научная новизна работы. Существует немало исследований, посвященных изучению различных аспектов теории и методологии художественной публицистики, очеркового жанра в целом и путевого очерка в частности. Однако эти работы не ставят перед собой цели рассмотрения путевого очерка как некоего культурного феномена. Все они сводятся к достаточно подроб-

5 Глушков Н. И. Художественные очерки Валентина Овечкина: Автореф. канд. дис. М., 1961; Пивоварова Л. М. 1) Шелгунов — очеркист. Казань, 1990; 2) Русский очерк 80-90 гг. XIX века. Казань, 1978; 3) Очерки А. И. Левитова: Автореф. канд. дис. М., 1966.

6 Ампилов В. А. Современный газетный очерк. Минск, 1972; Горбунов А. П. 1) Язык и стиль газеты. М., 1974; 2) Работа писателя над языком и стилем произведения. Иркутск, 1970; 3) Образные средства языка газеты. М., 1969; 4) Поэтика публицистического текста. М., 1978; Мазнева О. А. Структура газетного очерка. М., 1990; Майдано-ва J1. М. Структура и композиция газетного текста: средства выразительного письма. Красноярск, 1987; Савенков А. А. Очерк в газете. Л., 1963; Стрельцов Б. В. Основы публицистики. Жанры. Минек, 1990; Черепахов М. С. Работа над очерком. М., 1964.

7 Беневоленская Т. А. Портрет современника (очерк в газете). М., 1983; Вершель В. П. 1) Рабочий: грани социального портрета; JI., 1991; 2) Тема рабочего класса в современной советской публицистике. Л., 1985; Маслова Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра. М., 1980; Крикунов 10. А. Проблема характера в очерке. Алма-Ата, 1966.

8 Корконосенко С. Г. 1) Право и этика СМИ. СПб., 1999; 2) Социальное функционирование журналистики. СПб., 1994; Юрков А. А. Этика журналистского творчества. СПб., 2003.

9 Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб., 1999; Дымар-ский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб., 1999; Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997; Мисонжников Б, Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001; Падучева Е. В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива). М., 1996; Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996; Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. М., 1989.

ному изучению какого-либо одного вопроса (история развития очеркового жанра, анализ творчества отдельных писателей-очеркистов, вопросы поэтики жанра и т. д.). В связи с этим в диссертации предпринимается попытка отойти от классической методологии рассмотрения и изучения путевого очерка, присущего многим работам на эту тему. Диссертант предлагает исследовать путевой очерк одновременно в трех аспектах: историческом, теоретическом и в контексте современной культуры. Первый необходим для уяснения основных этапов эволюции и становления очеркового жанра. Только затем мы получаем возможность приступить непосредственно к изучению поэтики очеркового письма. Наконец, на третьем этапе автор пытается связать этот жанр с современными культурными явлениями, рассматривая путевой очерк в системе общесоциального дискурса.

Цель исследования. В постсоветский период интерес к очерку заметно снизился, его стали считать, и совершенно несправедливо, пережитком прошлого. Рассматривая путевой очерк в общей системе современной культуры, диссертант видит цель исследования в необходимости подчеркнуть и доказать общественную и профессиональную важность очерка, его актуальность и уникальность.

Для поэтапного достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

— проследить основные этапы эволюции и становления очеркового жанра;

— на этой базе дать характеристику отличительных примет традиционного (классического) путевого очерка;

— рассмотреть тематическое разнообразие путевых очерков;

— показать и проанализировать содержательно-формальные новации современного путевого очерка, разобрать основные принципы корреляции содержания и формы, а также прояснить некоторые особенности поэтики очеркового письма.

Методологической основой диссертации выступают принципы типологического и историко-генетического анализа. Типологический анализ предусматривает установление обобщающих признаков определенного жанра, на основе которых осуществляется дифференциация произведений по соответствующим параметрам: форме, содержанию, стилю, функциям, проблематике и, наконец, по объекту. Особенности типологического анализа характеризуются в работах Г. Н. Поспелова, который утверждал, что жанры — это, скорее, явление типологическое, чем исторически конкретное10. Таким образом, результатом типологического анализа является произвольно выстроенная классификация, которая зависит от критерия отбора дифференцирующих признаков.

10 См. об этом: Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., ■* 1972. С. 155.

Однако автору важно не только четко выстроить типологическую структуру очеркового жанра, но еще и проследить его эволюцию от протоформ до современного очерка. Обусловлено это тем, что для появления любого жанра должны сложиться определенные предпосылки. Следовательно и появиться жанр может только на конкретном историческом этапе. Причем он не являет собой нечто статичное, неизменное. Жанры находятся в постоянном движении. И дело вовсе не в том, что одни жанры приходят на смену другим, а в том, что «меняются самые принципы выделения жанров, меняются типы и характер жанров, их функции в ту или иную эпоху»11. Проследить эти изменения возможно только при помощи историко-генетического анализа, в ходе которого «осмысляется весь процесс становления жанра как целостной и постоянно меняющейся системы, выявляются общезначимые уровни развития жанра, начиная от элементарных (тема, фабула, предмет изображения) и кончая высшими (форма, способы организации речевого материала, композиция)»12.

Эмпирический материал исследования образуют путевые очерки13. В методологических целях диссертант в истории очеркового жанра выделяет четыре периода:

1. Зарождение жанра путевого очерка в России (XVIII век). В особенности следует отметить «Письма из Франции» Д. И. Фонвизина; «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина; «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

2. Период расцвета русской классической очерковой прозы (XIX — начало XX века). XIX век отмечен большим количеством известных произведений, среди которых — «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»

A. С. Пушкина; «Фрегат „Паллада"» И. А. Гончарова; «Письма об Испании»

B. П. Боткина; «Парижские письма» П. В. Анненкова; «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена; «Очерки русской жизни» Н. В. Шелгунова; «От Урала до Москвы» Д. Н. Мамина-Сибиряка; «Письма с дороги» Г. И. Успенского; очерки А. И. Левитова; «Очерки Сибири» С. Я. Елпатьевского; «Остров Сахалин» А. П. Чехова.

3. Советский путевой очерк (1920-1990 гг.). Наиболее известными писателями-очеркистами советского периода российской истории являются Д. Фурманов, А. Серафимович, Б. Кушнер, В. Маяковский, М. Горький, М. Кольцов, М. Шагинян, Г. Эмин, М. Ауэзов, П. Лукницкий, В. Песков, Н. Михайлов, В. Сорокин.

4. Очерк новой России (начиная с 1991 г.). Изученный автором корпус

11 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 55.

12 Подробнее см.: Ким М. Н. Очерк. Теория и методология жанра. СПб., 2000. С. 13.

13 На ранней стадии развития очеркового жанра мы можем говорить только о про-I изведениях, написанных в стиле литературы «путешествий», поскольку о путевом

очерке как таковом говорить было бы преждевременно.

современных газетных очерков14 свидетельствует о том, что путевой очерк продолжает оставаться в арсенале журналистов, к которым постепенно пришло осознание тех возможностей, которые предоставляет этот во многом уникальный жанр. И сейчас (начиная со второй половины 1990-х гг.) происходит процесс возрождения очерка.

Научно-практическое значение. В теоретико-познавательном плане ценность диссертации заключается в том, что предпринята попытка комплексного анализа путевого очерка, который ранее не изучался с позиций интегрированности в систему общесоциального дискурса.

В прикладном плане некоторые из положений и выводов, к которым приходит диссертант, могут быть использованы при составлении учебных и методических программ, пособий по теории журналистики для студентов вузов, обучающихся по специальности «журналистика».

Апробация работы. Содержание проделанного исследования излагалось в опубликованных работах и научных докладах на ежегодных научно-практических конференциях факультета журналистики СПбГУ. Кроме того, некоторые профессионально-методические положения, отстаиваемые в диссертации, отражены в статьях, которые вошли в научные сборники.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых делится на разделы, заключения и списка литературы, содержащего свыше двухсот источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Во Введении дается общая характеристика исследования, определяются его предмет и задача, анализируется степень разработанности темы, обосновывается ее актуальность, а также определяется новизна реферируемого диссертационного сочинения и его практическая значимость.

В первой главе «Путевой очерк: генезис, эволюция» прослеживаются основные этапы становления и развития очерка как самостоятельного жанра газетно-журнальной публицистики.

м См., напр.: Варсегов Н. 1) Заселят ли китайцы Сибирь и Дальний Восток? // Комсомольская правда. 2003. 10-14 нояб.; 2) В городе Деда Мороза власть «отморозков» царит // Комсомольская правда. 2003. 18-19 авг.; 3) Средь лесов, полей, болот мы вершили Крестный ход // Комсомольская правда. 2003. 24-25 июня; 4) На Вятке пышной нет экзотики, но много леса и эротики // Комсомольская правда. 2003. 8 янв.; 5) На Чукотке шибко пьют и народ суров и лют... // Комсомольская правда. 2001. 10 янв.; 6) Варсегов Н. Выйдешь поутру в народ — душу лепота берет!.. // Комсомольская правда. 2001. 19 мая; Радзишевский В. Пушкинские дни в Пушкиногорье //Литературная газета. 2000. 7 июня; Кузнецов И. Этим летом в Чулимске //Литературная газета. 2000. 12 июля; Степанов А. Петербург, Хельсинки, Таллин // Литературная газета. 2000. 11 окт.; Синявский Б. Люди дамбы // Общая газета. 2001. 31 мая; Киселев В. Ивановка — село русское // Общая газета. 2001. 14 фев.; Токарева Е. Дети золотого дна // Общая газета. 2001. 8 мая; Самарина А. Люди реки // Общая газета. 2001. 19 июля; Климонтович Н. Румяный город // Общая газета. 1998. 10-16 дек.

Принимая во внимание всю многовековую историю жанра, диссертант приходит к выводу о том, что очерк никогда не представлял собой нечто устоявшееся, статичное. Он постоянно развивался, эволюционировал, видоизменял форму.

Путевой очерк как жанр публицистики стал складываться еще в середине XVIII века. В XIX веке, который по праву может считаться веком расцвета очерковой литературы, стали появляться другие разновидности очеркового жанра. В XX веке все эти отдельные виды очерка обрели черты завершенности и определенные устойчивые формы.

В разделе 1.1. «У истоков жанра (от древнерусских «хождений» до писем путешественников ХУШ-Х1Х веков)» проводится анализ произведений наиболее известных писателей-очеркистов ХУШ-Х1Х веков, который позволяет диссертанту выявить основные этапы эволюции и становления очеркового жанра.

Первые произведения, близкие по своей сути жанру путешествий, появились на Руси задолго до того, как Н. М. Карамзин отправился в путешествие по Европе.

В Древней Руси существовал особый жанр — жанр «хождений», который представлял собой рассказы «бывалых людей» о приключениях за пределами родного княжества. Наиболее известным из них является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XV в.). Древнерусские «хождения» следует отнести к так называемым «праочерковым явлениям».

Путевой очерк как жанр публицистики стал складываться и развиваться вместе с первыми периодическими изданиями и за длительный период своей эволюции претерпел ряд серьезных качественных изменений. Зачастую сами публицисты определяли характерные особенности жанра, его отличительные приметы.

В развитии литературы путешествий определяющая роль принадлежит «Письмам русского путешественника» Н. М. Карамзина, который «не только наблюдает и записывает подробности увиденного и услышанного — он обобщает, высказывает свое мнение, делится с читателем своими мыслями, своими сомнениями»15. Теперь стало возможным говорить о появлении нового жанра в русской литературе.

Анализ очерковой литературы XIX — начала XX веков16 позволил диссертанту выявить следующие основные тенденции:

15 Макогоненко Г. П. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника», // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М., 1988. С. 19.

16 Назовем, к примеру, «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Письма об Испании» В. П. Боткина, «Парижские письма» П. В. Анненкова, «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена, «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф. М. Достоевского,

I «Очерки русской жизни» Н. В. Шелгунова, «От Урала до Москвы» Д. Н. Мамина-Сиби-

1. В XIX веке путевого очерка как самостоятельного жанра газетно-жур-нальной публицистики не существовало. Очерковый жанр долгое время развивался в рамках художественной литературы, зачастую просто сливаясь с ней. Это дало возможность многим исследователям выделять среди общей массы литературных жанров литературу путешествий17. Основными особенностями данного рода произведений являются точность, достоверность передаваемых автором сведений, которые, пройдя через внутреннее, авторское восприятие увиденного, доходят до читательской аудитории. Современный путевой очерк порожден литературой «путешествий».

2. На страницах русской литературы XIX века очень немногие произведения тяготеют по своей сути к той классической литературе «путешествий», основы которой были заложены еще Н. М. Карамзиным18. Постепенно к писателям приходит понимание тех колоссальных возможностей, которые содержит в своем арсенале литература «путешествий». Произведенный автором диссертации анализ разностороннего в тематическом плане корпуса очерков XIX века показал, что публицисты стали использовать этот жанр как средство для того, чтобы вскрыть насущные социальные проблемы современности. Так зарождался очерк проблемный, получивший в XIX веке достаточно широкое распространение.

3. Прогрессивное развитие литературы «путешествий» было прервано революцией. И только начиная с советского периода истории России можно говорить о появлении очеркового жанра как такового.

В разделе 1.2. «Творчество советских очеркистов как социокультурный феномен» освещаются основные этапы эволюции очеркового жанра за годы советской власти.

Революция оказала существенное влияние на дальнейшее развитие очерка. Связано это было, прежде всего, с появлением единой концепции развития советских средств массовой информации. Пресса должна была стать орудием партии, пропагандировать коммунистический строй и строительство мирового социализма. Очерк сделался «боевым жанром» советской партийной печати.

Советский период развития очерковой литературы можно разделить на несколько этапов:

1. Очерки первых лет становления советской власти (1917-1920 гг.). Это очерки о победоносном шествии по стране Красной Армии, о геройских подвигах солдат, о моральном разложении Белой Гвардии19.

" См. напр.: Маслова Н. М. 1) Путевые заметки как публицистическая форма (становление и развитие жанра «путешествия» в публицистике). М., 1977; 2) «Путешествие» как жанр публицистики: Автореф. канд. дис. М., 1973.

18 Пожалуй, одно из немногих произведений, которое по его идейному содержанию можно отнести к классической литературе «путешествий», — это «Фрегат „Паллада"» И. А. Гончарова.

" См. напр., очерки А. Серафимовича, Д. Фурманова, Л. Рейснер.

2. Очерки 1920-1930-х гг. После победы в гражданской войне перед советским руководством встала задача восстановления разрушенного хозяйства страны. В этой связи особенный интерес представляет очерк Б. Кушнера «Сто три дня на Западе», в котором писатель стремится дать руководству страны практические рекомендации по технической реконструкции СССР20. В целом большинство очерков рассматриваемого периода21 посвящены тем успехам, которые успела достичь за годы своего существования молодая советская власть.

3. Очерки военных лет (1941-1945 гг.)22.

4. Послевоенный очерк (1945-1985 гг.). Особое развитие в этот период получает очерк социалистического строительства23. Кроме того, на страницах советской очерковой литературы встречаются и очерки зарубежной жизни24.

5. Очерк эпохи перестройки (1985-1990 гг.). Ввиду того, что старые советские ценности и традиции полностью исчерпали себя, а новые сложиться еще не успели, очерк переживает глубокий внутренний кризис. Происходит частичный отказ от публицистики как от метода журналистского творчества.

В разделе 1.3. Традиционный (классический) путевой очерк диссертант, принимая в расчет всю сложность, противоречивость и неоднозначность деления очерка на виды и, опираясь на анализ очерковой литературы различных исторических периодов, пытается дать характеристику классическому путевому очерку.

Изучив различные определения очеркового жанра25, автор диссертации приходит к выводу, что очерк, являясь журналистским жанром, разновидностью художественной публицистики по стилю, по манере письма, по методологии изложения особенно тесно примыкает к области художественной литературы. Основная трудность заключается в разграничении очерка и

20 Очерки В. Маяковского, посвященные зарубежной жизни, носят иной характер. Их цель — показать, что западная цивилизация зашла в тупик, что и «во время изобилия можно умереть с голоду».

21 См. напр.: «Америка в Баку» В. Маяковского, «По Союзу Советов» М. Горького, «Семь песен об Армении» Г. Эмина, «По дорогам пятилетки» М. Шагинян.

22 В качестве примера можно привести очерки Б. Полевого, К. Симонова, Д. Кра-минова.

23 См. напр.: «Путешествие по Советской Армении» М. Шагинян, «Путешествие по Советскому Таджикистану» П. Лукницкого, «Большой порог» Е. Рябчикова, «Рельсы сквозь тайгу» В. Сорокина.

24 См. напр.: «Моя Индия» М. Ауэзова, «Круг земной» Н. Михайлова, очерки К. Паустовского.

23 См. напр.: Глушков Н. И. Особенности типизации в очерке. Стерлитамак, 1961; Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: очерк, фельетон. М., 1969; Ким М. Н. Очерк. Теория и методология жанра. СПб., 2000; Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966; Маслова Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра. М., 1980; Сорокин В. Теория литературы. М., 1960; Стрельцов Б. В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990; Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.

рассказа, поскольку остается открытым вопрос коррелирования художественного и публицистического начал.

Принципиальное отличие между очерком (художественно-публицистическим жанром) и рассказом (жанром художественной литературы) заключается в том, что автор рассказа, наблюдая жизнь, воспроизводит ее на основе вымысла деталей и эпизодов. Разумеется, он создает обычно образы, которые содержат в себе черты многих реальных явлений, по-разному типичных и характерных. В этом и заключается фактологическая основа художественного произведения. А вот перед автором очерка стоит иная задача — описать жизнь в ее непосредственности. В этой связи он вынужден оперировать реальными фактами, которые выступают в очерковом произведении в роли наглядных примеров. Знакомство с умело отобранным и типизированным жизненным материалом всегда обогащает читателя, а порой даже и воспитывает его. Очеркист учит читателя на живых примерах26, «приемы художественные и исследовательские не выступают в очерке изолированно друг от друга, а составляют единый сплав, особый метод отражения жизни»27.

В этой связи можно определить следующую схему взаимодействия публицистического и художественного начал. Публицистическое начало проявляется в опоре на социально значимый факт. Однако в очерке важна не простая констатация факта, а его творческое осмысление. Задача эта решается при помощи различных художественных приемов.

Таким образом, очерк пребывает как бы в двойной методологической соотнесенности: с одной стороны, ему близки формальные императивы художественной литературы, а с другой — журналистики. И именно в этом, в неразрывном единстве эмоционально-образного и дискурсивно-логичес-кого как раз и заключается специфика очеркового письма28.

Во второй главе «Методологические аспекты создания путевого очерка» выявляются основные методологические принципы создания путевого очерка.

В основе любого журналистского произведения лежат определенные содержательные и формальные признаки. В этой связи диссертант, прежде чем перейти к непосредственному изучению путевого очерка как особого жанра публицистики, в разделе 2.1. «Содержание и форма (принципы коррелирования)» рассматривает проблемы соотношения содержания и формы.

Содержание и форма — парные категории: «Когда форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно, что отделить ее от содержания, значит уничтожить самое содержание; и наоборот: отделить содержание от формы, значит уничтожить форму»29.

26 См. об этом более подробно: Эвентов И. Вторжение в жизнь (заметки о послевоенном очерке) // Звезда. 1948. № 1.

" Росляков В. П. Советский послевоенный очерк. М., 1956. С. 233.

28 В этой связи см., напр.: Стрельцов Б. В. Проблемы модификации функции и предмета публицистики в газетных жанрах: Автореф. докт. дис. Минск, 1974. С. 12.

55 Белинский В. Г. Соч. Т. 3. М., 1948. С. 138.

Вопрос о соотношении содержания и формы является извечной проблемой. С точки зрения диалектики, ведущая роль отводится содержанию, поскольку форма должна соответствовать определенному содержанию. Форму не следует понимать как нечто внешнее по отношению к содержанию30. Нельзя, однако, и отождествлять форму с содержанием. «Форма любого конкретного художественного произведения композиционно целостна и образно уникальна в зависимости от своеобразия содержания данного произведения»31. Таким образом, внутренняя форма представляет собой скорее схему внутреннего построения произведения. Она настолько глубоко интегрирована в содержание, что приводит к следующей схеме их взаимодействия: бессодержательной формы не бывает, равно как и не бывает и бесформенного содержания.

Основная трудность, которая стоит перед писателем-публицистом, как раз и заключается в этом умении гармонично сочетать в своем произведении содержательно-формальные признаки. Образец высочайшего достижения в гармонии формы и содержания являет собой «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина. Однако наряду с классическими очерками, которые рассматривались в настоящем диссертационном исследовании, в качестве примеров того, как автору удалось найти баланс между формой и содержанием, можно также назвать такие очерки, как: «На „Волге" по Франции» М. Шаги-нян, «Площадь Пигаль» Д. Гранина, «Париж без музеев» Р. Рождественского, «От Рейна до Атлантики» В. Седых, «Океан Парижа» И. Константиновс-кого, «Англия» И. Эренбурга, «Огни Ла-Манша» К. Паустовского, «От Гринвича до экватора» М. Озерова, «Вид с моста» Б. Стрельникова, «Англичане у себя дома» Т. Тэсс.

В содержательном плане все путевые очерки, в принципе, похожи друг на друга. Посетив тот или иной регион, страну, город публицист делится с читателем впечатлениями. Испания, Франция, Англия, Армения, Индия и многие другие страны и регионы в тот или иной исторический период посещались русскими писателями-публицистами. Другое дело, что акценты в каждом конкретном произведении будут расставлены свои. Один автор, например, снабдит очерк энциклопедическими сведениями о стране в целом и ее жителях, другой, наоборот, постарается поднять и должным обра-

30 Как известно, Аристотель в своей концепции устанавливает примат формы над содержанием, что, в конечном счете, приводит к отрыву формы от содержания. Так зарождается формализм, сторонники которого видят сущность вещей именно в форме, они переоценивают роль формы и забывают содержание, пренебрегают им. Сам по себе формализм выражается в различных проявлениях: в подчинении содержания форме, в отрыве формы от содержания и противопоставлении ее содержанию, в признании ее самостоятельной роли. Форма даже может отделяться от содержания в абстракции и становиться самостоятельным предметом рассмотрения. При этом одна форма может накладываться на различное содержание.

31 Тюхтнн В. С., Ларкин Ю. Ф. Содержание и форма в искусстве. М., 1984. С. 37.

зом раскрыть ту или иную социально-значимую проблему32. Каждое отдельно взятое произведение отличает самобытность внутренней формы, собственный инструментарий публицистической поэтики.

Основные принципы взаимоотношения формы и содержания были заложены еще Гегелем, который подразделил форму на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя форма — это структура содержания, а внешняя — способ его существования33. Простота же понятия внешней формы — обманчива. Она отнюдь не сводится к обозначению наружного вида того или иного предмета. «Внешняя форма — это материальная форма, но связанная с выражением идеального содержания образа. Ее базовая функция — коммуни-цировать содержание»34.

В разделе 2.2. «Выразительные средства в решении креативной задачи» на основании анализа русской и советской очерковой литературы проводится систематизация некоторых аспектов поэтики очеркового письма.

Проводя систематизацию приемов, которые находятся в арсенале автора путевого очерка, диссертант приходит к выводу, что все эти художественные приемы следует подразделить на описательно-выразительные и языковые средства.

К описательно-выразительным можно отнести пейзаж, художественную деталь, диалог, портретную характеристику. Пейзаж в путевом очерке играет функцию иллюстрации. При помощи пейзажных зарисовок журналист обрисовывает экзотическую местность, в которой он побывал, чтобы читатели могли познакомиться с красотами природы, лучше узнать условия проживания людей в этой местности. Кроме того, журналист может использовать пейзажные зарисовки в целях динамичного описания сменяющихся картин путешествия. Ведь истинное мастерство очеркиста как раз и заключается в умении в двух-трех емких фразах передать контрастные впечатления от увиденного35.

Определяющую роль в художественном изображении действительности играет деталь. Основными признаками детали являются ее изобразительная емкость и конкретность. Деталь — это средство художественной типизации, поскольку при помощи удачно найденной детали можно выпукло и зримо

32 Можно попытаться сравнить совершенно разные по своему характеру «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзин; «Путешествие из Петербурга в Москву»

A. Н. Радищева»; «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена; «Письма об Испании»

B. П. Боткина»; «Путешествие по Советской Армении» М. Шагинян. Каждый путевой очерк отличается самобытностью внутренней формы, отражающей, с одной стороны, те цели и задачи, которые ставятся перед обществом на том или ином конкретном историческом этапе, а с другой — авторские взгляды и воззрения.

33 См. об этом: Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Логика. М., 1974. С. 298.

34 Басин Е. Я. Психология художественного творчества. М., 1985.

35 В качестве примера приведем очерк В. Пескова «Белые сны», в котором публицист при помощи красочных пейзажных зарисовок воссоздает динамично сменяющиеся картины путешествия.

описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Деталь показывает жизнь не в абстрактных, а в индивидуальных проявлениях36. При этом любые детали, даже самые интересные, имеют успех только в том случае, если их связывает сила обобщения с каким-то более общим явлением. Это та центральная мысль, которая проходит через все произведение. Таким образом, речь идет о художественной типизации. Однако тщательный отбор художественных деталей является только первым этапом работы над деталью. Второй этап связан с необходимостью интерпретировать деталь в тексте очеркового произведения.

К числу выразительных средств относят и диалоги, которые призваны «оживить» очерк, добавить определенного «динамизма». При этом прямая речь художественной публицистики отличается от прямой речи художественной литературы. Если в художественной литературе у прямой речи существует только одна функция — изобразительная, то в художественной публицистике к ней вплотную примыкает еще и информативная. Таким образом, в путевом очерке прямая речь несет в себе не только информацию, но и служит целям изображения персонажа, ситуации37.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: