Путевой очерк прошел долгий путь своего становления и развития. При этом он проявил себя как жанр гибкий, быстро приспосабливающийся к внешним условиям.
В XIX веке к очерковому жанру прибегали многие известные русские писатели (А. С. Пушкин, А. П. Чехов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский и др.) Ведь именно путевой очерк является одной из «наиболее открытых форм выражения публициста-художника. Писатель вступает в нем в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать свои взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми»1. Автор может в любой момент остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, вставить в ткань своего произведения какую-либо новеллу, использовать лирическое отступление и т. п.
Первым глубоким потрясением для очеркового жанра явилась революция 1917 г. После нее на первое место стали выходить иные ценности, нежели те, которые существовали в прежней России. Возникали и совершенно новые тематические разновидности очеркового жанра, например, очерк о советской деревне, очерк социалистического строительства. Большое развитие получил портретный очерк.
После распада Советского Союза в журналистике произошли известные качественные преобразования, следствием которых явилось ослабление
1 Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966. С. 114. внимания к художественно-публицистическим жанрам. Основную причину кризиса очеркового жанра мы усматриваем в частичном отказе от публицистики как метода журналистского творчества. Журналистика, которая пришла на смену советской, партийной печати, сместила профессиональные приоритеты, сделав ставку на информационные жанры. Очерку на газетной полосе стали отводить значительно меньше места.
|
Кризис очеркового жанра как такового привел к тому, что очерк остановился в своем развитии. Во многом этому способствовало и отсутствие серьезных теоретических работ, посвященных проблемам современного российского очерка. И только последние научные разработки М. Н. Кима и диссертационное исследование Е. Г. Фомичевой1 показывают возрождение исследовательского интереса к очерку, о котором в 1990-е годы все больше вспоминали на страницах учебных пособий по журналистике. В этом, на наш взгляд, и заключается актуальность нашего исследования.
Изученный нами корпус современных газетных очерков2 свидетельствует о том, что очерк не является реликтом, «окаменелостью». Сегодня все чаще журналисты начинают обращаться к этому сложному и трудоемкому жанру. Современное российское общество остро нуждается в духовных ориентирах, в объективной социальной информации, и очерк, поднимая острые животрепещущие проблемы, дает аудитории ответы на
1 См.: Ким М. Н. Очерк: теория и методология жанра. СПб., 2000; Фомичева Е. Г. Автор и герой в очерке: приемы портретизации: Автореф. канд. дис. СПб., 2003.
2 См. напр: Варсегов Н. 1.)3аселят ли китайцы Сибирь и Дальний Восток? // Комсомольская правда. 2003. 10-14 ноября; 2.)В городе Деда Мороза власть «отморозков» царит // Комсомольская правда. 2003. 18-19 августа; 3) Средь лесов, полей, болот мы вершили Крестный ход // Комсомольская правда. 2003. 24-25 июня.; 4) На Вятке пышной нет экзотики, но много леса и эротики // Комсомольская правда. 2003. 8 января; 5) На Чукотке шибко пьют и народ суров и лют. // Комсомольская правда. 2001. 10 января; 6) Варсегов Н. Выйдешь поутру в народ - душу лепота берет!. // Комсомольская правда. 2001. 19 мая; Радзишевский В. Пушкинские дни в Пушкиногорье //Литературная газета.
|
2000. 7 июня; Кузнецов И. Этим летом в Чулимске // Литературная газета. 2000. 12 июля; Степанов А. Петербург, Хельсинки, Таллин // Литературная газета. 2000. 11 октября; Синявский Б. Люди дамбы // Общая газета. 2001. 31 мая; Киселев В. Ивановка - село русское // Общая газета. 2001. 14 фев; Токарева Е. Дети золотого дна // Общая газета.
2001. 8 мая;Самарина А. Люди реки // Общая газета. 2001. 19 июля; Климонтович Н. Румяный город // Общая газета. 1998. 10-16 дек. многие вопросы, причем делает это в яркой художественно-публицистической форме.
Объектом исследования диссертации выступают непосредственно путевые очерки публицистов, которые создавали свои произведения в различные исторические периоды. Мы приводим эти очерки для иллюстрации своих выводов и суждений.
Предметом исследования является специфика генезиса и эволюционирования путевого очерка как жанра художественной публицистики, особенности его содержательно-формальных характеристик и социально-профессиональной идентичности.
Существует немало исследований, посвященных изучению различных аспектов теории и методологии очеркового жанра в целом и путевого очерка в частности. Однако эти работы не ставят перед собой цели рассмотрения путевого очерка как некоего культурного феномена. Все они сводятся к достаточно подробному изучению какого-либо одного вопроса (история развития очеркового жанра, анализ творчества отдельных писателей-очеркистов, вопросы поэтики жанра и т. д.). В связи с этим в диссертации предпринимается попытка отойти от классической формы рассмотрения и изучения путевого очерка, которая присутствует во многих работах на эту тему. В этом, на наш взгляд, и заключается научная новизна работы. Мы предлагает рассматривать путевой очерк одновременно в трех аспектах: историческом, теоретическом и в контексте современной культуры. Первый необходим для уяснения основных этапов эволюции и становления очеркового жанра. Только затем мы получаем возможность приступить непосредственно к изучению поэтики очеркового письма. Наконец, на третьем этапе мы производим попытку связать очерк с современными культурными явлениями, рассматривая путевой очерк в системе общесоциального дискурса.
|
Еще раз подчеркнем, что в постсоветский период интерес к очерку заметно снизился, его стали считать, и совершенно несправедливо, пережитком коммунистического прошлого. Рассматривая путевой очерк в общей системе современной культуры, мы видим цель нашего исследования в необходимости подчеркнуть и доказать общественную и профессиональную важность очерка, его актуальность и уникальность.
Для поэтапного достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- проследить основные этапы эволюции и становления очеркового жанра;
- на этой базе дать характеристику отличительных примет традиционного (классического) путевого очерка;
- рассмотреть тематическое разнообразие путевых очерков;
- показать и проанализировать содержательно-формальные новации современного путевого очерка, разобрать основные принципы корреляции содержания и формы, а также прояснить некоторые особенности поэтики очеркового письма.
Следует отметить достаточно высокий уровень разработанности темы. Путевой очерк обладает обширной теоретической базой. Вопросы истории становления очерка в той или иной степени нашли отражение в работах JI. М. Пивоваровой, В. А. Михельсона, Н. М. Масловой, В. А. Алексеева и др.1 Предметом самостоятельных исследований выступает творчество наиболее ярких писателей-очеркистов. Общетеоретические проблемы поэтики, композиции, языка и стиля очеркового жанра рассматриваются В. А. Ампиловым, В. Я. Канторовичем, Г. В. Колосовым, Е. И. Журбиной, Б. В. Стрельцовым, М. И. Стюфляевой, Т. А. Беневоленской, М. С. Черепаховым и
1 Пивоварова JI. М. Русский очерк 80-90 гг. XIX века. Казань, 1978; Михельсон В. А. Путешествие в русской литературе. Ростов н/Д, 1974; Маслова Н. М. Путевые заметки как публицистическая форма (становление и развитие жанра «путешествия» в публицистике). М., 1977; Алексеев В. А. Русский советский очерк. JL, 1980.
2 Пивоварова JI. М. Шелгунов - очеркист. Казань, 1990; Глушков Н. И. Художественные очерки Валентина Овечкина: Автореф. канд. дис. М., 1961; Пивоварова JI. М. Очерки А. И. Левитова: Автореф. канд. дис. М., 1966.
М. Н. Кимом1. Наконец, в монографиях Т. А. Беневоленской, Н. М. Масловой, Ю. А. Крикунова и В. П. Вершель присутствует анализ отдельных разновидностей очеркового жанра2. Этические аспекты деятельности журналиста, а также вопросы, связанные с ответственностью автора, достаточно подробно разбираются С. Г. Корконосенко и А. А. Юрковым 3.
Определенную теоретическую базу для изучения интересующих нас проблем создали классические исследования по вопросам художественной литературы. Особого внимания заслуживают труды М. М. Бахтина, Р. Барта, В. Г. Белинского, A. JI. Бема, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура и Ю. М. Лотмана4.
Помимо перечисленных выше работ, мы также опирались на исследования в области текста, нарратологии, дискурса. В этой связи особенно следует отметить монографии А. В. Соколова, М. Я. Дымарского,
1 Ампилов В. А. Современный газетный очерк. Минск, 1972; Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. М., 1975; Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966; Колосов Г. В. Искусство публицистики. Алма-Ата, 1968; Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: очерк, фельетон. М., 1969; Стрельцов Б. В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990; Савенков А. А. Очерк в газете. JL, 1963; Колосов Г. В. Поэтика очерка. М., 1977; Горбунов А. П. Поэтика публицистического текста. М., 1978; Винокур Т. Г. Поэтика, стилистика, язык и культура; Томашевский Б. В. Поэтика. М., 1996; Стюфляева М. И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975; Беневоленская Т. А. Композиция газетного очерка. М., 1975; Майданова JI. М. Структура и композиция газетного текста: средства выразительного письма. Красноярск, 1987; Мазнева О. А. Структура газетного очерка. М., 1990; Черепахов М. С. Работа над очерком. М., 1964; Стюфляева М. И. Человек в публицистике. Воронеж, 1989; Горбунов А. П. Язык и стиль газеты. М., 1974; Горбунов А. П. Работа писателя над языком и стилем произведения. Иркутск, 1970; Горбунов А. П. Образные средства языка газеты. М., 1969; Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980; Ким М. Н. Очерк. Теория и методология жанра. СПб., 2000.
2 Беневоленская Т. А. Портрет современника (очерк в газете). М., 1983; Маслова Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра. М., 1980; Крикунов Ю. А. Проблема характера в очерке. Алма-Ата, 1966; Вершель В. П. 1) Рабочий: грани социального портрета; Л., 1991; 2) Тема рабочего класса в современной советской публицистике. Л., 1985.
Корконосенко С. Г. 1) Право и этика СМИ. СПб., 1999; 2) Социальное функционирование журналистики. СПб., 1994; Юрков А. А. Этика журналистского творчества. СПб., 2003.
4 Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000; Барт Р. Семиотика. Поэтика. М., 1994; Белинский В. Г. Соч. Т. 3. М., 1948; Бем А. Л. Исследования. Письма о литературе. М., 2001; Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959; Винокур Г. О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М., 1990; Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.
Е. В. Падучевой, И. В. Арнольд, В. П. Конецкой, Б. Я. Мисонжникова, а также голландского ученого Т. А. ван Дейка1.
Эмпирический материал исследования образуют путевые очерки2. В методологических целях в истории очеркового жанра мы выделяем четыре периода:
1. Зарождение жанра путевого очерка в России (XVIII век). В особенности следует отметить «Письма из Франции» Д. И. Фонвизина; «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина; «Путешествие из
Ш Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
2. Период расцвета русской классической очерковой прозы (XIX -начало XX века). XIX век отмечен целой плеядой известных произведений, среди которых - «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» А. С. Пушкина; «Фрегат "Паллада"» И. А. Гончарова; «Письма об Испании» В. П. Боткина; «Парижские письма» П. В. Анненкова; «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена; «Очерки русской жизни» Н. В. Шелгунова; «От Урала до Москвы» Д. Н. Мамина-Сибиряка; «Письма с дороги» Г. И. Успенского; очерки А. И. Левитова; «Очерки Сибири» С. Я. Елпатьевского; «Остров Сахалин» А. П. Чехова.
3. Советский путевой очерк (1920-1990 годы). Наиболее известными писателями-очеркистами советского периода российской истории являются Д. Фурманов; А. Серафимович; Б. Кушнер («Сто три дня на Западе»); В. Маяковский («Америка в Баку», «Мое открытие Америки»); М. Горький («По Союзу Советов»); М. Кольцов; М. Шагинян («По дорогам пятилетки», «Путешествие по советской Армении»); Г. Эмин («Семь песен об Армении»);
1 Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб., 1999; Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб., 1999; Накорякова К. М. Литературное редактирование материалов массовой информации. М., 1994; Падучева Е. В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива). М., 1996; Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997; Мисонжников Б. Я. Феноменология текста. СПб., 2001; Дейк Т. А. ван. Язык. Познание.
0 Коммуникация / Пер. с англ. М., 1989.
2 На ранней стадии развития очеркового жанра мы можем говорить только о произведениях, написанных в стиле литературы «путешествий», поскольку о путевом очерке как таковом говорить было бы преждевременно.
М. Ауэзов («Моя Индия»); П. Лукницкий («Путешествие по советскому Таджикистану»); В. Песков («Белые сны»); Н. Михайлов («Круг земной»)»; В. Сорокин («Рельсы сквозь тайгу»).
4. Очерк новой России (начиная с 1991 г.) С целью определить содержательно-формальные новации современного газетного очерка, в диссертации рассматриваются, на наш взгляд, наиболее примечательные и характерные очерки, опубликованные в «Общей газете» и «Комсомольской правде».
Методологической основой диссертации выступают принципы типологического и историко-генетического анализа. Типологический анализ «предполагает выявление обобщающих признаков того или иного жанра, на основе которых возможна дифференциация произведений по определенным параметрам (по форме, по содержанию, по стилю, по функциям, по проблематике, по объекту)»1. Типологический анализ представлен в работах Г. Н. Поспелова, который утверждал, что жанры - это, скорее, явление типологическое, чем исторически конкретное2. Однако нам важно не только четко выстроить типологическую структуру очеркового жанра, но еще и проследить эволюцию жанра от протоформ до современного очерка. Обусловлено это тем, что для появления любого жанра должны сложиться определенные предпосылки. Следовательно, и появиться жанр может только на конкретном историческом этапе. Причем он не являет собой нечто статичное, неизменное. Жанры находятся в постоянном движении. И дело вовсе не в том, что одни жанры приходят на смену другим, а в том, что «меняются самые принципы выделения жанров, меняются типы и характер жанров, их функции в ту или иную эпоху»3. Проследить эти изменения возможно только при помощи исторически-генетического анализа. Таким образом, «если результатом типологического анализа является произвольно
1 Ким. М. Н. Указ. соч. С. 12.
См. об этом: Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972. С. 155.
3 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 55. выстроенная классификация, зависящая от критериев отбора дифференцирующих признаков, то в ходе историко-генетического исследования осмысляется весь процесс становления жанра как целостной и постоянно меняющейся системы, выявляются общезначимые уровни развития жанра начиная от элементарных (тема, фабула, предмет изображения) и кончая высшими (форма, способы организации речевого материала, композиция)»1.
Научно-практическое значение проведенного исследования, на наш взгляд, состоит в том, что в диссертации предпринимается попытка комплексного анализа путевого очерка, который ранее не изучался с позиций интегрированности в систему общесоциального дискурса. Кроме того, в прикладном плане некоторые из положений и выводов, которые отстаиваются в диссертации, могут быть использованы при составлении учебных и методических программ, пособий по теории журналистики для студентов вузов, обучающихся по специальности «журналистика».
Содержание проделанного исследования излагалось в опубликованных работах и научных докладах на ежегодных научно-практических конференциях факультета журналистики СПбГУ. Кроме того, некоторые профессионально-методические положения, отстаиваемые в данной работе, отражены в статьях, которые вошли в научные сборники.
1 Ким М. Н. Указ. соч. С. 13.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра"
Заключение
Путевой очерк - это один из наиболее ярких, живых, интересных, но в то же время и самых трудоемких жанров публицистики. Еще раз подчеркнем, что рассказ о путешествии является, быть может, древнейшей формой литературы. И это неудивительно, поскольку именно этот жанр отвечал «извечному стремлению человека проникнуть взором за пределы видимого глазом - раздвинуть горизонт, умножить опыт, доступный отдельному человеку за короткую его жизнь»1.
На Руси «запискам бывалых людей» также придавали огромное значение. В этой связи в литературоведении принято даже различать жанр древнерусских «хождений». Однако не в «хождениях» Афанасия Никитина следует искать истоки путевого очерка, который стал столь популярным в XVIII веке. Значительно больший вклад в развитие очеркового жанра внесла западная литературная традиция. У истоков очеркового жанра стоят произведения Свифта, Смолетта и Стерна.
Следует, вместе с тем, отметить, что зарождение путевого очерка в России было обусловлено также и насущной необходимость познакомить широкую русскую общественность с зарубежной жизнью. В принципе, это была та задача, которую успешно удалось решить Н. М. Карамзину в
1 Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. М., 1975. С. 163.
Письмах русского путешественника», которые можно поставить у истоков русского путевого очерка.
Путевой очерк прошел долгий путь своего становления и развития. При этом он явил себя как жанр гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям.
В XIX веке к очерковому жанру прибегали многие известные русские писатели (А. С. Пушкин, А. П. Чехов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский и др.) Ведь именно путевой очерк является одной «из наиболее открытых форм выражения публициста-художника. Писатель вступает в нем в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать свои взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми»1. В этой связи автор в любой момент может остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, вставить в ткань своего произведения какую-нибудь новеллу либо лирическое отступлени.
Многие писатели (А. Н. Радищев, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский), осознав в полной мере возможности очеркового жанра, стали прибегать к путевому очерку для того, чтобы поделиться с читателями своими мыслями относительно будущего России. Тем самым в своих произведениях они поднимали животрепещущие проблемы современности, которые будоражили умы просвещенной российской интеллигенции. Путешествию в таких произведениях места просто не оставалось. Так зарождался очерк проблемный.
Первым глубоким потрясением для очеркового жанра явился Октябрь 1917 г. И связано это прежде всего с тем, что после революции на первое место стали выходить иные ценности, чем те, которые существовали в дореволюционной России. Возникали и совершенно новые тематические
1 Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966. С. 114. разновидности очеркового жанра, например, очерк о советской деревне, очерк социалистического строительства. Большое развитие получил портретный очерк.
Вторым глубоким внутренним потрясением для очерка явился распад Советского Союза, поскольку старые советские ценности и традиции полностью исчерпали себя, а новые сложиться еще не успели. Вот те проблемы, которые предстояло попытаться самостоятельно решить публицистам новой России. И в настоящее время эта задача решается.
Основную причину кризиса жанра мы усматриваем, в частичном, во временном отказе от публицистики как от метода журналистского творчества. Журналистика, которая пришла на смену советской, партийной печати, сместила приоритеты, сделав ставку на информационные жанры. Очерку на газетной полосе не нашлось достойного места.
Однако при всем этом мы не можем утверждать, что очерк является реликтом. Сегодня все чаще журналисты начинают обращаться к этому сложному и трудоемкому жанру. Современное российское общество остро нуждается в аналитике. И очерк, поднимая острые животрепещущие проблемы современности, предоставляет ему эту аналитику, но оформленную в яркую художественную форму.
Рассматривая путевой очерк в контексте современной культуры, мы предлагаем отойти от традиционных формулировок жанра, которые можно встретить практически в любом учебнике по журналистике. В этой связи справедливо замечание В. Я. Канторовича:
Определения - формулы, перечисляющие признаки жанров, как правило, неисторичны, ибо претендуют на то, чтобы быть действительными во все эпохи. Тем самым они похожи на рецепты, по которым якобы создаются художественные произведения. Но таких рецептов нет и быть не может хотя бы потому, что в искусстве постоянно ищут и создают новые формы; прежние, уже в силу повторности, пассивно воспринимаются человеческим сознанием и не способны раскрыть новое содержание жизни. А произведения искусства нет, если оно только повторяет пройденное и не добавляет к осознанной нами картине действительности ни единой новой черты, ни нового образа, ни характера, если оно не подымает проблем, волнующих современное общество»1.
Заметим, что только в советский период российской истории между жанрами газетно-журнальной периодики проходили четкие границы. Сейчас эти грани постепенно стираются. Что же касается путевого очерка, то он никогда не отличался устойчивостью форм. В этой связи подразделение его на отдельные разновидности (путевой, проблемный, портретный) всегда представлялось вполне условным.
Во все времена автор путевого очерка должен был показать себя незаурядным исследователем. При этом «многие писатели избирают для очерка непринужденную форму записи непосредственных впечатлений, размышлений и ассоциаций, рожденных встречей с той или иной действительностью. Однако они подчиняют свое повествование единой внутренней теме, единому образу, ясно выражая свое заинтересованное отношение к описываемому и давая ему свою оценку»2.
Изменились лишь цели и задачи, которые ставили перед собой публицисты. Так, если в эпоху Н. М. Карамзина первостепенной задачей было просто «познакомить» широкую русскую общественность с Западом; в эпоху Ф. М. Достоевского популярными стали размышления на тему будущего России; а в период советской власти основной акцент делался на строительстве новых городов и передовиках производства; то у современных очеркистов стоит куда более сложная задача - усмотреть, вскрыть и наметить основные пути решения тех или иных острых проблем современной России.
Так стал зарождаться очерк-исследование - своеобразный итог долгого процесса эволюции очеркового жанра, аккумулирующий в себе элементы очерка путевого, проблемного и портретного. В нем, наряду с
1 Канторович В. Я. Заметки писателя об очерке. М., 1975. С. 6.
2 Журбина Е. Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. М., 1969. С. 153. традиционными публицистическим и художественным началами, выделяется начало исследовательское, суть которого заключается в направленности на исследование различных общественных отношений и проблем. Неизменным остается одно: основным стержнем, основной осью такого очерка является путешественник.
Качество же очерка, как и прежде, продолжает во многом зависеть от того, каким языком он написан. «Простой, точный, образный язык дает возможность даже сложную проблему, поставленную в очерке, сделать доходчивей, понятной для самого широкого круга читателей. И наоборот, самые яркие факты и явления становятся неинтересными, а самые простые мысли непонятными, если о них писать запутанно, неграмотно»1.
Сама по себе работа над очерком складывается из двух этапов. На первом этапе, журналист собирает, проверяет и осмысливает фактический материал. Второй же этап составляет непосредственно творческий процесс, который всегда сугубо индивидуален и каждый раз неповторим.
Первая стадия является наиболее ответственной. Очеркист фиксирует разносторонний фактический материал, из которого ему предстоит выбрать лишь наиболее зримые и яркие, с его точки зрения, факты. При этом журналисту не следует отказываться и от мелочей, которые умелая рука мастера способна превратить в яркие художественные детали, иллюстрирующие суть описываемого явления.
Очерк «представляет художественно-публицистическую модель реального мира. Причем окружающая действительность в нем должна не просто фиксироваться, а изображаться зримо, в образах. Очеркист, придерживаясь фактической основы, моделирует своим воображением картину "кусочка жизни"». В этом как раз и заключается ценность очерка как жанра.
1 Колосов Г. В. Очерк. Алма-Ата, 1966. С. 14.
2 Стрельцов Б. В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990. С. 207.
Создавая художественно-публицистическую картину действительности, автор очерка вскрывает актуальные проблемы современности, облекая их в яркую художественную форму. Тем самым очеркист формирует сознание читателя. В этой связи было бы ошибкой рассматривать путевой очерк в отрыве от социальных процессов, поскольку очерк оказывается погруженным в систему социальных отношений, он - составная часть общесоциального дискурса.
Это еще раз подтверждает одну простую истину, доказанную известным русским публицистом и литературным критиком Н. К. Михайловским:
Журналистика живет не на воздухе. Она живет, когда живет общество, и замирает - когда подрезаны корни жизни в обществе»1.
1 Жемчужина мысли / Сост. Жадан А. А. Минск, 1991. С. 181.
Диссертации по гуманитарным наукам - https://cheloveknauka.com/putevoy-ocherk-evolyutsiya-i-hudozhestvenno-publitsisticheskie-osobennosti-zhanra#ixzz3Hk5X2KOy
+++++++++++++++++++++++++++++++++