Отчет о проведении семинара
Время проведения 21.12.2017, 16.00-19.00
Спикеры:
Печковская И.П., генеральный директор КРОО "Агентство общественных инициатив"
Кузнецова А.С., руководитель краевого центра поддержки общественных инициатив
Цель: Познакомить участников с механизмами гос. поддержки СОНКО в области оказания социальных услуг и механизмами передачи гос. услуг в социальной сфере негосударственным поставщикамв регионах РФ. Проанализировать пути выхода СОНКО края на рынок оказания услуг в социальной сфере.
Участники: Сотрудники министерств и управлений социального блока. Всего 25 человек.
Программа встречи:
время | Блок программы | Спикер |
16.00 -16.35 | Приветственное слово Кратко о проекте и участии в нем муниципальных команд | Печковская И.П. |
16.30 17.30 | Система государственной поддержки СОНКО в Красноярском крае. Работа ресурсных центров Красноярского края | Кузнецова А.С |
17.30 18.30 | Развитие социальных услуг СОНКО Презентация исследования"Условия обеспечения поэтапного доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере на уровне субъектов Российской Федерации" | Печковская И.П. |
18.30 19.00 | Решение кейса по теме "Вхождение в реестр" Групповая работа | Кузнецова А.С |
В теоретической части рассмотрены вопросы:
· Понятия "Социальный проект" и "Социальная услуга"
· Что нужно сделать, чтобы организацию считали общественно-полезной
· Какиминормативными актами регулируется ИОПУ?
· Кто может оказывать услуги?
· Кто может вступить в реестр?
· Кто ведет реестр?
· Куда и какие документы нужно подать?
· Каким образом получить помощь от государства?
|
Также, совместно с участниками обсуждены вопросы:
Как СОНКО выходить на рынок услуг в социальной сфере?
Что необходимо изменить? (планирование, выбор услуги, анализ потребностей клиентов)
Совместно с участниками семинара рассмотрены основные требования к оценке рынка социальных услуг, оценка возможностей организации, оценка потребностей клиентов и др. вопросы.Участникам представлен опыт 5-ти регионов РФ в области реструктуризации социальной сферы (Красноярский край, Республика Татарстан, ХМАО, Пермский край, Самарская область)
В практической части семинара участники проделали групповую работу по решению управленческого кейса по вхождению СОНКО в реестр поставщиков социальных услуг..
Учебный кейс: «Мы не оказываем социальные услуги – мы просто помогаем»
К обучающему модулю «Социальные услуги НКО»
Руководство для тренера:
Кейс для практических занятий с группой для закрепления материала по теме «Социальные услуги НКО». Преподаватель на примере должен разобрать с участниками возможности поиска и выделения в деятельности некоммерческой организации социальных услуг. Параллельно можно обсудить проблемы создания уникальной или типовой услуги, а также еще раз поднять вопрос о целесообразности и готовности НКО к работе по оказанию социальных услуг.
Кейс рекомендуется для участников 1 уровня подготовки.
Вводная часть:
Некоммерческая организация: некоммерческая организация (далее – НКО), работающая в сфере помощи и поддержки ветеранов и пожилых одиноких людей.
|
Направления работы организации: благотворительность и разнообразная помощь пожилым и ветеранам, работа с волонтерами.
Проблема: поиск новых вариантов финансирования деятельности и развития новых современных направлений работы.
Окончание: Выработка стратегии в течение 1 месяца, поскольку на это время есть инициативная команда молодых и грамотных волонтеров.
Основная часть:
Организация работает в регионе уже 10 лет. За это время заслужила признание на уровне управления города и просто граждан, также настроено взаимодействие с депутатами. Здесь стараются помочь по мере возможности: приходят домой, чтобы поздравить с праздником, помочь с покупкой продуктов и уборкой, рассказывают последние новости и общаются с лежачими и одинокими пожилыми людьми, организуют совместные выходы на прогулки по городу для одиноких пожилых людей. Год назад на небольшие благотворительные средства было организовано телефонное консультирование пожилых граждан, которое по факту больше напоминало не справочную помощь (хотя именно таковой задумывалось), а скорее эмоциональную поддержку по телефону, когда пожилому не с кем поговорить. Помощь оказывалась двумя женщинами, вышедшими на пенсию и готовыми тратить часть времени на общение в обмен на оплату домашнего телефона. Работа ведется в основном силами пенсионеров и небезразличных людей. В некоторых случаях удается настроить взаимодействие с учебными заведениями (в основном со школами) для привлечения волонтеров, но качеством работы НКО недовольна. Организация ежегодно получает субсидию из городской программы поддержки НКО и бесплатно пользуется небольшой комнатой в Общественном центре города. Субсидия небольшая 100 тысяч в год и расходуется на небольшую компенсацию руководителю организации и секретарю, а также на покупку подарков к праздникам для поздравления пожилых и особенно ветеранов, организацию чаепитий для пожилых в Общественном центре для поддержания коллектива волонтеров.
|
Программе, по которой НКО получала субсидию, грозит серьезное сокращение объемов бюджетных средств, поэтому у организации есть опасения уменьшения или полного прекращения финансирования из бюджета города. Необходимо искать другие источники финансирования или перестраивать деятельность. Однако отказывать в помощи не хочется и люди привыкли и готовы продолжать.
О растущем интересе региональных властей и МСУ к организации социальных услуг в некоммерческих организациях узнали от студентов университета специальности социальная работа, которые пришли для прохождения практики. Но руководитель и волонтеры НКО не уверены, что в их деятельности есть социальные услуги. Команда НКО никогда не взаимодействовала с региональным департаментом социальной помощи и не знает, как начать работу.
Временные рамки: На групповую работу над кейсом участникам дается 20 минут и 5 минут на презентацию результатов
Задания и вопросы для обсуждения:
1. С вашей точки зрения, данная НКО имеет перспективы перехода к регулярному оказанию социальных услуг?
2. Определите услуги, которые можно организовать НКО
3. Какова ключевая проблема, которую предстоит решить организации?
4. Что с вашей точки зрения представляется особенно сложным?
Использованы материалы:
· Федеральный закон от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об оказании социальных услуг гражданам Российской Федерации»,
· Приказ Минтруда России от 25.07.2014 N 484н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг»
· Постановление Правительства субъектов РФ (в каждом субъекте должны быть разработаны индивидуально), которые призваны регулировать тарифы, перечень, реестр и т.д.
· Указ Президента РФ от «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг»,
· Постановление Правительства РФ от 27.10.2016г. № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания»
· Постановление Правительства Российской Федерации № 89 от 26.01.2017г. «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг»
· Качество услуг социально-экономической организации: монография Е.С. Егорова Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2007. - 88 с.
· Специфика брэндинга в сфере услуг — Денис Белоусов. Источник — журнал «Маркетинг услуг» №4-2012.
· Маркетинг для непрофессионалов - КРОО "Агентство общественных инициатив", 2011 год, составитель: Галина Макашина
· https://grany-center.org/ Поставщики социальных услуг, их права и возможности в связи с новыми требованиями законодательства Ольга Кочева, эксперт Центра ГРАНИ
· https://grany-center.org/ Особенности предоставления услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках законодательства о контрактной системе. Ольга Кочева, Денис Самойлов, эксперты Центра ГРАНИ
· https://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/tehnologicheskaya-podgotovka.html
В результате работы на семинаре:
· Участники разобрали чем общественно полезные услуги отличаются от социальных услуг?
· Отработали на практике, как вычленить услугу из деятельности учреждения, из проекта. Описание услуги, стандартизация, расчет стоимости услуги
· Познакомились с основными понятиями "социальный маркетинг" и "социальная услуга"
· На практике отработали выявление клиентов своей организации, выявление заказчиков своих мероприятий и их требования к качеству оказания услуг