Первый опыт социализации ученик получает в начальной школе, а быстрее адаптироваться ему позволяет кроме всех прочих факторов обществознание, но не секрет, что в начальной школе нет такого учебного предмета как «Обществознание», однако в начальной школе происходит предварительное ознакомление с образовательной областью «Обществознания», поскольку в курсе «Окружающий мир» даются такие понятия и установки как: человек, природа, общество, Россия наша Родина, государственная символика России, государственные праздники и пр. [20, с. 8].
На этих уроках развиваются коммуникативные способности ребенка, закладываются основные нормы поведения, появляется первый опыт самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, приобретаются элементарные знания и навыки по охране собственного здоровья, безопасного поведения, а также осваиваются правила охраны природы.
Но, пожалуй, самое важное не только для младшего школьника, но и для общества в целом то, что на уроках «Окружающий мир» начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества.
На наш взгляд, термин «обществоведение» и «обществознание» равны по своему значению и определяются как совокупность знаний общества о самом себе. Однако «обществоведение» из существительного превратилось в прилагательное и теперь мы можем говорить о таких понятиях как: обществоведческие знания, обществоведческий характер, обществоведческое образование, обществоведческие курсы, и т.д [7, с. 4].
Говоря об обществоведческих знаниях, необходимо упомянуть о том, что эти знания помогают глубже понять исторические и современные социальные процессы.
|
Обязательными учебными предметами у младших школьников являются: русский язык, литературное чтение, математика, ИЗО, музыка, технология, физическая культура, обществоведческий материал фигурирует во всех. Об этом свидетельствуют цели, прописанные в стандарте каждого образовательного компонента, и обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
На основании этого можно утверждать, что обществоведческое измерение содержит практически все образовательные компоненты, входящие в стандарт начального общего образования по линиям: человек, природа, общество.
Содержание курсов постоянно изменяется в связи с развитием самого общества и обществоведческих наук. Обязательное содержание обществоведческих дисциплин, необходимое для изучения в начальной школе, определяется ФГОС НОО.
Так же необходимо отметить, что обществоведческое образование структурируется на основе ФГОС НОО, который включает в себя три компонента: федеральный, регионально-национальный, компонент самого образовательного учреждения.
Для того, чтобы подобрать материал к уроку обществоведческого цикла, учителю необходимо руководствоваться следующими принципами [7, с. 10]:
· принцип научности;
· принцип единства обучающего, развивающего, воспитывающего характера материала;
· принцип единства теории и практики;
· принцип целесообразности;
· принцип актуальности;
· принцип значимости;
· принцип последовательности и систематичности;
· принцип положительного ориентирования требует от учителя
· подбирать материал таким образом, чтобы он решал задачи патриотического, гражданского, нравственного воспитания, отвечал на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо?;
|
· принцип стимулирования сознательности и активности;
· принцип интегрированности учитывает межпредметные связи и предупреждает дублирование материала.
Исходя, из вышесказанного можно определить «обществоведческое образование», как систему интегрированных знаний, включающих первоначальные знания по основам безопасности жизнедеятельности, граждановедению, краеведению, экономике, праву.
Также, необходимо сказать о характере обществоведческого материала, в отличие от других курсов начальной школы (например, естествознания), он носит описательно-повествовательный характер.
Одним из курсов, реализующих содержание образовательного компонента «Окружающий мир» в четырехлетней начальной школе, является курс «Мир вокруг нас» (автор А. А. Плешаков).
В 1-2 классах обществоведческий материал изучается на отдельных уроках. Например, 1 класс - «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Моя малая Родина», «Что окружает нас дома?», «Что вокруг нас может быть опасным?», «Как живет семья?», «Как путешествует письмо?», «Когда мы станем взрослыми?», «Зачем нам телефон и телевизор?».
В программе «Окружающий мир» З. А. Клепининой раздел «Обществоведение» формирует у младших школьников представления о существующей действительности: о родном крае и стране, о правах ребенка, государственной символике и праздниках, семье и пр. Основными видами деятельности детей в процессе усвоения этой информации является общение со взрослыми, сверстниками, изучение современной информации, в том числе и поступающей из средств массовой информации.
|
В 1 классе в разделе «Мир людей» дается представление о школе, о классном коллективе, о семье, о культуре поведения обеспечивающей безопасность, о правилах поведения со взрослыми и сверстниками.
Цель курса «Окружающий мир» А. А. Вахрушева - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Основным инструментом, позволяющим соединить интересующее ребенка широкое содержание с обязательной для изучения системой знаний, служит принцип «минимакса».
В 1-2 классах обществоведческие знания отражены в разделах: « Твоя семья и твои друзья», « Что нас окружает» « Части света».
Один из принципов обучения в современной школе является коммуникативно-деятельностный подход.
Он достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Ученики не наблюдают явление, ни делают опыты, не проводят эксперимент. А познают мир, через беседы с учителем, членами семьи, об особенностях быта и традициях, о родном крае, помимо бесед уместны экскурсии к местам общественных мероприятий, памятникам истории и культуры, в музеи, театры.