Помимо анализа финансового состояния предприятия, следует рассмотреть основных конкурентов данной организации в городе Кемерово. Для этого целесообразно обратиться к имеющимся на настоящий момент анализам рынка хлебобулочных изделий, в частности, к научной работе к.т.н. Трофимовой Н.Б. КемТИПП «Обеспечение качества хлебобулочных изделий функционального назначения». В данной работе проводились изучения потребительских предпочтений и изучение ассортимента хлебобулочных изделий в г.Кемерово в 2013 – 2014гг. Исследование показало, что в основном на рынке г. Кемерово реализуются хлебобулочные изделия следующих производителей: ОАО «Кемеровохлеб» (г. Кемерово), ОАО «Ленинск- Кузнецкий хлебокомбинат» (г. Ленинск-Кузнецкий), ОАО «Хлебообъединение Восход» (г. Новосибирск), ООО «Продукты» (г. Кемерово).
ООО «Кемеровохлеб» реализует в исследованных торговых точках, а так же в фирменном магазине, расположенном на территории предприятия, 6 наименований функциональных и обогащенных хлебобулочных изделий: хлеб «Рябинушка», хлеб «С клюквой», хлеб «С морковью и луком», изделия хлебобулочные с витаминами и железом «От Михалыча №2», хлеб «Прибрежный», хлеб пшеничный обогащенный йодказеином.
ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат» в торговых сетях г. Кемерово реализует 5 наименований функциональных и обогащенных хлебобулочных изделий: изделия булочные «Деревенские тыквенные», изделия хлебобулочные зерновые «Пумперникел» деликатесные, хлеб «Золотистый», хлеб «Фитнес», хлеб «С отрубями».
ОАО «Хлебообъединение Восход» реализует 13,6% от всего ассортимента хлебопекарной продукции функционального назначения в исследованных торговых точках. Ассортимент функционального хлеба состоит из хлебов «Богатырский», «Минский», «Живое зернышко».
|
Диаграмма 3.1 - – Ассортимент функциональных и обогащенных хлебобулочных изделий, реализуемых в г. Кемерово, по производителям
Как представлено из диаграммы, ООО «Кемеровохлеб» занимает прочную позицию на рынке хлебобулочных изделий, доля рынка составляет почти треть от общего количества представленных предприятий, 27,3%. Также высокий процент по занимаемой доли рынка имеет ОАО «Ленинск – Кузнецкий комбинат» - 22,7% и небольшую долю- ОАО «Хлебообъединение Восход» - 13,6%.
ОАО «Ленинск – Кузнецкий комбинат» выпускает около 130 наименований продукции, которая поставляется помимо самого города Ленинска-Кузнецкого и Полысаева - в Кемерово, Берёзовский, Топки, Гурьевск, Белово, Киселёвск, поселки Промышленное, Крапивино, в Ленинск-Кузнецкий, Кемеровский, Промышленновский, Беловский и Крапивинский районы. В состав ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат» входят три хлебозавода, расположенные на территории города, и кондитерский цех. ОАО «Кемеровохлеб» имеет 6 хлебокомбинатов (14 хлебозаводов) и фирменную торговую сеть из 57 магазинов, находящихся в 9 городах Кемеровской области, а также производит продукцию, ассортимент которой составляет более 300 наименований.
Что касается ОАО «Хлебообъединение Восход», то следует отметить, что данная организация находится в г. Новосибирск и является лидером в своей области - занимает максимальную долю рынка хлебобулочных изделий в Новосибирске около 30%, в г. Кемерово реализуются небольшие поставки. Поэтому по территориальному признаку данная организация конкурентом не является.
|
Для рассмотрения ценовой политики конкурентов, обратимся к вышеприведенной научной работе, в которой автор исследовал среднерыночную цену хлеба, реализуемого в сетевых точках г. Кемерово.
Диаграмма 3.2 - Сравнительная характеристика цен функционального хлебобулочного изделия за 100 г продукта по наименованиям
Как видно из диаграммы 3.2, хлеба «Пшеничный обогащенный йодоказеином», «От Михалыча №2», «Рябинушка», «С морковью и луком», «С клюквой», производимые ОАО «Кемеровохлеб», обладают более низкой ценой, по сравнению с конкурентами, что дает предприятию преимущество на рынке.
Для сохранения конкурентоспособности продукции предприятию следует и далее придерживаться системы менеджмента качества, сбыта и производства продукции, так как выпускаемые изделия имеют множество наград и дипломов за высокое качество продукции.
Маркетинг
Функциональная структура службы маркетинга предусматривает распределение обязанностей между сотрудниками отдела в соответствии с выполнением определенных маркетинговых функций: планирование продукта, маркетинговые исследования, реклама и PR, сбыт.
Руководитель маркетинговой службы выполняет функции посредника между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, доведением хлебобулочных и кондитерских изделий до потребителей и потребителями продукции. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращает в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.
|
Деятельность в сфере маркетинга данного предприятия включает в себя расширенную сеть сбыта продукции - фирменную торговую сеть из 57 магазинов, находящихся в 9 городах Кемеровской области, рекламу в социальных сетях, сайт продукции, посетив который можно подробно ознакомиться с ассортиментом и составом продукции. Также на отдельных форумах г. Кемерово размещены предложения по изготовлению эксклюзивных тортов, кондитерских изделий на заказ.
Реклама хлеба - это, прежде всего, информация о важности, полезности и необходимости ежедневного потребления этого продукта.
Для тех, кто следит за своей фигурой и здоровьем, разработаны лечебно-профилактические хлеба с витаминами, отрубями, зерновыми смесями (например, хлеб «Рябинушка», хлеб «С клюквой», хлеб «С морковью и луком», изделия хлебобулочные с витаминами и железом «От Михалыча №2», хлеб «Прибрежный», хлеб пшеничный обогащенный йодказеином.).
Одной из главных задач, стоящих перед предприятием, а именно перед отделом маркетинга является расширение рынка сбыта продукции и укрепление завоеванных позиций с помощью расширения и увеличения ассортимента производимых товаров. Поэтому для усовершенствования коммуникационного процесса службе маркетинга можно провести следующие мероприятия:
1. Изготовление сувенирной продукции (ручки, карандаши, брелки, фирменные пакеты, блокноты, папки и др.).
2. Изготовление рекламно-подарочной продукции (карманные календари, настенные календари, фирменные открытки и др.).
3. Изготовление рекламно-представительской продукции (плакаты, буклеты и др.).
4. Проведение выставок-дегустаций новой продукции.
5. Изготовление и распространение листовок с составом и полезными свойствами продуктов.
Таким образом, проводя данные мероприятия и информируя большинство покупателей, предприятие в скором времени сможет достичь достигнет своей миссии - укреплению здоровья каждой семьи от употребления качественной, современной и вкусной продукции.
План производства
Сырьевой рынок обширен, хаотичен, не стабилен. Основной сложностью в выборе поставщика является решение рационального соотношения цены и качества, стабильность и своевременность поставок. В структуре себестоимости затраты на сырье составляют от 60 до 65%. Основные затраты приходятся на муку.
Предприятие строит свои взаимоотношения с поставщиками путем заключения договоров поставки, где оговариваются сроки поставки, цена и порядок расчётов, ассортимент продукции, порядок поставок, тара и упаковка, качество и комплектность товара, права и обязанности сторон, ответственность сторон. В случае срыва поставок или поставки недоброкачественного товара в договоре оговариваются штрафные санкции.
Основным регионом сбыта продукции ОАО «Кемеровохлеб» является г. Кемерово, поселки и деревни Кемеровского района, города Кемеровской области.
За отчетный год акционерным обществом выработано 17,5 тыс. тонн продукции на сумму 45719 тыс. руб., что на 48% больше, чем в предыдущем - 30890 тыс. руб. Это является благоприятной тенденцией для эффективности деятельности предприятия. При этом необходимо учитывать, что в 2014г. произошло также снижение затрат на сырье, материалы, работы и услуги: значение данного показателя составило 22308 тыс. руб., по сравнению со значением той же статьи затрат в 2013г. – 31752 тыс. руб., что на 30% меньше суммы базисного периода.
Сумма расходов, связанных с реализацией, в 2014г. составила 39 832 тыс. руб. (без НДС), в 2013г. - 45 553 тыс. руб., следовательно, произошло снижение данной статьи расходов на 13%. Причинами этого являются рост объема товарооборота и доли мелкооптового оборота в его составе, увеличение в структуре товарооборота удельного веса менее издержкоемких товаров.
6. Финансовый план
Окончательная и комплексная оценка финансового состояния предприятия с последующим принятием необходимого управленческого решения по оптимизации деятельности предприятия производится на основе динамики оценочных показателей, соответствия их установленным нормативам, выявленных в ходе полного анализа финансово-экономической деятельности предприятия, проведенного по следующим направлениям:
· показатели ликвидности и платежеспособности;
· показатели финансовой устойчивости предприятия;
· показатели прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности предприятия;
· показатели деловой активности.
Обобщающий анализ финансового состояния и результатов производственно-финансовой деятельности выполняется путем сведения основных вышеприведенных показателей в единую таблицу. Далее каждому показателю присваивается свой рейтинг и подсчитывается общее количество баллов, набранных предприятием.
Таблица 6.1 – Рейтинговая оценка предприятия
Наименование показателя | значение | баллы | значение | баллы | значение | баллы | баллы |
1. Финансовая независимость | <0.3 | 0.3-0.5 | >0.5 | ||||
2. Текущая ликвидность | <1 | 1.-2. | >2 | ||||
3. Быстрая ликвидность | <0.4 | 0.4-0.8 | >0.8 | ||||
4. Абсолютная ликвидность | <0.1 | 0.1-0.2 | >0.2 | ||||
5. Рентабельность активов | 0-0.05 | 0.05-0.1 | >0.1 |
Продолжение таблицы 6.2
6. Рентабельность собственного капитала | <0.1 | 0.1-0.15 | >0.15 | ||||
7. Эффективность использования активов для производства продукции | <1 | 1.-1.6 | >1.6 | ||||
8. Период оборота запасов, (в днях) | <6(>60) | 6.-12.(60-30) | >12 (<30) | ||||
9. Период оборота дебиторской задолженности | >30 | 30.-10. | <10 | ||||
10. Производственно-коммерческий цикл | >60 | 60-40 | <40 | ||||
11. Доля заемных средств в общей сумме источников | >0.7 | 0.7-0.5 | <0.5 |
12. Доля свободных от обязательств активов, находящихся в мобильной форме | <0.1 | 0.1-0.26 | >0.26 | ||||
13. Доля накопленного капитала | <0.05 | 0.05-0.1 | >0.1 | ||||
Итого |
В результате подсчетов баллов оценки предприятия ОАО «Кемеровохлеб», следует отметить, что по имеющимся баллам предприятие попадает в средний диапазон значений оценки, при чем их значение находится ближе к верхней границе диапазона, что говорит об устойчивом, приближенном к высокоустойчивому, финансовом состоянии предприятия. Организации следует для достижения оптимального состояния провести ряд мероприятий по улучшению показателей ликвидности, выручки и оборачиваемости активов: возможно, увеличить цены на продукцию, пересмотреть структуру оборотных активов в пользу денежных средств и т.д. В остальном предприятие характеризуется устойчивым финансовым состоянием, которое достигнуто при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности, стабильных доходах, отсутствии высокого уровня задолженности и широких возможностях привлечения заемных средств.
Любое коммерческое предприятие имеет своей целью получение прибыли, и соответственно, заинтересовано в её увеличении. Одним из факторов, влияющих на динамику прибыли производственного предприятия, является себестоимость продукции. Используя информацию из формы отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках» и пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности, можно рассмотреть на примере увеличение прибыли за счет снижения себестоимости продукции.
Таблица 6.2 - Расчет себестоимости на 1. руб товарной продукции, в тыс. руб.
Показатель | Изменение | |||
Абсолют. | Относит. | |||
Себестоимость | -9167 | 78% | ||
Расходы на реализацию | 45 553 | 39 832 | -5721 | 87% |
Товарная продукция | 148% | |||
Затраты на 1руб тов. пр. (на весь состав) | 1,343347 | 0,707124 | -0,63622 | 53% |
Уровень расходов по общему уровню | 1,474684 | 0,871235 | -0,60345 | 59% |
Как видно из таблицы 2, уровень расходов на 1 руб. товарной продукции снизился в 2014 г. на 47%, из – за снижений себестоимости на 22% и повышения значения товарооборота на 48%, по сравнению с 2013г. Также на это могло повлиять снижение уровня цен на определенные виды продукции, или изменение себестоимости отдельных видов продукции.
Анализ затрат на рубль товарной продукции устанавливает прямую связь между себестоимостью и прибылью, так как разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Таким образом, можно выявить резерв роста повышения прибыли при уменьшении затрат на 1руб. товарной продукции на 0,6 руб., используя следующую формулу:
, где
Р – резерв роста прибыли за счет себестоимости, тыс. руб.;
PV - увеличение объема реализованной продукции, тыс. руб.;
П - фактическая прибыль от реализации продукции, тыс. руб.;
V - фактический объем реализованной продукции, тыс. руб.;
З – снижение затрат на 1руб. продукции.
Предположим, что в следующем за отчетным году организация увеличит объем товарной продукции на 10%. Тогда при имеющемся снижении затрат на 1 руб. товарной продукции резерв роста прибыли будет составлять:
.
Таким образом, показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он является наиболее обобщенным показателем себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. С помощью анализа себестоимости можно выявить дальнейшие резервы роста важнейших показателей, к которым относится и прибыль.