Анализ рынка и конкуренции




Помимо анализа финансового состояния предприятия, следует рассмотреть основных конкурентов данной организации в городе Кемерово. Для этого целесообразно обратиться к имеющимся на настоящий момент анализам рынка хлебобулочных изделий, в частности, к научной работе к.т.н. Трофимовой Н.Б. КемТИПП «Обеспечение качества хлебобулочных изделий функционального назначения». В данной работе проводились изучения потребительских предпочтений и изучение ассортимента хлебобулочных изделий в г.Кемерово в 2013 – 2014гг. Исследование показало, что в основном на рынке г. Кемерово реализуются хлебобулочные изделия следующих производителей: ОАО «Кемеровохлеб» (г. Кемерово), ОАО «Ленинск- Кузнецкий хлебокомбинат» (г. Ленинск-Кузнецкий), ОАО «Хлебообъединение Восход» (г. Новосибирск), ООО «Продукты» (г. Кемерово).

ООО «Кемеровохлеб» реализует в исследованных торговых точках, а так же в фирменном магазине, расположенном на территории предприятия, 6 наименований функциональных и обогащенных хлебобулочных изделий: хлеб «Рябинушка», хлеб «С клюквой», хлеб «С морковью и луком», изделия хлебобулочные с витаминами и железом «От Михалыча №2», хлеб «Прибрежный», хлеб пшеничный обогащенный йодказеином.

ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат» в торговых сетях г. Кемерово реализует 5 наименований функциональных и обогащенных хлебобулочных изделий: изделия булочные «Деревенские тыквенные», изделия хлебобулочные зерновые «Пумперникел» деликатесные, хлеб «Золотистый», хлеб «Фитнес», хлеб «С отрубями».

ОАО «Хлебообъединение Восход» реализует 13,6% от всего ассортимента хлебопекарной продукции функционального назначения в исследованных торговых точках. Ассортимент функционального хлеба состоит из хлебов «Богатырский», «Минский», «Живое зернышко».

 

Диаграмма 3.1 - – Ассортимент функциональных и обогащенных хлебобулочных изделий, реализуемых в г. Кемерово, по производителям

Как представлено из диаграммы, ООО «Кемеровохлеб» занимает прочную позицию на рынке хлебобулочных изделий, доля рынка составляет почти треть от общего количества представленных предприятий, 27,3%. Также высокий процент по занимаемой доли рынка имеет ОАО «Ленинск – Кузнецкий комбинат» - 22,7% и небольшую долю- ОАО «Хлебообъединение Восход» - 13,6%.

ОАО «Ленинск – Кузнецкий комбинат» выпускает около 130 наименований продукции, которая поставляется помимо самого города Ленинска-Кузнецкого и Полысаева - в Кемерово, Берёзовский, Топки, Гурьевск, Белово, Киселёвск, поселки Промышленное, Крапивино, в Ленинск-Кузнецкий, Кемеровский, Промышленновский, Беловский и Крапивинский районы. В состав ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат» входят три хлебозавода, расположенные на территории города, и кондитерский цех. ОАО «Кемеровохлеб» имеет 6 хлебокомбинатов (14 хлебозаводов) и фирменную торговую сеть из 57 магазинов, находящихся в 9 городах Кемеровской области, а также производит продукцию, ассортимент которой составляет более 300 наименований.

Что касается ОАО «Хлебообъединение Восход», то следует отметить, что данная организация находится в г. Новосибирск и является лидером в своей области - занимает максимальную долю рынка хлебобулочных изделий в Новосибирске около 30%, в г. Кемерово реализуются небольшие поставки. Поэтому по территориальному признаку данная организация конкурентом не является.

Для рассмотрения ценовой политики конкурентов, обратимся к вышеприведенной научной работе, в которой автор исследовал среднерыночную цену хлеба, реализуемого в сетевых точках г. Кемерово.

Диаграмма 3.2 - Сравнительная характеристика цен функционального хлебобулочного изделия за 100 г продукта по наименованиям

 

 

Как видно из диаграммы 3.2, хлеба «Пшеничный обогащенный йодоказеином», «От Михалыча №2», «Рябинушка», «С морковью и луком», «С клюквой», производимые ОАО «Кемеровохлеб», обладают более низкой ценой, по сравнению с конкурентами, что дает предприятию преимущество на рынке.
Для сохранения конкурентоспособности продукции предприятию следует и далее придерживаться системы менеджмента качества, сбыта и производства продукции, так как выпускаемые изделия имеют множество наград и дипломов за высокое качество продукции.

 

Маркетинг

Функциональная структура службы маркетинга предусматривает распределение обязанностей между сотрудниками отдела в соответствии с выполнением определенных маркетинговых функций: планирование продукта, маркетинговые исследования, реклама и PR, сбыт.

Руководитель маркетинговой службы выполняет функции посредника между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, доведением хлебобулочных и кондитерских изделий до потребителей и потребителями продукции. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращает в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.

Деятельность в сфере маркетинга данного предприятия включает в себя расширенную сеть сбыта продукции - фирменную торговую сеть из 57 магазинов, находящихся в 9 городах Кемеровской области, рекламу в социальных сетях, сайт продукции, посетив который можно подробно ознакомиться с ассортиментом и составом продукции. Также на отдельных форумах г. Кемерово размещены предложения по изготовлению эксклюзивных тортов, кондитерских изделий на заказ.

Реклама хлеба - это, прежде всего, информация о важности, полезности и необходимости ежедневного потребления этого продукта.

Для тех, кто следит за своей фигурой и здоровьем, разработаны лечебно-профилактические хлеба с витаминами, отрубями, зерновыми смесями (например, хлеб «Рябинушка», хлеб «С клюквой», хлеб «С морковью и луком», изделия хлебобулочные с витаминами и железом «От Михалыча №2», хлеб «Прибрежный», хлеб пшеничный обогащенный йодказеином.).

Одной из главных задач, стоящих перед предприятием, а именно перед отделом маркетинга является расширение рынка сбыта продукции и укрепление завоеванных позиций с помощью расширения и увеличения ассортимента производимых товаров. Поэтому для усовершенствования коммуникационного процесса службе маркетинга можно провести следующие мероприятия:

1. Изготовление сувенирной продукции (ручки, карандаши, брелки, фирменные пакеты, блокноты, папки и др.).

2. Изготовление рекламно-подарочной продукции (карманные календари, настенные календари, фирменные открытки и др.).

3. Изготовление рекламно-представительской продукции (плакаты, буклеты и др.).

4. Проведение выставок-дегустаций новой продукции.

5. Изготовление и распространение листовок с составом и полезными свойствами продуктов.

Таким образом, проводя данные мероприятия и информируя большинство покупателей, предприятие в скором времени сможет достичь достигнет своей миссии - укреплению здоровья каждой семьи от употребления качественной, современной и вкусной продукции.

 

 

План производства

Сырьевой рынок обширен, хаотичен, не стабилен. Основной сложностью в выборе поставщика является решение рационального соотношения цены и качества, стабильность и своевременность поставок. В структуре себестоимости затраты на сырье составляют от 60 до 65%. Основные затраты приходятся на муку.

Предприятие строит свои взаимоотношения с поставщиками путем заключения договоров поставки, где оговариваются сроки поставки, цена и порядок расчётов, ассортимент продукции, порядок поставок, тара и упаковка, качество и комплектность товара, права и обязанности сторон, ответственность сторон. В случае срыва поставок или поставки недоброкачественного товара в договоре оговариваются штрафные санкции.

Основным регионом сбыта продукции ОАО «Кемеровохлеб» является г. Кемерово, поселки и деревни Кемеровского района, города Кемеровской области.

За отчетный год акционерным обществом выработано 17,5 тыс. тонн продукции на сумму 45719 тыс. руб., что на 48% больше, чем в предыдущем - 30890 тыс. руб. Это является благоприятной тенденцией для эффективности деятельности предприятия. При этом необходимо учитывать, что в 2014г. произошло также снижение затрат на сырье, материалы, работы и услуги: значение данного показателя составило 22308 тыс. руб., по сравнению со значением той же статьи затрат в 2013г. – 31752 тыс. руб., что на 30% меньше суммы базисного периода.

Сумма расходов, связанных с реализацией, в 2014г. составила 39 832 тыс. руб. (без НДС), в 2013г. - 45 553 тыс. руб., следовательно, произошло снижение данной статьи расходов на 13%. Причинами этого являются рост объема товарооборота и доли мелкооптового оборота в его составе, увеличение в структуре товарооборота удельного веса менее издержкоемких товаров.

 

6. Финансовый план

Окончательная и комплексная оценка финансового состояния предприятия с последующим принятием необходимого управленческого решения по оптимизации деятельности предприятия производится на основе динамики оценочных показателей, соответствия их установленным нормативам, выявленных в ходе полного анализа финансово-экономической деятельности предприятия, проведенного по следующим направлениям:

· показатели ликвидности и платежеспособности;

· показатели финансовой устойчивости предприятия;

· показатели прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности предприятия;

· показатели деловой активности.

Обобщающий анализ финансового состояния и результатов производственно-финансовой деятельности выполняется путем сведения основных вышеприведенных показателей в единую таблицу. Далее каждому показателю присваивается свой рейтинг и подсчитывается общее количество баллов, набранных предприятием.

Таблица 6.1 – Рейтинговая оценка предприятия

Наименование показателя значение баллы значение баллы значение баллы баллы
               
1. Финансовая независимость <0.3   0.3-0.5   >0.5    
2. Текущая ликвидность <1   1.-2.   >2    
3. Быстрая ликвидность <0.4   0.4-0.8   >0.8    
4. Абсолютная ликвидность <0.1   0.1-0.2   >0.2    
5. Рентабельность активов 0-0.05   0.05-0.1   >0.1    

 

Продолжение таблицы 6.2

6. Рентабельность собственного капитала <0.1   0.1-0.15   >0.15    
7. Эффективность использования активов для производства продукции <1   1.-1.6   >1.6    
8. Период оборота запасов, (в днях) <6(>60)   6.-12.(60-30)   >12 (<30)    
9. Период оборота дебиторской задолженности >30   30.-10.   <10    
10. Производственно-коммерческий цикл >60   60-40   <40    
11. Доля заемных средств в общей сумме источников >0.7   0.7-0.5   <0.5    
12. Доля свободных от обязательств активов, находящихся в мобильной форме <0.1   0.1-0.26   >0.26    
13. Доля накопленного капитала <0.05   0.05-0.1   >0.1    
Итого              

 

В результате подсчетов баллов оценки предприятия ОАО «Кемеровохлеб», следует отметить, что по имеющимся баллам предприятие попадает в средний диапазон значений оценки, при чем их значение находится ближе к верхней границе диапазона, что говорит об устойчивом, приближенном к высокоустойчивому, финансовом состоянии предприятия. Организации следует для достижения оптимального состояния провести ряд мероприятий по улучшению показателей ликвидности, выручки и оборачиваемости активов: возможно, увеличить цены на продукцию, пересмотреть структуру оборотных активов в пользу денежных средств и т.д. В остальном предприятие характеризуется устойчивым финансовым состоянием, которое достигнуто при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности, стабильных доходах, отсутствии высокого уровня задолженности и широких возможностях привлечения заемных средств.

Любое коммерческое предприятие имеет своей целью получение прибыли, и соответственно, заинтересовано в её увеличении. Одним из факторов, влияющих на динамику прибыли производственного предприятия, является себестоимость продукции. Используя информацию из формы отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках» и пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности, можно рассмотреть на примере увеличение прибыли за счет снижения себестоимости продукции.

Таблица 6.2 - Расчет себестоимости на 1. руб товарной продукции, в тыс. руб.

 

Показатель     Изменение
Абсолют. Относит.
         
Себестоимость     -9167 78%
Расходы на реализацию 45 553 39 832 -5721 87%
Товарная продукция       148%
Затраты на 1руб тов. пр. (на весь состав) 1,343347 0,707124 -0,63622 53%
Уровень расходов по общему уровню 1,474684 0,871235 -0,60345 59%

 

Как видно из таблицы 2, уровень расходов на 1 руб. товарной продукции снизился в 2014 г. на 47%, из – за снижений себестоимости на 22% и повышения значения товарооборота на 48%, по сравнению с 2013г. Также на это могло повлиять снижение уровня цен на определенные виды продукции, или изменение себестоимости отдельных видов продукции.

Анализ затрат на рубль товарной продукции устанавливает прямую связь между себестоимостью и прибылью, так как разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Таким образом, можно выявить резерв роста повышения прибыли при уменьшении затрат на 1руб. товарной продукции на 0,6 руб., используя следующую формулу:

, где

Р – резерв роста прибыли за счет себестоимости, тыс. руб.;

PV - увеличение объема реализованной продукции, тыс. руб.;

П - фактическая прибыль от реализации продукции, тыс. руб.;

V - фактический объем реализованной продукции, тыс. руб.;

З – снижение затрат на 1руб. продукции.

Предположим, что в следующем за отчетным году организация увеличит объем товарной продукции на 10%. Тогда при имеющемся снижении затрат на 1 руб. товарной продукции резерв роста прибыли будет составлять:

.

Таким образом, показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он является наиболее обобщенным показателем себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. С помощью анализа себестоимости можно выявить дальнейшие резервы роста важнейших показателей, к которым относится и прибыль.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: