Вагоновожатый, машинист, мотоциклист?




Г.А. Киселёва

КНИЖКА-УЧИШКА

Альбом игровых упражнений

Для развития речи

И графических навыков

У детей 4-6 лет

Выпуск з

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики,

Смело топайте вперёдвас Учишка в гости ждёт!


ББК 74.3 К 44

Киселёва Г.А. К 44 Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и графичес­ких навыков у детей 4-6 лет. Вып. 3. - М.: Книголюб, 2003. - 56 с. (Развитие и коррекция.)

18ВЫ5-93927-074-3

В пособии содержатся игровые упражнения, способствующие расширению словар­ного запаса, формированию грамматического строя речи.

Материал пособия поможет также развить графические навыки, зрительное воспри­ятие, внимание, мышление.

Предназначенное детям 4-6 лет, оно заинтересует родителей, гувернеров и препода­вателей детских дошкольных учреждений. Может быть использовано в коррекционно-развивающих занятиях по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) и задержки психического развития (ЗПР).

ББК 74.3

18ВЫ5-93927-074-3

© Г.А. Киселёва, 2003 'Оформление. Издательство «Книголюб», 2003


Введение

В книжке-учишке вы встретитесь с персонажами, знакомыми по традиционной детской литературе. В сочетании со стихотворными инструкциями это поможет непринужденно и весело выполнять игровые задания. Постепенное усложнение материала, сгруппированного по лексическим темам, позволит последовательно решать основные задачи данного пособия:

пополнение словарного запаса,

формирование грамматического строя речи,

совершенствование графических навыков.

Помимо этого, в процессе усвоения лексических тем у детей автоматически развиваются зрительное восприятие, внимание, словесно-логическое мышление.

Увлекательная форма предлагаемых заданий способствует повышению познавательной активности малышей, созданию комфортной эмоциональной атмосферы в совместной деятельности взрослых и детей.

Советы взрослым:

1. Не переутомляйте ребенка, занимайтесь сообразно его желанию и силам.

2. Все упражнения выполняйте в заданной последовательности, не перескакивая с одного задания на другое.

3. Перед выполнением заданий обязательно изучите сопровождающие их символы (см. следующую страницу).

4. Обращайте внимание на выделенные слова или их части.

 

5. Пусть ребенок работает карандашом (фломастером рисовать слишком легко, что неэффективно с точки зрения развития мелкой моторики).

6. Не бойтесь подсказывать.

7. Как можно чаще хвалите и поощряйте ребенка, стимулируя его интерес к обучению и укрепляя уверенность в своих силах (для этого предназначена и «улыбка» в конце каждого лексического блока).

Материал пособия может быть использован для коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и задержки психического развития у детей. Адресовано родителям, воспитателям, гувернерам, логопедам.


Символы заданий

1. Развитие графических навыков





 


 


провести линию, не касаясь краев


дорисовать, обвести, соединить


раскрасить предметы


2. Пополнение словарного запаса





 


 


игра «Один-много» (назвать предметы в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа)


игра «Назови ласково»

(образовать уменьшительно-ласкательную форму)


игра «Скажи наоборот»

(подобрать антоним к каждому слову)


3. Развитие грамматического строя речи



игра «Жадина» (назвать своим каждый предмет: мой, моя, моё, мои)


^ игра «Посчитай» (посчитать предметы по одному, по два, по пять)


игра «Прятки» (поочередно закрывать предметы и говорить, какого нет)


 





 


 


игра «Составь рассказ»

(составить рассказ по схеме или опорным вопросам)


игра «Нелепица» (связно рассказать, что неправильно)


ответить устно, правильно строя высказывание



4. Выделение из группы предметов лишнего



 


5. Игра «Хлопки» (деление слов на слоги хлопками)



 

6. Развитие зрительного восприятия и внимания



 


7. Подбор слов к данным слоговым схемам

8. Выделенные и подчеркнутые слова — внимание взрослого акцентируется на устном задании или словах, которые ребенок должен четко произнести и запомнить.

9. В скобках даны примечания для родителей.


2-2810


Наземный транспорт


На шоссе большое движение, транспорта столпотворение Всё происходит с тех пор, как главный погас светофор. Все три фонарика правильно раскрась. Правила движения объясни, не торопясь. Вправо или влево едет транспорт — расскажи, Стрелкой по пунктиру дорогу укажи.


 


Где здесь транспорт пассажирский? Где здесь транспорт грузовой?

Что здесь лишнее? (Подсказка: оно проходит под землёй.)

Автобус, троллейбус, трамвай отличаются чем, угадай.

Кто едет без билета? Как узнал ты это?

Чем управляет велосипедист,

Вагоновожатый, машинист, мотоциклист?

Где же транспорт для Егора? Только он здесь без мотора.



2. Поезд к нам животных из Африки везёт. А в каком по счёту вагоне едет бегемот?



 



3. Должен транспорт где-нибудь Хоть немного отдохнуть? Кому — в депо, кому — в гараж Пусть карандаш укажет ваш.



 



4. Специальный транспорт сигнала ждёт. Нашу безопасность этот транспорт бережёт. — Раскрась машины, их с людьми соедини И, кто на чём поедет, объясни.



 


5. Есть транспорт особенный, с давних времён. Егор нас сегодня прокатит на/в чём? (На санях, на арбе, в карете.)



Воздушный транспорт

6. Что выше всех подняться может? А ниже всех летает что?

Что над чем летало? (Над горой, над деревом, над домом, над водой.) В какое облако попало?



 


7. Точно линию веди, без отрыва обводи.


8. Где же транспорт для Егора?

Здесь он тоже без мотора (см. задание 6).

И что он рассмотреть успел, когда на шаре летел?



Водный транспорт

9. Плавал Егор капитаном в дальних морях-океанах. Про то, как плыл, что повидал, картину он нарисовал. — Ты по стрелочкам шагай и рассказ составляй. (Кораблик отплыл от парохода, доплыл до рыбы...)



Всё ли правда на картине? Есть у тебя сомнения? Утех, кого встречал Егор, какое настроение?


10. Попробуй без отрыва линию вести и назови весь транспорт на своём пути.

Игры Егора

11. В игры с транспортом играй, ни одной не пропускай:



 



12. Мастером-конструктором стать решил Егор, И отличный транспорт строит он с тех пор. Назови все части. Откуда взял их мастер?



 


13. Кто из вас, ребята, знает, без чего корабля не бывает?



 




14. Колесо — автобусу. А что же — аэробусу?


15. Парашюты летят — продолжи их ряд.

16. Выбери транспорт по сердцу, его опиши — и катайся на нём от души.



17. У сказочных героев свой транспорт есть — взгляни. А из каких же сказок к нам прибыли они?


18. Обведи того, кто водит Корабль, машину, самолёт. Это капитан, водитель, лётчик, Ещё шофёр, моряк, пилот. (Подумай: почему каждого нужно обвести дважды?)





 



Выполнил задания без ошибки? Молодец, раскрашивай улыбку!


Профессии





1. У многих работа от дома далеко и добираться до неё нелегко. Им поможешь? Это важно. Расскажи потом о каждом.



2. Старались, работали люди, как вдруг Поднявшийся ветер всё вырвал из рук. Кому что вернуть — побыстрее решай, Потом предложения про всех составляй



 



3. Скажи, кому подарит Егор каждый головной убор?



 


 




 


 



 



5. Кто этот транспорт водит? Профессии людей Напомни Егору как можно скорей!




 


 


 


6. В интересные профессии поиграй, Учишкины игры не пропускай:






 


7. Слушай внимательно, обводи старательно.

Подумай: почему каждого нужно обвести дважды? Врач, портниха, педагог, сторож, сочинитель, Доктор, охранник, швея, поэт, учитель.


8. В професии играли Таня и Егор.

Кто кем был, узнай, послушав разговор:

— Я рисовала. — Я книгу писал.

— Я шила. — Я цветы поливал.

— Оба мы ножи точили. Оба обувь мы чинили.



 



9. Где настоящий футболист, а где Егор-любитель? Что неправильно сделал Егор — подскажите.




 



10. Какое множество рулей! Дорисуй их поскорей.



 



Выполнил задания без ошибки? Молодец, раскрашивай улыбку!


Семья


Портреты всей семьи Егор нарисовал,

Но к каждому портрету подпись потерял.

— Чьи портреты справа, чьи портреты слева — не может разобрать.

Ты ему поможешь загадку разгадать?

Одинаковые рамки одинаково раскрась.

Всех по парам назови, не торопясь.



 



— Пару Егору по возрасту найди, рамкой нужной формы Егора обведи.

— Соску кому из детишек отдашь? Пусть в этом поможет тебе карандаш.

__________________ СИЗ


— Не сказал ты до сих пор, кем для кого является Егор.
(Для папы и мамы, Егор — сын и т.д.).

Заговорили вдруг портреты! Ты покажи нам, кто же это:

— Я дедушка и папа.

— Я мамочка и дочка.

— Я бабушка и мама.

— Я папа и сыночек.

2. В игры с семьёю Егора играй, Игры Учишки не пропускай:




 


3. В семейной утренней зарядке — все упражнения по порядку. Только озорник Егор всё делает наперекор.



 



4. На досуге вся семья любит поиграть, А в какие игры — нужно рассказать.



 


 






5. Ты Егору помогай: кто гдеспрятался — отвечай

 



6. Обводи и карандаш не отрывай. Всех, кто смотрит телевизор, называй.



 


7. Близняшки спрятались тоже. Раскрасить ты их поможешь?



8. Решил Егорка про семью мультфильм нарисовать, Да только перепутал всё. Поможешь исправлять?


9. Вот сестрёнки и братишки. Рисуйте дальше, ребятишки!


10. Папа кепки покупал. Кому какую - ты узнал?



 



11. Свою семью попробуй в рамке нарисовать И обо всех Егору по схеме рассказать.


 

Выполнил задания без ошибки? Для своей семьи раскрась улыбку!



Домашние птицы

1. Суматоха на птичьем дворе. Кукарекает кто на заре?

Кто кудахчет? Гогочет? Шипит? А кто крякает? Кто пищит?

[ ПЕТУХ КУКАРЕКАЕТ: КУ-КА-РЕ-КУ!
Кто? Что делает? Как?

2. Пару птицам найди, их друг к другу проводи.



 


3. Прячутся птенцы за чем? Расскажи об этом всем.

4. Птицы с птенцами в игры играют, Учишкины игры не пропускают.

5. — На птиц посмотри внимательно, закончи предложения старательно: По двору ходили (кто?гусь, утка, курица и т.д.). Хозяева кормили (кого? —...). Воду наливали (кому? —...). Птичник убирали (для кого? —...). Ухаживали (закем? —...). Заботились всё время (о ком? —...).

6. Про любую птицу загадку загадай, Только эту птицу вслух не называй! (Составить загадку поможет план, ребятки.)


7. Всё, что здесь найдёшь, птичьим назовёшь:



 


 


Чей?


Чья?


Чьё?


Чьи?


8. У слова птица много родственных слов, Их по рисункам назвать ты готов?

и.

Птица. Маленькая... Перо... За птицами ухаживает... Дом для птиц называется.



9. Кто здесь лишний, скажи, красным цветом укажи,



 




10. Посмотри на силуэты и реши, кто это? Четко линию веди, без отрыва обводи.



 




11. Что случилось здесь, ребятки? Расскажите по порядку.



 


12. На картинки посмотри и все сказки назови.



 


 




 



13. Продолжи ряд этих милых цыплят.



 



Выполнил задания без ошибки? Молодец, раскрашивай улыбку!




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: