Словообразовательный анализ имеет целью определение способа образования слова. Среди выбранных характерных слов из поэмы А.А. Блока "Двенадцать" почти все типы словообразования, однако, наиболее часто используется морфологическое.
Рассмотрим структуру определенных типов словообразования, представленную в таблице 2.
Таблица 2
Структура типов словообразования в выбранных характерных словах
Тип словообразования | количество слов, ед. | доля, % |
лексико-семантическое | 23% | |
лексико-синтаксическое | 6% | |
морфолого-синтаксическое | 8% | |
лексико-морфолого-синтаксическое | 4% | |
морфологическое | 43% | |
диалектизмы, просторечн., устаревш. | 16% | |
итого | 100% |
Соотношение структурных долей наглядно представлено на рис.3.
Рис.2. Соотношение различных типов словообразования в выборке
Как можно видеть по данным таблицы 2 и диаграммы на рис.3, максимальная доля приходится на морфологический тип словообразования - почти 43% всех слов, или 33 из исследуемых 77 образованы с применением морфем. Примерно 23% - или 18 слов - приходится на лексико-семантическое образование, в результате которого слово получает новое значение. Остальные типы словообразования имеют несущественную долю - 2-3%. Исключение составляют диалектные, просторечные и устаревшие слова, которые затруднительно отнести к какому-либо определенному типу словообразования. Их доля составляет 16%.
Лексико-синтаксическое словообразование - это образование слов из словосочетаний. Оно отличается от сложения тем, что складываются не основы, а целые слова.
Среди выбранных характерных слов к таким относятся 5.
Таблица 3
|
Лексико-синтаксическое словообразование
Слово | Часть речи | Смысловое значение в сказке |
слесари-сантехники | существ. | совпадает со словарным: слесарь, специализирующийся на сантехнических работах |
стражник-монах | существ. | стражник в монастыре, который одновременно является монахом |
танцы-шманцы | существ. | танцы, отношение к которым пренебрежительное |
черти-музыканты | существ. | черти, играющие на музыкальных инструментах |
сколькиразовое | вопр. местоим. | уточнение: сколько раз в день дают питание зверям в цирке |
Только одно слово есть в толковых словарях: слесарь-сантехник. Остальные слова - новые, образованы из отдельных слов, каждое из которых само по себе несет определенный смысл. Получившиеся слова фактически заменяют длинные определения и пояснения, необходимые для того, чтобы была понятна смысловая нагрузка или происходящее действие.
Слово "сколькиразовое" можно отнести и к сложным словам по способу словообразования.
Лексико-морфолого-синтаксическое - словообразование одних слов на базе других с помощью морфем. Отличается от морфологического тем, что идет переход слов в другую часть речи. Среди выбранных характерных слов к таким относятся всего 3.
Таблица 4
Лексико-морфолого-синтаксическое словообразование
Слово | Часть речи | От какого слова образовано | Смысловое значение в сказке |
вульгаритэ | наречие | вульгарный | бестактно, развязно, пошло |
ванькать | глагол | Ванька | бесцеремонно обращаться, ни во что не ставить |
интонируйте | глагол | интонация | говорить повышенным тоном, раздраженно |
|
Ни одного из указанных слов нет в словарях. Это новые слова, образованные от других частей речи.
Морфолого-синтаксическое словообразование - это переход слов в иную часть речи. Таких слов наблюдается 5.
Таблица 5
Морфолого-синтаксическое словообразование
Слово | Часть речи в сказке | Переход из части речи | Смысловое значение в сказке |
Конторский | существ. | прилагательное | Имя персонажа |
Лысый | существ. | прилагательное | Имя персонажа |
понимаешь | частица | глагол | слово-паразит, не несет смысла |
приемная | существ. | прилагательное | комната, где принимают посетителей |
пускай | частица | глагол | то же, что пусть |
хлебало | существ. | глагол | рот (от глагола хлебал в среднем роде) |
В данном случае переход слов в другую часть речи происходит без изменений в составе слова.
Рассмотрим далее словообразование с изменением состава слов, с участием морфем, это морфологическое словообразование.
В свою очередь, морфологическое словообразование разделяется на три основных категории: сложение, аффиксация и безаффиксный способ. Проведем структурный анализ выборки слов по данным категориям.
Таблица 6
Структура морфологического словообразования по категориям
Способ морфологического словообразования | количество слов, ед. | доля, % |
Сложение | 6% | |
Безаффиксный способ | 0% | |
Аффиксация | 94% | |
Итого | 100% |
Как видно, 94% всех выбранных характерных слов образованы при помощи аффиксации - то есть, с применением суффиксов, префиксов (приставок) и постфиксов.
Рассмотрим слова, образованные при помощи сложения.
|
Таблица 7
Словообразование путем сложения с образованием сложных слов
Слово | Часть речи в сказке | Образовано из слов | Производящие основы |
Вульгартеория | существ. | вульгарный теория | вульгар + теор |
Живоглотка | существ. | живая глотка | жив + глот |
крайнебесовских | прилагат. | крайний бесовский | край + бес |
Междоусобица | существ. | между собой | меж + соб |
пиломатериалы | существ. | пиленые материалы | пил + матер |
самородки | существ. | сам уродился | сам + род |
умопомрачение | существ. | ума помрачение | ум + мрак (ч) |
Аффиксальным способом словообразования образовано наибольшее количество слов. Рассмотрим их структуру по виду аффиксов.
Таблица 8
Структура аффиксального словообразования по видам
Вид аффиксального словообразования | слов, ед. | доля, % |
Префиксальный (приставочный) | ||
Суффиксальный | ||
Суффиксально-префиксальный | ||
Постфиксальный | ||
Префиксально-постфиксальный | ||
Суффиксально-постфиксальный | ||
Итого |
Наглядно соотношение долей представлено на рис.4.
Рис.4. Соотношение долей в аффиксальном способе словообразования
Как можно видеть по данным таблицы 8 и рис.4, наиболее часто применяется префиксальный способ - почти 40% слов. Следующий по значимости - суффиксальный способ - 28%. Достаточно большая доля у префиксально-постфиксального способа - 16%, что, по всей видимости, объясняется большой долей глаголов в лексикографии сказки.
Префиксальный способ образования слов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного слова путем присоединения к нему приставки возможно образовать новое слово с иным оттенком в лексическом значении.
Таблица 9
Словобразование по префиксальному способу
Новое слово | Часть речи | От какого слова образовано | Префикс (приставка) |
взвыла | глагол | выла | вз- |
вздумай | глагол | думай | вз- |
вопрошал | глагол | спрашивал | во- |
вскинул | глагол | кинул | вс- |
вылететь | глагол | лететь | вы- |
завезли | глагол | везли | за- |
заводить | глагол | водить | за- |
задумают | глагол | думают | за- |
заиграли | глагол | играли | за- |
законопатил | глагол | конопатил | за- |
заласкаю | глагол | ласкаю | за- |
занервничал | глагол | нервничал | за- |
заору | глагол | ору | за- |
навален | глагол | валить | на- |
надует | глагол | дует | на- |
наладить | глагол | ладить | на- |
нащупал | глагол | щупал | на- |
окрестили | глагол | крестили | о- |
отдернул | глагол | дернул | от- |
откушу | глагол | кусать | от- |
погарцуют | глагол | гарцуют | по- |
подстроил | глагол | строил | под- |
понесем | глагол | несем | по- |
посвистел | глагол | свистел | по- |
посидим | глагол | сидим | по- |
пристигнет | глагол | настигнет | при- |
пристукивал | глагол | постукивал | при- |
распотешим | глагол | потешим | рас- |
Свести | глагол | вести | с- |
сожру | глагол | жру | со- |
спляши | глагол | пляши | с- |
учую | глагол | чую | у- |
взашей | наречие | шея | вз- |
вконец | наречие | конец | в- |
сгоряча | наречие | горячий | с- |
безвредный | прилаг | вредный | без- |
беспросветный | прилаг | просвет | бес- |
бесхитростный | прилаг | хитрость | бес- |
передых | сущ | отдых | пере- |
приплод | сущ | плод | при- |
Как можно видеть, наиболее употребляемые приставки - за-, на-, по-.
Рассмотрим другой часто используемый способ - суффиксальный.
Таблица 10
Примеры словобразования по суффиксальному способу
Новое слово | Часть речи | От какого слова образовано | Суффикс |
карачаровский | прилаг | Карачарово | -ск- |
аккуратненько | наречие | аккуратно | -еньк- |
арапинизм | сущ | арап | -изм |
армячишко | сущ | армяк | -ишк- |
библиотекарша | сущ | библиотека | -ар-ш- |
боевитый | прилаг | боевой | -ит- |
головушка | сущ | голова | -ушк- |
Гуляка | сущ | Гулять | -як- |
гусарчик | сущ | гусар | -чик |
детишечек | сущ | детишек | -ечк- |
дудочку | сущ | дудку | -очк- |
жратва | сущ | жрать | -в- |
здоровенный | прилаг | здоровый | -енн- |
коттеджик | сущ | коттедж | -ик |
лапоточками | сущ | лаптями | -очк- |
лесина | сущ | лес | -ин- |
маленько | наречие | мало | -еньк- |
молоденькая | прилаг | молодая | -еньк- |
мордочка | сущ | морда | -очк- |
Пиночья | сущ | Пинки | -оч- |
поясным | прилаг | пояс | -н- |
притворяшка | сущ | притворяться | -ш -к- |
секретарша | сущ | секретарь | -ш- |
сидень | сущ | сидеть | -ен- |
символизировала | глагол | символ | -из-ир-ов-ал- |
скрежетнул | глагол | скрежет | -н-ул |
справочка | сущ | справка | -очк- |
теремки | сущ | терем | -ок- |
чертячий | прилаг | черт | -яч- |
Как видно, наиболее употребляемые суффиксы: - еньк-, -очк-, -ечк-, относящиеся к категории уменьшительно-ласкательных или уменьшительных.
В остальных видах аффиксального способа словообразования в основном повторяются те же суффиксы и префиксы (приставки), только дополняется постфиксами -ся и -сь к глагольной основе.
Таким образом, в своем словотворчестве А.А. Блок в поэме "Двенадцать" использует самые различные типы словообразования, однако, наибольшее внимание уделяет морфологическому. Суффиксы используются по большей части уменьшительно-ласкательные, со значением уменьшения. Широко распространено применение просторечной лексики.