Экологическое законодательство Донецкой Народной Республики. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.




План

1. Экологическое законодательство ДНР.

2. Государственные органы охраны окружающей природной среды.

3. Международные экологические организации.

1. Важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды, является экологическое право, т.е. отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе роль экологического права и в целом административно-правового направления постоянно растет.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1) конституция;

2) законы и кодексы в области охраны природы;

3) постановления и распоряжения Народного Совета ДНР по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты;

4) нормативно-правовые акты;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Конституционные основы охраны окружающей среды закреплены в Конституции ДНР, принятой 14.03.2014. Конституция ДНР провозглашает «Земля и другие природные ресурсы в Донецкой Народной Республике используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа».

Конституция ДНР определяет также организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Законы и кодексы в области охраны окружающей среды составляют природно-ресурсную и природоохранную правовую основу.

Кодексы определяют все виды деятельности по отношению к объекту кодекса и меры административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в отношении данных объектов.

Систему экологического законодательства возглавляет Закон «Об охране окружающей среды» № 38-IНС от 30.04.2015.

В вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить Конституции ДНР и данному законодательному акту.

В этом законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды (главы):

1. Общие положения;

2. Основы управления в области охраны окружающей среды;

3. Права и обязанности граждан, общественных организаций и объединений в сфере охраны окружающей среды;

4. Экономическое регулирование в сфере охраны окружающей среды;

5. Нормирование в сфере охраны окружающей среды;

6. Оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза;

7. Требования в сфере охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

8. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

9. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

10. Государственный мониторинг окружающей среды;

11. Контроль в сфере охраны окружающей среды (экологический контроль);

12. Научные исследования в сфере охраны окружающей среды;

13. Основы формирования экологической культуры;

14. Ответственность за нарушение законодательства ДНР в сфере охраны окружающей среды и разрешение споров в сфере охраны окружающей среды;

15. Международное сотрудничество.

16. Заключительные положения.

17. Переходные положения.

 

Закон «Об охране окружающей среды» формирует экологические требования не к природным ресурсным объектам земля, недра, воды и т.д., а непосредственно к предприятиям, организациям и гражданам, обязывая их принимать эффективные меры по охране природы, рациональному воспроизводству и использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности человека.

В Законе «Об охране окружающей среды» также определены понятия «экологический риск» и «экологическое страхование».

Экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В экологическом страховании объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования. Страховое событие (случай) – внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Другие правовые документы – источники экологического права в ДНР:

■ Закон «О животном мире» № 186-IHC от 04.08.2017;

■ Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 185-IHC от 23.06.2017;

■ Закон «Об отходах производства и потребления» № 82-IHC от 09.10.2015;

■ Закон «Об экологической экспертизе» № 81-IHC от 09.10.2015;

■ Закон «О недрах» № 58-IHC от 12.06.2015

■ Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 54-IHC от 05.06.2015

■ Закон «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» № 40-IHC от 10.04.2015

Государственный комитет по экологической политике и природным ресурсам при Главе Донецкой Народной Республики (Госкомэкополитики при Главе ДНР) является специально уполномоченным органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики, разрабатывающим и реализующим экологическую политику, осуществляющим государственное управление в сфере охраны окружающей среды, функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области охраны окружающей среды, охраны и рационального использования природных ресурсов, управлению государственным имуществом, оказывающим государственные услуги в Донецкой Народной Республике.

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения.

Специализированные учреждения ООН в сфере охраны окружающей среды:

ЮНЭП (от англ. UNEP – United Nations Environmental Program – Программа ООН по окружающей среде) осуществляется с 1972 г. и является основным вспомогательным органом ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.

ЮНЕСКО (от англ. UNESCO – United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) существует с 1946 г. с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее известным направлением в деятельности является научная программа «Человек и биосфера» (МАЕ), принятая в 1970 г.

ФАО (от англ. FAO – Food and Agricultural Organization UN – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), образованная в 1945 г., занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), созданная в 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной окружающей среды.

ВМО (Всемирная метеорологическая организация) – учреждена как специализированное учреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой прежде всего связаны с глобальным мониторингом окружающей среды, в том числе:

- оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;

o- изучение воздействия на озоновый слой Земли.

МОТ (Международная организация труда) – специализированное учреждение ООН. Создано в 1919 г. при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежительного отношения к производственной среде.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является ее специализированным учреждением.

 

Международные региональные организации, осуществляющие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евратом, Европейский совет, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Что регулирует экологическое право, какие источники данная отрасль права включает?

2. Какие права человека в области экологического права закреплены Конституцией ДНР?

3. Какие вопросы в области охраны окружающей среды рассматривает Закон ДНР «Об охране окружающей среды»?

4. Какие международные организации вносят большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: