Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Но, несмотря на значительное число работ, посвященных этой проблеме, нельзя сказать, что она полностью изучена и есть четкие, доказательные подтверждения какой-либо одной гипотезы. Среди них есть курьезные и серьезные, никогда и никем не доказанные предположения и доказанные многолетними исследованиями.
По-видимому, это и есть доказательство возможности существования различных причин, приводящих к леворукости.
Естественно, что в теориях происхождения леворукости за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.
Многие гипотезы прошлого века объясняют преимущественное владение правой рукой, а леворукость рассматривают как исключение.
Согласно одной из таких гипотез, праворукость объясняется асимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый упор на левую ногу делает более свободной правую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения — точными.
![]() |
Еще более популярной была так называемая теория щита и меча, по которой щит во время сражений должен защищать сердце и| поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит в правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки. Конечно, мы можем улыбнуться сейчас наивности, бездоказательности и противоречивости этих гипотез, однако пока не буч дем полностью перечеркивать возможность влияния различных факторов внешней среды на формирование леворукости. Многие исследователи выделяют социальные факторы и прежде всего условия воспитания как причину возникновения леворукости, апеллируя при этом к Платону, который считал: «Руками своими пользуемся мы как калеки, и покалечила нас глупость матерей и нянек; равно-! весие, которое природа соблюдает, создавая наши конечности, мы разрушаем скверной привычкой».
Одной из первых теорий возникновения леворуко-i сти была социальная теория английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом при-| вычки, влияния социальных условий среды (почти теория щита и меча!). Однако Джексон не считал, что такая «натренированная» привычка работать левой рукой передается из поколения в поколение.
Можем ли мы оспорить это мнение? Безусловно, чисто социальный фактор происхождения леворукости легко оспорить, т.к. многолетние исследования леворукости в разных странах и на разных континентах доказали — процентное соотношение леворуких и праворуких людей в человеческом сообществе не изменяется. Вряд ли это было бы возможно при столь сильном влиянии среды. Однако мы не можем и полностью отвергать такое влияние.
Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин, становятся левшами. Наиболее частыми причинами такой леворукости (иногда называемой вынужденной) являются травмы правой руки (переломы, вывихи, растяжения связок), перенесенные в раннем детстве. Представьте себе полутора-двухлетнего малыша с переломом руки. С одной стороны это возраст очень активных движений руками, интенсивного формирования слаженности, точности, с другой — попытки что-то нарисовать, сложить кубики, пирамидку, но правая рука больна, недееспособна, и невольно более активной становится левая рука. Если этот период длится недолго, то нет оснований для беспокойства, но совсем нередко бывает несколько травм подряд, и вот тогда внешние условия среды берут свое. Левой рукой ребенку становится работать удобнее, чем правой, и так возникает вынужденное левшество. Есть вынужденные левши среди детей с последствиями ДЦП. Нарушения нервно-мышечной регуляции и мышечного тонуса справа делают более удобными движения левой рукой. Левая рука больше тренируется, лучше развивается.
Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже невынужденного левшества. Дело в том, что деятельность ребенка формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Так возникает «ненасильственное» переучивание и многие левши в окружении правшей тоже начинают более активно действовать правой рукой.
Нельзя исключить возможность обратной ситуации, когда праворукий ребенок оказывается в леворукой среде
— у него могут быть леворукие папа или мама, бабушка
или дедушка, брат или сестра. А самое главное — в семье
никто не удивится еще одному левше, да и сам он будет
считать себя левшой, разве только он будет не очень уме
лым. Следует заметить, что случаи вынужденной смены
руки как правило сопровождаются невротическими и эмо
циональными нарушениями, а также координационным
дискомфортом, трудностями освоения сложных двигатель
ных навыков.
Итак, внешняя среда может оказывать влияние и при определенных условиях приводить к формированию ле-ворукости, но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость сложным образом связана с деятельностью мозга (но об этом мы расскажем в специальной главе).
Тесная связь рукости и функциональной организации мозга не позволяет нам согласиться с главным выводом С. Джексона: если под влиянием среды можно сформировать определенный вариант предпочтения руки (правой или левой), то нужно тренировать обе руки равномерно. Стремление натренировать обе руки — голубая мечта спортивных тренеров, увы, она оказывается недостижимой: и если у фехтовальщика или теннисиста ведущая рука — правая, он и работает правой рукой, а левша
— левой именно потому, что у правши и левши свой спе
цифический характер функционирования мозга.
За социальной теорией возникновения левшества тянется длинный шлейф проблем, связанных с переучиванием. Корни желания переучить левшу в том, что лев-шество считали дурной привычкой, а дурные привычки не только можно, но и нужно искоренять.
В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве левшей, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками развития, на-
рушениями речевого развития. Это дало основание предположить, что возможен патологический генез или патологическое происхождение леворукости.
В настоящее время есть достаточное количество фактов, подтверждающих возможность патологического происхождения леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в семье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объясняется родовой травмой. Действительно, исследования, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что среди леворуких детей очень высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Нельзя исключить, что существует генетически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в разных поколениях.
Вероятность появления леворукого ребенка увеличивает так называемый родовой стресс. Родовой стресс обычно определяют наличием не менее чем двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других.
Но сторонников таких крайних взглядов немного, большая часть исследователей склоняются к мнению о том, что патологическая леворукость имеет место, и важно понимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, моторных функций. В то же время следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, возможно, как единую причину возникновения и леворукости, и нарушений в развитии ребенка патологические факторы, связанные с течением беременности и родов.
обнаружить леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя. В пятидесятые годы нашего столетия эти цифры уточнили, но они не сильно различаются: 50% детей становятся левшами, если оба родителя левши, 16,7% — если один из родителей левша, и 6,3% — если в семье не было леворукого.
Однако подтверждение возможности влияния генетических факторов еще не отвечает на вопрос о том, как это происходит. Генетические модели, объясняющие возможность передачи рукости из поколения в поколение, должны восполнить этот пробел. Расчетные данные, которые дает любая генетическая модель, должны совпадать с практическими, и чем выше совпадение, тем больше вероятность, что такая модель может быть использована для объяснения наследования рукости.
Одна из генетических теорий происхождения левору-кости, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой — контроль моторных функций.
В основе этой модели предположение, что рукость в каждом конкретном случае связана с межполушарной асимметрией и типом моторного контроля. В соответствии с моделью большая часть людей праворуки и имеют центр речи в левом полушарии — так и есть. Среди лево-руких возможны два варианта расположения речевых центров и в левом (таких большинство) и в правом полушарии, что также подтверждается конкретными результатами. Известно, что каждое полушарие управляет конечностями противоположной стороны тела: левое — правой; стороной, правое — левой. Однако в соответствии с моде- 1 лью Д. Леви и Т. Нагилаки необходимо было предполо- I жить возможность контроля правой стороны тела правым I
18
полушарием, а левой -- левым. До последнего времени спорным был вопрос о возможности управления руки не только противоположным (контрлатеральным) полушарием, однако электрофизиологические данные последних лет подтверждают возможность ипсилатерального контроля движений рук.
Левополушарная доминантность по руке и по речи рассматривается многими авторами как непременное условие эффективной деятельности, а все несовпадения объясняются результатом пре- и перинатальных поражений. Однако и в этом вопросе между исследователями нет единодушия. Было высказано предположение о том, что функция речи и мануальное предпочтение одной из рук могут быть и не связаны между собой, т.к. левое полушарие обычно является доминирующим по речи, вне зависимости от моторной латерализации. Дальнейшие исследования латерализации речевых и моторных функций, в определенной степени подтвердив эти положения, в то же время убедительно показали возможность существования различных вариантов.
Еще одна генетическая модель американских исследователей Н. Гешвинда и А. Галабурды предполагает вклад наследственных факторов в формирование латерализации в зависимости от пола человека. Обсуждается доказательство того, что в происхождении леворукости имеют значение факторы дородового развития, в том числе и эндокринный статус матери и ребенка, определяющий развитие правого и левого полушарий мозга в период внутриутробного развития.
Достаточно -четкая генетическая модель наследования леворукости, известная как теория «правого сдвига», предложена английской ученой М. Аннет, согласно этой модели фактор «правого сдвига» определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и Для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержа-
19
щего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариантный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.
В соответствии с теорией М. Аннет левши, амбидектры и праворукие в человеческой популяции распределены в соответствии 4%, 33%, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.
Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления факторов латерального предпочтения.
Учитывая все эти факты, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопри-чинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и др. причин.
Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. Причем возможны различные варианты сочетания этих фак- I торов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.
Итак, мы пока не знаем, почему у большинства людей I на земле более ловкой, сильной и точной оказывается] правая рука и почему только часть — их зеркальное отра- j жение.
Мы не знаем и почему число левшей не уменьшается и не увеличивается, какие факторы определили столь высокую стабильность соотношения левшей и правшей вне зависимости от пространства и времени, а значит мы еще далеки от разгадки тайны происхождения леворукости.
Рука, мозг, действие
Рассматривая различные теории возникновения леворукости, мы неоднократно упоминали о двух полушариях и асимметрии мозга, о моторной регуляции, координируемой, как правило, контрлатеральным (противоположным) полушарием, о различной функциональной организации мозга у правшей и левшей. Во всем этом стоит разобраться подробнее, и тогда станет ясно, почему нельзя левшу переделать в правшу.
Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий — правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зеркальное) строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции.
Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга — правого и левого.
Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру рук, почти полностью перекрещены (как это показано на схеме).
Однако следует понимать, что это очень грубая и общая схема. На самом деле оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой; и левой руки. В то же время показано, что из левого полушария в муску-
20
Рис. Моторные пути, связывающие руки и мозг, почти полностью перекрещиваются. Движения рук регулируются преимущественно контрлатеральным (противоположным) полушарием
латуру правой стороны тела идет больше волокон и имеется большее число волокон от правого полушария к правой половине тела, т.е. оба полушария как бы стремятся осушествлять больший моторный контроль за правосторонней мускулатурой. Возможно, эта морфологическая асимметрия может стать одним из объяснений преобладания праворукой активности.
Поэтому уточним: у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц^
правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.
Но разные полушария неидентичны ни по организации, ни по функциям, и прежде всего правое и левое полушария имеют выраженные различия, связанные с обеспечением речевых функций. В середине прошлого века французский хирург Поль Брока доказал связь между нарушениями речи и повреждениями левой половины мозга и сделал вывод — «способность к артикулированной речи локализована в левом полушарии или по крайней мере зависит в основном от этого полушария». Исследования Поля Брока интересуют нас потому, что именно он впервые попытался связать предпочтение одной из рук и полушарие, ведущее по речи. Он предположил, что «существует определенное число людей, у которых естественное превосходство извилин правого полушария изменяет явление... на обратное», т.е. полушарие, ведущее по речи, всегда противоположно ведущей руке.
Согласно этому представлению у всех правшей ведущим по речи должно быть левое полушарие, у всех левшей — правое. Это правило оказалось справедливым для правшей, леворукие, как оказалось, разделились на две группы: у одних левшей центры речи были, как и предсказывал П. Брока, в правом полушарии (противоположном ведущей руке), но у других, как и у правшей, они были в левом полушарии.
Дальнейшие исследования показали, что левое полушарие «управляет» не только речью, но и другими высшими функциями, и это дало основание для развития представлений о левом полушарии как о главном, ведущем (доминантном), а правое воспринималось как второстепенное, подконтрольное левому.
Еще долгие годы правое так и оставалось недооцененным полушарием.
Постепенно накапливались клинические данные, показывающие, что у левого и правого полушарий есть «свои»
функции. Было обнаружено, что у людей с поврежде] ми левого полушария не только нарушалась речь, но с дали и другие функции — письмо, чтение, произвол) регуляция движений и др.
Выявлены были и нарушения деятельности, свя: ные с повреждением правого полушария, — глубокие рушения ориентации в пространстве, затруднение в полнении некоторых самых простых действий, напри? застегивание пуговиц или шнуровка ботинок оказывал непосильными, нарушалось представление о собств ном теле. Оказалось, что поражение правого полуша приводит к снижению или потере музыкальных спос ностей и прежде всего способности к пению, возни* «музыкальная глухота», в отличие от поражений лев полушария, для которого характерна «словесная глу та».
Установлено, что при поражении правого и левого i лушарий нарушаются разные виды памяти, появляю или, наоборот, исчезают разные эмоции, по-разному j рушаются процессы мышления.
Эти наблюдения практически легли в основу склад
вающихся в течение столетия представлений о межпо,
шарной асимметрии, неравнозначности роли правогс
левого полушарий в организации и регулировании pi
личных видов деятельности человека. Но следовало уч
тывать, что судить о роли полушария по столь прост
схеме — при повреждении определенной части мозга у
рушена такая-то функция, значит именно эта часть (и
зона) мозга контролирует функцию — невозможно. В
первых, потому что обеспечение любой деятельности, да;
самой простой, связано со взаимодействием различш
структур мозга. Кроме того, любая деятельность пре,
ставляет собой сложный процесс и может нарушаться j
деятельность вообще, а лишь один или несколько ее ко?
понентов, создавая эффект нарушения деятельности
целом. Во-вторых, мозг, особенно мозг ребенка, обладь
24
ия' колоссальными компенсаторными способностями, поз-Ра* воляющими ему приспосабливаться, включать в деятельна? ность иные структуры и механизмы и поэтому наши выводы о работе пораженного мозга могут дать нам неверам ную или неточную картину.
на- Еще одним вариантом изучения особенностей каждого *ы- полушария могло бы быть изучение разъединенных полу-еР; шарий или расщепленного мозга. Клинические наблюде-*сь ния за больными с расщепленным мозгом подтвердили с Щ одной стороны функциональное различие полушарий, с другой — показали необходимость взаимодействия каждого из них для полноценной и целостной организации деятельности.
Изучение расщепленного мозга показало, что левое полушарие полностью сохраняет способность к речевому общению. Работа левого полушария позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, устную и письменную. Однако не только левое, но и правое полушарие принимает участие в реализации речевых функций и дает возможность понимать слова. Способностью воспринимать и понимать слова обладает и правое полушарие.
Все эти данные показали, что роль отдельного полушария в регуляции определенной деятельности не абсолютна, и каждое из них регулирует различные стороны деятельности. Без правого полушария левое становится «глухим» к интонации речи и модуляции голоса. Левое полушарие, хотя и реагирует на звуки и ритм, но нечувствительно к музыке.
При расщепленном мозге правая рука, анатомически связанная с левым полушарием и функционально подчиненная ему, сохраняет способность к письму, но теряет способность к спонтанному рисованию и копированию Даже самых простых изображений. Правая рука утрачивает способность сложить элементарную фигуру из кубиков, выбрать на ощупь геометрические фигуры или определенные предметы. С этими задачами относительно лег-
25
ко справляется левая рука, однако назвать предмет, вы-1 бранный левой рукой, не всегда просто. Все эти наблюдения относятся к правшам.
А как же левши? Можно ли ожидать, что картина нару-1 шений правого и левого полушарий будет зеркальна? Кли-1 нический опыт опровергает эти предположения, еще раз! доказывая, что мозг левши — это совсем не зеркальная копия мозга правши. «Самое удивительное, — считают отечественные физиологи Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова, — что характер нарушений деятельности у левшей не зависит от стороны поражения мозга. Она не совпадает ни с одной из двух четко различных (соответственно поражению двух полушарий) у правшей. Наши клинические наблюдения вообще заставляют усомниться в возможности того, чтобы левша... повторил бы правшу, но в зеркальном отображении». По мнению этих исследователей картин^ поражений для леворуких отличается тем, что характер! нарушений деятельности не связан со стороной поражения мозга и это служит основанием для предположения об! отсутствии у неправоруких лиц четкой специализации полушарий мозга. Более того, картина нарушений практически не повторяется, она индивидуальна, вариабельна и] изменчива. И в то же время по характеру нарушений картина одностороннего поражения мозга левшей не совпадает с правополушарной симптоматикой у правшей.
Эти данные требуют более глубокого и всестороннего! изучения, но одно несомненно, и повторим это еще раз: мозг левши — это не зеркальное отражение мозга правши, I и было бы грубейшей ошибкой приписывать левшам свой-1 ства, характерные для правого полушария правшей.
Теперь мы можем вернуться к клиническим наблюде- ] ниям, показывающим, что не у всех левшей речевые функ-1 ции связаны с правым полушарием, т.е. зеркально, как! это предполагал П. Брока. Однако наблюдения наблюде-1 ниями, а представление, что у левшей «просто все наобо-1
26
рот», оставалось в силе. По мнению американского ученого П. Милнера, стойкость представления о том, что правое полушарие обычно доминирует в речевых функциях у левшей, представляет собой классический пример того, как ученые могут пренебрегать фактическими данными, не соответствующими принятой теории.
Исследования, проведенные в 60-х годах нашего века, не только подтвердили эти наблюдения, но и позволили получить количественные данные о распределении речевых функций между полушариями у правшей и левшей. У 95% праворуких людей, не имевших ранних повреждений мозга, речь и речевые функции контролируются преимущественно левым полушарием, у 5% — правым полушарием. Только у 15% левшей речь контролировалась правым полушарием, как это предсказывал П. Брока, у 70% — центры речи выявлены в левом (как и у правшей) полушарии и еще у 15% отмечен двусторонний контроль речи.
Особый интерес для нас представляют данные о нарушениях письма у праворуких и леворуких людей и особенностях их проявлений. Еще до недавнего времени несомненным считался факт, что нарушения письма всегда связаны с деятельностью и левого, и правого полушарий и не зависят от того, какой рукой оно выполняется. Однако специальные исследования нарушений письма правой и левой рукой показали, что эти нарушения могут избирательно проявляться только при письме правой или левой рукой.
Диссоциированный (т.е. по-разному проявляющийся) тип нарушений письма правой и левой рукой, названный левосторонней дисграфией, был впервые описан у больных с расщепленным мозгом в 70-х годах. Суть этого Расстройства в том, что в условиях изолированного функционирования правого полушария мозга левая рука теря-ет способность писать.
Диссоциированные типы нарушений письма правой и левой рукой наблюдаются не только при хирургиче-
27
![]() | |||
![]() |
ском повреждении мозолистого тела, но и при очаговь* поражениях головного мозга как у взрослых, так и у да тей. Для поражений левого полушария характерны нару шения копирования и написания букв под диктовку, од нако сохраняется их написание на автоматизированной уровне (подпись), но эти особенности проявляются лиш при письме правой рукой. В отличие от правой, при писв ме левой рукой (у праворуких) повторение такого же за дания левой рукой оказывается невозможным и написа ние привычных слов имеет те же нарушения, что и пр| копировании, и при письме под диктовку.
При поражениях правого полушария нарушается авта матизированное письмо, а при поражениях левого, на оборот, страдает осознанное, медленное письмо, и пере ход к быстрому автоматизированному письму устраняв затруднения. Еще важнее, что у леворуких нарушени письма носят совершенно иной характер и они более раз нообразны, чем у праворуких. Отличительной особенно стью этих нарушений является отсутствие корреляции о стороны поражения, с выраженностью речевых расст ройств и нарушений письма. Диссоциированный харак тер нарушений письма левой и правой рукой встречаете и у переученных леворуких значительно чаще, чем у пра воруких. Различия между праворукими и леворукими людь ми в процессах письма при поражениях головного мозг носят не только количественный характер. Самым суще ственным является то, что все нарушения письма боле< отчетливо выступают при письме правой рукой.
Механизмы, лежащие в основе изменения природног предпочтения руки при письме у переученных левшей не совсем ясны, однако не вызывает сомнения тот факт что даже при сформированном навыке письма у взрослых людей (во всяком случае, навык должен быть сформирй ван) останется чрезвычайно высоким эффект осознан ности, и этот эффект наиболее четко используется дл письма правой рукой. Несоответствие между природньп
28
типом латеральности и способом выполнения двигательного действия является, по-видимому, причиной нарушений структуры и стратегии деятельности. Одним из ярких проявлений таких нарушений является зеркальное письмо. Считается, что это объясняется зеркальным представительством зрительных образов в соответствующих центрах левого и правого полушарий, приводящим к тому, что при поражении левого полушария копируется обратное изображение образа, представленного в правом полушарии, что и приводит к нарушению направления письма.
Изучение функциональной организации мозга у лево-руких детей ведется в разных направлениях, одно из них — анализ характера и особенностей межполушарного взаимодействия. Изучение этих механизмов необходимо, т.к. теперь уже ни у кого не вызывает сомнения факт совместной работы полушарий при осуществлении двигательной деятельности. Считается, что предпочтение правой и левой руки связано с различными вариантами функциональной организации мозга и предпочтение правой руки связано с несколько большим функциональным объединением корковых структур, т.е. более жестко «завязаны» не только все зоны каждого полушария, но и полушария между собой. У леворуких — более автономны не только полушария, но и выявлена меньшая жесткость взаимодействия корковых структур в каждом полушарии.
Вполне вероятно, что большая вариативность картины функциональной организации мозга в процессе деятельности, разнородность психофизиологических характеристик леворуких связана именно с меньшей жесткостью Функциональной организации, с большим количеством «степеней свободы», позволяющим более гибко, разнообразно и незапрограммированно выбирать варианты стратегии деятельности. Гибкость выбора и смены стратегий Деятельности (не исключено, что и неустойчивости выбо-Ра, и сохранения этой стратегии) несут, безусловно, как
29
положительные, так и отрицательные компоненты дс| ятельности. Очень заманчиво связать эту противореча] вость с известными психофизическими характеристика! ми леворуких людей — повышенной лабильностью, эмся циональной чувствительностью, высоким творческим noJ тенциалом, стремлением к нестандартным ситуациящ В этом случае вполне объяснимы характеристики край! них вариантов «чистых левшей», у которых отмечаются более низкие показатели интеллекта, работоспособности] переключения внимания.
Особенности межполушарной асимметрии имеют свою специфику у леворуких взрослых и детей при разных ви| дах деятельности и зависят от характера задания. В целом межполушарное взаимодействие у леворуких детей харак-1 теризуется большей индивидуальной вариативностью, чем у праворуких детей.
Чрезвычайно интересны данные о возрастном измене^ нии характера внутри- и межполушарного взаимодейст! вия у праворуких и леворуких детей. В возрасте от 8 до 12 лет для леворуких детей характерна правосторонняя меж! полушарная асимметрия и большая включенность в дея| тельность правого полушария, которая уменьшается с возрастом. Кроме этого для леворуких детей до 9—10| летнего возраста более значима внутриполушарная ин! теграция и менее значимо межполушарное взаимодейст! вие, а для праворуких в этом возрасте более важна межС полушарная интеграция.
В специальной работе по изучению реакций двига-] тельных областей коры при реальном и мысленном дви-1 жении выявлено, что у праворуких людей более реактив! но, больше включено в деятельность левое полушарий лишь при движении правой руки, а при движениях лев вой руки активность полушарий у большинства былЯ двусторонней. У леворуких более высокой была актив^ ность левого полушария при движении как левой, так и правой рукой.
Мы перечислили отнюдь не все различия и особенности функциональной организации мозга и связанной с ней регуляции деятельности у праворуких и леворуких. В этих вопросах, как и во всем, что связано с леворукостью, еще много неизвестного, спорного, противоречивого, но то, что функциональная организация мозга левшей не зеркальна и не симметрична правшам, не оспаривается. Надеюсь, теперь и вы убеждены в том, что, заставляя лево-рукого ребенка работать правой рукой, мы пытаемся изменить не характер предпочтения руки, а переделать его биологическую природу.
Левша не только леворук
Человеку издавна было известно, что преимущественное владение одной из рук (леворукость или пра-ворукость) — не единственный вариант асимметрии двигательной активности левой и правой половины человеческого тела и органов чувств.
Асимметрия рук, как правило, сочетается с другими видами асимметрии — асимметрией ног, лица и тела, зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Понятно, что количество сочетаний всех признаков асимметрии чрезвычайно велико и это создает трудности определения (или вьщеления) «абсолютных левшей» или «абсолютных правшей». Мнения о том, существуют ли в природе «абсолютные» левши и правши, противоречивы: одни ученые считают, что есть люди с левосторонней или правосторонней асимметрией не только тела, но и органов чувств, другие отрицают такую возможность. К сожалению, разрешить это противоречие пока невозможно, нет доказательств.
Казалось бы, мы немало знаем о левшах, но стоит углубиться в любой вопрос — и тут же сталкиваемся с новыми загадками, противоречиями, тайнами.
30
Становится ясно, что не очень хорошо известно даж-в чем проявляется моторная асимметрия рук, чем отлич! ется ведущая рука, нога, глаз от неведущих.
Известно, что ведущая рука, как правило, более лоя
кая, способна лучше выполнять тонкокоординированньи
и сложные двигательные действия. Считается, что пр1
использовании ведущей руки быстрее формируются не
вые моторные программы. Лучше изучены различия мел
ду правой и левой рукой у правшей, но данных о том
каковы различия в осуществлении двигательных дейся
вий правшами и левшами, совсем немного. Есть свида
тельства того, что различия между левшами и правшами I
скорости моторных действий, даже при выполнении та!
ких сложных, как письмо, недостоверны, не выявлена
различия и во времени формирования нового моторном
действия.
По другим данным совершенствование биомеханиче!
ских проявлений реакций рук идет по разным направлв
ниям: у праворуких правая рука совершенствуется в точ!
ности, а у леворуких аналогичное совершенствование носи!
менее выраженный характер. Продолжительность фор!
мирования моторных программ у праворуких и леворукм
короче на ведущей руке.
Отмечена роль латерального профиля ребенка при вы! полнении сложнокоординированных зрительно-моторньш действий. Уже с семилетнего возраста выделяются разли! чия между выполнением зрительно-моторных реакции ведущей и неведущей рукой как у праворуких, так и I леворуких детей 4—15 лет. Но нет существенных разлй| чий в скорости зрительно-моторных реакций при работ! ведущей рукой как у праворуких, так и леворуких. Дума» ется, что в этих случаях большее влияние оказывает эф| фект тренировки ведущей руки, а не профиль моторной латерализации.
Почти все исследователи подчеркивают, что среди ля воруких есть дети с очень высокими показателями вьЯ
32
полнения двигательных действий, но есть и очень неловкие, с трудностями реализации движений и формирования новых моторных программ. Это, по-видимому, связано с происхождением леворукости.
Асимметрия ног — феномен еще менее