Происхождение леворукости




Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Но, несмотря на значительное число работ, посвящен­ных этой проблеме, нельзя сказать, что она полностью изучена и есть четкие, доказательные подтверждения ка­кой-либо одной гипотезы. Среди них есть курьезные и серьезные, никогда и никем не доказанные предположе­ния и доказанные многолетними исследованиями.

По-видимому, это и есть доказательство возможности существования различных причин, приводящих к левору­кости.

Естественно, что в теориях происхождения леворукос­ти за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.

Многие гипотезы прошлого века объясняют преиму­щественное владение правой рукой, а леворукость рас­сматривают как исключение.

Согласно одной из таких гипотез, праворукость объяс­няется асимметричным расположением внутренних орга­нов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необ­ходимый упор на левую ногу делает более свободной пра­вую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения — точными.


Еще более популярной была так называемая теория щита и меча, по которой щит во время сражений до­лжен защищать сердце и| поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит в правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки. Конечно, мы можем улыбнуться сейчас наив­ности, бездоказательности и противоречивости этих гипотез, однако пока не буч дем полностью перечерки­вать возможность влияния различных факторов внеш­ней среды на формирова­ние леворукости. Многие исследователи выделяют социальные факторы и прежде всего условия воспитания как причину возник­новения леворукости, апеллируя при этом к Платону, который считал: «Руками своими пользуемся мы как ка­леки, и покалечила нас глупость матерей и нянек; равно-! весие, которое природа соблюдает, создавая наши конеч­ности, мы разрушаем скверной привычкой».

Одной из первых теорий возникновения леворуко-i сти была социальная теория английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом при-| вычки, влияния социальных условий среды (почти тео­рия щита и меча!). Однако Джексон не считал, что такая «натренированная» привычка работать левой рукой пере­дается из поколения в поколение.


Можем ли мы оспорить это мнение? Безусловно, чисто социальный фактор происхождения леворукости легко оспорить, т.к. многолетние исследования леворукости в разных странах и на разных континентах доказали — про­центное соотношение леворуких и праворуких людей в человеческом сообществе не изменяется. Вряд ли это было бы возможно при столь сильном влиянии среды. Однако мы не можем и полностью отвергать такое влияние.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологиче­ских причин, становятся левшами. Наиболее частыми при­чинами такой леворукости (иногда называемой вынужден­ной) являются травмы правой руки (переломы, вывихи, растяжения связок), перенесенные в раннем детстве. Пред­ставьте себе полутора-двухлетнего малыша с переломом руки. С одной стороны это возраст очень активных движе­ний руками, интенсивного формирования слаженности, точности, с другой — попытки что-то нарисовать, сложить кубики, пирамидку, но правая рука больна, недееспособ­на, и невольно более активной становится левая рука. Если этот период длится недолго, то нет оснований для беспо­койства, но совсем нередко бывает несколько травм под­ряд, и вот тогда внешние условия среды берут свое. Левой рукой ребенку становится работать удобнее, чем правой, и так возникает вынужденное левшество. Есть вынужден­ные левши среди детей с последствиями ДЦП. Наруше­ния нервно-мышечной регуляции и мышечного тонуса справа делают более удобными движения левой рукой. Левая рука больше тренируется, лучше развивается.

Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже невынужденно­го левшества. Дело в том, что деятельность ребенка фор­мируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Так возникает «ненасильственное» переучи­вание и многие левши в окружении правшей тоже начи­нают более активно действовать правой рукой.


Нельзя исключить возможность обратной ситуации, когда праворукий ребенок оказывается в леворукой среде

— у него могут быть леворукие папа или мама, бабушка
или дедушка, брат или сестра. А самое главное — в семье
никто не удивится еще одному левше, да и сам он будет
считать себя левшой, разве только он будет не очень уме­
лым. Следует заметить, что случаи вынужденной смены
руки как правило сопровождаются невротическими и эмо­
циональными нарушениями, а также координационным
дискомфортом, трудностями освоения сложных двигатель­
ных навыков.

Итак, внешняя среда может оказывать влияние и при определенных условиях приводить к формированию ле-ворукости, но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость сложным образом связа­на с деятельностью мозга (но об этом мы расскажем в специальной главе).

Тесная связь рукости и функциональной организации мозга не позволяет нам согласиться с главным выводом С. Джексона: если под влиянием среды можно сформи­ровать определенный вариант предпочтения руки (пра­вой или левой), то нужно тренировать обе руки равно­мерно. Стремление натренировать обе руки — голубая мечта спортивных тренеров, увы, она оказывается недо­стижимой: и если у фехтовальщика или теннисиста веду­щая рука — правая, он и работает правой рукой, а левша

— левой именно потому, что у правши и левши свой спе­
цифический характер функционирования мозга.

За социальной теорией возникновения левшества тя­нется длинный шлейф проблем, связанных с переучива­нием. Корни желания переучить левшу в том, что лев-шество считали дурной привычкой, а дурные привычки не только можно, но и нужно искоренять.

В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве левшей, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками развития, на-


рушениями речевого развития. Это дало основание пред­положить, что возможен патологический генез или пато­логическое происхождение леворукости.

В настоящее время есть достаточное количество фак­тов, подтверждающих возможность патологического про­исхождения леворукости. Причем есть сторонники край­них взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в се­мье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объ­ясняется родовой травмой. Действительно, исследова­ния, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что среди леворуких детей очень высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Нельзя исключить, что существует гене­тически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в раз­ных поколениях.

Вероятность появления леворукого ребенка увеличи­вает так называемый родовой стресс. Родовой стресс обыч­но определяют наличием не менее чем двух неблагопри­ятных факторов, среди которых низкая масса тела ново­рожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфик­сия новорожденного и ряд других.

Но сторонников таких крайних взглядов немного, боль­шая часть исследователей склоняются к мнению о том, что патологическая леворукость имеет место, и важно по­нимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, моторных функций. В то же время следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, воз­можно, как единую причину возникновения и леворуко­сти, и нарушений в развитии ребенка патологические фак­торы, связанные с течением беременности и родов.


обнаружить леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя. В пятидесятые годы нашего столетия эти циф­ры уточнили, но они не сильно различаются: 50% детей становятся левшами, если оба родителя левши, 16,7% — если один из родителей левша, и 6,3% — если в семье не было леворукого.

Однако подтверждение возможности влияния генети­ческих факторов еще не отвечает на вопрос о том, как это происходит. Генетические модели, объясняющие возмож­ность передачи рукости из поколения в поколение, должны восполнить этот пробел. Расчетные данные, которые дает любая генетическая модель, должны совпадать с практи­ческими, и чем выше совпадение, тем больше вероят­ность, что такая модель может быть использована для объяснения наследования рукости.

Одна из генетических теорий происхождения левору-кости, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой — контроль моторных функций.

В основе этой модели предположение, что рукость в каждом конкретном случае связана с межполушарной асимметрией и типом моторного контроля. В соответст­вии с моделью большая часть людей праворуки и имеют центр речи в левом полушарии — так и есть. Среди лево-руких возможны два варианта расположения речевых цен­тров и в левом (таких большинство) и в правом полуша­рии, что также подтверждается конкретными результата­ми. Известно, что каждое полушарие управляет конеч­ностями противоположной стороны тела: левое — правой; стороной, правое — левой. Однако в соответствии с моде- 1 лью Д. Леви и Т. Нагилаки необходимо было предполо- I жить возможность контроля правой стороны тела правым I

18


полушарием, а левой -- левым. До последнего времени спорным был вопрос о возможности управления руки не только противоположным (контрлатеральным) полуша­рием, однако электрофизиологические данные послед­них лет подтверждают возможность ипсилатерального контроля движений рук.

Левополушарная доминантность по руке и по речи рас­сматривается многими авторами как непременное усло­вие эффективной деятельности, а все несовпадения объ­ясняются результатом пре- и перинатальных поражений. Однако и в этом вопросе между исследователями нет еди­нодушия. Было высказано предположение о том, что функ­ция речи и мануальное предпочтение одной из рук могут быть и не связаны между собой, т.к. левое полушарие обычно является доминирующим по речи, вне зависимо­сти от моторной латерализации. Дальнейшие исследова­ния латерализации речевых и моторных функций, в опре­деленной степени подтвердив эти положения, в то же время убедительно показали возможность существования раз­личных вариантов.

Еще одна генетическая модель американских исследо­вателей Н. Гешвинда и А. Галабурды предполагает вклад наследственных факторов в формирование латерализации в зависимости от пола человека. Обсуждается доказатель­ство того, что в происхождении леворукости имеют зна­чение факторы дородового развития, в том числе и эн­докринный статус матери и ребенка, определяющий раз­витие правого и левого полушарий мозга в период внут­риутробного развития.

Достаточно -четкая генетическая модель наследования леворукости, известная как теория «правого сдвига», пред­ложена английской ученой М. Аннет, согласно этой мо­дели фактор «правого сдвига» определяет вероятность до­минирования левого полушария как для речевых, так и Для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержа-

19


щего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариан­тный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.

В соответствии с теорией М. Аннет левши, амбидектры и праворукие в человеческой популяции распределены в соответствии 4%, 33%, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.

Существуют варианты теорий, рассматривающих ком­плексное сочетание патологических и генетических фак­торов, лежащих в основе проявления факторов латераль­ного предпочтения.

Учитывая все эти факты, по-видимому, более коррект­ным было бы представление о гетерогенной (разнопри-чинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обус­ловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочте­ния руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и др. причин.

Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в зна­чительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. При­чем возможны различные варианты сочетания этих фак- I торов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.

Итак, мы пока не знаем, почему у большинства людей I на земле более ловкой, сильной и точной оказывается] правая рука и почему только часть — их зеркальное отра- j жение.


Мы не знаем и почему число левшей не уменьшается и не увеличивается, какие факторы определили столь вы­сокую стабильность соотношения левшей и правшей вне зависимости от пространства и времени, а значит мы еще далеки от разгадки тайны происхождения леворукости.

Рука, мозг, действие

Рассматривая различные теории возникновения леворукости, мы неоднократно упоминали о двух полу­шариях и асимметрии мозга, о моторной регуляции, ко­ординируемой, как правило, контрлатеральным (проти­воположным) полушарием, о различной функциональ­ной организации мозга у правшей и левшей. Во всем этом стоит разобраться подробнее, и тогда станет ясно, почему нельзя левшу переделать в правшу.

Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятель­ности двух его полушарий — правого и левого, тесно свя­занных друг с другом сложнейшей системой нервных во­локон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зеркальное) строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции.

Различия правой и левой руки при выполнении движе­ний являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга — правого и лево­го.

Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру рук, почти полностью перекрещены (как это показано на схе­ме).

Однако следует понимать, что это очень грубая и об­щая схема. На самом деле оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой; и левой руки. В то же время показано, что из левого полушария в муску-


 


20



Рис. Моторные пути, связывающие руки и мозг, почти полностью перекрещиваются. Движения рук регулируются преимущественно контрлатеральным (противоположным) полушарием

латуру правой стороны тела идет больше волокон и име­ется большее число волокон от правого полушария к пра­вой половине тела, т.е. оба полушария как бы стремятся осушествлять больший моторный контроль за правосто­ронней мускулатурой. Возможно, эта морфологическая асимметрия может стать одним из объяснений преобла­дания праворукой активности.

Поэтому уточним: у праворуких людей преимуще­ственно левое полушарие координирует работу мышц^


правой руки, а у леворуких людей эта функция принадле­жит правому полушарию.

Но разные полушария неидентичны ни по организа­ции, ни по функциям, и прежде всего правое и левое полу­шария имеют выраженные различия, связанные с обеспе­чением речевых функций. В середине прошлого века фран­цузский хирург Поль Брока доказал связь между наруше­ниями речи и повреждениями левой половины мозга и сделал вывод — «способность к артикулированной речи локализована в левом полушарии или по крайней мере зависит в основном от этого полушария». Исследования Поля Брока интересуют нас потому, что именно он впер­вые попытался связать предпочтение одной из рук и полу­шарие, ведущее по речи. Он предположил, что «существу­ет определенное число людей, у которых естественное пре­восходство извилин правого полушария изменяет явление... на обратное», т.е. полушарие, ведущее по речи, всегда противоположно ведущей руке.

Согласно этому представлению у всех правшей веду­щим по речи должно быть левое полушарие, у всех лев­шей — правое. Это правило оказалось справедливым для правшей, леворукие, как оказалось, разделились на две группы: у одних левшей центры речи были, как и пред­сказывал П. Брока, в правом полушарии (противополож­ном ведущей руке), но у других, как и у правшей, они были в левом полушарии.

Дальнейшие исследования показали, что левое полу­шарие «управляет» не только речью, но и другими выс­шими функциями, и это дало основание для развития представлений о левом полушарии как о главном, веду­щем (доминантном), а правое воспринималось как вто­ростепенное, подконтрольное левому.

Еще долгие годы правое так и оставалось недооценен­ным полушарием.

Постепенно накапливались клинические данные, по­казывающие, что у левого и правого полушарий есть «свои»


функции. Было обнаружено, что у людей с поврежде] ми левого полушария не только нарушалась речь, но с дали и другие функции — письмо, чтение, произвол) регуляция движений и др.

Выявлены были и нарушения деятельности, свя: ные с повреждением правого полушария, — глубокие рушения ориентации в пространстве, затруднение в полнении некоторых самых простых действий, напри? застегивание пуговиц или шнуровка ботинок оказывал непосильными, нарушалось представление о собств ном теле. Оказалось, что поражение правого полуша приводит к снижению или потере музыкальных спос ностей и прежде всего способности к пению, возни* «музыкальная глухота», в отличие от поражений лев полушария, для которого характерна «словесная глу та».

Установлено, что при поражении правого и левого i лушарий нарушаются разные виды памяти, появляю или, наоборот, исчезают разные эмоции, по-разному j рушаются процессы мышления.

Эти наблюдения практически легли в основу склад

вающихся в течение столетия представлений о межпо,

шарной асимметрии, неравнозначности роли правогс

левого полушарий в организации и регулировании pi

личных видов деятельности человека. Но следовало уч

тывать, что судить о роли полушария по столь прост

схеме — при повреждении определенной части мозга у

рушена такая-то функция, значит именно эта часть (и

зона) мозга контролирует функцию — невозможно. В

первых, потому что обеспечение любой деятельности, да;

самой простой, связано со взаимодействием различш

структур мозга. Кроме того, любая деятельность пре,

ставляет собой сложный процесс и может нарушаться j

деятельность вообще, а лишь один или несколько ее ко?

понентов, создавая эффект нарушения деятельности

целом. Во-вторых, мозг, особенно мозг ребенка, обладь

24


ия' колоссальными компенсаторными способностями, поз-Ра* воляющими ему приспосабливаться, включать в деятель­на? ность иные структуры и механизмы и поэтому наши вы­воды о работе пораженного мозга могут дать нам невер­ам ную или неточную картину.

на- Еще одним вариантом изучения особенностей каждого *ы- полушария могло бы быть изучение разъединенных полу-еР; шарий или расщепленного мозга. Клинические наблюде-*сь ния за больными с расщепленным мозгом подтвердили с Щ одной стороны функциональное различие полушарий, с другой — показали необходимость взаимодействия каж­дого из них для полноценной и целостной организации деятельности.

Изучение расщепленного мозга показало, что левое полушарие полностью сохраняет способность к речевому общению. Работа левого полушария позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, устную и письмен­ную. Однако не только левое, но и правое полушарие принимает участие в реализации речевых функций и дает возможность понимать слова. Способностью восприни­мать и понимать слова обладает и правое полушарие.

Все эти данные показали, что роль отдельного полуша­рия в регуляции определенной деятельности не абсолют­на, и каждое из них регулирует различные стороны дея­тельности. Без правого полушария левое становится «глу­хим» к интонации речи и модуляции голоса. Левое полу­шарие, хотя и реагирует на звуки и ритм, но нечувстви­тельно к музыке.

При расщепленном мозге правая рука, анатомически связанная с левым полушарием и функционально подчи­ненная ему, сохраняет способность к письму, но теряет способность к спонтанному рисованию и копированию Даже самых простых изображений. Правая рука утрачива­ет способность сложить элементарную фигуру из куби­ков, выбрать на ощупь геометрические фигуры или опре­деленные предметы. С этими задачами относительно лег-

25


ко справляется левая рука, однако назвать предмет, вы-1 бранный левой рукой, не всегда просто. Все эти наблюдения относятся к правшам.

А как же левши? Можно ли ожидать, что картина нару-1 шений правого и левого полушарий будет зеркальна? Кли-1 нический опыт опровергает эти предположения, еще раз! доказывая, что мозг левши — это совсем не зеркальная копия мозга правши. «Самое удивительное, — считают оте­чественные физиологи Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова, — что характер нарушений деятельности у левшей не за­висит от стороны поражения мозга. Она не совпадает ни с одной из двух четко различных (соответственно пораже­нию двух полушарий) у правшей. Наши клинические на­блюдения вообще заставляют усомниться в возможности того, чтобы левша... повторил бы правшу, но в зеркальном отображении». По мнению этих исследователей картин^ поражений для леворуких отличается тем, что характер! нарушений деятельности не связан со стороной пораже­ния мозга и это служит основанием для предположения об! отсутствии у неправоруких лиц четкой специализации по­лушарий мозга. Более того, картина нарушений практи­чески не повторяется, она индивидуальна, вариабельна и] изменчива. И в то же время по характеру нарушений кар­тина одностороннего поражения мозга левшей не совпа­дает с правополушарной симптоматикой у правшей.

Эти данные требуют более глубокого и всестороннего! изучения, но одно несомненно, и повторим это еще раз: мозг левши — это не зеркальное отражение мозга правши, I и было бы грубейшей ошибкой приписывать левшам свой-1 ства, характерные для правого полушария правшей.

Теперь мы можем вернуться к клиническим наблюде- ] ниям, показывающим, что не у всех левшей речевые функ-1 ции связаны с правым полушарием, т.е. зеркально, как! это предполагал П. Брока. Однако наблюдения наблюде-1 ниями, а представление, что у левшей «просто все наобо-1

26


рот», оставалось в силе. По мнению американского уче­ного П. Милнера, стойкость представления о том, что правое полушарие обычно доминирует в речевых фун­кциях у левшей, представляет собой классический при­мер того, как ученые могут пренебрегать фактическими данными, не соответствующими принятой теории.

Исследования, проведенные в 60-х годах нашего века, не только подтвердили эти наблюдения, но и позволили получить количественные данные о распределении рече­вых функций между полушариями у правшей и левшей. У 95% праворуких людей, не имевших ранних повреждений мозга, речь и речевые функции контролируются преиму­щественно левым полушарием, у 5% — правым полушари­ем. Только у 15% левшей речь контролировалась правым полушарием, как это предсказывал П. Брока, у 70% — центры речи выявлены в левом (как и у правшей) полуша­рии и еще у 15% отмечен двусторонний контроль речи.

Особый интерес для нас представляют данные о нару­шениях письма у праворуких и леворуких людей и осо­бенностях их проявлений. Еще до недавнего времени несомненным считался факт, что нарушения письма все­гда связаны с деятельностью и левого, и правого полуша­рий и не зависят от того, какой рукой оно выполняется. Однако специальные исследования нарушений письма правой и левой рукой показали, что эти нарушения могут избирательно проявляться только при письме правой или левой рукой.

Диссоциированный (т.е. по-разному проявляющийся) тип нарушений письма правой и левой рукой, названный левосторонней дисграфией, был впервые описан у боль­ных с расщепленным мозгом в 70-х годах. Суть этого Расстройства в том, что в условиях изолированного функ­ционирования правого полушария мозга левая рука теря-ет способность писать.

Диссоциированные типы нарушений письма правой и левой рукой наблюдаются не только при хирургиче-

27


       
   
 
 

 

ском повреждении мозолистого тела, но и при очаговь* поражениях головного мозга как у взрослых, так и у да тей. Для поражений левого полушария характерны нару шения копирования и написания букв под диктовку, од нако сохраняется их написание на автоматизированной уровне (подпись), но эти особенности проявляются лиш при письме правой рукой. В отличие от правой, при писв ме левой рукой (у праворуких) повторение такого же за дания левой рукой оказывается невозможным и написа ние привычных слов имеет те же нарушения, что и пр| копировании, и при письме под диктовку.

При поражениях правого полушария нарушается авта матизированное письмо, а при поражениях левого, на оборот, страдает осознанное, медленное письмо, и пере ход к быстрому автоматизированному письму устраняв затруднения. Еще важнее, что у леворуких нарушени письма носят совершенно иной характер и они более раз нообразны, чем у праворуких. Отличительной особенно стью этих нарушений является отсутствие корреляции о стороны поражения, с выраженностью речевых расст ройств и нарушений письма. Диссоциированный харак тер нарушений письма левой и правой рукой встречаете и у переученных леворуких значительно чаще, чем у пра воруких. Различия между праворукими и леворукими людь ми в процессах письма при поражениях головного мозг носят не только количественный характер. Самым суще ственным является то, что все нарушения письма боле< отчетливо выступают при письме правой рукой.

Механизмы, лежащие в основе изменения природног предпочтения руки при письме у переученных левшей не совсем ясны, однако не вызывает сомнения тот факт что даже при сформированном навыке письма у взрослых людей (во всяком случае, навык должен быть сформирй ван) останется чрезвычайно высоким эффект осознан ности, и этот эффект наиболее четко используется дл письма правой рукой. Несоответствие между природньп

28


типом латеральности и способом выполнения двигатель­ного действия является, по-видимому, причиной нару­шений структуры и стратегии деятельности. Одним из ярких проявлений таких нарушений является зеркальное письмо. Считается, что это объясняется зеркальным пред­ставительством зрительных образов в соответствующих центрах левого и правого полушарий, приводящим к тому, что при поражении левого полушария копируется обрат­ное изображение образа, представленного в правом полу­шарии, что и приводит к нарушению направления пись­ма.

Изучение функциональной организации мозга у лево-руких детей ведется в разных направлениях, одно из них — анализ характера и особенностей межполушарного вза­имодействия. Изучение этих механизмов необходимо, т.к. теперь уже ни у кого не вызывает сомнения факт совме­стной работы полушарий при осуществлении двигатель­ной деятельности. Считается, что предпочтение правой и левой руки связано с различными вариантами функцио­нальной организации мозга и предпочтение правой руки связано с несколько большим функциональным объеди­нением корковых структур, т.е. более жестко «завязаны» не только все зоны каждого полушария, но и полушария между собой. У леворуких — более автономны не только полушария, но и выявлена меньшая жесткость взаимо­действия корковых структур в каждом полушарии.

Вполне вероятно, что большая вариативность картины функциональной организации мозга в процессе деятель­ности, разнородность психофизиологических характери­стик леворуких связана именно с меньшей жесткостью Функциональной организации, с большим количеством «степеней свободы», позволяющим более гибко, разно­образно и незапрограммированно выбирать варианты стра­тегии деятельности. Гибкость выбора и смены стратегий Деятельности (не исключено, что и неустойчивости выбо-Ра, и сохранения этой стратегии) несут, безусловно, как

29


положительные, так и отрицательные компоненты дс| ятельности. Очень заманчиво связать эту противореча] вость с известными психофизическими характеристика! ми леворуких людей — повышенной лабильностью, эмся циональной чувствительностью, высоким творческим noJ тенциалом, стремлением к нестандартным ситуациящ В этом случае вполне объяснимы характеристики край! них вариантов «чистых левшей», у которых отмечаются более низкие показатели интеллекта, работоспособности] переключения внимания.

Особенности межполушарной асимметрии имеют свою специфику у леворуких взрослых и детей при разных ви| дах деятельности и зависят от характера задания. В целом межполушарное взаимодействие у леворуких детей харак-1 теризуется большей индивидуальной вариативностью, чем у праворуких детей.

Чрезвычайно интересны данные о возрастном измене^ нии характера внутри- и межполушарного взаимодейст! вия у праворуких и леворуких детей. В возрасте от 8 до 12 лет для леворуких детей характерна правосторонняя меж! полушарная асимметрия и большая включенность в дея| тельность правого полушария, которая уменьшается с возрастом. Кроме этого для леворуких детей до 9—10| летнего возраста более значима внутриполушарная ин! теграция и менее значимо межполушарное взаимодейст! вие, а для праворуких в этом возрасте более важна межС полушарная интеграция.

В специальной работе по изучению реакций двига-] тельных областей коры при реальном и мысленном дви-1 жении выявлено, что у праворуких людей более реактив! но, больше включено в деятельность левое полушарий лишь при движении правой руки, а при движениях лев вой руки активность полушарий у большинства былЯ двусторонней. У леворуких более высокой была актив^ ность левого полушария при движении как левой, так и правой рукой.


Мы перечислили отнюдь не все различия и особеннос­ти функциональной организации мозга и связанной с ней регуляции деятельности у праворуких и леворуких. В этих вопросах, как и во всем, что связано с леворукостью, еще много неизвестного, спорного, противоречивого, но то, что функциональная организация мозга левшей не зер­кальна и не симметрична правшам, не оспаривается. На­деюсь, теперь и вы убеждены в том, что, заставляя лево-рукого ребенка работать правой рукой, мы пытаемся из­менить не характер предпочтения руки, а переделать его биологическую природу.

Левша не только леворук

Человеку издавна было известно, что преиму­щественное владение одной из рук (леворукость или пра-ворукость) — не единственный вариант асимметрии дви­гательной активности левой и правой половины челове­ческого тела и органов чувств.

Асимметрия рук, как правило, сочетается с другими видами асимметрии — асимметрией ног, лица и тела, зре­ния, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Понятно, что количество сочетаний всех признаков асимметрии чрезвычайно велико и это создает трудно­сти определения (или вьщеления) «абсолютных левшей» или «абсолютных правшей». Мнения о том, существуют ли в природе «абсолютные» левши и правши, противоре­чивы: одни ученые считают, что есть люди с левосторон­ней или правосторонней асимметрией не только тела, но и органов чувств, другие отрицают такую возможность. К сожалению, разрешить это противоречие пока невозмож­но, нет доказательств.

Казалось бы, мы немало знаем о левшах, но стоит уг­лубиться в любой вопрос — и тут же сталкиваемся с новы­ми загадками, противоречиями, тайнами.


 


30



Становится ясно, что не очень хорошо известно даж-в чем проявляется моторная асимметрия рук, чем отлич! ется ведущая рука, нога, глаз от неведущих.

Известно, что ведущая рука, как правило, более лоя

кая, способна лучше выполнять тонкокоординированньи

и сложные двигательные действия. Считается, что пр1

использовании ведущей руки быстрее формируются не

вые моторные программы. Лучше изучены различия мел

ду правой и левой рукой у правшей, но данных о том

каковы различия в осуществлении двигательных дейся

вий правшами и левшами, совсем немного. Есть свида

тельства того, что различия между левшами и правшами I

скорости моторных действий, даже при выполнении та!

ких сложных, как письмо, недостоверны, не выявлена

различия и во времени формирования нового моторном

действия.

По другим данным совершенствование биомеханиче!

ских проявлений реакций рук идет по разным направлв

ниям: у праворуких правая рука совершенствуется в точ!

ности, а у леворуких аналогичное совершенствование носи!

менее выраженный характер. Продолжительность фор!

мирования моторных программ у праворуких и леворукм

короче на ведущей руке.

Отмечена роль латерального профиля ребенка при вы! полнении сложнокоординированных зрительно-моторньш действий. Уже с семилетнего возраста выделяются разли! чия между выполнением зрительно-моторных реакции ведущей и неведущей рукой как у праворуких, так и I леворуких детей 4—15 лет. Но нет существенных разлй| чий в скорости зрительно-моторных реакций при работ! ведущей рукой как у праворуких, так и леворуких. Дума» ется, что в этих случаях большее влияние оказывает эф| фект тренировки ведущей руки, а не профиль моторной латерализации.

Почти все исследователи подчеркивают, что среди ля воруких есть дети с очень высокими показателями вьЯ

32


полнения двигательных действий, но есть и очень нелов­кие, с трудностями реализации движений и формирова­ния новых моторных программ. Это, по-видимому, связа­но с происхождением леворукости.

Асимметрия ног — феномен еще менее



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: