Упражнения на расслабление




Инструкция для ребенка: «Ложись на коврик Вытяни руки вдоль туловища, кисти руки «смотрят» вниз. Ты закрываешь глаза, дышишь спокойно; вдох, выдох». Голос взрослого при этом должен быть ровным, спо­койным, тихим. Все мысли должны быть направлены на ребенка, на его успокоение, расслабление. Если вы не­рвничаете, отвлекаетесь, думаете о своих проблемах, или еще хуже — о проблемах ребенка, ничего не получится. Следующее упражнение. Инструкция: «Сядь на стул, чувствуй себя свободно. Твердо поставь ноги на пол. Пред­плечья лежат свободно на бедрах, руки свисают вниз. Они не двигаются. Ты закрываешь глаза, дышишь спо­койно: вдох, выдох».

Голос взрослого мягкий, негромкий, спокойный.

Установка спокойствия

Инструкция: «Представь себе, что ты лежишь раскинувшись на полу (или сидишь расслабившись на стуле). Вообрази что-нибудь приятное: например, про­гулку по полю разноцветных цветов, ты срываешь цветы, плетешь венок или собираешь красивый букет для мамы. Ты спокоен, расслаблен, отдыхаешь».

«Ты любишь купаться в море... Представь себе: ты долго-долго качаешься на волнах, море плещется о берег, светит солнышко, тебе тепло и приятно, ты спокоен, расслабился». Родителям, хорошо знающим своего ребенка, нетруд­но пофантазировать вместе с ним, угадать, что ему осо­бенно приятно, о чем он мечтает. Это и будет переключе­ние на спокойствие, расслабление.

Упражнения

На создание чувства тяжести

Инструкция: «Ты лежишь на спине и чувству­ешь тяжесть во всех частях тела... Ты смотришь в небо и

?08


видишь облака, которые проносятся мимо. Ты поднима­ешь тогда правую руку. Она тяжело падает вниз. Ты ощу­щаешь, что твоя правая рука такая тяжелая, что нет сил ее удержать. Ты устал, ты засыпаешь».

Инструкция: «Ты ощущаешь тяжесть во всех частях тела, тебя притягивает к полу как магнитом, ты рассла­бился, приятная усталость в руках и ногах. Все твои не­приятности скоро пройдут. Ты хорошо будешь занимать­ся и все будет хорошо».

Упражнения

На создание чувства теплоты

Инструкция: «Представь себе, что ты поставил ноги в теплую воду, а в руки взял теплый шарик. Тебе тепло... ты расслабился...»

«У тебя все будет хорошо, все неприятности пройдут. Ты хорошо занимаешься». Эту фразу или фразу такого же типа ребенок должен произносить вслед за вами, во время каждой аутогенной тренировки (разумеется, «у тебя» меняется на «у меня»).

Упражнения на ощущение и успокоение своего сердца

Эти упражнения рекомендуются для тех детей, которые легко и быстро приходят в волнение, которые чувствуют, как начинает колотиться сердце, как подка­тывает ком к горлу.

Можно научить ребенка нащупывать свой пульс, очень популярно рассказать о функции сердца. Объяснить, как можно успокоить сердцебиение (несколько глубоких вдо­хов, расслабление). Можно показать ребенку, как изме­няется частота сердцебиений в покое и после десяти при­седаний, и дать ему возможность почувствовать, как за­медляется пульс, когда он успокаивается. Можно выучить с ребенком формулу «мое сердце работает спокойно, рав­номерно, я не волнуюсь».

109


Упражнения

на ощущение и успокоение дыхания В процессе аутогенной тренировки нужно спе­циально привлечь внимание детей к дыхательным упраж­нениям. Для этого можно попеть. Дети распевают глас­ные звуки с подчеркивающими движениями:

звук «А» — с руками, раскачивающимися в стороны; звук «Е» — с движениями руками как у колес локо­мотива;

звук «И» — как будто песок сыплется через руку; звук «О» — выражающее удивление «о-о-о» с круже­нием обеих рук;

звук «У» — как разгружающее, низко звучащее «У», которое выталкивается как глубокий вы­дох.

А потом обратитесь к детям:

— Теперь дышите спокойно. Вдох и выдох, постоянное движение. Это вы должны всегда делать перед классной работой или когда предстоит трудное дело: просто спо­койно дышать — вдох и выдох, лучше всего со вздохом при выдыхании. Вы выдыхаете воздух со вздохом значи­тельно дольше, чем обычно. И когда вы поете гласные звуки «а», «е», «и», «о», «у», вы можете укоротить выдох. Вы можете прибавить при дыхании легкое «хх» с гласны­ми: «ха», «хе», «хи», «хо», «ху» или «ба», «бе», «би», «бо», «бу» и петь эти слоги в различных тональностях.

Внимание! Прежде чем учить детей, научитесь все делать сами, потренируйтесь, чтобы уметь все показать и объяснить не только на словах.

Ваша инструкция:

«Ты чувствуешь себя легче, ты вдыхаешь и выдыхаешь. Дыхание становится совершенно свободным, спокойным».

Следующее упражнение: «Теперь положи руки на жи­вот. Ты чувствуешь, как при вдохе живот становится на-


дутым, а при выдохе — спадает, уменьшается. Ты как бы взбираешься на горку и опускаешься на равнину. Тебе дышится легко и ты думаешь: «Мне хочется дышать, мне дышится легко».

Вот основные формулы, которые должен усвоить ребе­нок (и должен знать, что за ними стоит):

— «Дыхание совершенно спокойное, свободное».

— «Мне хочется дышать, мне дышится легко».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: