Третье задание — «Построй колодец из палочек




нспичек)». Ведущая рука — которая используется более \ активно.

/

Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен не­большой мяч (теннисный), который можно бросать и ло­вить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить ему и I Поймать его несколько раз.

Пятое задание — вырезание ножницами по конту-РУ рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, Шор и т.п.). Ведущая — более активная рука, причем это не Обязательно та рука, в которой ребенок держит ножницы, щ^- ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок В'Дет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Выреза-


66



лие может быть очень трудным и неинформативным в тех случаях, когда размер и форма ножниц не соответствуют '■ руке ребенка. Это задание можно заменить раскладывани­ем карточек лото (карт). Все карточки (10—15 штук) ребе­нок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.

Шестое задание — нанизывание бисера (или пу­говиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.

Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырь­ков (2—3) с завинчивающимися крышками.^Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может дер­жать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание — развязывание узелков. Зара­нее неплотно завяжите несколько узлов из шнура сред­ней толщины. Ведущей считается та рука, которая развя­зывает узел (другая держит узел).

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скре­пок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить.

Девятое задание — «Построй из кубиков дом, ограду, сложи рисунок по образцу и т.п.». Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и по­дправляющая кубики, детали.

При складывании кубиков тоже чаще используются две г Руки, кроме того это довольно привычный вид деятель-


ности для любого ребенка, поэтому можно продублиро­вать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполне­ния заданий, удобно занести их в таблицу.

 

Возраст................... Дата тестирования.......................|
Тесты Левая рука Обе руки Правая рука
1. +    
2.   +  
3.     +
      -

При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».

Десятым пунктом заданий будут данные о семейном левшестве. Если в семье у ребенка есть леворукие род­ственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедуш­ки, нужно поставить плюс в график «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок скорее всего левша.

На первый взгляд все просто, однако вы можете полу­чить все плюсы в графе «Левая рука» за 2—9 задания, но за первое — рисование может быть минус, т.е. все быто­вые действия ребенок действительно может лучше вы­полнять левой рукой, а графические — правой. Это один из вариантов сложных случаев, которые совсем не редки.

В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть не превалирование левой руки в бытовых действиях, а


преимущество правой — в графических. Ситуация может быть прямо противоположной. Полезно еще раз прове­рить, какой рукой ребенок выполняет непривычные дей­ствия (см. стр. 63).

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой в бытовых условиях? Нередко он начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой, или перекладывает ручку из од­ной руки в другую, попеременно используя правую и ле­вую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родите­ли, придерживаются такой позиции — «какую руку чаще использует, такой пусть и пишет». Но одно дело выпол­нять привычные бытовые действия, другое — письмо. Су­ществуют даже специальные термины «графическое фун­кциональное превосходство» (т.е. могут быть «графиче­ские левши» и «графические правши») и «бытовое фун­кциональное превосходство», характеризующее преиму­щественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (т.е. могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»).

Исследования французских ученых показали, что как правило (в 90% случаев) «графические» левши оказыва­ются и бытовыми левшами, а графические правши (в 90% случаев) бытовыми правшами, причем это соотношение сохраняется в возрасте от 5 до 12 лет. Есть дети — амби-декстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, и каждый из них может быть тем един­ственным случаем, который вы и должны будете опреде­лить. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты:

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть дети, одинаково хорошо пишущие и Рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с


 


70




раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным (мы разберем подо­бные примеры в следующих разделах).

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рису­ют левой рукой или одинаково правой и левой. На практи­ке причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом слу­чае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Эти примеры показывают, как важно вовремя и пра­вильно определить ведущую руку. Внимание и терпение — все, что требуется от взрослых, и во всех случаях стоит с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой.

Нередко родители и педагоги (особенно учителя физи­ческой культуры) считают необходимым определение ве­дущей ноги и ведущего глаза. Это целесообразно выявить при выборе вида занятий физической культурой и спор­том, занятий биологией, астрономией, т.к. переучивание или навязанная необходимость действовать неведущей ногой или глазом могут дать тот же отрицательный эф­фект переучивания.

Тесты для определения «ногости» не так разнообраз­ны, как для определения рукости, но они есть:

1. Закидывание ноги на ногу — ведущая нога при этом
оказывается сверху.

2. Измерение длины шага — считается, что длина шага
ведущей ноги больше, чем неведущей.

3. Тест на отклонение от заданного направления осно­
ван на различии длины шага ведущей и неведущей ноги.
Одним из вариантов выполнения этого теста является
следующий: цель (квадрат, круг) намечается на полу на
расстоянии 5 м от исходной точки. Испытуемый должен
пройти от исходной точки к цели с закрытыми глазам!


|йЛИ в светонепроницаемой повязке (очках). Человек, ес­тественно, отклоняется от заданного направления дви­жения за счет разной длины шага. Ведущей считается I нога, противоположная направлению отклонения, если |г (угклонение больше 1 м.

Тесты на определение ведущего глаза более разнооб­разны.

1. Самый простой из них — подзорная труба. Считает­
ся, что для разглядывания в подзорную трубу использу­
ется ведущий глаз. Можно свернуть в трубочку лист бу­
маги, проклеить место соединения и попросить ребенка
посмотреть в «подзорную трубу». Напоминаем, трубу,
как и любые предметы, используемые для определения
левшества, следует положить перед ребенком строго на
середину стола на равном расстоянии от право- и левой
руки. (

Проба Розенбаха. Можно поставить ребенка лицом к окну на расстоянии 3—4 м, дать ему в вытянутую руку карандаш и попросить, держа карандаш вертикально, со­вместить его с вертикальной линией (рамой). При закры­вании ведущего глаза карандаш резко смещается. Если ведущий глаз правый, то при закрывании правого глаза карандаш смещается вправо, если ведущий глаз — ле­вый, карандаш смещается влево. При закрывании неве-Дущего глаза карандаш остается на месте.

Проба Литинского. При выполнении этой пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2—3 см к переносице. Ве-ДУЩий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и Удерживает ее, а неведущий совершает горизонтальные Движения отведения и приведения.

Итак, вы знаете, как определить, какая рука, нога и глаз ведущие у вашего ребенка. Сама процедура обследо-; ьания несложна, а вот сложные случаи встречаются очень Часто. Рассмотрим некоторые из них.


 


72



 


Случай первый

Дина живая, активная, контактная девочка, ей 6 лет 2 месяца. Третий год она ходит в частный детский сад. Детский сад — фактически группа детей, ее свер­стников, с которыми она проводит весь день с утра до вечера шесть раз в неделю (три дня с одним педагогом и воспитательницей, три дня — с другими). Дина ловка, подвижна, хорошо играет в теннис (ходит в секцию три раза в неделю). В бытовых действиях одинаково часто использует обе руки, очень ловко ест вилкой (в левой руке) и ножом (в правой). Ложку может взять и в левую, и в правую руку. Мяч бросает и ловит также правой и левой рукой, ракетку, как правило, держит обеими рука­ми.

По словам мамы, «ребенок был без проблем», но год назад, когда ее начали готовить к письму и стали учить правильно держать ручку, столкнулись с «непонятным упрямством» — ручку Дина брала только в левую руку. «Чего только не делали, — рассказывает мама, — и угова­ривали, и убеждали, и показывали, насколько удобнее правой, и пугали, что будет плохой почерк, а над левша­ми дети смеются. Бесполезно, и объяснение одно — так удобнее».

«Нет, — продолжала мама, — я бы еще согласилась, если бы она была левшой, но ведь почти все делает пра­вой рукой, ест, вырезает, клеит, правда, рисует чаще ле­вой, но бывает и правой. Самое странное, что обычно она спокойная, добрая девочка, а тут изменился характер, она стала просто злючкой, даже агрессивность какая-то появляется, когда заставляют ее писать правой рукой. Конечно, левой получается немного красивее, но левой она хочет писать, старается, правой пишет как попало, не хочет».

Мы привели столь длинный монолог мамы, потому что он достаточно типичен во многих отношениях.


Выделим сначала главное — негативное отношение к ^евшеству. Оно даже не завуалировано, хотя мама не хо-bjeT в этом признаваться, настаивая на том, что она не Усчитает левшей «ущербными», но только не может по­нять, «почему ребенок, который может работать правой рукой, не хочет правой рукой писать».

Это негативное отношение проявляется не только в настойчивом желании заставить Дину писать правой ру­кой, но и в том, что ее «пугали» плохим почерком, на­смешками. Не стоит удивляться и появлению проблем «с характером». Это достаточно типичное проявление ухуд­шения психического здоровья ребенка, связанное с не­обходимостью действовать неведущей рукой, лпюс раз­дражение и недовольство мамы, плюс собственная неуве­ренность и неудовлетворенность.

Дальнейшая беседа с мамой показала, что ситуация усугублялась и достаточно жесткими требованиями учи­тельницы, проводящей занятия. Очень интересно мне­ние самой Дины о сложившейся ситуации: «Все мне на­доели, я уже никакой рукой не хочу писать». И такой вывод ребенка вполне логичен, ведь ей непонятно, поче­му не разрешают писать так, как «удобно», как «красивее получается», а заставляют делать то, что трудно, не до­ставляет удовольствия и не дает хорошего результата.

Левша ли Дина? Специальное обследование показало, что Дина типичный «бытовой амбидекстр», т.е. ребенок одинаково хорошо владеющий и правой, и левой рукой в бытовых действиях, однако при этом она и типичный гра­фический левша — все движения с ручкой и карандашом ей удобнее выполнять левой рукой. При работе левой ру­чкой движения ее более четки, легки, размеренны, нет; Излишнего мышечного напряжения, хорошо скоордини-? Рованы движения пальцев, кисти, предплечья, плеча, рука ^более плавно передвигается по строке. При письме пра­вой рукой ручка удерживается всеми пальцами сразу, «в \ Щепоти», у самого кончика ручки, рука сильно напряже-


 


74



на, практически не передвигается по строке, только р^ ворачивается кисть и сохраняется жесткий упор на вцу/ реннюю часть ладони (при этом каждая последующ^ буква мельче предыдущей). Линии неровные, выра^ тремор. Вне всякого сомнения Дина должна писать толь­ко левой рукой.

Случай второй

Ване скоро восемь, пошел в школу, но только полгода назад он впервые взял в руки ручку. Скоро год как он живет в нормальной семье, с мамой и папой и еще пятью такими же, как он, приемными детьми. До этого почти два года «беспризорничал», несколько раз «опре­деляли в детские дома, но сбегал».

Мама волнуется, «не получается никак с письмом, бук­вы все неровные, корявые, и ручку как-то странно дер­жит в левой руке. Так вообще-то он быстрый, ловкий, бегает хорошо, прыгает, в футбол любит играть. Я не заставляю его правой рукой писать, может быть, просто не научился вовремя, поэтому не получается. Детство у него было уж очень тяжелое, мать пила, скитался, голо­дал, бит был всеми да по любому поводу. Может быть, от этого. К нам трудно привыкал, если бы не отец, не знаю, что было бы. Он от него теперь не отходит, подражает во всем, все старается как он делать. Главный авторитет, главный судья — он».

Тестируем Ваню. Разговорили с трудом. Сначала вы­полняет задания неохотно, все интересуется, зачем, что будет, что родителям скажем. Но постепенно включается в игру. Внимательно наблюдаем — практически во всех действиях чаще использует правую руку, рисует правой и левой рукой с закрытыми глазами одновременно — рису­нок правой четче, движения более уверенные. Забивает гвоздь — сначала берет молоток в правую руку, но потом,


Условно вспомнив, перекладывает в левую, забивает не­ловко. Складывает конструктор (в основном правой), но рОт нужно гаечным ключом отвинтить гайки, и опять пе­рекладывает ключ из правой руки в левую, хотя заметно, что это не очень удобно. Заметив наше внимание, Ваня БДРУГ говорит: «У меня пока левой рукой не очень хоро­шо получается, но я тренируюсь, вот специально в кар­мане мячик ношу, сжимаю его по сто раз». «Ваня, а по­чему не правую?» И слышим неожиданный, но все объ­ясняющий ответ: «Хочу как отец быть». Оказалось, что приемный отец Вани левша. Желание во всем подражать человеку, который стал и другом, и отцом, и которой, может быть впервые в жизни, стал защитником и опорой, оказалось столь велико, что ребенок не стал выбирать, в чем подражать, — во всем: если отец пишет левой — я тоже, если держит молоток или гаечный ключ в левой — я тоже.

Мы решили сами ничего не объяснять мальчику, пос­читав, что это должен сделать отец. Оказалось, непросто объяснить Ване, что далеко не всегда и родные дети во всем похожи на родителей, а очень часто у леворуких отцов бывают праворукие сыновья, так хотелось ему быть «как родной сын». Но отец нашел убедительные доводы. У этой истории могло быть не очень благоприятное про­должение, если бы мама была менее внимательной.

Попробуем спрогнозировать возможное продолжение.

Во-первых, должны были нарастать и углубляться труд­ности письма. К нарушению почерка постепенно доба­вились бы ошибки, замедленный темп. Эти проблемы — основа других трудностей обучения, а значит огорчений и неудач не избежать. Во-вторых, учитывая историю раз­вития ребенка, можно полагать, что его адаптивные ре­сурсы невелики, есть и неблагоприятный фон для разви-f тия нарушений психического здоровья. Все это в сумме, Даже при отсутствии других отягчающих факторов, могло Привести к школьному стрессу, вызвать негативные по-


 


76



веденческие реакции, разрушить еще нестойкую адапта­цию ребенка в семье, со всеми вытекающими отсюда по­следствиями.

Случай третий

Аннушке шесть с половиной, она заканчивает дошкольную гимназию и осенью идет в школу. На вид ей пять, худенькая, бледная, робкая. Пишет правой рукой, буквы большие, округлые, соединяются друг с другом «завитками», отчего письмо напоминает вязь, рука силь­но напряжена, «сильно болит и устает», темп письма очень медленный, каждую букву Аня «выводит», закусив губу от напряжения, ручку держит инвертированно, наруж­ным концом от себя. В гимназии начали писать «пись­менными буквами» еще в прошлом году. С трех лет Аня в детском саду. Мама и папа очень заняты, никогда не обращали особого внимания на то, какой рукой и как работает Аня. Может быть, и сейчас не заострили бы на этом внимание, но «при записи в школу сказали, что ребенок, по-видимому, левша, вот и решили удостове­риться». Все тестовые задания Аня выполняет преиму­щественно левой рукой.

Рисунок, выполненный ручкой, явно лучше правой, чем левой, буквы, написанные правой рукой, более ро­вные, красивые, четкие. Используем дифференцировоч-ные задания: точность попадания в точку выше левой рукой, скорость постукивания указательным пальцем ле­вой руки выше, левая лучше накалывает на спицу плас­тилиновые шарики диаметром 0,5 см. Что же, это вари­ант графического правши при бытовом левшестве? Ско­рее всего нет, т.к. небытовые, непривычные, дифферен-цировочные действия выполняются левой рукой. Еще одно задание — нарисовать круг, квадрат и треугольник од­новременно двумя руками, правой и левой, с закрытым)


глазами (в этом случае минимизируется эффект трени-'ровки неведущей руки, эффект переучивания). Результат |це оставляет сомнений — фигуры, выполненные левой рукой, практически не отличаются по качеству от тех, (которые выполнены правой, — столь же четкие углы, ро-[рные линии, но точность точек, соединение и форма бли-jce к требуемой при работе левой рукой. Значит, все-таки ведушая — левая, но лучше оттренирована правая. Сле­дует учесть, что ребенок два года, а возможно и больше, активно использует при письме и рисовании правую руку, кроме того уже пройден начальный этап формирования навыка письма, уже закрепился определенный способ держания ручки, определенный вариант написания и со­единения букв. Да, Аня левша, но если переложить сей­час ручку в ведущую левую руку, то процесс обучения письму нужно будет начинать заново.

Возможно ли это? Возможно, но это достаточно дли­тельный процесс. Стоит ли? В этом случае, думаем, нет, двойное переучивание может оказаться непосильным.

Все эти примеры показывают, как непросто бывает определить ведущую руку, как важно и необходимо опре­делить ведущую руку еще до начала активного обучения письму.

Переучивать или нет!

Рассказывая о леворукости и проблемах лево-Руких детей, нельзя обойти очень важный аспект этой i проблемы — переучивание. Чаще всего дилемма переучи­вать или нет возникает в начале школьной деятельности, [Но иногда целенаправленная борьба с леворукостью на-рИнается задолго до школы. Оправдывая переучивание, [Многие родители объясняют это желанием помочь ребен-РУ «спокойно жить потом» в праворуком мире. Безуслов-Р10, идеальной была бы ситуация, позволяющая каждому


 


78



человеку, право- и леворукому, так организовать свою жизнь, свою работу, чтобы использовать свою природную склонность.

Однако в реальной жизни левшам в праворуком мире живется совсем не сладко. Бытовая техника, прибору станки, пульты управления рассчитаны в основном щ праворуких людей, а значит неизбежны ограничения в выборе профессии. Пусть они не очень широки, но все же.

Видимо, это и определяет все еще нередкое желание многих родителей переучить ребенка. Во всяком случае ответы родителей леворуких детей полностью подтвер­ждают это. Вот их ответы на вопрос нашей анкеты: «Счи­таете ли вы необходимым, чтобы ваш леворукий ребенок работал (писал) левой рукой? Если да, то почему?» -«Думаю, что так ему будет удобнее», «Не придется выби­рать профессию «по руке», «Вдруг это как-то помешает ему в жизни», «Мне кажется, это какое-то упрямство, можно научиться и правой работать. Нужно только уде­лить этому внимание». «В школе все дети пишут правой, зачем же ему выделяться». Правда, хотят переучить свое­го леворукого ребенка только 42% родителей, но пере­учивая, считают, что в этом нет ничего особенного.

Еще одна, скрытая причина стремления к переучива­нию — борьба за гармонию, которая поддерживается спе­циалистами физического воспитания. Предполагается, что результатом этой борьбы будет ликвидация асимметрии рук и их одинаковая ловкость. И несмотря на то, что уже лет двадцать доказана порочность такой борьбы, нередко мы сталкиваемся и с учителями, и с родителями, считаю­щими такое переучивание необходимым.

Однако не все специалисты в области спорта поддер" живают эту точку зрения: «Традиционность взглядов н желательность равнозначного владения конечностями < спортивных действиях больше отражает наше отношение к окружающему, чем учитывает реально существуюШйе


[ситуации, закрепленные в процессе эволюции. Природа (.создала асимметричность морфофункциональной органи- \ зации для того, чтобы ею пользоваться... Чем сложнее по I координации двигательное действие, тем асимметричнее [его координационная закрепленность. И это, надо по­лагать, не случайно. Биологическая система не может, по-видимому, позволить себе роскошь так же совершен­но пространственно дублировать сложно координирован­ные действия» (В.М. Лебедев).

Хотим еще раз подчеркнуть: важно учитывать и ис- \ пользовать то, что биологически заложено в ребенке.

Специальные исследования показали, что у переучен­ных левшей (даже если в процессе переучивания не было особых сложностей) на всю жизнь остается более тонкая координация левой руки. Очень часто переученные лев­ши только пишут правой рукой (причем почерк их, как правило, далек от совершенства), а все остальные быто­вые и профессиональные действия выполняют все же ле­вой рукой.

На ведущую руку левши обращают внимание доста­точно рано, еще до школы, в семьях с так называемой наследственной леворукостью, т.е. в семьях, где левору­кость отмечается у родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, среди ближайших родственников. Чаще всего именно эти родители тревожатся, замечая, что ребенок предпочитает левую руку правой, именно они стараются переучить ребенка еще до школы. Почему это происхо- '■ дит? Скорее всего родители хотят по возможности огра-Гдить своего ребенка от тех трудностей, с которыми они [ столкнулись сами при обучении в школе, и считают, что раннее переучивание избавит ребенка от подобных труд-; ностей. Например, родители леворукого Алеши С, обра-! тившиеся к нам за консультацией, рассказали, что в их г семье леворукость передается по наследству по мужской [линии: леворуким был дедушка, его переучивали и он \ выучился писать, правда, очень плохо, только к десяти


 


80



J


годам, «двоечником» был и папа (правда, это не помещу ло ему стать известным химиком), но почерк до сих поп ужасный, одно спасение — диктофон и машинистка. Але­шу начали переучивать буквально с рождения. Переучи­вание кончилось тем, что он вообще перестал брать в руки карандаш и старался все, что можно, делать тущ руками, чтобы взрослые «не придирались».

Родители настояли, чтобы Алеша учился писать пра­вой рукой, и безуспешно бились с «плохим почерком» два года.

Если бы только почерк... Алеша был раздражитель­ным, плаксивым, «вечно настроенным, — по словам ро­дителей, — на негатив, на упрямство. Готовый замкнуть­ся по любому поводу или устроить истерику просто так». Он готов был делать все что угодно, только бы не садить­ся за уроки. Причем устные готовил «в пять минут», но то, что нужно было писать, «становилось мукой». Эти страдания и мучения начались буквально с первого дня в школе. На любой странице прописей — следы адского труда, который не приносил ни удовлетворения, ни удо­вольствия, ни одобрения, а только упреки, тяжелые вздо­хи мамы и вечное «не стараешься» учительницы.

Алеша старался, но... «ничего не получалось, и еще не успевал, тогда злился и все зачеркивал». А его заставляли писать целыми страницами «У Коли стаканы. Он налил соку». На математике было не легче. Цифры «плясали», ручка скользила, приходилось, как и буквы, обводить их по нескольку раз. К концу года «не успевал по всем пред­метам, даже по труду». Дальше рассказ мамы: «Хотели оставить его на второй год, но я упросила учительницу, что все лето будем заниматься. Получили задание и зани­мались. Каждый день часа по 3—4, когда нормально, но чаще со слезами, уговорами, а то и скандалами. Где-то в конце лета он вдруг перестал спать, засыпал уже под утро-Писал из рук вон плохо, и буквы пропускал, и недописы-вал, и путал буквы, а главное очень стала дрожать рука>


и ке левой рукой ее как-то стал придерживать. И только Е>гда я поняла, что мы что-то не то делаем. Пошли к ■невропатологу, он нам и объяснил, что ребенок болен, ЕеЧить нужно. Лечим, а что теперь со школой делать? Ь^ожет, заново учить его писать правой рукой?» Трудный г^прос, и ответ на него зависит от многих причин. Одно [можно сказать с уверенностью — заново учить ребенка [письму можно, но только действительно заново, по-но-Ьому, в том случае, если дублируется первый класс и если [сам ребенок этого хочет. Если же продолжается учеба во Ьгором классе (как в случае с Алешей), переучивать его ►нецелесообразно, но специальные занятия по корректи-|ровке почерка необходимы (о них расскажем в специаль­ном разделе). Однако заранее нужно смириться с тем, Ьго почерк никогда не будет каллиграфически правиль-Ьым, а письмо — красивым. Кроме того, следует хорошо [представлять себе, что повышенная возбудимость, неадек-[ватность реакций, нарушения сна и другие явления, сви­детельствующие о нарушении психического здоровья ре-[бенка, в значительной мере связанные с навязанным не [свойственным ребенку вариантом двигательной деятель­ности, с постоянными неудачами, тревогами, неудовлет-[воренностью, пройдут не скоро, поэтому от учителя и [родителей зависит очень многое. Алеше нужно учиться [работать заново — спокойно, без спешки, без тревоги, ■(ости и обид.

' Часто родители левшей «забывают» сказать о левору-Ьости ребенка учителю, а учитель не всегда подробно ^Тестирует рукость. Берет ребенок ручку в правую руку — Ш хорошо, а что не очень хорошо получается, так ведь это •Часто бывает у малышей — рука «не поставлена». И ребе-рок начинает писать правой рукой. Первые шаги — все-РИ проблемы почти для всех, но проходит время, и имен-ГНо с такими детьми обращаются к нам в центр, в конце В^вого, во втором и даже в третьем классе, т.е. тогда, В°гДа наиболее четко проявляются все трудности, свя-


82


занные с переучиванием, когда становятся явными це только трудности письма, но и другие проблемы.

Вите Л. 8 лет, он учится во втором классе. Витя ^ неуспевающий: пишет плохо, очень медленно, ряд букв с зеркальным отображением. Трудности письма начались с самого первого дня, но он очень старался, много писал занимался. Во втором классе прибавилось большое коли­чество ошибок (пропуски и замены букв), почерк ухуд­шился. Трудности не только с письмом, но и с чтением а во втором классе и с математикой. По характеристике учителя Витя то чересчур подвижный, то у него плохое настроение, вялость. В середине первого класса, по сло­вам мамы, ухудшился сон, появились ночные страхи, он стал вспыльчивым, раздражительным. После летнего от­дыха все вроде бы прошло и учиться он начал нормально, но в конце октября (во втором классе) все началось сна­чала и стало «даже хуже».

Тестирование показало, что Витя типичный левша, кроме того, у него папа леворукий (тоже переученный). Переучивать Витю начали лет с трех, и к школе он уже привык держать карандаш в правой руке (но даже при тестировании линии, выполняемые левой рукой, были более точными, ровными, все движения левой рукой вы­полнялись без затруднений, а правой — с прикушенным от усердия языком). Учительница до сих пор не знала, что Витя — левша и считает причиной трудностей «неже­лание, неусидчивость» ребенка, мама тоже не связывает состояние ребенка и трудности обучения с переучивани­ем. Однако сниженный фон настроения, плохой сон, стра­хи были не просто изменениями в состоянии ребенка, а свидетельствовали о неврозе. По существу, спровоциро­вал возникновение этого нарушения так называемый «дек-стра-стресс» (давление праворукой среды), однако роди­тели считали, что весь комплекс трудностей обучения — от невроза, вызванного чем-то другим, но отнюдь не пе­реучиванием.


Ну, а теперь давайте разберемся, «что отчего»: невроз от переучивания или трудности обучения от невроза. Рос Л развивался Витя нормально, к школе был хорошо под­готовлен. Первые полгода никаких отклонений в его со­стоянии и поведении не отмечалось, были только трудно­сти обучения письму. Мальчик пропускал и путал раз­личные буквы, графические элементы и многие буквы писал зеркально, не дописывал слова. У него был иска­жен почерк, буквы «вылезали» за строку, было много до­полнительных штрихов и сильно выражен тремор. Мы не приводим примеры его письма, они очень похожи на те­тради Алеши. Ему было трудно переключать внимание, одновременно смотреть на доску и писать, сопоставлять то. что нужно, с тем, что получилось. Создавалось впе­чатление, что он «не видит» «перевернутых» букв, не за­мечает «перестановок» букв в слове. К тому же общий темп его работы был значительно медленнее, чем у дру­гих детей. И дома, и в школе все были недовольны им, его успехами, да и сам Витя расстраивался, т.к. «старал­ся-старался, а ничего не получалось». Все это и стало причиной негативного отношения к школе и возникно­вения конфликтных ситуаций. Неудачи и неудовлетво­ренность взрослых были теми психогенными факторами,: которые способствовали нарушению психического здо­ровья — возникновению невроза. А это, в свою очередь, обусловило дальнейшие трудности обучения уже во вто-; ром классе.

Характерной особенностью детей с неврозами являют­ся неустойчивость внимания (то, что учитель отмечает Как невнимательность, неусидчивость), высокая истоща-I емость, резкое снижение работоспособности (часто это [ Хорошо видно при выполнении письменных работ — пер-рые предложения написаны аккуратно, четко, без оши-|бок, и вдруг все резко изменяется и учитель, как правило, Рсалуется на то, что ребенок «не старается»). Эти дети не гЮгут быстро «включиться» в работу и столь же трудно


84


для них переключение на новый вид деятельности. yN дубление и усложнение школьных проблем при этом впол не объяснимо. А отдых (каникулы) снимают все отрица тельные явления лишь на короткий срок.

Вспомните, летнего отдыха Вите хватило ненадолго-лишь сентябрь и начало октября он мог нормально учиться а потом состояние его резко ухудшилось.

Конечно, переучивать Витю сейчас (вторично) нельзя так как ему придется все осваивать заново, а он уже в третьем классе. Все это может кончиться серьезным сры­вом здоровья. В нашей практике есть несколько случаев когда до школы ребенка-левшу переучивали и научили писать правой рукой. Значительные нарушения письма (письмо было нечитаемым) во втором классе вынудили взрослых заставить ребенка вновь «сменить» руку. Это, по мнению родителей, был «последний шанс», так как речь шла о переводе ребенка во вспомогательную школу, столь труден был для него весь процесс обучения и столь резко проявилось негативное поведение. Ни родителям, ни учительнице и в этом случае не пришла в голову мысль обратиться к врачу, посоветоваться, они решили действо­вать на свой страх и риск и в один прекрасный день запретили Денису, так звали мальчика, брать ручку в пра­вую руку и писать только левой рукой. И тут появились новые неожиданности: у ребенка возникла дрожь в руке, и он совершенно не мог писать. Пробовали дать ручку в правую руку — тоже дрожь, и настолько сильная, что писать было невозможно. Попробовали вместо ручки взять фломастер — то же самое, карандаш — все равно сильная дрожь. А вот ложку, чтобы есть, он брал совершенно спо­койно, и именно это вызвало гнев и раздражение матери, совершенно уверенной, что ребенок «притворяется», «Де" лает все специально», «просто безобразничает». Денис и до этого был плаксивым, раздражительным, неусидчи вым, жаловался на усталость, головные боли, повторно1 переучивание усилило все эти явления, еще появился


[«очное недержание мочи, при попытке писать у него су­дорожно сводило пальцы.

I Только тогда родители обратились за помощью. Оказа­лось, что время для педагогической коррекции упущено, [ребенка необходимо серьезно лечить, так как у него тя-Ькелое нервное заболевание — «писчий спазм». Лечили [мальчика долго, почти весь второй класс. Нельзя сказать, [что все проблемы исчезли. До пятого класса прочитать то, [что пишет Денис, могла лишь его учительница, осталась [ вспыльчивость, порой переходящая в агрессивность, со­хранилась повышенная утомляемость, расторможенность. [.В пятом классе Денис научился писать полупечатными [буквами, не соединяя их. Писать стало легче и можно было прочитать написанное. Мы наблюдали за ним до седьмого класса, писал он очень плохо, медленно, все­-таки правой рукой, а когда сильно уставал или нервни-гчал, то были просто каракули.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: