История поселка в школьных музеях




В нашей школе 2 музея: музей боевой славы жителей поселка Прибрежный и музей истории школы. Конечно же, история поселка не могла не найти своего отражения в школьных музеях.

Экспозиция музея боевой славы посвящена жителям нашего поселка: ветеранам Великой Отечественной войны, участникам локальных войн и выпускникам школы – офицерам Российской Армии. В музее истории школы мы не смогли обойти тему космоса: ведь наши деды, бабушки стояли у истоков космического кораблестроения. Именно на нашем заводе до сих пор испытываются все ракетные двигатели, которые отправляются в космос.

«Без памяти, без чувства родины, без благодарности к предкам человек – случайность на земле». Эти слова взяты из романа В.А.Чивилихина «Память», в котором он пишет о людях - собирателях истории. Так хочется жить так, чтобы никто не сказал, что мы случайные на земле люди!

Секция «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Традиции русского застолья в произведениях художественной литературы

Бакулин Егор,

ГБОУ СО СОШ №7 г.Кинеля, 8 класс

Руководитель: Алпатова Т.Н.

 

Русский быт — дворянский, крестьянский, купеческий, мещанский - это испокон веку среда обитания человека-труженика, его малая родина, где находит себе земное пристанище человеческая душа.

Изображение быта никогда не превращалось для русских писателей в самоцель, а служило средством обрисовки среды и характеров героев.

Исследовательская работа по теме «Традиции русского застолья в художественных произведениях» включает исторический обзор традиций совместных застолий от княжеских пиров до великосветских приемов времен А.С. Пушкина, рассказ о традиционных блюдах русской кухни, анализ эпизодов произведений И.А. Гончарова «Обломов», Н.В. Гоголя «Мертвые души», И.С. Шмелева «Лето Господне».

Актуальность темы заключается в том, что в сегодняшний мир исчезновения традиций русского застолья, утраты рецептов блюд русской национальной кухни важно знать русский быт, его отражение в литературе.

Начиная работу, мы предположили, что без знания традиций русского застолья, без знаний русского быта невозможно понять русский национальный характер.

Объектом исследования стали описание праздничных застолий, блюд русской национальной кухни.

Предмет исследования: еда в литературных текстах.

Цель исследования: анализ использования темы еды, трапезы в литературных произведениях XIX века, выявление взаимосвязи литературы и кулинарии, особенностей описания традиций русского застолья.

Из цели вытекают задачи:

- изучить вопрос возникновения традиций русского застолья;

- охарактеризовать особенности русской национальной кухни;

- проанализировать художественные произведения, в которых еда является одним из ведущих мотивов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научной литературы; контекстуальный анализ.

При написании данной работы мы опирались на труды таких исследователей, как: А.Н. Журавлева, О. М. Сорокина, О.Н. Михайлов, И.А. Ильин, В.Н. Кондаков. Обращались к толковому словарю С.И. Ожегова, В.И. Даля, книге «Русское застолье» М. Улыбышевой
и В. Запецкого.

Традиция собраться за столом, отведать вкусных и обильных угощений, пообщаться, спеть задушевную песню заложена в генетической памяти нашего народа.

Отголоски этой традиции слышны в старых русских сказках. В них пир олицетворяет собой счастливый конец дела, осуществление мечты, достижение желаемого.

Щедрость русской души, ее хлебосольство и гостеприимство отражается и в русских пословицах.

Особое место в русской истории и литературе занимали народные пиры по поводу победы над врагом, в честь освящения нового храма. На такой пир князь приглашал весь народ – от мала до велика, чтобы никто не остался голодным и обиженным.

Что же ели на княжеских пирах? Ни один княжеский пир не обходился без жареного лебедя. Кроме лебедей, зажаривали гусей, павлинов, журавлей и другую птицу. Неизменным на пиру блюдом был и зажаренный целиком кабан.

Многое изменилось при царе Петре I. Самым большим новшеством стали ассамблеи (вольные собрания). Здесь можно было встретиться с нужными людьми, переговорить о делах. В отличие от прежних времен, сюда приглашали и женщин. Ассамблея назначалась на определенные часы, но каждый мог приехать (без приглашения) и уехать, когда ему угодно.

После Петра все изменилось, а способствовала этому и Великая французская революция, от которой из Франции в Россию бежали многие дворяне.

Жизнь столичного Петербурга стала совсем иной. Знать и богатые горожане вставали поздно, обедали не раньше четырех, пили вечерний чай не раньше десяти, а ложились спать глубокой ночью.

Вот как А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывал эту жизнь:

Что ж мой Евгений? Полусонный

В постелю с бала едет он;

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён.

Стало нормой выписывать поваров из-за границы, но традиции русской кухни вопреки всему сохранялись. Особое внимание уделялось хлебу. Ржаному, пшеничному, ячменному. Было много мучных сладостей: коврижки, баранки, бублики, булки, пряники… Обязательное наличие в русской кухне жидких горячих и холодных блюд. Поистине национальным блюдом была каша. Также для русской кухни характерно изобилие особых напитков: медов, сбитней, квасов, морсов.

В русской литературе есть немало произведений, в которых писатели отводят особую роль описанию блюд и совместных трапез своих героев.

На страницах поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» представлено грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Здесь есть описания застолий, диалоги об истории того или иного блюда, споры о вкусовых преимуществах той или иной еды. В поэме даётся широкий перечень мясных и рыбных блюд.

Гастрономические вкусы и наклонности гоголевских помещиков из «Мертвых душ» являются важной характеристикой персонажей, одним из способов авторской оценки и «инструментом» символизации образов. Само описание еды настолько рельефно и детализировано, что не просто служит дополнительной характеристикой персонажа, а создает если не само действие, то его основу.

Основой жизненного уклада выступает описание русской кухни в романе Гончарова «Обломов». В тексте произведения отношение к еде выступает мерилом отношения к миру, жизни, а также становится своеобразным «языком», позволяющим высказать свой собственный взгляд на мир. Согласно жизненной философии обитателей Обломовки, «порядочный человек должен прежде всего позаботиться о пропитании. Апофеозом и символом обломовской сытости и всеобщего довольства становится исполинский пирог, который пекли в воскресенье и праздничные дни.

Традиции русского застолья играют большую роль в жизни героев произведения И.С. Шмелева «Лето Господне». Писатель продолжает лучшие традиции русской классики, показывая еду в художественном тексте как важную деталь в создании образа. Описание еды является художественным приемом не только помогающим воссоздать атмосферу жизни и быта старой России, но и показывающим мир детства глазами ребенка. Присутствие мотива еды в книге И. С. Шмелева является не просто частью бытовой жизни, а более глубоким и многозначным понятием: это и телесная пища, и духовная.

Художественные произведения являются своеобразными учебниками истории народа. Гостеприимный и открытый русский человек умел повеселиться, умел выразить свою приязнь к гостю тем, что вкладывал душу в то, что подавал на стол.

Вклад купца и мецената К. Д. Головкина
в развитие культуры и искусства Самары

Пантюшина Анастасия,

ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» 1 курс.

Руководитель: Кайкина Л.Ю.

 

Актуальность темы нашего исследования обусловлена юбилейным годом нашей губернии, а также тем, что в Самаре активно развивается туризм. Самара обладает богатым потенциалом для развития квест-туризма и входит в пятёрку городов, в которых активно развивается квест- туризм. В 2021 году исполняется 170 лет Самарской Губернии. Огромный вклад в развитие культуры нашего города и области внёс К. Головкин.

Объект исследования: культурно-историческое краеведение.

Предмет исследования: меценат К. Головкин и его вклад в развитие культуры и искусства Самары конца XIX - начала XX века.

Цель работы: определить роль Константина Головкина в развитии искусства и культуры Самары и разработать новый туристический маршрут «Прогулки по Самаре
с К.Д. Головкиным»

Задачи исследования:

· Изучить основные этапы жизни и творчества К. Головкина.

· Определить его вклад в развитие искусства и культуры Самары.

· Разработать новый туристический маршрут по теме исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе исследования был разработан туристический маршрут в форме квеста «Прогулки по Самаре с
К. Головкиным».

Рассмотрим поэтапно вклад Константина Головкина в развитие искусства и культуры Самары в соответствии с разработанным нами кластером:

· Константин Павлович увлекался рисованием, освоил технику живописи, однако систематического художественного образования не получил. За свою не очень долгую жизнь он написал более двухсот полотен и сделал около двух тысяч рисунков и эскизов, часть которых хранится в музеях.

· Именно К.П.Головкин стал родоначальником художественного отдела Самарского городского музея.

· Константин Головкин создал Кружок самарских художников. Проводил ежегодные выставки. С 1891 по 1916 годы в городе было устроено 19 персональных выставок.
В основном там были сельские пейзажи.

· По инициативе Головкина во все концы страны было разослано около 300 писем – обращения к художникам России. После этого в дар Самарскому музею поступили произведения Михаила Нестерова, Владимира Михайлова, Константина Юона и многих других известных русских мастеров, а также новые картины от местных живописцев.

· В 1900 году Головкин совершил путешествие за границу. Посетил Италию, Германию и Францию. Побывал он и на Всемирной Парижской ярмарке 1900 года. Так летом 1901 года состоялся первый выпуск открыток с видами Самары, Волги и Жигулей. До 1909 года вышло девять изданий. А в 1907 году по инициативе Головкина была создана группа по сооружению в Самаре Дворца науки и искусства.

· В 1903 году К. Головкин получил в наследство от отца магазин и стал самарским купцом второй гильдии. Вплоть до самой революции 1917 года Головкин успешно занимался торговой деятельностью. В фирменном магазине Константина Головкина на улице Панской (нынче улице Ленинградской) продавались канцтовары, фототовары, сувениры, а также всё для рисования и живописи. Магазин был своеобразным клубом художников, сюда приходили побеседовать об искусстве, здесь собирались, чтобы вместе поехать на этюды. На втором этаже находились квартира и мастерская.

· В 1909 году Головкин по своему проекту и при участии архитектора В. Тепфера строит дачу – дом со слонами, который является одной из главных достопримечательностей Самары. О даче Константина Головкина, которая и по сей день стоит в Самаре на улице Советской Армии (бывшая 4-я просека), следует сказать особо. Она была построена в 1908-1909 годах на крутом волжском утесе, откуда открывается широкий вид на Самарскую Луку и Жигулевские горы. Дача явилась шедевром архитектуры того времени. Дача стала визитной карточкой самарского модерна.

· Константин Павлович внёс большой вклад в сохранение истории Самары. Один из основных его трудов - так называемая "Краеведческая картотека". Работу над ней он вёл, будучи больным, в 1923-1924 годы. Он обнаружил и составил описание 19 планов и карт Самары и Самарского уезда, которые дают яркое представление о градостроительной истории Самары.

· Константин Головкин на свои деньги мечтал создать в Самаре грандиозный Дворец науки и искусства, причём по собственному проекту. Дворец науки и культуры так и не был построен. Он остался красивой мечтой Константина Головкина. Мечтам самарского мецената и краеведа суждено было сбыться только в наше время.

· К. Головкин написал Трактат об идеальном краеведческом музее.

Практической ценностью нашего исследования стало создание нового туристического маршрута «Прогулки с Константином Головкиным по Самаре».

Посещение исторических зданий легло в основу туристического маршрута, состоящего из 8 станций. В основу маршрута легли те исторические здания, история которых помнит Константина Головкина:

1. Дом на ул. Степана Разина, в котором родился К.Головкин.

2. Художественный магазин Головкина на ул. Панской (Ленинградской), ставший своеобразным культурным центром города.

3. Лавка его отца на ул. Дворянской (Куйбышевской), где он начинал рисовать свои первые полотна.

4. Здание Художественного музея на Дворянской, где хранятся пять его замечательных полотен.

5. Здание бывшего Дворянского собрания на Дворянской, где он устраивал выставки и выставлял свои картины и где сейчас находится мемориальная доска, посвящённая Константину Павловичу.

6. Музей модерна, где также хранятся его картины.

На рисунке 1 изображён маршрутный лист квест-экскурсии «Прогулки с Константином Головкиным по Самаре».

 

Рис.1. Маршрутный лист квест-экскурсии.


Экскурсионный маршрут – паломничество
к святым местам села Красные Ключи

Протасов Константин

МБОУ «Школа № 103» г.о. Самара, 7 класс

Руководитель: Щербакова Н.В.

 

«Большой души святой колодец» - именно так можно сказать о святых местах села Красные Ключи Похвистневского района Самарской области.

Когда мне было 40 дней от роду, меня крестили в селе Красные Ключи. Там живет моя крестная.

Цель работы: разработка маршрута и создание схемы - путеводителя для православной экскурсии по селу Красные Ключи.

В процессе изучения карты автомобильных дорог Самарской области мы не только разработали оптимальный маршрут и создали схему – путеводитель по селу с указанием объектов православных святынь, но и по пути следования кратко познакомились с православными храмами, которые располагаются на каждой точке маршрута, составив историческую справку, определили местонахождение объектов.

Характеристика маршрута: Маршрут выходного дня с целью посещения православных святынь села Красные Ключи проходит по территории Самарской области. Начальная точка маршрута – п. Мехзавод Красноглинского района г. Самара, конечная точка маршрута – с. Крутые Ключи Похвистневского района Самарской области. Общая протяжённость маршрута на автомобиле – 150 км. Время в пути зависит от скорости движения автотранспорта и составляет примерно 2 часа 20 минут в один конец.

Выехав из начальной точки нашего маршрута – п. Мехзавод в 8.00 утра, мы в конечную точку прибыли в 10 часов 20 минут утра. Дорога у нас заняла 2 часа 20 минут. Нами была составлении карта-схема маршрута.

Село Красные Ключи – это старинное мордовское село на границе Самарской и Оренбургской областей, история которого начинается с 1735 г. Раньше носило название Архангельские Ключи. Свернув с трассы направо, мы видим указатель с названием села. Повернув налево к селу, мы видим церковь. Она возвышается над селом, будто парит над ним.

Первая церковь в Ключах была построена в середине XVIII века. Но через 100 лет она обветшала, и в 1871 году сельчане поставили новый храм – тот, который мы видим сегодня. Он также из дерева. Сейчас это памятник культуры XIX века. Историки говорят, что еще один храм, подобный красноключевскому, сохранился лишь в Прибалтике. Народное же предание донесло до нас слова одного молитвенника, который сразу после постройки церкви сказал, что ни один человек убрать ее не сможет. Слова эти явно сбываются. Это единственная церковь, которая сохранилась в этом районе в годы Советской власти. Дважды ходоки из Красных Ключей, рискуя свободой, отправлялись с просьбой о сохранении храма в Москву, к всесоюзному старосте Калинину. И он посодействовал тому, чтобы храм был убережен от закрытия и разорения. Помог в этом деле своим землякам национальный мордовский поэт, уроженец Красных Ключей Артур Моро, живший в то время в столице. В 1938 году в Михайло-Архангельском храме снова начались богослужения.

Сейчас в иконостасе 53 иконы 19 века, обрамленные деревянной резьбой и позолоченными рамами. С 1999 года в храме покоятся мощи первого святого Самарской земли, праведного Петра Чагринского (в миру Колпаков Пётр Иванович), канонизированного в 2000 году.

Недалеко от храма (едем по прямой дороге и сворачиваем налево) находится святой Михаило-Архангельский источник, исцеляющей от многих болезней. По чертежам старосты храма Анны Китевой был изготовлен ажурный забор. Раньше до 2013 здесь была купальня и питьевой источник, над которыми поднимались красивые деревянные срубы-избушки. Вода в купальне всегда холодная и никогда не замерзает. Висела табличка: «В святой источник с мылом не заходить, а только окунуться со словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа».

В настоящее время купальню сломали, а питьевой источник оставили, облагородили территорию. О том, что вода целебная, свидетельствуют многочисленные исцеления больных. Своей общероссийской известностью Красные Ключи обязаны не только святому Петру Чагринскому, но и священнику Павлу Алексахину.

В настоящее время продолжателем дела о. Павла является настоятель протоиерей Георгий Аношкин. При церкви есть воскресная школа, оказывается благотворительная помощь различным детским учреждениям.

Роль купечества в формировании
культурного облика Самары в XIX-XX веках

Рачевский Григорий

МБОУ «Лицей «Технический» г.о. Самара, 8 класс

Руководитель: Козлова Л.И.

 

Большинство памятников дореволюционной архитектуры, которые мы, самарцы, любим показывать гостям, достались городу именно от купцов: их особняки украшают старую часть города, на их деньги строились больницы, храмы, школы.

Объект исследования: деятельность купечества в XIX-XX веках.

Цель исследования: определить роль самарского купечества в формировании культурного облика Самары в XIX –XX веках.

Задачи:

1. Изучить информацию об истории Самары.

2. Проанализировать влияние купечества на архитектурный облик города, определить вклад купечества в развитие образования, меценатство.

3. Создать кластер «Культурное наследие купечества XIX-XX веков».

Гипотеза: я предполагаю, что самарское купечество, строя красивые здания, занимаясь меценатством, внесло неоспоримый вклад в формирование культурного облика Самары.

В дореволюционной России и вплоть до 1929 г. предприниматели назывались купцами – это били лица, официально занимавшиеся торговлей или производством.

Во второй половине XIX века местное купечество сориентировалось на выращивание продовольственного зерна.

В Самаре можно выделить несколько известных купеческих династий: Шихобаловы, Ажановы, Курлины, Субботины, Сурошниковы - все они активно занимались благотворительностью.

В истории нашего края период второй половины XIX и начала XXвв. отмечен значительными достижениями в экономике, общественной жизни и культуре.

В ходе работы над проектом мы познакомились с историей купеческой Самары конца XIX века и начала XX века.

Самарское купечество, строя красивые здания, занимаясь меценатством, внесло большой вклад в формировании культурного облика Самары.

Самарское купечество было самой активной, самой деятельной частью тогдашнего общества. Мотивы этой деятельности отражали стремление помочь родному городу, стране. Лучшая часть самарского купечества – образец благотворительности и меценатства. Эпоха конца XIX начала XX вв. отличалась небывалым расцветом купеческого меценатства. Самарское купечество создало особый образ города – европеизированную Самару. Без купечества не было бы современной Самары.


Сознание, мышление, душа. Взгляд на проблему

Семёнова Валерия

ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж» 1 курс

Руководитель: Тиунов А.В.

 

«Душа» – это наполнение человека, состоящего из традиций, нравственных понятий, ценностей. Большинство людей попросту обесценили этот термин. Люди смотрят на то, сколько у тебя домов, квартир и денег, но не на сколько у тебя глубокая душа. Они обесценили себя и продолжают обесценивать других. Есть множество бездушных людей, но никто не старается задуматься на минуту, почему они такими стали. Мне доводилось общаться с такими людьми. Можно сделать множество выводов, но чаще всего это непонимание от окружающих, множество обид.Большинство пытаются показаться идеальными людьми, но со временем эта иллюзия разрушается. Но иногда, все может оказаться глубже, чем мы думаем. У каждого из нас есть душевные проблемы. Решение таких проблем может затянуться на долгий срок. Возможно, человеку нужна будет помощь сторонних людей. Душу человека начинают развивать с детства, родители говорят ему, что хорошо, а что плохо. Со временем ребенок сам начинает отсеивать информацию, но также бывают заблуждения. Многие дети обращаются к родителям для помощи, но чаще всего ребенок старается сам найти на многие вопросы решения. Ребёнок взрослеет и меняются его взгляды и интересы. А значит формируется личное виденье на жизнь и индивидуальная душа.

Мышление – это химическо-физическое состояние органа человека. В наше время, к сожалению, оно утрачивает свою силу. Мы живем в мире технологий. Сейчас школьнику достаточно включить компьютер и найти решения на все задачи, но не подумать своею головой.

Часть профессий стали заменяться электроным мышлением. Банковских сотрудников становиться меньше, так как их начали заменять на искусственный интеллект. За прошлый год около 2,2% людей заменили таким интеллектом. В 2015 году китайская компания Changying Precision Technology Company основала производство, где на заводе вместо рабочих трудятся одни лишь роботы. «Человеческого» персонала — порядка 60 человек: инженеры, контролеры и менеджеры. С каждым днем человек всё меньше стал использовать свое мышление на все 100% ну или хотя бы на 50%. Вместо чтение книги, мы выбираем аудиокнигу, вместо самостоятельного счета, человек выбирает калькулятор. Тем самым уменьшает работу мышления.

Сознание – это понятие многие путают с мышлением, но есть очень большое различие. Сознание – это психологическое состояние организма, способность соотносить себя с миром. Свое мироощущение, мировозрение, понятие что такое плохо и хорошо. Благодаря мышлению и сознанию человек может прийти к идеалу души. Сознание теряет свою силу на фоне цифровой жизни. Человек становиться намного агрессивнее, либо вовсе равнодушным.

Он старается найти какие-либо эмоции в интернете, помощь от виртуальных друзей. Но к сожалению, всё чаще встречается обман. Человеку со временем не может в реальной жизни задать какой-либо вопрос прохожему. Его сознание становиться серым и бесчувственным.

Человека можно представить в виде пазла. К концу его жизни, пазл складывается из маленьких частиц такие как: интересы, окружение, мышление, сознание, развитие, душа, привычки. В нашем обществе люди перестали развивать многие аспекты. В привычках им достаточно обыденные действия, которые есть у каждого. В мышление стали очень узкие, из-за информационной цивилизации. Сознание стало «серым», всё больше людей перестали чему-то радоваться, удивляться, многие теряют связь с миром, они перемещаются в другой мир. Мир идеальных картинок. В итоге этот пазл становиться серым, не интересным для виденья других.

Но не все люди останавливаются на этом, многие находят решение этих проблем. Каждый раз начинают включать новые, полезные привычки в свою жизнь. Развивают свой духовный мир, делая его ярче и многограннее, отказываются от узкого мышления, включая в свою жизнь различные тренинги. Меняют свое сознание, благодаря изменениям всех этих аспектов. Это по силам каждому человеку, главное желание.

В наше время идеал человека заключаются исключительно на картинках в интернете. Человек гонится за красивыми картинками и теряет самого себя. Он теряет свое мнение, свою индивидуальность. Когда человек решает изменить свою жизнь, чаще всего он обращается к книгам по саморазвитию. К выбору таких книг нужно относиться с ответственностью. Во многих практиках, автор пытается донести до человека, лишь одну вещь – уделять меньше времени социальным сетям. Сделав это, человек осознает, что он потерял за все это время. Он начинает здраво относиться ко многим вещам, он начинает по-другому смотреть на решение проблем. Как только человек решает проблему с сознанием, у него начинает развиваться намного быстрее мышление. Человек старается находить новые решения, новые занятия для себя. А самое главное он начинает работу над собой. Это самая большая и долгая работа над собой. После многих тренингов человек сам начинает разрабатывать пути самореализации и саморазвития. Самое сложное – это начать, здраво себя оценить, понять нужно тебе или нет.

На личном опыте можно сказать, что в начале пути встречаются трудности, и не преодолев их человек сдается, но многие справляются с собой и идут до конца. Это подтверждает пирамида потребностей по Маслоу, сам автор которой считал, что лишь 2 % достигают полного саморазвития. У тех, кто не смог пройти дальше, возникает зависть и агрессия к другим, более успешным людям. Вся жизнь человека зависит лишь от него самого. Каждый из нас может достичь нереальных высот.

Таким образом, можно сделать вывод, что три термина: мышление, сознание, «душа» очень сильно взаимосвязаны. От мышления человека зависит его сознание, а от этой суммы зависит его душа.

Роль старинных названий одежды
в литературных текстах

Скорнякова Кира,

ГБОУ СО СОШ №7 г.Кинеля, 8 класс

Руководитель: Алпатова Т.Н.

Тема работы актуальна, так как современному читателю порой трудно воспринимать произведения писателей-классиков, в которых большое внимание уделяется описанию костюма, вещей героя.

Данное исследование – определённый экскурс в XIX век, в историю появления одежды и осмысление авторской позиции в выборе одежды для своих героев.

Цель нашей работы: выяснить значение слов, называющих виды одежды XIX века, определить роль описания одежды в создании образа литературного героя, в восприятии читателем текста, в понимании авторского замысла.

В ходе исследования мы отвечали на следующие вопросы:

· по какому принципу автор выбирает одежду литературному герою?

· как одежда отражает жизнь различных слоев населения 19-го века?

· играет ли роль описание одежды для создания характеристики героя?

Предмет исследования: тексты произведений Пушкина, Гоголя, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Чехова.

Объект исследования: описание одежды литературных персонажей.

В своей работе мы опирались на труды Алексея Есина, Юрия Лотмана, Виктории Колмаковой.

Методами исследования стали: сравнительно-исторический и контекстуальный анализ.

Теоретическая значимость работы определяется достаточно обширной и содержательной работой по систематизации различных названий одежды.

Практическая заключается в том, что работа поможет учащимся в освоении нового литературного материала, расширит кругозор школьников.

Отправной точкой исследования стала цитата Антона Павловича Чехова: «Для того чтобы подчеркнуть бедность просительницы, не нужно говорить много слов о её жалком несчастном виде, а следует только вскользь сказать, что она была в рыжей тальме».

И действительно, описание облика литературного героя играет огромную роль, ведь каждый предмет гардероба имеет не только определенный вид и форму, но и обладает скрытым значением.

В русской литературе мундиры, фраки, фестончики, салопы, ливреи превратились в способ обозначения социальных групп.

Существенно отличается в романе одежда и женщин разных социальных слоёв. Плерезы, траурные нашивки на платье, имели право носить только дворянки. Их количе­ство и ширина определялись сословной принадлежностью человека.

Анализируя тот или иной литературный образ, мы видим, что для автора самый действенный способ визуализации места героя в социуме — костюм.

Костюм и интерьер, личные вещи помогают определить не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки персонажа. Трудно представить себе гоголевских героев без их вицмундирных фраков, Обломова – без привычного халата, купчих у Островского – без салопов.

Каждое платье, каждый костюм, каждая деталь одежды говорили об эпохе, обычаях, традициях.

Таким образом, в ходе нашей исследовательской работы мы убедились, что костюм – одно из важнейших средств авторского инструментария. Мы выяснили, что костюм литературного персонажа, это:

1) Важная художественная деталь и стилистический прием в создании персонажа, его характера.

2) Средство выражения социального и имущественного положения персонажа.

3) Средство выражения авторского отношения к персонажу и действительности.

4) Средство выражения взаимоотношений героев.

5) Средство связи литературного произведения с внетекстовым миром, с проблемами культурной и литературной жизни времени.

Без понимания роли описания одежды литературного героя невозможно глубоко понять образ, созданный автором, идею произведения.

В ходе работы нами создано приложение-словарь устаревших видов одежды, которое поможет школьникам в работе с литературой девятнадцатого века. В приложении можно найти устаревшие названия тканей, цветов, и некоторых деталей туалета.

Книжная торговля и публичные библиотеки
в Самаре в конце XIX века

Чепелевская Алина,

ГБПОУ СО «Самарский социально-педагогический колледж»1 курс

Руководитель: Мурзина Т.М.

 

Цель исследования: изучить историю возникновения книжной торговли и публичных библиотек в Самаре в конце XIX века и оценить их роль в культурной жизни города.

В середине XIX века в городе Самаре не было ни библиотеки, ни одного книжного магазина. Н.А. Архангельский писал, что в Самаре не могли получить широкого развития такие учреждения, как библиотеки, книжные магазины, так как самарские жители не выражали явного интереса к чтению книги [2]. Но к 1860–ым годам в городе начинают появляться первые библиотеки и книжные лавки. Первая публичная библиотека была основана в Самаре в 1860 году. «Самарские ведомости» писали 2 января 1860 года: «Благодаря просвещенной заботливости г. начальника губернии К.К.Грота и Самара украсилась книгохранилищем, которому, по всей вероятности, суждено принести немалую пользу умственному и нравственному развитию нашего города» [3]. С ноября 1861 года она была соединена с библиотекой гимназии и помещалась в помещении мужской гимназии. Такое слияние библиотеки оказалось неудобным, и в 1867 году они были разделены, публичная библиотека стала располагаться в здании Городской Думы. Библиотека содержалась частично на деньги, собранные с людей, берущих книги для чтения на дом, но, по большей части, на ежегодные пожертвования городского дворянства и купечества, в частности, купца Ферапонтова. В библиотеку поступали дары с других публичных библиотек: Астраханской, Казанской, Воронежской, Симбирской. Вначале ею пользовалась лишь незначительная часть самарцев: например, в 1874 году из нее брали книги для домашнего чтения только 467 человек. Собственного помещения у библиотеки не было, и она постоянно меняла свой адрес нахождения. В 1880 году Городская Дума постановила именовать ее Александровской и, имея в виду правильную постановку дела в библиотеке, решила выстроить для нее специальное здание и в нем же открыть публичный музей. К этому времени библиотека насчитывала 2950 наименований книг в 10537 томах. Кроме публичной библиотеки были в Самаре библиотеки частные, при общественных собраниях, при учебных заведениях и несколько книжных магазинов. Библиотека коммерческого собрания была открыта в 1873 году, и фонды ее быстро пополнялись: в 1875 году она имела 400 наименований книг в 1000 томах; в 1880 году – 1130 наименований книг в 4116 томах; в 1885 году – 4 350 наименований в 5 500 томах.

История частных коммерческих библиотек Самарского Поволжья началась во второй половине 1850-х годов. Коммерческие библиотеки во многом компенсировали низкую покупательную способность населения. Вместо того чтобы приобретать печатное издание, горожанин мог прочитать его на дому за более скромную цену. Для районов, где процент грамотных был невысок, и книги расходились плохо, такой вариант представлялся наиболее предпочтительным. Открытие библиотеки давало книготорговцу возможность хоть как-то поправить свои дела и получить дополнительный доход. Поскольку фонд постоянно обновлялся, коммерческие библиотеки, работавшие при книжных магазинах и лавках, были более привлекательны, чем библиотеки общественные. Примером такой библиотеки может служить платная библиотека самарского купца В.И. Коробова, созданная в Самарском уезде в 1895 году, преобразованная в 1899 году в народную библиотеку.

Если говорить о книжных магазинах, то по данным на 1885 год, на территории Самарской губернии функционировали 12 магазинов и лавок, торговавших книгами (11 – в Самаре) [1]. Первый «настоящий» книжный магазин в Самаре на улице Дворянской был открыт в 1870 году германским подданным Грау. 1 декабря 1866 года гессен-кассельский подданный Петр-Август Грау получил свидетельство на открытие первого в Самаре книжного магазина. В магазине была организована «Комната для чтения», где желающие могли взять нужную книгу домой за небольшую плату. Позднее магазин этот был открыт на ул. Дворянской (в январе 1870 году), а жена Грау, Фанни Андреевна, открыла при магазине первую в Самаре частную библиотеку. Книжный магазинчик Грау работал до 1898 года. После смерти хозяина, он перешел наследникам книготорговца. Они посчитали торговлю убыточной и закрыли магазин.

Таким образом, несмотря на свое провинциальное положение, Самара в конце XIX века имела уже несколько общественных библиотек. Среди них – государственная публичная библиотека и несколько коммерческих библиотек. Они внесли свой неоценимый вклад в развитие культурной жизни города. Появились и десятки книжных магазинов, в частности, на улице Дворянской (Куйбышева) и Панской (Ленинградской).

 

Список источников

1. Алабин П.В. Самара:1586-1886 годы. – Изд-во: Самара книжная. 1992. – № 3. – 248 с.

2. КурмаевМ.В.Книжная культура Среднего Поволжья конца XVII начала XX вв. – Самара, 2010.с.27-28.

3. Самарская губерния в сердце России. ГБУК «Самарская областная универсальная библиотека». 2014.с.28-34.

Секция «ЛИТЕРАТУРА И РОДНОЙ ЯЗЫК»

«ЯВНОЕ» и «ТАЙНОЕ» в сказке «Курочка Ряба»

Адушев Денис,

МБОУ «Школа № 175» г.о. Самара, 5 класс

Руководитель: Липаева А.П.

 

Одним из популярнейших жанров древнерусской литературы является сказка. В ней воплощены воззрения, идеалы и стремление народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, его мечты о справедливости и счастье.

Сказка – проводник культуры в сердце каждого ребёнка. Именно с нее начинается знакомство ребенка с окружающим миром.

Одной из самых первых сказок, с которой ребенок познает этот жанр, несомненно, является сказка «Курочка Ряба».

Цель работы: «расшифровать» сказку и выявить её «тайный» (мифологический) смысл.

Задачи:

1. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей на знание сказки и понимание ее смысла.

2. Найти и изучить связь между мифом и сказкой.

3. Объяснить с помощью мифологии смысл сказки, дать оценку происходящим в ней событиям и персонажам.

4. Изучить христианские представления о яйце, как символе Воскресения и праздника Пасхи.

5. Провести сравнительный анализ краткого (адаптированного) варианта сказки с полным (народным) вариантом.

6. Показать необходимость в изучении и глубоком осмыслении сказочного материал<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: