Методика исследования
Для проведения опыта была проведена подготовка посуды – чашек Петри, стерильной воды – по 100 мл (дробная стерилизация текучим паром 3 суток по 20-30 минут в бутылочках, закрытых ватными пробками), заготовлена питательная среда для посева проб, одноразовые шприцы, влажные салфетки, антибактериальное средство.
Смыв с рук осуществлялся в трёх вариантах 3-кратной повторности:
- Контрольный смыв стерильной водой.
- Смыв после использования влажной салфетки.
- Смыв после мытья рук антибактериальным средством.
После этого провели посев на микроорганизмы с каждой из проб.
Провели смыв с грязных рук стерильной водой. Из чашки стерильным шприцом перенесли 1 мл в стерильную чашку Петри.
Провели смыв с рук после использования влажных салфеток. Из чашки стерильным шприцом перенесли 1 мл в стерильную чашку Петри.
Провели смыв с рук после использования антибактериального средства. Из чашки стерильным шприцом перенесли 1 мл в стерильную чашку Петри.
Выполнили посев. Залили питательной средой. Смешали круговыми движениями. Оставили чашки Петри в темном шкафу. Через 4 дня провели подсчёт колоний микроорганизмов.
Таблица 1
Результаты исследования
Очистительные процедуры | ||
Контрольный смыв стерильной водой | Протирание влажными салфетками | Протирание антибактериальным средством |
Выводы
После проведения эксперимента и подсчета данных были сделаны следующие выводы:
Самой эффективной очистительной процедурой для рук является антибактериальное средство.
Влажные салфетки не только не удаляют загрязнения с рук, но и дополнительно привносят их. Поэтому лучше просто промыть руки водой, чем протереть их влажными салфетками.
|
Учитывая, что антибактериальное средство может убивать и некоторые полезные микробы на руках, его нужно использовать реже.
Заключение
Ежедневно мы сталкиваемся с миллионами микробов. Если не мыть руки тщательно и так часто, как это нужно, существует риск распространения микробов, а это значит, что мы сами подвергаем себя и окружающих риску.
Предположение, что средства, часто используемые ребятами нашего класса, влияют на чистоту рук, подтвердилось. В ходе эксперимента доказано, что антибактериальное средство более эффективно для очистки рук от загрязнений.
Оценка степени физического развития
детей 7-8 лет и подростков 13-14 лет с помощью индекса массы тела
Кобзарев Данил,
СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр, 8 класс
Руководитель: Пушнова Т.И.
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребѐнка. Оценка физического развития при проведении профилактических медицинских осмотров дает возможность оценить состояние здоровья детей и подростков.
Правильная оценка физического развития дает толчок к воспитанию здорового поколения и устранению негативных моментов, связанных с профилактикой заболеваний.
Для определения физического развития детей и подростков использовался один метод: индекс массы тела (ИМТ).
Цель работы: изучить зависимость физического развития подростка от ИМТ.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Использовать ИМТ для определения параметров физического развития.
|
2. Оценить физическое развитие детей в 1 классах (7 -8 лет) и затем оценить физическое развитие этих же детей, ставшими подростками, в 8 классах (13-14 лет) по нормативным показателям.
Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности.
Однако некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К таким факторам можно отнести как внешние условия – неблагоприятное внутриутробное развитие, социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, режим труда и отдыха, экологические, так и внутренние – наследственность и наличие заболеваний.
Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.
Для определения весоростового показателя, необходимо вес разделить на квадрат роста.
ИМТ = М (кг) / Р2 (м)
где М – масса тела в килограммах, а Р – рост в метрах.
В ходе данного исследования была освоена методика оценки индивидуального физического развития детей и подростков с помощью индекса массы тела и оценено их развитие по нормативным показателям. Это дало возможность в дальнейшем разработать план мероприятий для устранения негативных явлений и улучшить работу для еще большей эффективности положительных данных.
Металлы в искусстве
Лысова Дарья,
МБОУ Школа №79 г.о. Самара, 10 класс
Руководитель: Язрикова Л.М.
|
Мета́ллы (от лат. metallum — шахта, рудник) — группа элементов в виде простых веществ, обладающих характерными металлическими свойствами, такими, как высокие тепло- и электропроводность, положительный температурный коэффициент сопротивления, высокая пластичность, ковкость и металлический блеск. Начав работать с металлами, люди научились придавать им нужные формы и делать из них посуду, инструменты, оружие. Но, как только человек познакомился с металлами, он не мог не обратить внимание на их полезные свойства. Если металл нагреть, он становится мягче, а если потом вновь остудить, он снова твердеет. Человек научился лить, варить и плавить металлы. Помимо этого, люди узнали, как можно добывать металлы из руд, ведь те значительно чаще встречаются в природе, чем самородки.
Чуть позже человек открыл олово, а научившись смешивать, плавить медь и олово, начал делать бронзу.
В архитектуре металлы используются в конструктивно-технических целях и издавна служат материалом для декоративной отделки: решётки дверные и оконные, ворота, двери, дверные приборы, осветительная арматура, балконы, перила и пр. Различные скульптуры, памятники и статуэтки отливают, в основном, из бронзы, латуни и меди. Окисление поверхности металла только увеличивает стоимость данных предметов.
Металл – материал, которому обязано своим существованием множество оригинальных музыкальных инструментов. Благодаря ему возникло много инструментов, звучание которых уникально, другие материалы не позволяют получить такие исполнительские характеристики. Духовые инструменты раньше делали из дерева. Теперь каждому известны названия, например, медных духовых музыкальных инструментов: трубы, тромбона и корнета. Как правило, изготавливаются они не только из меди, но и с использованием латуни, а также других сплавов цветных металлов.
При печати любой литературы в типографскую краску добавляют свинец. Это
и художественная литература, и ноты, и программки в театре.
Бромистое серебро входит в состав светочувствительной фотоэмульсии, которая покрывает фото- и кинопленку. При проявлении на месте крохотных кристаллов серебра появляется различный цвет. Соединения золота используют в фотографии.
В ювелирном деле используют золото, серебро и платину – мягкие и прочные металлы. Их количество в сплавах обозначается пробой. Золото и серебро добываются в чистом виде, а платина – в сочетании с железом, палладием и иридием. Из драгоценных металлов выполнены части ордена В. И. Ленина и ордена Победы. Используется для украшения костюмов монарших особ и священнослужителей, для производства церковного убранства.
Изучив выбранную тему, пришли к следующим выводам:
· металлы обладают уникальными свойствами и имеют широкое применение;
· как в древности, так и в настоящее время металлы используются в различных областях искусства;
· в настоящее время существует широкий спектр получения красок с помощью металлов, получение краски такого типа возможно в домашних условиях.
Секция «История и краеведение»
Горжусь тобой, моя Самара
Дремова Полина,
МБОУ «Школа №74» г.о. Самара, 4 класс
Руководитель: Райковская О.В.
В этом году в Самаре отмечали 100–летие со дня рождения Дмитрия Ильича Козлова, известного советского и российского конструктора ракетно-космической техники.
Цель исследования: показать вклад самарских предприятий в развитие космонавтики. Мы гордимся Самарой, потому что наш город носит название «Самара-космическая».
Задачи: Изучить литературу, материалы периодической печати по интересующему вопросу.
Посетить музеи города, рассказывающие о самарских предприятиях.
Побеседовать с работниками предприятий.
Актуальность работы заключается в том, что жители Самары-космической должны знать историю своего города, известных предприятий, на которых работали и работают их бабушки и дедушки, мамы и папы.
Источниками работы послужили материалы заводского музея «ЦСКБ Прогресс», литературные источники, воспоминания работников предприятий, публикации периодической печати.
Наш город имеет славную историю. В годы Великой Отечественной войны он был «запасной» столицей, сегодня наша Самара – «столица» космическая. Меняются времена и эпохи, наступил век XXI, но самарцы всегда идут в авангарде передовой общественно-экономической мысли, поражая воображение современников лучшими в стране образцами наземной и летательной техники. В мастерских, цехах и отделах в военное и в мирное время трудились и трудятся энергичные, творческие люди, для которых как знамя в бою, на первом месте честь и марка родного предприятия, люди, которые делают Космос ближе.
Здесь рождались и рождаются таланты
Евтушенко Семен,
МБОУ «Школа №74» г.о. Самара, 4 класс.
Руководитель: Головина О.А.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире среди других людей, среди других народов. А это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев
и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны и своего родного края.
К сожалению, сейчас не все знают о талантливых людях нашей губернии, не интересуются их деяниями и жизнью. Это может привести тому, что жители нашего края не будут гордиться своими великими земляками, забудут об их подвигах. Этого допустить нельзя. В этой работе мы хотим рассказать о великих талантливых людях, прославивших Самарскую губернию.
Цель работы: воспитать патриотизм и любовь к Родине через изучение истории жизни замечательных людей; расширить знания учащихся о земляках, прославивших свой край.
Задачи работы: получить представления о том, чем прославили свой край соотечественники, о вкладе их в развитие страны, воспитать чувство положительного отношения к получению знаний, интереса к истории своей Родины, оформить результаты исследования в форме доклада и презентации.
Методы: анализ и обобщение (литературный – использование научной литературы
и материалов периодической печати; поисковый – работа в библиотеках, архивах).
В Самарской области жили, работали и учились многие известные люди, чей вклад
в историю, искусство, политику и общественную жизнь огромен, практически неоценим. Самарская земля рождала и рождает таланты, прославляющие губернию во всем мире.
Ярчайшим примером талантливого воеводы и руководителя можно назвать князя Григория Засекина. Способный и предприимчивый государственный деятель времен Иоанна Грозного
и Бориса Годунова, он был основателем и первым воеводой Самарской крепости.
Воевода Засекин – отец-основатель ряда русских крепостей на Волге, которые за четыреста с лишним лет превратились в огромные мегаполисы с сотнями тысяч жителей.
Статский советник Петр Алабин внёс огромный вклад в развитие города Самары. Талантливый градоначальник, крупный общественный и государственный деятель. За свои военные заслуги получил высокое звание и почётные награды. Алабин – разносторонний талантливый человек. Его в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, историком-краеведом, библиографом, музейным работником, организатором и учредителем школ. На протяжении своей деятельности Алабин занимал различные должности в Самарской управе. Обширная деятельность талантливого управленца благоприятно сказалась на развитии нашего города.
Семья великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова признана ЮНЕСКО «одной из образцовых в мировом масштабе». В XIX веке род Аксаковых даровал отчизне не просто людей исключительной человеческой порядочности, но подлинных талантов, людей, принесших славу нашей земле.
Великий русский писатель А. Н. Толстой – уроженец Самарской губернии. Алексей Николаевич Толстой был чрезвычайно разносторонним литератором. В его арсенале эпические романы, два сборника стихов, обработка сказок, сценарии, огромное количество пьес, публицистики и других статей.
Яркий след в развитии культуры, литературы, а также железнодорожного строительства, развития сельского хозяйства Самарской губернии оставил Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, жизнь и творчество, которого неразрывно связаны с Самарской губернией. Одним из самых ярких, характерных эпизодов жизни Н.Г. Гарина-Михайловского является строительство в Самарской губернии узкоколейной дороги Кротовка – Сергиевские минеральные воды. Живя в Самарской области, в деревне, Гарин-Михайловский осуществляет свои первые литературные начинания. Очерк «Несколько лет в деревне», впервые опубликованный в журнале «Русская мысль» в 1892 году, получил горячие отклики и признания со стороны читателей. За повестью «Детство Тёмы» последовали продолжение «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Литературный талант принёс Николаю Георгиевичу заслуженную славу и признание.
Георгий Львович Ратнер – выдающийся советский и российский хирург, основатель куйбышевской школы сосудистой хирургии, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой факультетской хирургии Самарского государственного медицинского университета, председатель Самарского общества хирургов.
Дмитрий Ильич Козлов - человек, которого по праву можно назвать легендой нашего времени. По приказу страны и по велению сердца он встал у руля принципиально нового для того времени наукоемкого производства, благодаря которому весь двадцатый век мы теперь и можем называть космическим веком, а Самару – космической. Всю свою жизнь Дмитрий Ильич посвятил разработке и созданию ракетно-космической техники и спутников-разведчиков.
Анетта Яковлевна Басс родилась в городе Самаре. После окончания университета она была направлена на должность научного сотрудника в Куйбышевский городской художественный музей. А уже в мае 1958 года её, 28-летнего искусствоведа с относительно небольшим опытом музейной работы, назначили директором Куйбышевского городского художественного музея. А.Я. Басс также была составителем прекрасного каталога русской живописи XVIII – начала XX века, редактором целого ряда изданий. Но самым знаменательным событием в культурной жизни не только Самарской губернии, но и всей России, стало открытие Дома-музея И.Е. Репина в селе Ширяево. Самое деятельное участие в создании экспозиции принимала А.Я. Басс.
Вера Александровна Ершова – народная артистка СССР, лауреат государственной премии РСФСР, кавалер Ордена Ленина, лауреат высшей театральной премии страны «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». С 1943 года Вера Александровна – ведущая актриса Самарского Академического театра драмы им. М. Горького.
Сергей Войтенко – музыкант, композитор и создатель инструментального ансамбля «Баян MIX». Артист является обладателем многочисленных наград: «Шансон года», «Золотой Граммофон», «Звезды дорожного радио».
Знаменитый российский гимнаст, четырехкратный олимпийский чемпион, абсолютный чемпион мира, талантливый спортсмен, кавалер Ордена мужества, «Лучший гимнаст планеты» – наш земляк Алексей Юрьевич Немов. Единственный спортсмен из России, награжденный медалью Пьера Де Кубертена «За благородный поступок в спорте».
Энергичный и грамотный хозяйственник, эффективный антикризисный руководитель предприятий и опытный управленец, герой нашего времени – Дмитрий Игоревич Азаров.
У каждого человека есть родина и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, леса. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством, традициями. К счастью, не перевелись ещё у нас талантливые люди. Они не только хранят и приумножают наследие родной земли, но и вносят что-то новое, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.
В 2021 году мы отмечаем 170-летие Самарской губернии. Эта юбилейная дата – достойный повод для того, чтобы ещё раз вспомнить, за что мы любим родной край, чем и кем гордимся
в его прошлом и настоящем, какими победами и традициями особенно дорожим.
Изучение Самарского края
с помощью легенд и преданий
Монин Никита,
МБОУ «Школа №67» г.о. Самара, 2 класс
Руководитель: Рачевская О.В.
Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды. Мне стало интересно, а какие сказки и легенды существуют в нашем регионе. Ведь ещё в давние-давние времена люди сочиняли сказки и легенды, где воспевали красоту своего края. Я захотел найти информацию о своем крае, которую раньше не знал – легенды, предания, поверья, чтобы узнать, во что верили люди, жившие на территории Самарской области.
Актуальность данной работы состоит в том, что национальный фольклор, несмотря на известность мифов и легенд, всё еще не стал объектом систематического изучения. Потому что не принято рассказывать эти легенды, как обычно рассказывают, например, народные сказки детям на ночь.
Цель работы – исследовать один из видов местного фольклора – легенды, а также изучить их для ознакомления с историей нашего края. Оформить книжку-малышку по одной из легенд.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
1. Изучить материалы, включающие в себя мифы, легенды и сказки Поволжья.
2. Установить взаимосвязь между вымышленными персонажами произведений и реальными достопримечательностями Самарского края.
3. Обобщить изученный материал, выбрать произведение для книжки-малышки.
Визитной карточкой Самарской области являются Жигулёвские горы. И в ходе изучения мифов и преданий мы познакомились с легендой «Сокол и Жигуль», в которой описывается, как образовалась Самарская Лука: Жигулёвские и Сокольи горы. Территория Самарской Луки (рисунок 1) названа «Лукой» потому, что здесь Волга делает излучину, огибая Жигулевские горы.
Рис.1.Территория Самарской Луки
Лисица – талисман национального парка. Почему именно лиса? В сказках многих народов она является символом лукавства, она – из самых распространенных животных Самарского края. Самарская Лука – единственное место, где Волга «хитрит», поэтому и талисманом было решено сделать хитрое животное, проживающее в этих краях.
В легендах нашего края ярко вырисовывается образ некой хранительницы – Хозяйки Гор, она является повелительницей подземных пространств, куда допускает лишь избранных героев. Названия многих мест в Жигулях связаны как с реальными историческими событиями, так и с легендами, преданиями, былинами.
Самарские предания очень точны географически – многие упоминаемые в легендах объекты действительно существует или существовали до недавнего времени.
Работая над проектом, мы решили проиллюстрировать легенду «Сокол и Жигуль» и создать книжку-малышку.
Результаты работы были обобщены и позволили сделать следующие выводы:
С помощью легенд и преданий можно изучить свой край, который после этого станет для нас ещё понятнее и ближе.
1. Знакомство с легендами и преданиями вызывает чувство сопричастности к тем событиям и историям, о которых повествуется в них, появляется чувство гордости за своих предков.
2. Эффективным методом и приёмом достижения поставленной цели была поисковая работа по сбору легенд, выбор понравившейся и оформление её в книжку-малышку.
Люди должны непременно знать свою историю, свои корни, свою культуру, чтобы познать, в первую очередь, самих себя.
Знакомство детей с историей своего края, с его легендами и мифами должно начаться как можно раньше, чтобы они выросли, гордясь прошлым, с уважением и интересом относились к культурным ценностям и традициям других народов всей Земли.
Древнейший род Самариных и их усадьба –
Золотой фонд Самарской губернии
Непомнящий Михаил, Сабиров Дамир,
МБОУ «Школа №95» г.о. Самара, 4 класс.
Руководители: Князева Н.А., Гаврилкова Т.В.
Объект исследовательского проекта: село Приволжье, усадьба Самариных.
Предмет исследовательского проекта: туристическая привлекательность усадьбы Самариных.
Цель исследовательского проекта: изучение уникального памятника истории усадьбы Самариных с точки зрения исторической ценности.
Задачи:
· Изучить источники, свидетельствующие об уникальности села Приволжье.
· Провести анализ достопримечательностей края.
· Проанализировать исторические данные о дворянах Самариных.
· Оценить вклад предмета исследования в достижения культуры Самарского края.
· Определить актуальность туристической проблемы в современных условиях.
Для того, чтобы собрать данные о роде Самариных, быте и промысле местных жителей, мы отправились в районную библиотеку.
На территории усадьбы в первой половине XIX века были построены паровые мельница и лесопилка, кирпичный и овчарный заводы, а также конный и завод крупного рогатого скота.
В конце 1960-х годов усадьба Самариных попала в зону затопления Куйбышевского водохранилища. Все ее основные постройки были по указанию властей снесены. Однако, по иронии судьбы, вода туда не дошла... Собственность хозяина села, помещика Василия Самарина, в 60-х годах XIX века стоила около двух миллионов рублей.
В настоящее время от усадьбы остались контора управляющего и въездные ворота с изгородью из красного кирпича. В 2005 году проведена работа реконструкция размещающихся на ней объектов. На данный момент ведутся работы по благоустройству территории усадьбы Самариных.
Среди Самариных - видные историки, публицисты, художники и крупные землевладельцы.
Род Самариных тесно связан с Поволжьем. В Сызранском и Самарском уездах им принадлежало более 30 тысяч десятин земли.
Работая над данным проектом, мы узнали еще один интересный момент, связанный с семьей Самариных.
После 1917 года, как и большинство имений Самарской губернии, усадьба была разорена, помещичий дом использовался партийно-советскими органами власти, но, в связи с оползнем, здание было освобождено.
Историю этих мест в наше время передать трудно, хотя в конце 1920-х годов с ними еще сохранялась в семье Самариных живая связь. В 1950-60-х гг. дом еще стоял на берегу Волги и его было видно с проплывающих пароходов.
Современное состояние бывшей барской усадьбы плачевно – сохранилась часть хозяйственной постройки, камни от фундаментов на берегу залива, отреставрированный парадный въезд в усадьбу, памятный знак на условном месте бывшего барского дома. Грустно наблюдать эту картину. Лишь теперь, изучив биографии удивительных, талантливых представителей дворянского рода Самариных, мы задумались над тем, как скоротечно время, как бездумно поступают люди, взрывая памятники истории и архитектуры.
Туристическая привлекательность села Приволжье.
Исследовав историю Приволжского края, изучив родословную дворянской семьи, их быт и промысел, мы столкнулись с проблемой развития туризма в Самарской области. Неповторимая волжская природа, большое число сохранившихся памятников культуры позволяют с уверенностью утверждать, что именно туризм может стать ресурсом социально-экономического развития региона. Наибольшей туристической привлекательностью в нашей области обладает Самарская Лука – это жемчужина России. Автор монографии «Культурный ландшафт России» Р.Ф. Туровский выделяет на карте культурных ландшафтов окрестности Самарской Луки в особый Самарский культурный пояс, но утверждает, что нельзя забывать о других памятниках культуры нашего богатейшего в этом отношении региона.
Мы уверены, что усадьбе необходимо вернуть прежний облик. Ранее Правительством области принято решение о восстановлении и реконструкции исторического комплекса «Усадьба Самариных», который расположен в селе Приволжье. Планировалось восстановление сохранившейся части здания, бывшей людской и размещение в нем краеведческого музея, реставрация ограждения усадьбы, устройство смотровой площадки с видом на Волгу, благоустройство и озеленение территории. В настоящее время восстановлены ворота усадьбы.
Идёт трамвай по городу
Полещук Глеб и Полещук Всеволод,
МБОУ «Школа №175» г.о. Самара, 4 класс
Руководитель: Костюшко С.В.
Во многих крупных городах есть фиксированные экскурсионные маршруты на автобусах или трамваях. Туристы в любое время могут купить билет и обзорно познакомиться с городом.
Мы задумались, какой один общественный транспорт наиболее подойдет для знакомства с Самарой. И решили провести исследование по данной теме.
Цель исследования: выбор вида и маршрута одного общественного транспорта с целью самостоятельной ознакомительной экскурсии по городу Самаре для гостей и жителей нашего города.
Актуальность работы: В Самару ежегодно приезжает большое количество туристов. Но нет регулярного экскурсионного транспорта. Все экскурсии необходимо бронировать заранее. Мы хотим предложить маршрут для самостоятельного знакомства с городом на общественном транспорте.
У каждого вида транспорта есть свои преимущества и недостатки, которые влияют на выбор наиболее подходящего в каждом конкретном случае.
Сегодня трамвай - один и из самых удобных видов транспорта в Самаре.
Мы изучили расположение основных достопримечательностей в пределах нашего города.
Мы стали подбирать маршрут трамвая, который проходил бы мимо или недалеко, от основных достопримечательностей. Путем сравнения и наложения трамвайных маршрутов, на карту Самары.
Наш выбор сузился до двух маршрутов: №5 и № 20. Мы выбрали 20 маршрут трамвая. Так как сочли его конечную остановку более привлекательной для туристов.
Ознакомительная самостоятельная экскурсия на трамвае маршрута №20
Начальной точкой самостоятельной экскурсии стал Речной Вокзал. (Выбор был обусловлен тем, что большая часть туристов, с мая по октябрь приплывает в Самару на теплоходах).
Дорога от Речного вокзала до третьей остановки 20 маршрута трамвая «ул. Венцека» заняла 15 минут неспешным шагом.
Ожидали трамвай №20 примерно 2 минуты.
Сразу на входе мы приобрели билеты на трамвай, стоимость на сентябрь 2019 г. составляла 28 рублей.
Следующая остановка:
4-я остановка ул. Ленинградская. Выйдя на этой остановке, турист может ознакомиться с одной из старейших улиц в Самаре. Ленинградская улица - это самарский Арбат, часть улицы пешеходная. Улица украшена особняками XIX и начала XX века.
5-я остановка Филармония (ул. Льва Толстого). Напротив, данной остановки красивое угловое здание Самарской Филармонии. Далее по ходу движения трамвая, по левой стороне бульвара, в доме №120 находится недавно открытый Музей Э.Рязанова. Затем трамвай проходит мимо историко-архитектурно-литературного Музея-Усадьбы А.Н.Толстого. А сразу же за Музеем-Усадьбой туристическому взору открывается великолепное здание Католического костела - Храм Пресвятого сердца Иисуса.
6-я остановка ул. Красноармейская-Фрунзе. На данной остановке можно полюбоваться и посетить Музей Модерна, расположенный в бывшем Особняке Курлиных, построенном в самом начале XX века. Или выйти на этой остановке и далее прогуляться по ул. Фрунзе до очень интересной в историческом плане Площади Чапаева. Осматриваем памятник Василию Ивановичу и здание Драматического театра. Про каждый дом этой площади можно рассказать много интересного, но надо обратить внимание на пятиэтажное угловое здание – Академия культуры. Именно под ним находится знаменитый Бункер Сталина (вход со двора).
7-я остановка ул. Красноармейская (ул. Галактионовская). По левую сторону от трамвая - площадь Куйбышева.
9-я остановка Самарская площадь. Опять смотрим на левую сторону, и перед нами предстает Площадь Славы. Главная достопримечательность площади Славы — монумент Славы. Это высокая обшитая сталью 40-метровая стела, на которой стоит фигура рабочего, поднимающего на руках крылья. Он вместе с барельефом Родины-матери и Вечным огнем — часть архитектурного ансамбля и место памяти героев-cамарцев. Здесь же, рядом с площадью, расположен храм Георгия Победоносца.
11-я остановка ул. Полевая. Пройдя вниз по ул. Полевая можно оказаться на настоящем украшении нашего города - набережной реки Волги.
14-я остановка Площадь Героев 21-й Армии.
Смотрим на левую сторону. В окно видна Площадь Героев 21-й Армии.
15-я остановка ул. Челюскинцев. Музей «Самара космическая» открылся в Самаре в здании под памятником ракете «Союз» в 2001 году. Фасад здания украшает настоящая ракета-носитель «Союз», которая, правда, никогда не бывала в космосе. Наш дедушка Кащеев Анатолий Сергеевич, принимал участие в проектирование несущей конструкции и креплений данной ракеты. Недавно там был открыт памятник выдающемуся конструктору Дмитрию Ильичу Козлову.
Время в пути от остановки ул. Венцека до остановки ул. Челюскинцев составило 28 минут. Здесь можно закончить осмотр основных достопримечательностей Самары. Но, если вы располагаете временем, мы бы советовали проехать дальше посмотреть новые районы нашего города.
Памятник гусарам в Самаре
Полещук Всеволод,
МБОУ «Школа № 175» г.о. Самара, 4 класс.
Руководитель: Костюшко С. В.
Мы гуляли с мамой и папой возле Дома офицеров Самарского гарнизона, и меня привлек новый памятник красивому гусару, который ведет под узды лошадь. Я прочитал табличку, на которой написано «Воинам 5-го гусарского Александрийского Ея Величества Государыни Императрицы Александры Федоровне полка, с честью выполнившим свой воинский долг перед Отечеством от благодарных потомков». Мне стало интересно, что это был за полк, почему памятник ему поставили именно в городе Самаре?
Я решил провести исследование и получить ответы на свои вопросы. История появления памятника в Самаре. Создал памятник скульптор Иван Мельников.
Памятник делали на частные пожертвования жителей города, области и благодарных потомков.
Прототипом для скульптуры стал реальный исторический персонаж: самарский дворянин Константин Николаевич Батюшков.
Я посетил музей 5-го Гусарского Александрийского полка.
Этот музей был открыт 12 сентября 2016 года в Самаре, в здании Военно-исторического музея. Это первый подобный музей.
Дух Александрийского полка в музее ощущается в полной мере. Восковые фигуры гусар в полной амуниции и их коней. Множество фотографий, 12 мундиров, 15 образцов холодного оружия, в том числе наградных 6 единиц, документы, 6 единиц огнестрельного оружия.
Директор музея Хомин Иван Николаевич дал мне ознакомиться с книгой «5-й гусарский Александрийский полк в Великой войне».
Вся книга составлена из воспоминаний и записок четырех офицеров 5-го гусарского Александрийского полка.
В книге я нашел ответы на многие интересующие меня вопросы.
Почему Александрийские гусары называются «Бессмертными» или «Черными гусарами»? По исторической легенде, гусары 5-го Александрийского полка получили прозвища «гусары смерти» и «бессмертные гусары» во время войны с Наполеоном в 1812 году. Генерал Блюхер перепутал своих немецких воинов с русскими. Тогда князь Мадатов сказал генералу, что это не его «Гусары смерти», а наши «Бессмертные гусары».
Почему шапки и значки гусар украшали черепа? Эмблема полка - серебряный череп, в те времена означала храбрость в бою. Нагрудным знаком «черных гусар» стал мальтийский крест с черепом в середине
Почему памятник гусару поставили именно в городе Самаре? Важный фактом в истории Самарской области является то, что последним местом дислокации полка являлась Самара, куда полк перевели в 1910 году. В августе 1914 года, с началом Первой мировой войны, Александрийский гусарский полк отправился на фронт. На берега Волги гусары не вернулись уже никогда.
Много было представителей из дворянских родов Самары: князья Урусовы, Карамзины, Алашеевы. Поэтому в Самаре и по сей день проживают потомки легендарных гусар.
Завершающим этапом исследования стало проведение опроса среди учащихся МБОУ школы № 175 4 «Б» класса «Что вы знаете о гусарах 5-го Александрийского полка?»
Результаты данного анкетирования показали:
Половина учащихся моего класса знают, кто такие гусары. Но практически все ребята не слышали про знаменитый 5-й Гусарский Александрийский полк и что последним местом дислокации полка являлась Самара. Меня очень радует, что практически все мои одноклассники хотели бы узнать про легендарных гусар.
Я сделал вывод, что памятник «Войнам 5-го гусарского Александрийского полка» установленный возле Дома Офицеров Самарского гарнизона, наполнен высоким патриотическим замыслом. Памятник гусару имеет большое значение для нас с вами. Возможно и я потомок Черных гусар, и мой прапрадед воевал в их рядах и защищал Родину. Данное исследование, помогло мне заглянуть глубоко в прошлое, о котором мы часто знаем очень мало.
Образование девочек в Самарской губернии XIX–XX века
(на примере первой гимназии образованной в 1859 году)
или гендерное образование
Столярова Ирина,
МБОУ «Гимназия №3» г.о. Самара, 4 класс
Руководитель Нестерова И.В.
Я учусь в гимназии №3 г.о. Самара, которая располагается в историческом здании дома Соломона Абрамовича Гринберга на бывшей Дворянской (сегодня ул. Куйбышева), 32. После войны, с 1945 по 1953 гг., здание занимала мужская школа №1 им. Л. Н. Толстого. Этот исторический факт навел меня на мысль – почему мальчиков учили отдельно от девочек?
Если были школы для мальчиков, значит, девочки тоже где-то обучались в далёком прошлом? Почему сейчас учусь в гимназии с совместным обучением? Мы решили разобраться, что есть хорошего или плохого в раздельном, обучении, раз от него отказались.
Гипотеза: раздельное обучение было не эффективно и поэтому от него отказались. Гендерное обучение – это создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, учитывая их особенности развития. Гендерный подход в вопросах образования позволяет решить главную задачу: получить качественное образование и воспитание.
Гендерный подход в образовании имеет тысячелетнюю историю. Первые школы появились в Древней Греции. В те времена общество считало необходимым формировать у мальчиков качества высокообразованного и делового человека, обладающего качествами дельца, воина, предпринимателя. Представительницам женского пола было запрещено посещать учебные заведения. Тем не менее, женщины стремились к знаниям.