Библиографический список




1.Алексушина Т.Ф., Алексушин Г.В., Буданова А.А. Самара, улица Дворянская. Иллюстрированная энциклопедия. – Самара, 2008. 748 с.

2. Максим Горький и Самара. / Составители: Л.А.Финк, В.З.Иванов-Таймен. – Куйбышев, 1968. 432 с.

3. Селиванов К.А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. – Куйбышев, 1953. С.81-94.

Город в восприятии самарских поэтов

Назарова Елизавета,

МБОУ Школа «Дневной пансион – 84» г.о. Самара 10 класс

Руководитель: Корягина Т.М.

 

У каждого человека есть место, где он родился. Для меня это город Самара. Я люблю свой город таким, какой он есть: с красивой набережной Волги, с тихими двориками Безымянки, тенистыми аллеями Струковского сада и аттракционами в парке Гагарина.

Наверное, подобные чувства испытывали поэты, посвятившие моему городу свои задушевные песни

Цель работы – проследить, каким видят и изображают наш город самарские поэты XX-XXI веков. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

• отметить особенности восприятия города в произведениях самарских поэтов старшего поколения: Б. Сиротина, П. Петрищева, Б. Соколова;

• проанализировать образ Самары в стихотворениях Д. Ревякина и И. Сальникова.

Каким видят Самару поэты старшего поколения: Б. Сиротин, П. Петрищев, Б. Соколов? Читая стихотворения этих авторов, отмечаем интересную особенность: все они обращаются памятью к одним и тем же местам: Волге, Самарской площади, храму и Вечному огню.

Один из них – Борис Сиротин. Он жил в старой, исторической части города и часто спускался к реке: на утренней зорьке Борис Зиновьевич любил порыбачить, поплавать ближе к полудню, понежиться на ласковом солнце, вечером, сидя на скамейке, пофилософствовать. Анализируя его стихотворения «Я по утрам борюсь с небытием», «Я по краю осеннего пляжа иду», отмечаем их художественное своеобразие, акцентируем внимание на тематике стихотворений. Он вспоминал о том, что осталось дорогим в прошлом: об отце, ушедшем на войну, о бабушке, которая воспитывала его, о первой «пробе пера», Борис Зиновьевич, размышляя о проблемах XXI века, пишет о том, как пришел к вере. Б. Сиротин долгое время проживал в Подмосковье, но всегда возвращался в любимую Самару, к Волге. У поэта много зарисовок города на Волге – весной, летом, зимой, осенью. Например, «Я по краю осеннего пляжа иду» или «Вновь на Волгу улочкой тенистой».

Жизнь и творчество Петра Петрищева, кандидата философских наук, автора более десяти поэтических сборников, тоже неразрывно связаны с великой русской рекой. Река для автора – живое существо, отсюда эмоционально окрашенные эпитеты («трепетная волна», ее «пленительный излом», «таинственное мерцание» и «дивная белизна гребней») и аллитерация на [л] и [р], помогающая услышать «простые гаммы» «волжских волн». Пляжи (гордость горожан), новостройки и храм – «символ радости и веры» - вот он облик новой Самары. Таким увидел родной город П. Петрищев со стороны Волги. Новое и старое, мимолетное и вечное слились у поэта в единый образ любимого города.

Увиденная в стихотворении П. Петрищева панорама города вызывает в памяти строки другого стихотворения нашего земляка, талантливого поэта Бориса Соколова «Самарская площадь».

Обелиск. Вечный огонь в памяти о земляках, не вернувшихся с той кровавой войны. Память. Боль. И чувство вины. Поэт верит, что связь поколений нерушима, молодые воплотят в жизнь свои мечты и сделают родной город еще краше.

Молодые поэты - Дмитрий и Виктория Ревякины. Произведения Дмитрия печатаются во всероссийском литературном журнале «Русское эхо» и областном журнале «Молодежная волна».

Поэты не жалеют художественных средств, чтобы создать запоминающийся образ города: здесь и олицетворение, и метафора, и сравнения. Но «злым от недосыпа горожанам», которые на троллейбусах утром добираются до работы, вовсе не до метафор, для них это привычный пейзаж. Неуютность улицы соответствует неуютности в головах людей.

Глаголы повелительного наклонения, отдельное интонационным тире «утро», как начало другой жизни, подчеркивает особое отношение Дмитрия городу, к городу, в котором он живет.

Метафорический образ города создает молодой поэт Иван Сальников в своих стихотворениях. Для него Самара – это город-приятель, такой же молодой, как он сам. Он чувствует свежий ветер надежд, когда все еще впереди, когда дни, подобно метро, несутся «бесстрашно и гулко».

Проанализировав стихотворения о родном городе самарских поэтов разных поколений, можно сделать некоторые выводы:

· в стихотворениях Б. Сиротина, посвященных Самаре, Волга – символ быстротечности жизни, река способствует преображению лирического героя, дарует ему «согласье сердца и ума»;

· в стихотворении П. Петрищева в образе Самары переплелись приметы нового (пляжи, новостройки, монумент Славы) и вечного – храм – «символ радости и веры»;

· Б. Соколов, рисуя Самарскую площадь, вспоминает историю города, Вечный огонь вызывает в нем боль и память о погибших в войне, но поэт верит в связь поколений и в то, что молодые станут достойными продолжателями дела отцов;

· город Д. Ревякина «полон механики», «жарких клеток» и «автострад», и лирический герой мечтает вырваться туда, где «зеленые сосны», где нет химических реагентов и холодного металла;

· в стихотворениях поэта XXI века И. Сальникова мы видим динамичный образ города, где «пронзительно свежий ветер» надежд побуждает человека двигаться вперед, спешить жить.

Таким образом, мы видим, что каждый из представленных авторов воспринимает родной город по-своему. Поэты старшего поколения тесно связаны с Волгой, с историческими местами города, в частности, с Самарской площадью, где Вечный огонь и храм – символы памяти и веры.

Молодые поэты видят город иным: современным, с бурным течением жизни, связанным с транспортом, промышленным производством. Но они принимают его таким, каков он есть, и хотят изменить его к лучшему. В представленных стихотворениях молодых авторов нам ближе восприятие города И. Сальниковым.

Особенности изображения родного края
самарскими авторами

Нисифирова Валерия,

МБОУ «Школа «Дневной пансион – 84» г.о. Самара 10 класс

Руководитель: Корягина Т.М.

 

Цель данной работы – проследить, как раскрывается тема родного края в произведениях поэтов XX–XXI веков. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

· проанализировать стихотворения И. Никульшина, А. Ардатова, посвященные волжскому краю;

· отметить приметы родной природы в произведениях Б. Соколова и Н. Жоголева.

Первая глава посвящена анализу стихотворений.

Самарская земля, природа родного края — одна из основных тем творчества И. Никульшина. Да и для нас та земля, по которой мы ходим, которая кормит нас и будет кормить наших детей и внуков, не имеет цены.

Невыразимо благоговейное отношение к родной земле передано в стихотворениях И. Никульшина. Читая их, мы видим, что он навсегда сохранил верность своему полю, которое поэт понимает широко — как судьбу, как жизнь свою, как смысл своих свершений. И где бы он ни был, всегда его тянуло на родину, к тому роднику, который и врачует, и дает силы.

Просветленное чувство природы и «великая тяга земли» составляет сущность поэзии Ивана Никульшина. Думаю, что об истоках своего творчества он мог бы сказать словами Н. А. Некрасова: «Всему начало здесь, в краю моем родном...».

Такое же ощущение возникает, когда читаем стихотворения другого нашего земляка — поэта Анатолия Ардатова. Его поэзия покоряет нас, она близка нам, волгарям, своим чувством единения с малой родиной.

В стихотворениях много художественных деталей, позволяющих нам, читателям, перенестись вместе с автором на волжский курган, ощутить «запахи полыни», услышать незатейливое пение птиц, увидеть катер, несущийся по волнам могучей реки.

Вся жизнь Анатолия Ардатова связана с Волгой. Здесь он родился, вырос, нашел свое призвание. Прошло много лет, но мы по-прежнему любим и читаем его чистые и искренние стихи. Велика потребность наших душ в красоте, мы всегда стремимся к чему-то высокому, прекрасному. И Ардатов пытается помочь нам в постижении красоты родного края.

Поэт утверждает, что у каждого должна быть «высшая потребность в красоте». И автор как будто поднимает нас над сущностью земного и приобщает к вечному, к понимаю Красоты окружающего мира.

Обратим внимание на работы Б. Соколова и Н. Жоголева.

Стихи Бориса Соколова также насыщены поисками реальных измерений таких понятий, как «гармония и красота» в природе. Для Соколова понятия эти равноценны по сути своей и означают в большинстве соответствие внутреннего мира человека сложной, порой противоречивой духовной жизни мира окружающего.

Борис Соколов ничего не предлагает читателю принимать на веру, он словно и сам страшится банальностей и поэтому предлагает два образных ряда, связанных между собой единством задачи.

Природа у Соколова то статична, то вся в движении, когда от декларации своих чувств поэт переходит к непосредственному и конкретному их изображению.

Есть у Соколова стихи о простом человеческом счастье, которое он испытывает в общении с природой родного края. Поэт вспоминает о детстве, проведенном на реке, о том, как «плот качался», как «хорошо, зарывшись в сено, спать», о возвращении в родной дом по тропинке, которая, «пыля, плетет неслышное круженье», мечтает, что его «туес будет полон земляникой до краев...»

Соколов, как и другие самарские поэты, неразрывно связан с великой русской рекой, на берегах которой прошли его детство, юность, где он сформировался как поэт.

Вся сознательная жизнь Жоголева прошла в нашем городе. Здесь он впервые принес свои рукописи в литературное общество «Слово». Здесь он напечатал свои первые стихи, здесь изданы его книги. Он – подлинная история литературной жизни Самары. Лучшие стихи поэта посвящены красоте, величию, обаянию родной природы.

Жоголев научился замечать никем не замеченное, находить то единственное, верное и задушевное слово, которым передает увиденное. Его пейзажное стихотворение не натюрморт; лирика не переносит пассивности, незаинтересованного изображения, оторванного от человеческого восприятия.

Природа у Жоголева в постоянном движении, в непрерывном круговороте. Иногда стихи о природе носят философский характер. Не случайно поэтому в его последних стихах так часто встречаются образы вечера и заката, так ясно звучат раздумья о прошлом.

Подводя итог своим размышлениям по теме, мы пришли к следующим выводам:

· Одной из основных тем в творчестве самарских поэтов старшего поколения является тема малой родины.

· Свою любовь к родной земле И. Никульшин передает через сельские пейзажи, образ поля, который понимает широко – как судьбу, как смысл своих будущих свершений.

· А. Ардатов видит красоту родного края в мельчайших деталях и помогает читателю приобщиться к понимаю красоты мира.

· Б. Соколов ищет гармонию в окружающем мире, придавая своим стихотворениям то форму философских рассуждений, то узнаваемую картинку с реальными деталями.

· Пейзажные зарисовки заволжского края Н. Жоголева всегда окрашены настроением поэта и имеют конкретные приметы мест, которые стали предметом изображения автора.

«Гимн родному краю…»
(Творчество Валентина Васильевича Нора 1936-2001гг.)

Новиков Степан,

ГБОУ СО СОШ «ОЦ» им.С.Ф. Зинченко

пос. Глушицкий м.р. Большечерниговский 9 класс

Руководитель: Сарычева Т.Ю.

 

Актуальность данной темы состоит в том, что изучение жизни и творчества местных писателей, поэтов помогут лучше понять культуру, узнать мировоззрение народа, способствовать развитию грамотности и культуры в обществе, вывести из забвения культуру большечерниговской земли.

Каждому из нас хочется, чтобы наш край стал для нас хорошо знакомым, чтобы мы знали свой район, людей, которые его прославляли. Мы с вами не первыми появились на этой земле. И до нас много лет назад люди жили, мечтали, сражались. Мы продолжаем их эстафету. Многие годы наши предки прославляли Родину и создавали историю. А мы должны не только продолжать их дело, но и помнить все, что было до нас.

Малоизвестным для людей, живущих за пределами района и края, является имя Нора Валентина Васильевича. К счастью, многие земляки могут рассказать об этом душевном талантливом человеке.

Материалы книг, архивные данные и воспоминания людей, знающих поэта и музыканта, позволили узнать его как сильную личность, человека с очень интересной судьбой. Односельчане старшего возраста помнят этого талантливого и очень много сделавшего для развития культуры в Большечерниговском районе человека, а вот молодежь и многие учащиеся школы впервые услышали это имя. Нам хотелось бы вызвать интерес к его творчеству, помочь более вдумчиво и с любовью вслушиваться, вчитываться, а, может быть, стать собеседником.

Мы систематизировали и проанализировали стихи поэта по темам, предложили методику раскрытия способов воплощения замысла автора.

Данная работы актуальна, так как в ней собран и обобщён материал, вызывающий интерес к поэзии «малой родины», своего района, села.

Люди, которых мы помним на протяжении всей своей жизни, - это писатели и поэты, создавшие нашу великую русскую литературу. Писатели, поэты, о которых мы многое узнаём, своей жизнью, творчеством показывают нам, читателям, как прожить жизнь честно, достойно, всегда и везде оставаясь человеком, не следуя сомнительным веяниям времени, оставляя за собой право сомневаться:

Я знаю: книги не кривят душой,

И много смысла в правде их большой.

Они – мои советчики, друзья,

Попутчики в далёкие края.

Мне лишний груз в дороге ни к чему,

Но книги обязательно возьму.

«Если с другом вышел в путь…»

Сочнев Иван,

ГБОУ СО СОШ №9 г. Кинеля, 9 класс

Руководитель Кондрашова Т.Н.

 

Каков он на самом деле – преданный друг? Как не ошибиться? Помогают ли поступки, поведение и решения литературных героев осознать важность умения разбираться в людях, определять, кто настоящий друг, а кто случайный попутчик?

Размышляя о будущем, собираясь принять ответственное решение, ответ выбираешь ты сам, но поддержит ли тебя друг, подаст ли руку помощи, разделит ли искренне твой успех или затаит обиду? Вот здесь-то как раз и необходимо умение выбирать друзей. Кроме того, важно самому научиться дружить. Подсказать, что делать в той или иной ситуации, смоделировать ее, посмотреть перспективу, поможет художественная литература.

Дружба... Дружить… Друг… Подруга… Какой смысл вложен тобой в эти слова? Можешь ли дать чёткое определение этим понятиям? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова говорится, что «дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

Наличие у человека настоящих друзей оказывает значительное влияние даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к сожалению, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате приводят к глубокому разочарованию.

Друзьям всегда есть чем заняться, о чём поговорить, а главное – его не надо просить о помощи: он чувствует сердцем, что нужен тебе. То, что дружба должна основываться не на пустом времяпрепровождении, не на одних развлечениях, а на общности духовных интересов, благородных идей доказывает повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». На долгие годы герои этой книги стали образцом для школьников двадцатого века, а тимуровское движение актуально до сих пор, ведь оно переросло в современное волонтёрское движение.

Антуан де Сент-Экзюпери вместе с героем книги «Маленький принц» напоминает читателю о том, что каждый человек – огромный уникальный мир, а самое лучшее на свете – это дружба. Слабый человек не способен стать хорошим товарищем, ведь ему сложно держать данное слово, брать на себя какие-то заботы друга, решать его проблемы, делиться с ним какими-либо благами.

Л.Н.Толстой поднимает в рассказе «Кавказский пленник» важные нравственные проблемы товарищеского долга, доброты и отзывчивости, храбрости и стойкости, верности, дружбы, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей. Русский солдат, оказавшийся в плену, вызывает уважение татарской девочки Дины своим стойким характером, трудолюбием, внимательностью, заботой.

Боевое братство, товарищество между казаками описано в книге Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Герои проверены временем, правилами жизни в Запорожской Сечи, военными событиями, где каждый должен проявить, показать себя. Настоящий воин никогда не опустится до предательства. Вот почему Тарас с ужасом узнаёт в прекрасном рыцаре, ведущем за собой поляков, собственного сына. У казаков для предателей возможен только один исход, доверять такому нельзя.

Знакомясь с поэзией А.С.Пушкина, понимаешь, как ему повезло в жизни! Невольно завидуешь, что между лицеистами была такая дружба. Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер… Список адресатов дружеских посланий велик! Здесь содержится кладезь примеров того, что настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь, что верный товарищ будет с тобой не только в радости, но и в горести, защитит от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина.

Оказывается, 30 июля во всем мире отмечается Международный день дружбы. Это один из самых "молодых" праздников, решение о его учреждении Генеральная ассамблея ООН приняла в 2011 году, понимая значимость данных взаимоотношений для человека.

В рамках изучения материала по теме ученикам школы № 9 (4, 9 классы – 107 чел.) было предложено несколько анкет и тестов с целью выяснения их отношения к книгам, предлагалось выбрать друга из литературных героев. Кроме того, выяснилось, с какими качествами выбирают себе друзей в младших классах. Девятиклассники узнали о своих чертах характера в качестве друга, определяли уровень готовности быть настоящим другом, выявляли мотивацию дружбы с конкретным человеком.

Закончить своё выступление хочется словами поэта Михаила Танича:

Если с другом вышел в путь –

Веселей дорога!

Без друзей меня - чуть-чуть,

А с друзьями много!

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной!

Жанр послания в лирике Пушкина

Стыценкова Дарья,

ГБОУ СО СОШ №7 г.Кинеля 8 класс

Руководитель: Алпатова Т.Н.

 

Нас заинтересовала тема пушкинского окружения, люди, которые были рядом с поэтом на протяжении его творческого пути. Многим из них Пушкин посвятил свои стихи, и они занимают важное место в лирике поэта. Это и определяет актуальностьнашего исследования.

Мы решили изучить лирические послания поэта и на основе полученных данных составить каталог «Адресаты лирики Пушкина», содержащий в себе краткие сведения о тех людях, которым посвящал Пушкин свои стихи, чьи имена и портреты дошли до наших дней.

Такой каталог, по нашему мнению, можно использовать в качестве наглядного пособия при изучении творчества А. С. Пушкина в школе.

Цель работы: определить место и роль жанра посланий в творчестве поэта.

Задачи:

- познакомиться с литературой, рассказывающей об окружении Пушкина;

- определить круг лиц, которым посвящено наибольшее количество лирических произведений-посланий;

- установить, в какие годы и почему Пушкин чаще обращался к жанру послания;

- систематизировать сведения о лицах, которым поэт посвящал стихотворения.

В исследовании мы обращались к двухтомнику «Друзья Пушкина», в котором собраны документы и материалы, характеризующие отношения Пушкина с тридцатью его близкими друзьями. В отрывках из писем, мемуаров, дневников передаётся атмосфера трудной и прекрасной жизни великого поэта и тех людей, которые были ему близки и дороги.

Важными для нашей работы оказались краткие очерки Л. А. Черейского о родных, друзьях, знакомых великого поэта, о тех, с кем он общался, кто окружал его. Во многом помогли написанные «кистью и пером» портреты Соколова В. Д.

Мы просмотрели стихотворения А. С. Пушкина, напечатанные в I и II томах Полного собрания сочинений, и выбрали послания, то есть стихи, адресованные конкретным лицам. Всего было обнаружено 244 послания.

Мы разделили адресатов лирики А.С. Пушкина на группы:

1 группа – друзья, лицейские товарищи, родственники;

2 группа – исторические личности, церковнослужители;

3 группа – адресаты любовной лирики;

4 группа – крепостные;

5 группа – театральные деятели, художники, скульпторы;

6 группа – поэты, издатели, критики.

Лицейское братство – самая светлая глава биографии Пушкина.Стихотворения, посвящённые друзьям-лицеистам, полны трогательной доверчивости, признания, благодарности. Это обращения к Антону Антоновичу Дельвигу и Ивану Ивановичу Пущину, Василию Андреевичу Жуковскому и Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру, Петру Яковлевичу Чаадаеву и Алексею Николаевичу Вульфу, Николаю Дмитриевичу Киселеву и Петру Андреевичу Вяземскому.

Следующую большую группу составляют стихотворения, адресованные женщинам. Встречи поэта с известными красавицами рождали прекрасные лирические стихи. Их найдено 61, что составляет 25% от всех посланий. В любовной лирике Пушкина царствует искренность, благородство, восторг, восхищение.

Особое влияние на Пушкина оказали события 14 декабря 1825 года и приговор декабристам. Это тоже способствовало увеличению количества стихотворных посланий.

Таким образом, проанализировав лирические послания А.С. Пушкина, а также литературу, посвященную окружению поэта, мы пришли к выводу, что среди высоких и прекрасных талантов, которым столь щедро был наделен Пушкин, есть один, особый талант дружбы. Поэт достаточно часто обращался к жанру лирического послания, наиболее полно передающего душевное состояние человека, тончайшие оттенки его переживаний.

Пушкин писал послания на протяжении всей своей жизни, и этот жанр претерпел в его творчестве существенную эволюцию.

В ходе исследования были выявлены 244 стихотворных послания, написанные в разные годы и обращенные к 140 адресатам. 85 посланий (36%) адресовано друзьям, близким и родным. Следующую большую группу составляют стихотворения, относящиеся к любовной лирике (61 послание; 25%). 50 (20%) произведений посвящено издателям, критикам, литераторам, с которыми Пушкину приходилось общаться в силу своей творческой деятельности. 37 (15%) посланий обращено к выдающимся историческим личностям; 8 (3%) – к театральным деятелям, художникам, скульпторам; 3 (1%) – к крепостным.

Был также рассмотрен круг лиц, которым посвящено наибольшее количество лирических посланий. Здесь мы выделили Петра Андреевича Вяземского (13 посланий), Антона Антоновича Дельвига (7 посланий), Ивана Ивановича Пущина (6 посланий), Василия Андреевича Жуковского (6 посланий), Василия Львовича Пушкина (5 посланий), Анну Алексеевну Оленину (5 посланий), Елизавету Ксаверьевну Воронцову (5 посланий), Дениса Васильевича Давыдова (5 посланий) и Николая Николаевича Надеждина (5 посланий).

Как показало исследование, чаще всего к жанру послания поэт обращался в 1816 году (13 стихотворений), 1819 году (31 стихотворение), в 1825 году (27 стихотворений), в 1828 году (19 стихотворений), а в 1820 году не писал посланий вовсе, что было связано с ссылкой на Кавказ.

Когда слова становятся крылатыми

Уханова Дарья,

ГБОУ СО СОШ №7 г.Кинеля 8 класс.

Руководитель: Алпатова Т.Н.

 

Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова и афоризмы. Они делают речь яркой и лаконичной. С их помощью можно описать и охарактеризовать человека или какую-то ситуацию и выразить свое отношение к той или иной ситуации.

Мы часто произносим фразы: «Ларчик просто открывался» или «Слона-то я и не приметил», не задумываясь, откуда пришли в нашу речь эти выражения.

Как возникло понятие «крылатые слова»? Каким смыслом обладают афоризмы? Что автор хотел сказать читателю, употребляя подобные выражения? Как часто и когда используем мы афоризмы в своей речи? Эти и другие вопросы подтолкнули нас к исследовательской работе по басням Крылова. Когда слова становятся крылатыми?

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть понятия «крылатое слово» и «афоризм», установить источники их возникновения, область применения, изучить роль крылатых выражений на основе басен И.А. Крылова.

Задачи исследовательской работы:

· раскрыть характерные особенности афоризмов и крылатых выражений;

· научиться видеть афоризмы в баснях И.А. Крылова;

· классифицировать афоризмы по тематическим группам;

· выяснить, знакомы ли учащиеся 6-х классов с терминами «крылатые слова» и «афоризмы», с крылатыми выражениями из басен И.А. Крылова, умеют ли давать им толкование.

Гипотеза: крылатые выражения не только делают яркими произведения, но и украшают речь человека, делают её образной, выразительной, меткой.

Предмет исследования: афоризмы и крылатые выражения русского баснописца И.А. Крылова.

Объект исследования: произведения И.А. Крылова.

Как же возникло понятие крылатые слова? Понятие «крылатые слова» восходит к древнегреческому писателю Гомеру, который называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.

Применение в качестве литературного термина это слово получило только в конце XIX века. В русском языке этот термин стал использоваться после издания книги С. В. Максимова «Крылатые слова».

Термином «крылатые слова» обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников образные выражения, изречения исторических лиц; имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными. Образные сжатые характеристики исторических лиц.

Нередко термин «крылатые слова» толкуется в более широком смысле: им обозначают поговорки, присловья, образные выражения, возникшие не только из литературных источников, но и в быту.

Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Наиболее полное толкование слова афоризм даётся в Большой Советской энциклопедии.

Как и пословица, афоризм не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли.

Крылатое слово — это сборный термин, объединяющий меткие выражения, литературные цитаты, изречения исторических лиц, распространенные афоризмы.

Источником крылатых выражений является художественная литература. Одним из самых известных русских афористов конца XIX, начала XIX века был великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов, который мастерски высмеивал в своих произведениях людские пороки.

Кроме людских пороков в баснях Крылова даются истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Многие крылатые выражения баснописца содержат полезные нравоучения.

Чтобы доказать, что Крылов является мастером афоризма и крылатых слов, нами было проанализировано 46 басен И.А. Крылова, которые мы систематизировали и классифицировали по тематическим группам и дали им толкование. Всего было выбрано из текстов 62 крылатых выражения, которые были распределены по 19 группам. Самой многочисленной стала группа со значением «Польза», в ней насчитывается 9 лексических единиц, в группе «Труд» - 8.

По месту расположения в басне крылатые выражения могут находиться: в самом заглавии, в начале басни, в выводе.

По синтаксической принадлежности крылатые выражения могут быть представлены: словосочетанием, простым предложением, сложным предложением.

Для того чтобы выяснить уровень распространенности афоризмов в нашей школе, был разработан опросник, а также определены группы, участвующие в опросе. Это учащиеся 6-го и 10 класса.

Опрос показал, что только 60% учеников 6 класса знакомы с термином «крылатые слова». Среди учащихся 10 класса справились с заданием 80%.

С заданием на выявление уровня владения крылатыми выражениями справились 100% учащихся 10 класса. Шестиклассники показали такой результат: справились полностью – 31%, допустили 1 ошибку – 19%, допустили 2 ошибки -50% ребят.

Умение давать толкование крылатым выражениям проверялось в третьем задании. Ученики 10 класса знают значение выражения «А Васька слушает, да ест». 85% - дали толкование верно, 15% - дали неточное толкование. 50 % учеников 6 класса не справились с заданием, неточно толковали – 12%, справились – 38%.

Проанализировав анкетные данные, сделали соответствующие выводы. Большинство опрошенных знают «крылатые» выражения великого баснописца. Однако многие учащиеся не умеют их толковать. Немногие школьники (21%) вводят крылатые выражения в свою речь, умеют их использовать при построении своего ответа или письменной работы.

Таким образом, цель работы достигнута: рассмотрены понятия «крылатое слово» и «афоризм», установлены отличия крылатого слова от афоризма, определены источники возникновения крылатых выражений, условия их использования.

Произведена выборка крылатых выражений из басен И.А. Крылова, сделана систематизация по тематическим группам и дано их толкование. Представлены результаты анкетирования учащихся школы.


Мудрость слова

Шильцева Валерия,

ГБОУ СО СОШ №7 г.Кинеля 8 класс

Руководитель: Алпатова Т.Н.

 

Самое большое чудо, что создал человек, – это язык. Без языка невозможна жизнь на Земле, невозможно развитие человека, его культуры, искусства, науки и техники.

На Земле много языков. Одним из самых развитых и богатых является русский. В «Письмах русского путешественника» Николай Михайлович Карамзин писал: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»

Состояние русского литературного языка в настоящее время представляет собой острейшую проблему для государства, для всего общества. Это объясняется тем, что в языке сосредоточен и представлен весь исторический опыт народа: состояние языка свидетельствует о состоянии caмого общества, его культуры, его менталитета. Негативные процессы, происходящие в обществе, утрата нравственности, утрата характерных национальных черт – все это сказывается на языке, ведет к его упадку. Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении – гарантия сохранения и развития русской культуры.

Каждый гражданин Российской Федерации, кем бы он ни работал, какую бы должность ни занимал, несет ответственность за состояние языка своей страны, своего народа. Чтобы выполнить этот гражданский долг, осознанно принимать участие в языковой политике, необходимо иметь представление о развитии и положении русского литературного языка в разные периоды его существования, поскольку настоящее глубоко и всесторонне познается только в сравнении с прошлым.

А для этого необходимо, в частности, изучение высказываний, пословиц, стихотворений о слове, языке и речи, а также отношение писателей, учёных и народа к слову. Это мы и хотим сделать в нашей работе.

Цель определяет решение следующих задач:

- изучить источники, содержащие высказывания, стихотворения, пословицы о слове и речи;

- собрать и систематизировать теоретический и иллюстративный материал;

- способствовать воспитанию чувства патриотизма, бережному отношению к слову.

Роль языка, речи, слова в жизни общества оценивается русским народом в многочисленных пословицах и поговорках, высказываниях, которые раскрывают:

- духовную жизнь народа: Умные речи приятно слушать. Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь красно и слушать и др.;

- склад характера: Горлом не возьмешь. Горлом изба не рубится. Он речь сквозь зубы цедит. Говорит, что в цедилку цедит и др.;

- силу слова: Язык мал, великим человеком ворочает. От языка не уйдёшь. Язык везде достанет. Краткое слово гнев побеждает и др.;

- струны души: Чиста, лучиста, да и говорить речиста. С тобой разговориться, что мёду напиться.

Наибольший интерес для осмысления становления и развития литературного языка представляет XVIII век, когда прогрессивно настроенные круги общества старались поднять авторитет русского языка, доказать его состоятельность как языка науки и искусства. Особую роль в формировании литературного языка в этот период сыграл М.В. Ломоносов. Он создает первую на русском языке «Российскую грамматику», в которой представляет научную систему русского языка, составляет свод грамматических правил, показывает, как следует пользоваться его богатейшими возможностями.

Одновременно начинается и демократизация языка: в его лексический состав, грамматический строй в значительном количестве входят элементы живой устной речи городского купечества, служивых людей, низшего духовенства, грамотных крестьян.

Создателем современного русского литературного языка по праву считают А.С. Пушкина. В.Г. Белинский писал: «Пушкин убил на Руси незаконное владычество французского псевдоклассицизма, расширил источники нашей поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее впервые с русскою жизнью Из русского языка Пушкин сделал чудо».

XIX век – расцвет русской словесности и русского языка. В это время происходит небывалый расцвет русской литературы. Одним из важнейших признаков литературного языка как высшей формы общенародного языка является его нормативность. На протяжении всего XIX века идет процесс обработки общенародного языка с целью создания единых грамматических, лексических, орфографических, орфоэпических норм.

К началу XX века был сформирован русский литературный язык, определены его нормы, описана морфологическая и синтаксическая структуры, составлены и изданы словари, закрепившие и узаконившие его орфографические, лексические, морфологические особенности.

В современном русском языке (речи) слова язык, речь и слово издавна употребляются как синонимы, которые могут заменять друг друга в некоторых контекстах, сохраняя при этом своё основное значение.

О богатстве и величии русского языка, о его ценности и самодостаточности говорят многие поэты и писатели:

«Слово - полководец человечьей силы. Слово ласковое - мастер дивных див». (Владимир Маяковский).

«Словом вождь побуждает смело сражаться в бою. Первое слово всегда тревожит вам слух и внимание. Словами подобает скрашивать зло». (Овидий).

«Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий». (Г. Державин).

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А. Куприн).

Необходимо помнить, что поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, формах, словосочетаниях, предложениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни, труду.

 

Секция «РДШ, Я и право, Гражданин»

Нарушение экологических прав жителей Самарской области на примере загрязнения питьевых источников

Романюк Анна,

МБОУ «Школа №27» с углубленным изучением

отдельных предметов г.о. Самара 8 класс

Руководитель: Дубов В.И.

 

Практически непригодной для питья стала вода многих рек России.

Основной вклад в загрязнение природных водных объектов области вносят предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения, металлообработки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: