План:
1. Определение понятия «система»; Таня
2. Определение понятия «система менеджмента»; Таня
3. Закономерности регулирования поведения систем в менеджменте; Аня
4. Общие принципы управления; Андрей
5. Обратная связь; Андрей
6. Вопросы;
7. Задания.
1. Определение понятия «система»
Решение вопроса о специфических признаках системного подхода, в отличие от любого другого типа научного исследования, предопределяется тем, что понимается под системой.
Термин «система» употребляется во многих значениях, что приводит к опасности упустить основное содержание этого понятия.
Под системой понимается:
• «Комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» (Л. Берталанфи);
• «Нечто такое, что может изменяться с течением времени», «любая совокупность переменных..., свойственных реальной логике» (Р. Эшби);
• «Множество элементов с соотношением между ними и между их атрибутами (Холл А., Фейдшин Р.)»;
• «Совокупность элементов, организованных таким образом, что изменения, исключения или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных элементах» (Топоров В.Н.);
• «Взаимосвязь самых различных элементов», «все состоящее из связанных друг с другом частей» (С. Бир);
• «Отображение входов и состояний объекта в выходных объекта» (М. Месарович).
Правильно было бы сказать, что строгого, единого определения для понятия «система» в настоящее время нет.
В первом приближении можно придерживаться нормативного понятия системы.
Система (греч.- «составленное из частей», «соединение» от «соединяю») - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Система есть совокупность или множество связанных между собой элементов. Элементы системы могут представлять собой понятия, в этом случае мы имеем дело с понятийной системой (инструмент познания). Элементами системы могут являться объекты (устройства) (ПК - клавиатура, мышь, монитор и т.д.). Элементами системы могут быть субъекты: игроки в футбольной команде, студенты в группе и т.д. Таким образом, система - это совокупность живых и неживых элементов либо тех и других вместе. Существует несколько десятков определений этого понятия. Их анализ показывает, что определение понятия система изменялось не только по форме, но и по содержанию.
|
2. Определение понятия «система менеджмента»
Система менеджмента – это целостный комплекс управленческих действий, которые взаимосвязаны, регулярно выполняемы и позволяющие внедрять долгосрочные стратегии компании с максимальной прибылью за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Еще одно определение. Система менеджмента – это система управления разного рода ресурсами: человеческими, финансовыми, техническими и другими с целью решения бизнес-задач.
В системе менеджмента различают субъект – управляющую подсистему, в данном случае – аппарат управления, и объект – управляемую подсистему, это коллектив.
Классификация системы менеджмента:
Системы менеджмента бывают закрытыми и открытыми.
Закрытая система характерна для предприятий-монополистов при стабильной внешней среде и предсказуемой рыночной ситуации. При закрытой системе менеджмент ориентирован на предвидение и корректировку повседневных задач, принятие обязательств, оперативное управление, оптимизацию структуры производства.
|
Недостатки закрытой системы: недостаточно учитывается роль человеческого фактора.
Открытая система характерна для постоянно меняющейся внешней среды, постоянно развивающемся рынке.
В таком случае управленческие процессы выстраиваются в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые сложно предвидеть. Управление в открытой системе базируется на творческом, новаторском подходе, понимании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой.
Эффективность менеджмента в открытой системе измеряется способностью к саморегулированию и самоорганизации, а также достижениями целей при изменчивых внешних условиях.
Также СМ включает в себя набор подсистем, таких как:
- Финансовый менеджмент – управление финансовыми ресурсами.
- Инвестиционный менеджмент – управление инвестиционной деятельностью в различных масштабах.
- Стратегический менеджмент – сферы ответственности: развитие компании, постановка целей, реализация стратегий.
- Информационный менеджмент.
- Инновационный менеджмент.
- Маркетинг.
- Управление проектами, которое включает в себя: управление персоналом, управление проектированием, управление качеством.
- Риск-менеджмент.
- Экологический менеджмент.
- Менеджмент качества.
Польза от создания системы менеджмента:
- Система менеджмента позволяет организации выйти на новый уровень развития:
модернизировать организационную структуру управления и увеличить ее эффективность,
- снизить затраты;
- повысить уровень безопасности услуг и продукции;
- выпускать продукцию ожидаемого потребителем качества;
- увеличить число конечных потребителей, стать предпочтительным поставщиком;
- повысить объемы сбыта продукции и услуг;
- оперативно реагировать на рыночные колебания;
- повысить производительность,
- защитить свою торговую марку и репутацию.