Закономерности взаимодействия части и целого




1.1 Эмерджентность. При объединении элементов в систему наблюдается явление эмерджентности. Эмерджентность (от англ. emergence — возникновение, явление нового) — это возникновение в системе новых инегративных качеств, не свойственных ее компонентам. Чем проще система, чем из меньшего числа элементов и связей она состоит, тем меньше проявляет она системное качество, и чем сложнее система, тем более непохожим является ее системный эффект по сравнению со свойствами каждого элемента. Из данной закономерности следует важный практический вывод: 18 невозможно предсказать свойства системы в целом, разбирая и анализируя ее по частям. Кроме эмерджентных свойств, у системы сохраняются отдельные свойства, свойственные ее элементам.

1.2 Целостность — это не статическая характеристика некоторой совокупности, а состояние динамического равновесия. Такое равновесие достигается в результате действия многих сил и становится тем самым их равнодействующей. Понимание организации как открытой развивающейся системы означает необходимость введения прежде всего двух векторов — вектора изменения и вектора стабилизации, сохранения статус-кво. Для их иллюстрации и характеристики практических способов поддержания целостности организации обратимся к результатам экономико-социологических исследований, проведенных в начале 2000-х гг., когда российская экономика, оправляясь от последствий кризиса 1998 г., столкнулась с новыми конкурентными обстоятельствами.

Экономические механизмы поддержания целостности организации. Особенно острой в это время была конкурентная ситуация, сопровождаемая борьбой за передел рынков в сфере сетевой розничной торговли. Российские розничные сети, успешно вытесняя из розничной торговли так называемые открытые рынки (вещевые, продуктовые и т.п.), оказались в угрожающей тени крупных транснациональных операторов, первые из которых (шведская Ikea, немецкая Metro, французская Auchan) начали свою деятельность в России со строительства в 2002 г. гипермаркетов на границах Москвы. Материалы интервью с руководителями — собственниками и топ-менеджерами — компаний, среди которых такие известные,как «М.видео», «Техносила», «Мир», «Эльдорадо», «Копейка», «Спорт-мастер», «Старик Хоттабыч» и «Комус», позволили выделить четыре основные концепции контроля ситуации.

1.Продажа бизнеса. Основным мотивом принятия данной стратегии рыночного поведения стало представление, что транснациональных операторов уже не остановить, а «бизнес есть бизнес» и само существование компании, а точнее утрата торгового бренда, становится жертвой достижения максимально возможной выгоды. Таким образом, основным элементом стратегии становится ускоренное наращивание капитализации компании путем увеличения степени легальности бизнес-процессов. Однако данная стратегия фактически означает отказ от сохранения целостности организации.

2.Уход в регионы. Данная стратегия опирается на прогнозы того, что масштабы страны дают запас времени на продолжение бизнеса, а следовательно, сохранение компании как экономической единицы.

3.Поиск особых рыночных ниш в рамках существующего московского рынка. Как правило, данная стратегия связана с недостаточностью ресурсов для усиления региональной активности и реализуется путем пространственного приближения торговых точек к месту жительства потребителя («магазин у дома»).

4.Наиболее интересной в данной ситуации становится стратегия конкуренции с мировыми сетями. Помимо экономических аргументов (например, преодоление ограниченности внутренних финансовых ресурсов за счет привлечения ресурсов внешних — акционирование, банковские кредиты, заключение альянсов и пр.), уже звучат явно психологические мотивировки: например, личная преданность своему делу, начатому с нуля, переживание социальной ответственности как работодателя и т.д.

Наконец, характеризуя социально-психологические механизмы поддержания целостности организации как социальной группы, обратимся к идеям, сформировавшимся в организационной психологии, принимая во внимание то обстоятельство, что именно здесь организация рассматривается прежде всего как социальная группа, функционирующая по законам групповой динамики, открытыми и изученными в социально-психологических исследованиях. В частности, анализируя проблематику организационной культуры, Э. Шейн использует модель организации как социальной группы, «основанную на строгом разделении групповых проблем: выживания и адаптации при изменении внешних условий существования группы; интеграции внутренних процессов, обеспечивающей возможность выживания и адаптации.

Отдельные аспекты внешней адаптации и выживания определяют, по его мнению, особенности цикла приспособления, который должна пройти любая система при изменении внешних условий ее существования. В этот цикл входят следующие элементы:

Миссия и стратегия: достижение общего понимания основной миссии организации, ее главных задач, а также явных и тайных функций.

Цели: достижение консенсуса при постановке конкретных целей, определяемых основной миссией организации.

Средства: достижение консенсуса при определении средств для решения поставленных задач, таких как разделение труда, система компенсаций и система руководства.

Оценка: достижение консенсуса при задании критериев оценки работы группы.

Коррекция: достижение консенсуса при определении стратегии исправления при отклонении от цели

1.3. Аддитивность. Если изменения в системе представляют собой сумму изменений в ее отдельных частях, то такое поведение называется аддитивным. Свойство физической аддитивности проявляется у системы, как бы распавшейся на независимые элементы.

1.4. Синергизм. Синергизм (от греческого сотрудничество, содействие) проявляется в виде мультипликативного эффекта при однонаправленных действиях. Мультипликативность отличается от аддитивности тем, что отдельные эффекты не суммируются, а перемножаются.

Примеры:

1. Пусть система имеет два входа (х1 и х2)и один выход у, тогда аддитивный эффект описывается уравнением у=а1х1+а2х2, а мультипликативный — уравнением у = ax1x2.

2. В медицине часто можно наблюдать явление, когда комбинированное действие лекарственных веществ на организм превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности.

3. В экономике доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности. 1.5. Прогрессирующая изоляция и прогрессирующая систематизация Американский ученый А. Холл ввел две закономерности:

o прогрессирующая факторизация - стремление системы к состоянию со все более зависимыми элементами;

o прогрессирующая систематизация - стремление системы к уменьшению самостоятельности элементов, т. е. к большей целостности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: