Роль и место этического подхода в социально-экономической политике России




Исторически российская духовно-нравственная традиция преимущественно поддерживала приоритет духовного над материальным, идеал самопожертвования личности ради блага народа, ориентацию на коллективизм, благотворительность и помощь неимущим. В дореволюционной России представители некоторых общественных течений и тем более Православной церкви настойчиво предостерегали от чрезмерного увлечения материальными благами8.

При советской власти этические принципы хозяйствования дореволюционной России были вытеснены принципами уравнительного распределения, внеэкономического принуждения со стороны государства, социального иждивенчества, подавления предпринимательской инициативы. Политические задачи полностью доминировали над социально-экономическими, причем провозглашался (но при этом полностью игнорировался) основополагающий этический принцип справедливости в экономических отношениях.

Грубейшие нарушения этических принципов в отношениях между государством и всеми хозяйствующими субъектами наблюдались также в период перехода российской экономики к рынку9. Академик Д. С. Львов указывал, что в результате рыночных реформ в России образовалась двухслойная экономика: "Эти две экономики удивительным образом не похожи друг на друга. Они представляют не одну, а как бы две России. Первая - это богатая Россия, успешно продвигающаяся по пути выстраивания капиталистического общества благоденствия. Вторая - бедная Россия, с множеством своих жгучих социальных и экономических проблем. На долю первой части России приходится примерно 15% ее населения. На долю второй - 85%... Столь глубокого и стремительного расслоения населения по уровню доходов не знала еще ни одна из современных стран мира"10.

Игнорирование этических принципов наложило свой отпечаток и на содержание социально-экономической политики России. В официальных документах, отражающих положения как краткосрочной экономической политики государства (годовой федеральный бюджет,

8 См.: Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: Новости, 2000; Коваль Т. Этика труда православия // Общественные науки и современность. 1994. N 6. С. 55 - 70.
9 См.: Авдеев А. С., Рябова Е. Е. Предпринимательство в России. М.: Манускрипт, 2000; Чирикова А. Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, мысли, ценности. М.: Институт социологии РАН, 1997.
10 Львов Д. С. Проблемы долгосрочного социально-экономического развития России / Научный доклад на Президиуме РАН 24 декабря 2002 г. Волгоград: Изд-во ВГУ, 2003. С. 13.

стр. 124

ежегодные заявления правительства РФ и Банка России об экономической политике страны, ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ), так и среднесрочных и долгосрочных программ, не предусмотрена этическая экспертиза и не упоминаются этические регуляторы отношений между экономическими агентами и властными структурами.

В Федеральном законе "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"11 разработка программ возлагалась на орган исполнительной власти, то есть на правительство РФ, которое, собственно, и должно реализовывать эти программы. Тем самым официально был установлен своеобразный монополизм в области формирования программ экономической политики. Таким образом, игнорировалось фундаментальное положение теории управления, согласно которому планы и программы, разработанные любым органом для собственного исполнения, неизбежно несут на себе налет субъективизма и зачастую оказываются некорректными, даже если они были согласованы с другими заинтересованными инстанциями. В частности, в соответствии со сложившейся практикой, при подготовке федерального бюджета и в обсуждении его проекта в Государственной думе РФ участвуют только высшие органы исполнительной и представительной ветвей власти, причем в отсутствие общественного нравственно-этического контроля за формированием экономической политики и выбором важнейших стратегических приоритетов. В результате ослабляется социальная ориентация бюджета и ограничиваются возможности исполнения принятых решений.

В последнее время в России предпринимаются серьезные попытки разработать кодекс этики хозяйствования, который не дублировал бы уже существующие кодексы корпоративной этики и не являлся бы пересказом норм государственного законодательства, а давал четкое представление о соотношении духовного идеала и материальных нужд. Отметим документ под названием "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", принятый VIII Всемирным Русским Народным Собором. В нем, в частности, говорится, что положение экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности, а богатство - это прежде всего испытание и ответственность. Поэтому использование собственности в хозяйствовании не должно носить эгоистического характера, противоречить общему интересу. Честное хозяйствование исключает обогащение во вред обществу12.

С обсуждаемыми проблемами тесно связан вопрос об обосновании идеологических предпосылок использования этического подхода в социально-экономической политике России. Согласно А. Сену, в экономической теории можно выделить два подхода: этический и инженерный, при этом "роль этического подхода по мере развития современной экономической теории существенно ослабилась... Если проследить расстановку акцентов в публикациях, то трудно не заме-

11 См.: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", принятый Государственной думой РФ 23 июня 1995 г.
12 Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Принят 4 февраля 2004 г. на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора (www.mospat.ru/index.php?page=30427).

стр. 125

тить пренебрежения влиянием этических соображений при описании и анализе реального человеческого поведения"13.

По нашему мнению, инженерный подход в экономической теории, включающий ресурсные, технологические и прочие инструментальные аспекты, широко использующий экономико-математические методы и информационные технологии, не учитывает всю гамму интересов человека. Поэтому инженерный подход в экономике должен быть органически увязан с этическим подходом, который, в свою очередь, основывается на представлениях о человеке как о психобиосоциальном субъекте экономической деятельности. Именно человек является главной целью, средством, ресурсом, субъектом и одновременно объектом экономической деятельности, участвует во всех ее различных видах и сферах, в частности при выработке и проведении социально-экономической политики государства.

Главную роль в формировании, контроле и реализации социально-экономической политики России должны сыграть творческие, профессионально подготовленные люди, руководствующиеся принципами трудовой этики. Кроме того, негласный, но прочно господствующий в экономической политике, проводимой в рамках административной системы управления, принцип "человек для экономики" и противоположные ему радикально-либеральные воззрения "экономика для человека" должны уступить место двум этическим установкам идеологии экономической политики, находящимся, согласно известному положению Нильса Бора, в отношениях дополнительности. А именно: установка "эффективная экономика для активного высококвалифицированного и нравственного человека" должна органически сочетаться с установкой "активный высококвалифицированный и нравственный человек для эффективной экономики".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: