Этические требования к базисным направлениям экономической политики




Учет этических требований в бюджетно-финансовой политике прежде всего состоит в том, чтобы с помощью социально-экономических институтов обеспечить транспарентность финансовых потоков в национальной экономике. В кредитной политике должен быть существенно расширен набор кредитных форм и услуг, включая льготные кредиты широким слоям населения, а не узкому кругу людей, имеющих высокие доходы. По нашему мнению, этическим принципам в налоговой политике отвечает только прогрессивная система налоговых ставок. С ее помощью удастся одновременно решить ряд ключевых проблем: существенно увеличить поступления в доходную часть бюджета и создать условия для направления части налоговых сборов на пенсионное обеспечение.

Угроза чрезмерного роста инфляции заставляет государство пересматривать проводимую ценовую политику. Опыт многих стран подтверждает старую истину: рыночное равновесие достигается лишь благодаря совместным действиям государства и механизма рынка. Однако возникающие в сфере ценообразования вопросы носят не только социально-экономический, но и этический характер, поскольку принимаемые в этой области решения могут вызвать социальные потрясения. Здесь важна роль организаций гражданского общества, например Общественной палаты при Президенте РФ, призванных противостоять необоснованному повышению цен.

Этически ориентированная структурная политика должна способствовать стимулированию развития тех отраслей, которые в наибольшей степени содействуют социально-экономическому прогрессу страны. При этом нужно в первую очередь поддерживать инвестиционную активность в тех сферах, которые напрямую обеспечивают повышение качества жизни населения. Для этого целесообразно перейти к точечному финансированию социально значимых проектов.

Этическая роль государства в проведении внешнеэкономической политики определяется соотношением уровней протекционизма и фритредерства, что означает необходимость, с одной стороны, принимать все возможные меры для защиты возрождающейся отечественной промышленности от более сильных зарубежных конкурентов, а с другой - обеспечивать (разумеется, в допустимых пределах) свободу торговли и проводить политику невмешательства государства во внешнеторговые связи.

стр. 130

В части поддержки предприятий негосударственных форм собственности и в особенности стимулирования развития малого бизнеса необходимы следующие мероприятия: внедрение справедливой системы льготного налогообложения и предоставления займов; оказание различного рода бесплатных технических, финансовых и консультационных услуг малым предприятиям.

Политика государства по отношению к предприятиям и организациям различных форм собственности связана с политикой в области труда и занятости. По нашему мнению, следует пересмотреть те нормы Трудового кодекса, которые регулируют трудовые отношения между собственниками, профсоюзами, акционерами, наемными менеджерами и специалистами. Важно не допустить утраты нравственных ориентиров в процессе труда, что особенно касается руководителей всех уровней, а также владельцев собственности.

Поскольку рыночные отношения в экономике объективно влекут за собой имущественное неравенство и неодинаковые возможности в осуществлении основных прав каждого человека, соблюдение этических требований в области социальной политики и социальных гарантий должно свестись к принятию действий мер по созданию условий, исправляющих возможные несправедливости рыночной системы. В этих целях нужно установить определенные гарантии со стороны государства и институтов гражданского общества.

В обществе давно обсуждается вопрос о необходимости реформирования пенсионной системы. Мы предлагаем осуществить эти реформы путем отказа от уравнительного принципа и перехода к учету сложности и ответственности прошлого труда, а не размеров полученных раннее окладов, которые в большинстве случаев не отражали действительного вклада работника в создание национального богатства.

Очевидно, что снижение качества производимых материальных и духовных благ свидетельствует о неэтичном отношении производителей продукции к ее потребителям. Поэтому важна этически выверенная политика по контролю за качеством продукции, сырья и материалов, работ и услуг. Несмотря на многие достоинства нормативно-правовых актов в области качества продукции и услуг24, в них, к сожалению, не отражены этические аспекты обеспечения их должностного качества.

В системе государственного регулирования экономики нередко используются социально-экономические показатели, искажающие реальную картину, что может привести к принятию ошибочных решений, влекущих за собой значительный экономический ущерб и возможность масштабных социальных потрясений. Следовательно, этические требования необходимо отразить и в государственной политике в сфере регламентации учета и отчетности.

И, наконец, особое значение имеет институциональная политика, составной частью которой должны стать разработка, введение и ревизия этических норм, регулирующих экономические отношения.

24 См.: Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ (принят ГД ФС РФ 15.12.2002); Концепция национальной системы стандартизации. Одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N 266-р (www.consultant.ru).

стр. 131

Хотя институциональное строительство играет важную роль в реформировании российской экономики, многие социально-экономические институты и принятые в их развитие нормативно-правовые акты не удовлетворяют принципам социальной справедливости, ограничивают свободу выбора и условия саморазвития личности.

Одним из существенных недостатков процессов институционального строительства в России является недооценка этических факторов при создании новых и модернизации действующих социально-экономических институтов. Как следствие, многие институты не соответствуют современным требованиям цивилизованных рыночных отношений, что препятствует формированию в России рыночной экономики инновационного типа. Кроме того, если институты не отвечают этическим принципам социальной справедливости, это может привести к ослаблению стимулов к труду, росту социальной напряженности и социальной апатии в обществе. Для разработки, введения и ревизии этических норм, регулирующих экономические отношения, рекомендуется использовать инструментарий теории управления формированием и развитием социально-экономических институтов.

* * *

Чтобы на практике реализовать рассмотренные этические требования к социально-экономической политике России, необходимо разработать и ввести в действие новый Закон РФ "О формировании экономической политики государства". В нем должны быть предусмотрены этически ориентированные правовые нормы, регулирующие содержание и процедуры формирования и утверждения экономической политики, а также механизмы моральной и материальной ответственности соответствующих должностных лиц за допущенные просчеты и существенные недостатки.

Рецензия на статью

1. Рецензируемая статья посвящена этическим аспектам функционирования экономической системы и проведения социально-экономической политики в России. В настоящее время все большее количество ученых, занимающихся исследованием российского общества, говорит о необходимости включения данных факторов в экономический анализ. Во многом именно их игнорирование в процессе реформ двух последних десятилетий привело к современному состоянию российской экономики, параметры и результаты функционирования которой вызывают недовольство у подавляющего большинства россиян: от простых граждан до крупных предпринимателей и видных политиков. Вместе с тем, исследований по данной проблематике явно недостаточно. Это свидетельствует об актуальности статьи доктора экономических наук Д. Петросяна и кандидата экономических наук Н. Фаткиной.

2. Авторы использовали большое количество теоретических и аналитических источников. Среди них следует особо выделить классические произведения таких известных ученых прошлого, как А. Смит («Теория нравственных чувств»), Дж.М. Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»), М. Вебер («Протестантская этика и дух капитализма»), А. Пигу («Экономическая теория благосостояния»), В. Рошер («Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода») и др. Исследование российской экономики в статье опирается на работы современных преимущественно отечественных экономистов: И. Агаповой, О. Богомолова, Д. Львова, и др. Кроме того, авторы обращаются к нормативным (например, Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации») и иным (например, Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, принятый 4 февраля 2004 г. Всемирным Русским Народным Собором) документам, а также к художественной литературе (например, роман Ф. Достоевского «Бесы»).

3. Поставленную в статье проблему авторы решают, опираясь на модернизированный системный подход, развиваемый Г. Клейнером. Согласно данному подходу, реализация экономической политики невозможна без обращения к нематериальной могущественной силе любой системы - ее «душе». «Душой» экономической политики, по мнению Д. Петросяна и Н. Фаткиной, является как раз ее этическая ориентация. Это свойство экономической политики имеет одновременно социальную, этнопсихологическую и культурную направленность. Помимо этого, в статье есть ссылки на концепцию экономической социодинамики Р. Гринберга и А. Рубинштейна, этический подход к анализу экономических явлений А. Сена и др. В процессе анализа этических аспектов функционирования экономической системы используются преимущественно системный и исторический методы.

4. Рецензируемая статья имеет свою внутреннюю логику и структуру, ей подчиненную. Так, работа начинается с постановки проблемы и обоснования ее актуальности. Основная идея, в продуктивности которой авторы хотят убедить читателя, заключается в том, что экономическое развитие России невозможно без «нравственного перерождения» ее граждан. Второй смысловой блок статьи посвящен роли и месту этического подхода в социально-экономической политике России. Здесь авторы отстаивают точку зрения о российской духовно-нравственной традиции, поддерживающей приоритет духовного начала над материальным. Согласно мнению Д. Петросяна и Н. Фаткиной, эта традиция начала вырождаться в советский период. «Грубейшие нарушения этических принципов в отношениях между государством и всеми хозяйствующими субъектами» наблюдаются и в настоящее время. Например, это проявляется в отсутствии этической экспертизы при разработке программ экономической политики государства.

В третьей части статьи проводится этическое обоснование экономической политики государства. Авторы выдвигают три этических принципа ее проведения в России. Во-первых, это приоритет показателей качества жизни населения над макроэкономическими индикаторами. Второй этический принцип указывает на необходимость равноправного сочетания формальных правовых и неформальных этических норм при регулировании поведения экономических агентов. Наконец, третий этический принцип – это принцип социальной справедливости. Заключительный смысловой блок посвящен этическим требованиям к базисным направлениям экономической политики, а именно, к бюджетно-финансовой, структурной, внешнеэкономической и другим видам политики.

5. Выводы, которые формулируют Д. Петросян и Н. Фаткина, содержат рекомендации по совершенствованию социально-экономической системы, направленные на решение поставленной в статье проблемы. Среди них - прогрессивная система налоговых ставок, государственное участие в процессе установления цен на рынках, точечное финансирование социально значимых проектов и др. Вместе с тем, некоторые рекомендации (например, переход к начислению пенсий в зависимости от сложности и ответственности прошлого труда, а не размеров полученных окладов) можно назвать довольно смелыми и трудно реализуемыми, а некоторые (например, система мероприятий по поддержке малого бизнеса) – слишком общими.

6. Авторы не используют иллюстративный материал (графики, таблицы и т.п.) для пояснения формулируемых научных положений и выводов. Это объясняется концептуальным характером статьи.

7. Характеризуя работу Д. Петросяна и Н. Фаткиной в целом, необходимо отметить ее своевременность. В настоящее время уже очевидно, что универсальный (сугубо экономический) подход к проведению социально-экономической политики в России себя не оправдал. Реальностью сегодняшнего дня стали технологическая деградация экономики, ее превращение в так называемый «сырьевой придаток Запада», резкое социальное расслоение по доходам и др. Поэтому авторы предлагают реальную социально-экономическую альтернативу, которая подразумевает, по сути, функционирование «нравственной» экономики. Вместе с тем, во-первых, в статье не проясняется вопрос о том, каким образом в обществе может быть достигнут консенсус по поводу социально продуктивных этических норм. Во-вторых, авторы не определили институты, которые могли бы взять на себя реализацию сложнейшей задачи по их культивированию. Поэтому, безусловно, необходимы дальнейшие исследования в этом направлении. В курсе «Политическая экономия и история экономических учений (Экономическая теория)» эти вопросы рассматриваются в рамках таких разделов, как «Предмет и метод экономической теории», «Основные этапы возникновения и развития экономической теории», «Экономические системы и формы организации общественного производства».

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: