Гармонический слух и основы методики его развития





 

По определению Бориса Теплова гарм. слух представляет собой способность воспринимать одновременно множество звуков как единое целое. Таким образом, гарм. слух проявляется в способности воспринимать многолосье. Основную роль при этом играют эмоц. ощущения, поэтому сначала явление должно быть услышано, прочувствованно, а затем теоретически осмысленно.

Гарм. слух включает в себя 3 важных компонента:

ü фонизм (ощущение окраски звучания)

ü функциональность (роль созвучия в муз. целом)

ü голосоведение (связь с созвучием)

Неправильно думать что восприятие многоголосия трудно для учащихся мл. классов. Многоголосное пение детям знакомо и привычно. Работа над развитием гарм. слуха начинается с раннего детства, т.к. это период накопления слуховых представлений.

I. Фонизм.

Фонизм интервалов.

ü На начальном этапе когда дети не знают интервалов, можно определить их как: широкие, узкие, кансонанс, диссонанс.

ü описание интервалов прилагательными. Например, м3 – мягкий, печальный, сравнение на кого (на что) похоже.

ü прослушивание интонационной выразительности (б6 или м6, м3 или б3) в заранее оговоренных интервалах.

Фонизм аккордов

ü прослушивание оговоренных заранее аккордов (Б53, М53)

ü игра аккордов в разных регистрах

ü определение количества звуков в созвучиях

ü словесное описание аккорда и прослушивание

II. Функциональность

1) функциональная окраска интервалов или аккордов, её определение в тональности. Учащиеся должны узнать к какой функции (Т, S, D) принадлежит интервал или аккорд. Например соль-си – S терция в D-dur.

2) определить тональности по характеру разрешения интервала или аккорда. (интервал или аккорд заранее оговаривается)

3) пение и слушание интервальных или аккордовых последовательностей. Это даёт возможность запомнить характерные муз. обороты (проходящие, вспомогательные, каденции), и соотношения аккордов друг с другом.

4) досочиние подголоска или второго голоса в мелодии.

III. Голосоведение

1) пропевание различных голосов с листа по слуху

2) пропевание одного из голосов аккордовой последовательности, например T – T6 – S – T6 – D.

 

Вывод:

1) начинать работу над многоголосьем можно с пения канонов. Несмотря на то, что в основе этой формы работы лежит развитие мелодического слуха, учащиеся могут начинать воспринимать многоголосье в виде соотношения двух мелодических линий.

2) В развитии гарм. слуха следует широко использовать примеры из худ. литературы, в фактурном изложении.

 

 

Методика работы над развитием чувства метроритма

В музыке высотные отношения звуков неотделимы от их временном организации, катим образом развитие ладового слуха и чувства метроритма должно вестись одновременно.

Все процессы в человеческом организме происходят в опред. ритме, поэтому восприятие ритма явл. органичным, естественным для человека. Эмоц. воздействие ритма очень велико. Отклик на ритм явл. первичным проявлением музыкальности (на вступительноы ислытаниях в ДШИ обязательно проверяется чувство ритма)

Чувство метроритма включает в себя:

ü чувство метра (т.е. ощущение равномерности сильных и слабых долей, пульс музыки и акцентность)

ü ощущение ритма (осознание и воспроизведение сочетания звуков различных длительностей в их разных комбинациях)

ü ощущение темпа и чередование темпов, движение длительностей в разных темпах

ü Равномерность в музыке не явл. механической, т.е. проявляется через незначительные ускорения и замедления.

I. Чувство метра

1) на начальных этапах следует использовать ходьбу, хлопки для закрепления ощущения сильных и слабых долей.

2) дирижирование. На нач. этапах можно применять тактирование, дуолирование.

Тактирование – прохлопывание каждой доли или только сильной доли.

При переходе к дирижированию следует следить за красотой жеста и правильностью ведения руки.

3) дирижирование и прохлопывание (отстукивание) сильной доли при пении муз. примеров и слушании музыки в разных жанрах.

II. Ритм

Простейшими для восприятия являются: четверть, восьмые, половинная, целая.

1) Самые ранние упражнения – это упражнения на чёткое деление доли:

,

Для закрепления понятия дробности доли используются ассоциации с физ. ощущениями.

- шаг (ровный)

- бег

- быстрый бег

- подскоки

 

та-та ти-ти та тили-тили тили-тили ти-ти та

Таня, леноска, побежали побежали в дом скорей.

2) проговаривание ритмических упражнений на ритмослоги.

- та

- ти-ти

- тили-тили (тири-тири)

- та-а (ту-у)

- та-а-а

- па

Эти слоги входят в систему относительной сольмизации.

 

3) придумывание слов детьми (имена, назв. цветов, игрушек…) и их ритмизация.

4) работа с ритм. таблицами и карточками: дети прохлопывают ритм, указанный на таблице или выкладывают его карточками.

5) позже проходят ноты с точкой, синкопу, залигованные ноты, нечётное дробление доли (триоль, квинтоль)

разные группы внутри доли: восьмая и 2 шестнадцатые, наоборот, восьмая с точкой и шестнадцатая и наоборот.

Рекомендации:

1) нота с точкой: рекомендуется делать лёгкий акцент на точке.

2) триоль. На нач. этапе делать акцент на каждой или первой доле.

3) группы с дроблением доли можно объяснять и исполнять со счётом «и»

4) прохлопывание остинатного ритма во время пения одновременно с мелодией.

5) сочинение контрастного ритма к мелодии.

6) чередование фраз, мелодии и ритма.

7) ритмический канон

8) ритмическая партитура

III. Чувство темпа.

Для развития темпа важно использовать темпы в упражнениях. Можно одну и ту же ритм. группу проработать в разных темпах.

Выводы: таким образом при воспитании чувства ритма следует учитывать 3 его стороны: метр, ритм, темп. Для этого следует применять различные упражнения (хлопки, отстукивание, создание шумового оркестра, использовать сольмизацию – чтение нот в ритме без пения)

При изучении разных ритмов следует основываться на эмоц. выразительности каждой ритмической фигуры.

 

 

Развитие ладового слуха

Ощущение лада явл. базовым формированием муз. слуха.

Ладовых слух – это способность различать элементы лада на основе их функциональных и интервальных взаимосзязей.

Работа над развитием ладового слуха выстраивается по след. основным направлениям:

ü освоение диатонии (в условиях абсолютной системы)

ü хроматика

ü модуляция

ü расширенная тональность,

ü атональность.





Читайте также:
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.015 с.