По определению Бориса Теплова гарм. слух представляет собой способность воспринимать одновременно множество звуков как единое целое. Таким образом, гарм. слух проявляется в способности воспринимать многолосье. Основную роль при этом играют эмоц. ощущения, поэтому сначала явление должно быть услышано, прочувствованно, а затем теоретически осмысленно.
Гарм. слух включает в себя 3 важных компонента:
ü фонизм (ощущение окраски звучания)
ü функциональность (роль созвучия в муз. целом)
ü голосоведение (связь с созвучием)
Неправильно думать что восприятие многоголосия трудно для учащихся мл. классов. Многоголосное пение детям знакомо и привычно. Работа над развитием гарм. слуха начинается с раннего детства, т.к. это период накопления слуховых представлений.
I. Фонизм.
Фонизм интервалов.
ü На начальном этапе когда дети не знают интервалов, можно определить их как: широкие, узкие, кансонанс, диссонанс.
ü описание интервалов прилагательными. Например, м3 – мягкий, печальный, сравнение на кого (на что) похоже.
ü прослушивание интонационной выразительности (б6 или м6, м3 или б3) в заранее оговоренных интервалах.
Фонизм аккордов
ü прослушивание оговоренных заранее аккордов (Б53, М53)
ü игра аккордов в разных регистрах
ü определение количества звуков в созвучиях
ü словесное описание аккорда и прослушивание
II. Функциональность
1) функциональная окраска интервалов или аккордов, её определение в тональности. Учащиеся должны узнать к какой функции (Т, S, D) принадлежит интервал или аккорд. Например соль-си – S терция в D-dur.
2) определить тональности по характеру разрешения интервала или аккорда. (интервал или аккорд заранее оговаривается)
|
3) пение и слушание интервальных или аккордовых последовательностей. Это даёт возможность запомнить характерные муз. обороты (проходящие, вспомогательные, каденции), и соотношения аккордов друг с другом.
4) досочиние подголоска или второго голоса в мелодии.
III. Голосоведение
1) пропевание различных голосов с листа по слуху
2) пропевание одного из голосов аккордовой последовательности, например T – T6 – S – T6 – D.
Вывод:
1) начинать работу над многоголосьем можно с пения канонов. Несмотря на то, что в основе этой формы работы лежит развитие мелодического слуха, учащиеся могут начинать воспринимать многоголосье в виде соотношения двух мелодических линий.
2) В развитии гарм. слуха следует широко использовать примеры из худ. литературы, в фактурном изложении.
Методика работы над развитием чувства метроритма
В музыке высотные отношения звуков неотделимы от их временном организации, катим образом развитие ладового слуха и чувства метроритма должно вестись одновременно.
Все процессы в человеческом организме происходят в опред. ритме, поэтому восприятие ритма явл. органичным, естественным для человека. Эмоц. воздействие ритма очень велико. Отклик на ритм явл. первичным проявлением музыкальности (на вступительноы ислытаниях в ДШИ обязательно проверяется чувство ритма)
Чувство метроритма включает в себя:
ü чувство метра (т.е. ощущение равномерности сильных и слабых долей, пульс музыки и акцентность)
ü ощущение ритма (осознание и воспроизведение сочетания звуков различных длительностей в их разных комбинациях)
|
ü ощущение темпа и чередование темпов, движение длительностей в разных темпах
ü Равномерность в музыке не явл. механической, т.е. проявляется через незначительные ускорения и замедления.
I. Чувство метра
1) на начальных этапах следует использовать ходьбу, хлопки для закрепления ощущения сильных и слабых долей.
2) дирижирование. На нач. этапах можно применять тактирование, дуолирование.
Тактирование – прохлопывание каждой доли или только сильной доли.
При переходе к дирижированию следует следить за красотой жеста и правильностью ведения руки.
3) дирижирование и прохлопывание (отстукивание) сильной доли при пении муз. примеров и слушании музыки в разных жанрах.
II. Ритм
Простейшими для восприятия являются: четверть, восьмые, половинная, целая.
1) Самые ранние упражнения – это упражнения на чёткое деление доли:
,
Для закрепления понятия дробности доли используются ассоциации с физ. ощущениями.
- шаг (ровный)
- бег
- быстрый бег
- подскоки
та-та ти-ти та тили-тили тили-тили ти-ти та
Таня, леноска, побежали побежали в дом скорей.
2) проговаривание ритмических упражнений на ритмослоги.
- та
- ти-ти
- тили-тили (тири-тири)
- та-а (ту-у)
- та-а-а
- па
Эти слоги входят в систему относительной сольмизации.
3) придумывание слов детьми (имена, назв. цветов, игрушек…) и их ритмизация.
4) работа с ритм. таблицами и карточками: дети прохлопывают ритм, указанный на таблице или выкладывают его карточками.
5) позже проходят ноты с точкой, синкопу, залигованные ноты, нечётное дробление доли (триоль, квинтоль)
|
разные группы внутри доли: восьмая и 2 шестнадцатые, наоборот, восьмая с точкой и шестнадцатая и наоборот.
Рекомендации:
1) нота с точкой: рекомендуется делать лёгкий акцент на точке.
2) триоль. На нач. этапе делать акцент на каждой или первой доле.
3) группы с дроблением доли можно объяснять и исполнять со счётом «и»
4) прохлопывание остинатного ритма во время пения одновременно с мелодией.
5) сочинение контрастного ритма к мелодии.
6) чередование фраз, мелодии и ритма.
7) ритмический канон
8) ритмическая партитура
III. Чувство темпа.
Для развития темпа важно использовать темпы в упражнениях. Можно одну и ту же ритм. группу проработать в разных темпах.
Выводы: таким образом при воспитании чувства ритма следует учитывать 3 его стороны: метр, ритм, темп. Для этого следует применять различные упражнения (хлопки, отстукивание, создание шумового оркестра, использовать сольмизацию – чтение нот в ритме без пения)
При изучении разных ритмов следует основываться на эмоц. выразительности каждой ритмической фигуры.
Развитие ладового слуха
Ощущение лада явл. базовым формированием муз. слуха.
Ладовых слух – это способность различать элементы лада на основе их функциональных и интервальных взаимосзязей.
Работа над развитием ладового слуха выстраивается по след. основным направлениям:
ü освоение диатонии (в условиях абсолютной системы)
ü хроматика
ü модуляция
ü расширенная тональность,
ü атональность.