Сольфеджирование и чтение с листа на уроках сольфеджио
Сольфеджирование используется в педагогике для развития точности интонации, навыков чтения с листа.
Чтение с листа – это необходимый навык, который должны обрести учащиеся в процессе занятий сольфеджио.
Для чтения с листа необходимы:
ü теоретические знания;
ü ладовый слух;
ü чувство метроритма;
ü вокальные навыки;
ü понимание муз. формы;
ü логика муз. мысли;
ü умение выразительно передавать содержание.
Чтение с листа – это сложный процесс, в который входят след. этапы:
ü вижу
ü понимаю
ü мысленно представляю
ü исполняю
Особое внимание при работе с учеником нужно уделять развитию внутреннего слуха (мысленной подготовке)
Для чтения с листа большое значение имеет развитая память.
Важным принципом является последовательность в нарастании трудностей, умении правильно подбирать примеры.
Виды трудностей:
ü вокальные трудности (диапазон мелодии, тесситура мелодии)
ü ритмические трудности (легче исполняются мелодии повторного кв. строения с одной или двумя характерными ритм. фигурами)
ü графика мелодической линии (ломаные ходы в мелодии, скачки поются сложнее, чем поступенное движение)
ü темп (легче читаются средние темпы, быстрее темпы требуют хорошей техники исполнения)
ü жанровые трудности (легче поются народные песни и мелодии вок. музыки. Труднее – инструментальная музыка)
ü стилевая трудность (легче интонируется музыка романтиков, чем венских классиков)
Для чтения с листа практические приёмы работы:
ü внимательно просмотреть пример, обратить внимание на отдельные трудные обороты. Мысленно их пропеть.
|
ü проанализировать лад, тональность, отклонение, модуляции, метроритм, штрихи, динамику.
ü настроиться в тональности и представить нужный темп
ü смотреть на такт вперёд во время пения
ü слушать себя во время пения, корректировать себя, петь красиво.
ü Педагог должен воспитывать самостоятельность учеников, их умения самостоятельно исправлять ошибки и причины ошибок.
Чтение с листа может быть как без аккомпанемента, так и с аккомпанементом преподавателя (при пении худ. примеров)
Иногда в старших классах можно проводить многоголосное пение.
Во время чтения с листа нужно дирижировать, но на ранних этапах можно тактировать.
Примеры для чтения с листа должно быть худ. красивым.
Вывод: таким образом, чтение с листа – это навык, являющийся результатом развития слуха и обучения.
основная задача педагога уметь правильно увеличивать трудности, воспитывать правильный процесс чтения с листа и следить за качеством исполнения.
Роль и виды вокально-интонационных упражнений на уроках сольфеджио.
Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. Кроме того, цель интонационных упражнений – укрепить активным исполнением полученные на уроке теоретические сведения. Физические ощущения при работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют запоминанию. Таким образом - роль вокально-интонационных упражнений в процессе формирования и развития музыкального слуха очень велика.
|
Иногда у педагогов возникает вопрос, можно ли обойтись без интонационных упражнений? Да, можно, но только тогда, когда учащиеся обладают отличными слуховыми и вокальными данными.
При построении интонационных упражнений надо избегать штампов, заученных схем: менять ритм, расположение, направление, движения.
Развитие творческих навыков на уроке сольфеджио.
Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире сказки, игры, музыки, фантазии, творчества» Творчество даёт огромный импульс личностному росту.
В современной муз. педагогике развивающего обучения роль творческих заданий очень велика.
У детей младшего возраста, как правило, хорошо развито воображение, которое следует развивать.
Творческие упражнения для развития ритмического чувства:
ü придумать слова, фразы в данном ритме
ü сочинить ритм. ответ на вопрос учителя
ü придумать «перевёртышь» ритм. мотива.
Упражнения на развитие ладового слуха:
ü сочинить на данных ступенях мотив, фразу
ü сочинить ответ на мелод. вопрос
ü импровизировать муз. диалог
Задания для развития интонационного слуха:
ü передать в интонации разные чувства (грусть, радость)
ü импровизировать мелодию в разных характерах
Упражнения для развития худ-образных представлений:
|
ü сочинить вокальную или инструментальную загадку на тему: «Что я видел и слышал в лесу»
ü проанализировать рассказ инструментальным сопровождением
ü определить средства худ. выразительности для сочинения пьес: птичья полька, шествие медведей.
Импровизация – это доступная форма муз. самовыражения детей, в которой ребёнок раскрывает свои тв. способности и проявляет самостоятельность муз. мышления.
Виды импровизации:
ü речевая (выразит. чтение стихов, сказок, с опред. динамикой, штрихами)
ü пластическая (пластические этюды, свободное дирижирование под музыку)
ü изобразительная (рисование под музыку, подбор цветов, картинок к звучащей музыке)
ü вокальная (досочиние мелодии, муз. диалог, доведение мелодий до тоники)
ü Инструментальная импровизация (создание на инструменте картин, пейзажей)
Досочинение. Сочинение музыки является важным этапом в развитии тв. способностей ребёнка. Сочинению могут предшествовать формы работы:
ü досочинение (довести до тоники, создать подголосок, придумать бас, подбор аккомпанемента)
ü пересочинение (придумать жанровые, стилистические, мелодические, фактурные вариации)
ü сочинение (на словесный текст, в опред. жанре, стиле, на аккордовую последовательность)
Игра. Увлечённое отношение к игре явл. характерной особенностью детей мл. шк. возраста. Через игру ребёнок познаёт жизнь, игра помогает развитию тв. способностей.
В муз. педагогике игра особенно важна. Дети особенно склонны к ролевым играм, в которых разыгрывают определённые события. Ребёнок проявляет в игре: активность, организаторские способности, находчивость, артистизм.
Муз. сказка.
Игра «по-секрету»
«Репортёры»
«Живой рояль»
Вывод: таким образом тв. упражнения способствуют развитию всех сторон слуха, музыкальности, закреплению теоретических знаний, практических навыков, воспитание муз. вкуса и псих. раскрепощения.