За минуту до того как дирижёр взмахнёт дирижёрской палочкой или пианист опустит руки на клавиши, он проделывает труд огромной важности. Эта минута – феноменальное явление: ибо всё произведение, будь то миниатюра или крупное сочинение, в сжатом формате возникает перед внутренним взором, а точнее внутренним слухом исполнителя, создаёт то идеальное звучание, к которому музыкант будет стремиться. Это – наглядное проявление внутреннего слуха.
Внутренний слух – высшая форма проявления профессиональных возможностей. Это способность переводить внешние слуховые представления во внутреннее и представлять музыку без помощи восприятия внешних звучаний. Без достаточно развитого внутреннего слуха невозможно уверенное чтение с листа, написание диктанта, любая музыкальная деятельность (исполнительство, творчество).Внутренний слух может обладать различными стадиями развитости– пассивной и активной.
Внутренний слух можно классифицировать по типам:
· слуховой (припоминание воспринятого на слух),
· зрительный (представление музыки по нотной записи),
· слухово-зрительный (припоминание записанной нотами музыки в процессе представления),
· слухово-двигательный (представление, подкреплённое мышечным движением, моторикой).
Внутренний слух необходимо активизировать, используя все формы работы: упражнения, диктант, слуховой анализ, чтение с листа.
Упражнений, направленных на формирование и развитие внутреннего слуха много, главное - их верно скомпоновать, сообразно возрастным и слуховым особенностям учеников. Перечислим некоторые:
1. Пение знакомых мелодий про себя.
2. Упражнения на удержание в памяти Т (t) – пение её в любом месте мелодии, доведение до Т попевки, нахождение Т после «помехи».
|
3. Пение гаммы «по кругу» по 1,2,3 и т.д. ступени, с «выключениями».
4. Пение мелодий: «роговым оркестром», с «выключениями», с «помехой».
5. Педагог или учащийся исполняет номер для чтения с листа на слог, остальные, глядя на страницу нотного текста должны обнаружить исполняемую мелодию.
6. «Письма-загадки» - ученик записывает 2 такта знакомой мелодии – передаёт другому ученику, тот – добавляет 2 такта, передаёт дальше…
7. Педагог указкой на немой клавиатуре «изображает» мелодию – ученик поёт её.
8. Пение интервальных цепочек (вслух - один звук, второй – внутренне представлять).
9. Педагог предлагает завершить сольфеджио мелодию, предварительно сыгранную и записанную на доске не до конца.
10. Упражнения на фортепиано:
· подбор сопровождения в виде выдержанных или фигурированных аккордов
· подбор по слуху подголоска.
11. Чтение мелодии глазами с её внутренним прослушиванием и узнавание её среди других, выявление неточностей в её инструментальном или вокальном исполнении
12. Корректирование по нотам чужого исполнения незнакомого номера.
13. Выучивание музыкальных текстов наизусть без инструмента.
14. Слушанье хора, ансамбля или оркестра с партитурой.
Особое значение имеют творческие задания, мысленное чтение и запоминание музыкального текста по нотам.
Развитие внутреннего слуха и музыкальнойпамяти - задачи взаимосвязанные, поскольку развитие музыкально-слуховых представлений связано с функцией памяти. Память - способность к фиксации, хранению и последующему произвольному или непроизвольному воспроизведению. Музыкальная память - часть общей памяти, связанная с процессуальным характером музыкального искусства.
|
Классификация памяти связана с характеристиками качеств работы памяти: точностью, скоростью, объемом, прочностью, длительностью сохранения полученной информации.
С точки зрения психологии видов памяти три: эмоциональная (запоминание чувств, вызываемых музыкой), образная (память на конкретные музыкальные образы), логическая (основанная на понимании тональной логики, соотношения звуков и т.д.).
Память бывает непроизвольной и произвольной. Для музыканта большое значение имеет развитие произвольной памяти, основанной на аналитико-синтезирующей деятельности сознания.
По длительности сохранения информации выделяют оперативную, кратковременную, долговременную память.
В музыке проявляются и все типы общей памяти: слуховая, зрительная (память на нотный текст), двигательная (моторная память). В чистом виде эти типы памяти встречаются редко, поэтому следует апеллировать периодически к каждой из них.
Анализ ошибок, допускаемых учащимися в диктантах, показывает, что они довольно часто связаны как с недостаточно развитой музыкальной памятью. Припоминание в конце занятия записанного в начале урока диктанта, воспроизведение по памяти примера слухового анализа, мини-диктанты – наиболее целесообразные приёмы развития памяти на уроках сольфеджио. Прочность запоминания достигается несколькими способами:
· предупреждением, что это надо запомнить надолго;
· периодическим повторением;
· систематизацией взаимосвязанных фактов, при которой знание одного помогает по ассоциации вспомнить другое;
· систематическим сравнением;
· включением фактов в систему мировоззренческих знаний.
Необходимо обеспечить продолжение работы над развитием памяти и в домашних условиях.