Развитие внутреннего слуха и муз памяти на уроках сольфеджио




За минуту до того как дирижёр взмахнёт дирижёрской палочкой или пианист опустит руки на клавиши, он проделывает труд огромной важности. Эта минута – феноменальное явление: ибо всё произведение, будь то миниатюра или крупное сочинение, в сжатом формате возникает перед внутренним взором, а точнее внутренним слухом исполнителя, создаёт то идеальное звучание, к которому музыкант будет стремиться. Это – наглядное проявление внутреннего слуха.

Внутренний слух – высшая форма проявления профессиональных возможностей. Это способность переводить внешние слуховые представления во внутреннее и представлять музыку без помощи восприятия внешних звучаний. Без достаточно развитого внутреннего слуха невозможно уверенное чтение с листа, написание диктанта, любая музыкальная деятельность (исполнительство, творчество).Внутренний слух может обладать различными стадиями развитости– пассивной и активной.

Внутренний слух можно классифицировать по типам:

· слуховой (припоминание воспринятого на слух),

· зрительный (представление музыки по нотной записи),

· слухово-зрительный (припоминание записанной нотами музыки в процессе представления),

· слухово-двигательный (представление, подкреплённое мышечным движением, моторикой).

Внутренний слух необходимо активизировать, используя все формы работы: упражнения, диктант, слуховой анализ, чтение с листа.

Упражнений, направленных на формирование и развитие внутреннего слуха много, главное - их верно скомпоновать, сообразно возрастным и слуховым особенностям учеников. Перечислим некоторые:

1. Пение знакомых мелодий про себя.

2. Упражнения на удержание в памяти Т (t) – пение её в любом месте мелодии, доведение до Т попевки, нахождение Т после «помехи».

3. Пение гаммы «по кругу» по 1,2,3 и т.д. ступени, с «выключениями».

4. Пение мелодий: «роговым оркестром», с «выключениями», с «помехой».

5. Педагог или учащийся исполняет номер для чтения с листа на слог, остальные, глядя на страницу нотного текста должны обнаружить исполняемую мелодию.

6. «Письма-загадки» - ученик записывает 2 такта знакомой мелодии – передаёт другому ученику, тот – добавляет 2 такта, передаёт дальше…

7. Педагог указкой на немой клавиатуре «изображает» мелодию – ученик поёт её.

8. Пение интервальных цепочек (вслух - один звук, второй – внутренне представлять).

9. Педагог предлагает завершить сольфеджио мелодию, предварительно сыгранную и записанную на доске не до конца.

10. Упражнения на фортепиано:

· подбор сопровождения в виде выдержанных или фигурированных аккордов

· подбор по слуху подголоска.

11. Чтение мелодии глазами с её внутренним прослушиванием и узнавание её среди других, выявление неточностей в её инструментальном или вокальном исполнении

12. Корректирование по нотам чужого исполнения незнакомого номера.

13. Выучивание музыкальных текстов наизусть без инструмента.

14. Слушанье хора, ансамбля или оркестра с партитурой.

Особое значение имеют творческие задания, мысленное чтение и запоминание музыкального текста по нотам.

Развитие внутреннего слуха и музыкальнойпамяти - задачи взаимосвязанные, поскольку развитие музыкально-слуховых представлений связано с функцией памяти. Память - способность к фиксации, хранению и последующему произвольному или непроизвольному воспроизведению. Музыкальная память - часть общей памяти, связанная с процессуальным характером музыкального искусства.

Классификация памяти связана с характеристиками качеств работы памяти: точностью, скоростью, объемом, прочностью, длительностью сохранения полученной информации.

 

С точки зрения психологии видов памяти три: эмоциональная (запоминание чувств, вызываемых музыкой), образная (память на конкретные музыкальные образы), логическая (основанная на понимании тональной логики, соотношения звуков и т.д.).

Память бывает непроизвольной и произвольной. Для музыканта большое значение имеет развитие произвольной памяти, основанной на аналитико-синтезирующей деятельности сознания.

По длительности сохранения информации выделяют оперативную, кратковременную, долговременную память.

В музыке проявляются и все типы общей памяти: слуховая, зрительная (память на нотный текст), двигательная (моторная память). В чистом виде эти типы памяти встречаются редко, поэтому следует апеллировать периодически к каждой из них.

Анализ ошибок, допускаемых учащимися в диктантах, показывает, что они довольно часто связаны как с недостаточно развитой музыкальной памятью. Припоминание в конце занятия записанного в начале урока диктанта, воспроизведение по памяти примера слухового анализа, мини-диктанты – наиболее целесообразные приёмы развития памяти на уроках сольфеджио. Прочность запоминания достигается несколькими способами:

· предупреждением, что это надо запомнить надолго;

· периодическим повторением;

· систематизацией взаимосвязанных фактов, при которой знание одного помогает по ассоциации вспомнить другое;

· систематическим сравнением;

· включением фактов в систему мировоззренческих знаний.

Необходимо обеспечить продолжение работы над развитием памяти и в домашних условиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: