КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: «Автомобили»
на тему: «Расчет тяговой динамики и топливной экономичности автомобиля»
КП АМ-08473.19.000ПЗ
Вариант №52
Руководитель проекта Злобин А.В. «___»______________20___г. |
Студент Добрецов Д.С. «___»______________20___г. |
Мурманск 2012
Содержание
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ......................................................................................................... 3
2. Определение параметров агрегатов трансмиссии и
двигателя................................................................................................................................ 4
2.1. Предварительное определение максимальной скорости движения.................. 4
2.2. Определение потерь трансмиссии при движении с максимальной
скоростью................................................................................................................................ 6
2.3. Определение кинематических параметров............................................................... 8
2.4. Проверка и уточнение параметров движения с максимальной скоростью... 13
3. Тягово-скоростные свойства........................................................................... 16
3.1. Построение внешней характеристики двигателя................................................. 16
3.2. Построение силовых и мощностных тяговых характеристик........................... 17
4. Динамика автомобиля............................................................................................ 21
4.1. Динамический фактор.................................................................................................. 21
4.2. Номограмма загрузки.................................................................................................. 22
5. Экономическая характеристика автомобиля.................................... 23
Исходные данные
Тип двигателя – бензиновый;
Заданная максимальная скорость движения: ();
Полная (номинальная) масса автомобиля: ;
Снаряженная масса автомобиля: ;
Свободный диаметр колеса: ;
Статический радиус колеса: ;
|
Площадь лобового сечения автомобиля: ;
Коэффициент обтекаемости: ;
Коэффициенты в формуле Лейдермана: .
Определение параметров агрегатов трансмиссии и двигателя
Предварительное определение максимальной скорости движения
Условие движения автомобиля предопределяет равенство мгновенных значений суммарной мощности внешних сопротивлений и тяговой мощности. При равномерном движении внешними сопротивлениями являются сопротивление дороги и аэродинамическое сопротивление. В этом случае:
где:
причем:
и тогда:
Силы аэродинамического (при отсутствии ветра) и дорожного сопротивлений определяются соответственно как
где , а при движении по горизонтальному участку дороги и, таким образом:
Коэффициент сопротивления качению в общем случае движения автомобиля со скоростью свыше 65 км/ч будем определять по формуле:
Следовательно
Тяговая мощность:
v | V | N сопр, кВт | v | V | N сопр, кВт |
26,39 | 18,44 | 29,44 | 23,93 | ||
26,67 | 18,90 | 29,72 | 24,48 | ||
26,94 | 19,36 | 30,00 | 25,04 | ||
27,22 | 19,84 | 30,28 | 25,60 | ||
27,50 | 20,32 | 30,56 | 26,18 | ||
27,78 | 20,81 | 30,83 | 26,76 | ||
28,06 | 21,31 | 31,11 | 27,36 | ||
28,33 | 21,82 | 31,39 | 27,96 | ||
28,61 | 22,33 | 31,67 | 28,57 | ||
28,89 | 22,86 | 31,94 | 29,19 | ||
29,17 | 23,39 |
Кинематический радиус колеса:
Зададимся величиной КПД трансмиссии
Найдем величину мощности для движения с заданной максимальной скоростью
Предварительно принимаем, что максимальная скорость движения обеспечивается при максимальной частоте вращения двигателя, т. е. и .
|
Увеличение по отношению к приведет к увеличению и тяговой мощности , поэтому пересчитываем величину последней:
при принятом значении КПД трансмиссии, предполагая, что в небольшом диапазоне мощностей оно изменяется незначительно.
По найденным выше значениям определим предварительно фактическую максимальную скорость движения .
Определение потерь трансмиссии при движении с максимальной скоростью
Потери в трансмиссии могут быть определены через соответствующий суммарный момент:
где:
а k, l, m – количество соответственно цилиндрических, конических пар зацеплений и карданных соединений, участвующих в передаче вращающего момента.
КПД трансмиссии:
или, после преобразования:
Момент гидравлических (скоростных) потерь в трансмиссии может быть определен по формуле:
и тогда:
где для автомобиля с колесной формулой 2×2 коэффициент . При движении с обоими включенными мостами , а .
Рассматривается движение с обоими включенными мостами на всех передачах. Таким образом, мы пренебрегаем возможностью несимметричного распределения вращающего момента по ведущим мостам и считаем, что такое явление отсутствует.
Таким образом, для определения силовых потерь в трансмиссии при движении автомобиля с максимальной скоростью, т. е. при и однозначно имеем , а для РК предварительно примем . Для этих условий и выше найденных k, l, m находим χ:
Величину для случая , т. е. ее можно обозначить как . В свою очередь, расчетное передаточное отношение трансмиссии на режиме максимальной скорости при выше оговорённых условиях:
|
Таким образом, формула для определения КПД трансмиссии на указанном режиме приобретает вид:
Данное значение КПД трансмиссии отличается от ранее принятого, поэтому скорректируем предыдущий расчет:
Вычисляем новое значение тяговой мощности:
Полученное скорректированное значение сходится с предыдущим (по ранее обозначенным причинам, а также ввиду приближенности методики расчета потерь в трансмиссии большой точности здесь не требуется; достаточно совпадения значений, округленных до второго знака после запятой в ближайшую сторону).