Постановка проблемы
С момента своего основания и до середины XIX столетия город Самара был сплошь деревянным. В отличие от каменной, деревянная архитектура не столь долговечна, однако это не умаляет её значимости и ценности в рамках культуры Самары, истории архитектуры и зодчества.
Начало XXI века принесло с собой большие потери в области деревянного зодчества, что объясняется и внушительным возрастом зданий, и началом масштабной городской застройки. Дома не просто сносятся, они стираются из культурной памяти горожан, в то время как развитие технологий музеефикации при грамотном подходе вполне может обеспечить сохранение культурного наследия. С исчезновением целых кварталов от нас уходит эпоха, мощный пласт культуры второй половины XIX столетия, материальное свидетельство важного этапа развития народной городской архитектуры.
Несомненно, вопросы сохранения культурного наследия очень серьезны и их решение требует взаимодействия с властями города. Однако еще одной немаловажной проблемой является отсутствие у самарцев информации о ценности того или иного здания. Нередки ситуации, когда гости города знают об истории и архитектурном наследии Самары больше, чем ее коренные жители. Многие самарцы ежедневно проходят мимо истинных шедевров деревянного зодчества, не осознавая их уникальную ценность не только для культуры России, но и для всей мировой культуры в целом.
Актуальность проекта
Деревянное народное зодчество Самары XIX - начала ХХ веков, как и других губернских городов дореволюционной России - феномен архитектуры и градостроительства, не имеющий аналогов в европейской культуре. И чем дальше в прошлое уходит деревянное зодчество, тем значительнее представляется оно в художественной культуре России.
|
Утрата индивидуального облика Самары будет означать не только разрыв культурной традиции, но и утрату огромного историко-культурного пласта Самары, включающего в себя приемы резьбы, языческие символы и их интерпретацию в культуре Поволжья, что значительно снизит уникальность образа города, а, следовательно, и его туристическую привлекательность.
Многие дома уже разрушены, а их облик остался лишь в памяти людей. Зарисовки из альбомов В.Г. Каркарьяна и фотографии любителей – единственные свидетельства об образе домов, сохранившиеся после их исчезновения.
Создание фотовыставки объектов деревянного зодчества, как уничтоженных, так и находящихся на грани гибели, может послужить не только развитию интереса к деревянному зодчеству, но и сохранению культурной памяти о тех объектах, которые возможно, так и не удастся спасти.
Цель проекта
Целью проекта является организация совместно с Межвузовским гуманитарным музейным центром фотовыставки «Ускользающая Самара», которая будет способствовать актуализации проблемы сохранения памятников деревянного зодчества в Самаре.
Адачи проекта
В ходе реализации цели фотовыставка «Ускользающая Самара» решает задачи по следующим направлениям:
· актуализация проблемы сохранения архитектурного наследия Самары;
· консолидация научного сообщества вокруг проблемы сохранения Самарского деревянного зодчества;
· сбор, анализ и сохранение информации о богатстве и уникальности техник деревянной резьбы в архитектуре Самары;
|
· создание коллекции фотоматериалов, посвященных исчезающим памятникам самарской деревянной резьбы;
· выполнение образовательной функции;
· развитие интереса к истории Самары, особенностям её культуры;
· привлечение внимания к проекту на фоне открытия Межвузовского гуманитарного музейного центра.
Структура проекта
Руководитель проекта – Лопухова Анна Владимировна.
Разработка и планирование проекта – инициативная группа студентов культурологов 5 курса (Абрамова А., Авдеева Ю., Бельская А., Макеева Я.).
Материально-техническое снабжение – Межвузовский гуманитарный музейный центр.
Композиция фотовыставки построена на принципе сравнения и сопоставления и представляет собой комбинацию фотографий и зарисовок, отражающих взгляд на конкретные объекты деревянной архитектуры Самары середины XX века, конца XX века и наших дней. Многие объекты, представленные в экспозиции, уже утрачены, некоторые же еще подлежат восстановлению. Подобная структура выставки позволяет подчеркнуть губительные для деревянного зодчества изменения, произошедшие за последние десятилетия, показать, как уникальна самарская архитектура, выделить основные объекты, еще подлежащие восстановлению.
Потребительская аудитория
Потребительской аудиторией данного проекта являются, главным образом, студенты СамГУ и других ВУЗов. Кроме того, данный проект может заинтересовать деятелей культуры, участвующих в деятельности Межвузовского гуманитарного музейного центра и неравнодушных к культурно-историческому наследию родного города.
|
В будущем в рамках развития проекта возможно создание Интернет-версии данной выставки, что позволит привлечь максимально широкую потребительскую аудиторию.
Финансирование
СМЕТА ПРОЕКТА | ||||
№ | Наименование расходов | Сумма за 1 ед. | Количество штук | Общая сумма |
1. | Распечатка фотографий (формат 20 x 30) | 90 руб. | 30 шт. | 2700 руб. |
2. | Распечатка пресс-релизов к выставке | 2 руб. | 50 шт. | 100 руб. |
3. | Афиша | 400 руб. | 2 шт. | 800 руб. |
Общая сумма: 3600 рублей | ||||
Ожидаемые результаты
В результате организации фотовыставки ожидается:
- развитие интереса к истории Самары среди студентов;
- повышение интереса к вопросам о сохранении деревянного зодчества в Самаре;
- коллекция фотоматериалов, посвященных исчезающим памятникам самарской деревянной резьбы;
- фотоотчет с открытия фотовыставки.