Контрольная точка по философии №2




Агностицизм - это философская концепция, отрицающая познаваемость человеком того, что не может быть непосредственно представлено в опыте, и утверждающая на этом основании принципиальную непознаваемость объективной реальности, Бога и метафизических сущностей вообще.

 

Аксиология - это философская дисциплина, исследующая категорию ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни.

 

Анализ - это процедура мысленного или материального разделения целостного объекта (предмета, явления, процесса) на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их изучения.

 

Антропоцентризм - это научно-философская познавательная установка, в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о бытии, природе, обществе и в самом познании.

 

Аналитическое суждение - это класс суждений (утверждений, высказываний, предложений), истинность которых устанавливается путём чисто логического анализа составляющих их элементов (терминов, элементарных высказываний) без обращения к внелогической или внеязыковой информации.

 

Антиномия - это рассуждение, образуемое двумя высказываниями, каждое из которых приводит к взаимоисключающим выводам, которые нельзя отнести ни к истинным, ни к ложным.

 

Апатия - симптом, выражающийся в безразличии, безучастности, в отрешённом отношении к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности.

 

Апейрон - понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.

 

Апофатическая теология - теология, разработанная Дионисием Ареопагитом и стремившаяся путем последовательного отрицания всех понятий, атрибутов и представлений, связанных с Богом, доказать его абсолютную трансцендентность (отрицание того, что он есть, а затем того, что его нет, позволяло доказывать его существование по ту сторону бытия). Дополнялась катафатической теологией.

 

Априори - независимо от опыта, до опыта; заранее, наперед (утверждать, отрицать, соглашаться).

 

Астика - общее название «ортодоксальных» индийских философских школ, которые признают жизни после смерти и авторитет Вед. К Астика принадлежат миманса, веданта, самкхья, йога, ньяя, вайшешика.

 

Атараксия - отсутствие страха перед богами, смертью и загробным миром. Термин философской школы Эпикура.

 

Бытие - единство объективной и субъективной реальностей.

Верификация

 

Волюнтаризм - направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (Шопенгауэр, Ницше, бюрократический идеализм).

 

Гедонизм - мировоззренческая позиция и этическое учение, согласно которому смысл человеческого существования состоит в достижении удовольствия и наслаждения.

 

Гилозоизм - философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого - чувствовать, ощущать.

 

Гносеология - учение о познании

 

Деизм - учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

 

Детерменизм - это философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности.

 

Дедукция - это логико-методологическая процедура, посредством которой осуществляется переход от общего к частному в процессе рассуждения.

 

Диалектика - это логико-философский метод рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.

 

Догматизм - тип мышления, при котором положение принимается без учета конкретной реальности, условий места и времени.

 

Иррационализм - тип философского мировоззрения, согласно которому не разум играет существенную роль в познании и поведении человека, а чувства, воля и интуиция.

 

Закон - ущественная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями, которая характеризуется как объективная, существенная, необходимая.

 

Категорический императив - центральная категория этики И.Канта, при помощи которой раскрывается сущность нравственного закона, который содержит в себе абсолютную необходимость. «Существует только один категорический императив, а именно: поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (И.Кант)

 

Качество - фигурирующая в философии еще с античных времен (входит в четверку базовых категорий познания, отобранных Аристотелем) философская категория, выражающая то, что присуще всем материальным явлениям и отличает их от других явлений, а именно: совокупность свойств, структурность, функциональность Под качественными изменениями подразумевают те изменения в свойствах и характеристиках вещи, которыми предопределяются существенные изменения ее самое.

 

Категория - общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

 

Креационизм - (лат. "creatio", "творить", "создавать") - мировоззренческая концепция, согласно которой мир создан Богом из ничто.

 

Материя - объективная реальность, данная в ощущениях и реально существующая вне и независимо от человека.

 

Метафизика - учение о сверхчувственных принципах и началах бытия.

 

Меризм - единица уровня дифференциальных признаков.

 

Монада - неделимое, несоставное единство, начало бытия.

 

Монизм - учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и восновном своем качестве однообразна. М, признает лишь одну основную субстанцию: либо материю, либо дух.

 

Настика - школы, не признающие Вед: локаята, чарвака, адживика, джайнизм и буддизм. Последние два направления признают и жизни после смерти, и закон кармы, но тем не менее обычно их относят к настика через непризнание ими Вед и отличных от характерных для Астика временно-космологических концепций.

 

Номинализм - философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т. е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.

 

Ноосфера - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно в связи с деятельностью людей в интересах совместного развития человека и природы.

 

Ноумен - понятие идеалистической философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, «вещь в себе», в отличие от феномена как объекта чувственного созерцания.

 

Объективный идеализм - одна из осн. разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

 

Онтология - "учение о бытии".

 

Пантеизм - философское учение, отождествляющее Бога и мир. «Природа есть не что иное, как Бог в вещах» (Дж. Бруно).

 

Парадигма - модель, принятая в качестве образца для решения исследовательских задач; устоявшийся образец видения явлений в определенном свете.

 

Патристика - термин, обозначающий совокупность теологических и философских доктрин, сформулированных крупнейшими христианскими мыслителями (“отцами церкви”) в период со 2 по 8 в.

 

Перипатетики – (букв. «совершаемый во время прогулки») - последователи Аристотеля по ликею, где обучение совершалось во время прогулки учителя с учениками.

 

Секуляризация - освобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества.

 

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.

 

Силлогизм - дедуктивное умозаключение, содержащее в своей структуре две и более посылок.

 

Синтетическое суждение - по Канту, суждение, содержание предиката которого не заключено уже, как в аналитическом суждении, в содержании субъекта, а расширяется только в результате акта суждения. Кант различал синтетические суждения a posteriori и a priori. Последние являются для него объективным отправным пунктом для его критического исследования познания. При этом он исходил из того, что такие синтетические суждения возможны и даже имеются (Кант. Пролегомены).

 

Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

 

Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, не признающая ничего за пределами ощущений субъекта - "Я" доставляемых органами чувств. Яркий представитель С. - философ-епископ Дж.Беркли.

 

Сциентизм - абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

 

Сублимация - в философии Фрейда переключение энергии с сознательно неприемлемых целей на социально приемлемые, т.е. энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую.

 

Субстанция - нечто постоянное, неизменное(в противоположность меняющимся состояниям и свойствам)

 

Схоластика - формальное, оторванное от жизни и практики знание; начетничество.

 

Плюрализм - а) в узком смысле философская концепция, протиивоположная монизму, согласно которой все существующее состоит из множества равнозначных вполне самостоятельных сущностей, не сводимых к единому началу; б) методологический подход, основное требование которого охватить по возможности все стороны и связи изучаемого предмета, использовать в познании и в социальной деятельности любые методы, средства, формы, приемы и др.

 

Понятие - форма мышления, отражающая общие свойства явлений действительного мира.

 

Предикат - то, что высказывается о субъекте (т. е. о его свойстве) либо об отношении (о свойстве нескольких предметов); в языкознании — сказуемое, в основном в его содержательном аспекте, например, «материя протяженна».

 

Причинность - связь между причиной и следствием. Следствие, произведенное некоторой причиной, само становится причиной и порождает новое следствие и т. д., это и есть причинно-следственная связь или то, что можно также назвать причинным рядом или причинной цепью.

 

Пробабилизм - позиция, настаивающая на гипотетичности, предположительности любого знания.

 

Провиденциализм - религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществление заранее предусмотренного Божественного плана "спасения" человека.

 

Пространство и время - Фундаментальные формы ориентации человека в мире. Категория пространства служит для установления отношений протяженности, структурности, сосуществования и взаимодействия. Категория времени – длительности, последовательности смены состояний.

 

Редукционизм - установка на сведение сложного к простому, одних наук или крупных их разделов к другим: химии к физике, биологии к химии и физике и т. д.

 

Релятивизм - представление об относительности, неабсолютности какого-то явления.

 

Рефлексия - самоанализ, самопознание, обращение сознания к собственным предпосылкам.

 

Теодицея - богословское учение, стремящееся оправдать Бога, несмотря на существующее в мире зло.

 

Трансцендентальный - букв. выходящий за пределы. Трансцендентальное сознание – независимость содержания сознания от эмпирического телесного индивида и от сообщества других Я, «сознание вообще».

 

Фальсифицируемость - критерий содержательности научного суждения, вообше - научной теории (более того - научной методологии в целом), предполагающий возможность ее опровержения. Если научное утверждение не удовлетворяет критерию Ф., то оно относится к разряду тавтологий. Введен в философский и научный оборот Карлом Поппером примерно в такой формулировке: "Теории, которые не могут быть искажены, не могут считаться научными".

 

Холизм - представление, согласно которому верификациявозможна лишь в составе всей системы.

 

Экзегетика - правила и приемы истолкования религиозных текстов (Библии, Корана и др.).

 

Эсхатология - религиозное учение о конце света, о конечных судьбах человека и мира, Страшном суде и загробном воздаянии за дела людей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: