Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по пластической анатомии.




Пластическая анатомия

 

Методические указания по проведению самостоятельных занятий

для специальности 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям)

 

Составитель:

\Пигачёв Ю.А.

 

 

Санкт-Петербург 2015

 

 

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией СД07

Протокол № ____от ________

 

 

Председатель комиссии Меос Д.Н.

Дата _______________

 

Составители _________________

Рецензент ______________

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Пластическая анатомия» является дисциплиной 072501.51 «Дизайн» (по отраслям), дизайн входит в сферу ознакомление студентов со строением фигуры человека, типами, особенностями скелета, приемами и методами творческой работы в создании композиции в дизайне, развитие эстетического чувства, воспитание художественного вкуса, раскрытие сущности и специфики фигуры человека, закономерности его исторического развития, анализ изобразительных средств, что необходимо в профессиональной подготовке дизайнера; ознакомление с основными сферами эстетической, предметно-практической деятельности человека.

 

Целью дисциплины является изучение пластической анатомии, строение скелета, костей, мышц с приемами и методами творческой работы, анализ изобразительных средств в результате освоения такой дисциплины как пластическая анатомия способствует более успешному освоению студентами навыками рисунка, живописи ХПК, ознакомление с основными сферами эстетической, предметно-практической деятельности человека в результате изучения пластической анатомии помогает в освоении и понимании значения в профессиональной подготовке таких дисциплин как рисунок с основами перспективы, графике, проектирование, ХПК, архитектоника.

 

Задача: Основными задачами изучения дисциплины «Пластическая анатомия» являются формирование у студента системы теоретических знаний. Предмет «Пластическая анатомия» предусматривает последовательное и методически обоснованное изучение скелета и мышечного покрова тела человека в целом и отдельных его частей, это необходимо для грамотного изображения фигуры в рисунке и живописи в графике, проектировании, создании эскизов проектов.

 

Применение полученных знаний по пластической анатомии должно найти свое применение на занятиях по рисунку и живописи при выполнении практических академических постановок. Создании графических работ. На занятиях по рисунку обязательны наброски и зарисовки фигуры человека (обнаженной и одетой).

При изучении статики и динамики тела человека особое внимание уделяется пластике, т.е. взаимоположению отдельных частей фигуры при разных позах: вертикальное, горизонтальное и т.п.

Формы проведения занятий: лабораторные занятия:

 

Перечень основного оборудования для проведения лабораторных занятий: специализированная лаборатория: таблицы, скелет человека, череп, гипсовые скульптуры, гипсовые части тела человека (голова, кисти рук, стопы ног, нос, рот, ухо и т.д.)

 

Организация самостоятельной работы студентов: зарисовки с натуры фигуры человека.

 

Виды и формы контроля знаний: контрольные работы, тестирование.

 

Форма итогового контроля – зачет (просмотр работ).

Дополнительная литература, справочные рекомендации по пластической анатомии, наглядные пособия, раздаточный материал.

 

 

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по пластической анатомии.

Работа над рисунком по пластической анатомии начинается с композиционного размещения

изображения на листе бумаги. Предварительно, студент должен осмотреть

натуру со всех сторон и определить, с какой точки зрения выгоднее

(эффективнее) поместить изображение на плоскости. Прежде чем приступить

к рисунку, студент должен ознакомиться с натурой, отметить ее характерные

особенности, понять ее строение.

Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Студент

вначале зрительно знакомится с натурой, а затем его внимание

переключается на ее пропорции, характер формы, движение и освещение.

Такое предварительное наблюдение натуры служит ступенью к детальному

анализу объекта.

Изображение начинается легкими штрихами. Нужно избегать

преждевременной загрузки листа ненужными пятнами и линиями. Форма

прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной

характер большой формы. Если это целая группа предметов (натюрморт), то

студент должен уметь приравнять (вписать) их к единой фигуре, то есть

обобщить.

Начинать работу на основном листе можно только после того, как

разработаны композиционные наброски будущего рисунка.

На первых порах большую трудность для студента представляет

определение границ изображаемого. Для этого можно пользоваться

видоискателем – кусочком картона или бумаги, в котором вырезано

небольшое прямоугольное отверстие. Студент, глядя через видоискатель,

должен как бы видеть рамку будущей картины. Размеры рамки

устанавливаются в зависимости от размеров основного листа бумаги.

Сделав с помощью видоискателя несколько композиционных набросков,

студент выбирает наиболее удовлетворяющий поставленной задаче, и

начинает работать на основном листе.

Первый этап. Рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Затем устанавливаются основные пропорции,

и намечается общий вид натуры. Определяется пластическая характеристика

главных масс. На этом этапе работы студент должен научиться видеть

основную форму предмета. Всякий предмет наряду с главными своими частями имеет большое

количество второстепенных деталей. Задача студента – научиться определять

главное от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание

начинающего от основного характера формы, предлагается прищуривать

глаза так, чтобы, форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали

исчезали.

Второй этап – конструктивное выявление формы предметов при помощи

линий. Разная толщина контрастной линии позволяет выявить воздушность

перспективы, конструкцию. Предметы должны выглядеть прозрачными,

стеклянными.

Третий этап – пластическая моделировка формы тоном и детальная

проработка рисунка.

Проработка деталей также требует определенной закономерности –

каждую деталь надо рисовать в связи с другими. Рисуя деталь, нужно видеть

целое. Стадии проработки деталей активного анализа форм, выявление

материальности натуры и взаимоотношения предметов в пространстве –

самый трудоемкий этап работы. Этот этап менее эмоциональный, чем начало

и конец работы, но ответственный потому, что здесь нужно вложить

максимум упорного труда, мобилизовать все свои знания и способности.

Четвертый этап. Студенты на этом этапе должны не только наскоро зафиксировать видимое,

сколько, используя законы перспективы (как линейной, так и воздушной),

строить изображения на основе точного анализа отношений между всеми

элементами формы.

На данном этапе работы происходит детальная характеристика натуры:

выявляется фактура модели, передается материальность предметов (гипс,

ткань) рисунок тщательно прорабатывается в тональных отношениях.

Когда все детали прорисованы, и рисунок тщательно промоделирован

тоном, начинается процесс обобщения.

Четвертый этап – подведение итогов. Это последняя и самая ответственная

стадия работы над рисунком. На этом этапе студент подводит итоги

проделанной работы: проверяет общее состояние рисунка, подчиняет детали

целому, уточняет рисунок в тоне (подчиняет света и тени, блики, рефлексы и

полутона общему тону). На заключительном этапе работы желательно опять

вернуться к свежему, первоначальному восприятию.

В настоящее время линейно-конструктивный рисунок называют

линейно-объемным. Форма строится без копирования светотонального

состояния модели при помощи системы линий различной активности,

нанесенных строго с учетом выявления объема конструкции.

Задача заключается не в слепом копировании, а в необходимости

научиться мыслить формой. Штрих, возможный в рисунке, должен только

помогать линии выявить форму («штрих по форме»).

Программа начинается с рисунка простых геометрических или

геометризированных тел, то есть подразумевается, что самая сложная форма

состоит из простых элементов и может решаться геометрически.

Следовательно, многие законы изображения простых тел вполне применимы

для изображения сложных тел.

В рисунке, даются принципы перспективного изображения предмета и

его компонентов на рисунке с точки зрения и картинной плоскости.

Книга воспроизводит фрагменты –рекомендаций и специальных

рисунков из популярных в прошлом старинных пособий по рисованию.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Номер пр. раб. Темы самостоятельных работ Стр.
  Введение. Рекомендации по работе с методическими указаниями.    
№1 Рисование, зарисовка, набросок головы человека. Пропорционирование головы.    
№2 Рисование, зарисовка, набросок головы человека с плечевым поясом.  
№3 Изучение и рисование верхних конечностей. Пропорционирование фигуры человека.    
№4 Пластическая анатомия мышц и костных структур туловища человека, рисование с анатомического атласа», наглядных пособий и с натуры.  
№5 «Пластическая анатомия мышц и костей таза и бедренной кости.    
№6 «Пластическая анатомия мышц и костей нижних конечностей».    
№7 Изучение и рисование нижних конечностей и стопы человека.    
№8 Зарисовки сидящей фигуры человека.    
№9 Рисование, наброски стоящей фигуры человека с натуры    
№10 Рисование, наброски фигуры человека в движении.  
  Используемые источники  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: