Раздел 2. Основы менеджмента




Тема 2.1. Сущность современного менеджмента

Понятие, цели и задачи современного менеджмента

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Управление включает три аспекта:

‒ институциональный аспект («Кто» управляет и «кем»);

‒ функциональный аспект («Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых);

‒ инструментальный аспект («Чем» осуществляется управление).

Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий управления. Предметом науки менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, влияющих на эффективность организованной трудовой деятельности.

Цели и задачи менеджмента.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности (доходности) в деятельности организации. Это достигается путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования предприятия, исходя из того, что прибыль – не причина существования предприятия, а результат его деятельности.

Целью менеджмента в изменчивой рыночной среде является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и будущем. Для этого требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

В задачи менеджмента входит:

‒ организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей;

‒ обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке;

‒ постоянный контроль за эффективностью деятельности организации, координация работы всех ее подразделений;

‒ определение конкретных целей развития организации;

‒ разработка стратегий развития организации;

‒ определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

‒ постоянный поиск и освоение новых рынков;

‒ стимулирование работы сотрудников фирмы и др.

Основные функции менеджмента, его принципы и методы. Стадии менеджмента

Еще в начале XX века Анри Файоль сформировал пять исходных функций или элементов менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Функции исполняются в организации любого уровня, они взаимосвязаны, проникают друг в друга. Реализация каждой функции исполняется с применением остальных.

Так, реализация функции планирования напрямую влияет на функцию организации и координации, опосредованно – на мотивацию и контроль, причем сам процесс планирования подлежит обязательному контролированию.

Функция координации находится в прямой зависимости со всеми остальными функциями, только с ее помощью возможна реализация остальных. В свою очередь процесс координации требует планирования, четкой организации, мотивации персонала и своевременного контроля.

Функция мотивации влияет на коллектив в целом и отдельных сотрудников в частности, в форме общественного воздействия, коллективных и поощрительных мер.

Контроль реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления нарушений и анализа причин этих нарушений и отклонений.

Для реализации основных функций менеджмента выработаны соответствующие методы. Они делятся на четыре группы:

‒ организационные методы - перед началом любой деятельности необходимо произвести ряд действий по ее организации: выработка целей, нормативов, создание проектов, определение методик и правил конкретных действий.
Применение организационных методов изначально создает основу деятельности. Они считаются пассивными и составляют базу для применения активных групп методов – административных, экономических и социально-психологических;

‒ административные методы (методы властной мотивации) - открытое и регулируемое определенными нормами принуждение людей к какой-либо деятельности. При их применении руководитель (менеджер) берет на себя полную ответственность за результат деятельности, исполнитель же отвечает только за прямое неисполнение инструкций;

‒ экономические методы - установление только общих целей и направлений деятельности без формулировки последовательных шагов к достижению. Заинтересованность в наилучшем результате – экономическая, выражается в основном в денежных выплатах сотрудниках по результатам труда;

‒ социально-психологические методы - формирование психологического климата в коллективе, наилучшим образом способствующего достижению высших трудовых результатов. Наряду с общим моральным климатом применяется высокая оценка индивидуальных достижений каждого сотрудника.

Существует множество принципов, в соответствии с которыми осуществляется процесс управления предприятием. Наиболее значимые из них:

‒ принцип научности (не только использование менеджером в деятельности данных и выводов множества наук, но и поиск индивидуальных подходов к ситуации, владение искусством межличностного общения);

‒ целенаправленность управления (управленческий процесс всегда ориентирован на решение конкретных проблем);

‒ функциональная специализация в сочетании с универсальностью (к каждому объекту управления имеется свой подход, учитывающий его специфику; однако, наряду со спецификой, применяется универсальный подход к людям как таковым);

‒ последовательность управленческого подхода (элементы или стадии управленческого процесса должны следовать друг за другом в определенном порядке);

‒ учет личных особенностей работников и общественной психологии;

‒ обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности (избыток прав по сравнению с обязанностями приводит к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую инициативу);

‒ обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой (достигается путем материального и морального поощрения отличившихся работников, а также максимального вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений; решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут выполняться быстрее и лучше, чем спущенные сверху).

В зависимости от видов и последовательности деятельности менеджмент делится на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.

Стратегическое управление включает:

‒ выработку цели менеджмента;

‒ прогнозирование (в качестве предвидения результатов развития);

‒ перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных целей.

Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер. Включает организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов и руководство как распорядительство (мотивацию) в условиях созданной структуры.

Контроль включает анализ достигнутых результатов и выступает в качестве исходного пункта нового цикла управления.

Характерные для менеджмента черты включают экономический, организационно-технический, правовой и социально-психологический аспекты.

Экономический аспект – управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологический аспект характеризует деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей.

Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.

Организационно-технический аспект включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

Отличительные черты современного менеджмента:

1. Системный подход к управлению - предусматривает принятие решений на основе учета важнейших обстоятельств и возможных приемов воздействия в их взаимодействии.
2. Ситуационный принцип управления утверждает отсутствие рецептов, годных на любой случай. Признает существование принципиальных подходов к управлению. Требует принятия конкретных решений только в связи с конкретной ситуацией.

3. Определяющая роль организационной культуры - формы деятельности и нормы поведения, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей, принятых в организации. Играет ведущую роль в развитии и судьбе организации по причине ее глубокого влияния на эффективность всех сторон деятельности.

4. Механизация и автоматизация управленческого процесса представляет собой внедрение механических устройств в управленческий труд: компьютеров, современных средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники.

5. Демократизация управления проявляется в активном участии рядовых работников в управлении производством на основе подачи предложений, участии в работе кружков качества, оказании помощи менеджерам при коллегиальных формах подготовки решений.

6. Интернационализация менеджмента означает усиление роли интернационального фактора в управлении организацией по причине растущего межгосударственного разделения и кооперации труда, а также обостряющейся международной конкуренции.

Управленческий цикл

Цикл (от греч. - круг, круговорот) - совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, создающих закончено круг развития в течение какого-то промежутка времени.

Управление существует в пространстве и времени и состоит из определенных стадий и этапов, основные из которых имеют ограниченное количество. Поэтому управленческий процесс имеет циклический характер. Количество разновидностей циклов неограниченное и зависит от многих внешних и внутренних факторов, которые влияют на систему, и от качества и структуры системы в целом.

Управленческий цикл - совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций, в ходе которых субъект управления достигает желаемых результатов.

В каждом цикле наблюдается определенная последовательность управленческих действий. Соблюдение определенного порядка их выполнения имеет важное значение для обеспечения высокого качества управления.

Управленческий цикл можно представить как процесс, который делится на определенные стадии, этапы, операции или отдельные управленческие действия. На сегодняшний день управленческий цикл включает в себя следующие функциям менеджмента:

‒ планирование,

‒ организация,

‒ мотивация,

‒ контроль,

‒ регулирование (координация).

Функция планирования является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:

1. Где фирма находится на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.

2. Куда фирма хочет двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, что может помешать организации достижению поставленных целей.

3. Как фирма собирается это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование - это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единственное направление усилий всех членов организации для

достижения ее общей цели.

Функция организации - это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации, есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя важную функцию менеджмента, как мотивация.

Функция мотивации - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Функция контроля - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первый аспект - установление стандартов - это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, ему известен и источник этой проблемы. Третий аспект - стадии, на которой выполняются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей для того, чтобы они стали реальнее и отвечали ситуации. Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.

Функция координация - это центральная функция менеджмента. Она обеспечивает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а также действие руководителей.

Тема 2.2. Стили управления. Виды коммуникации

Руководство. Стили управления

Руководитель на всех уровнях системы управления организацией выступает как ведущее лицо, поскольку именно он определяет целенаправленность работы коллектива, подбор кадров, психологический климат и другие аспекты деятельности предприятия.

Руководство - способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства.

Стиль руководства - манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

Руководитель является ведущим и организатором в системе управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство.

Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория лидерства К. Левина (1938 г.).

Она выделяет три стиля лидерства (табл. 8):

‒ авторитарный стиль лидерства - характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;

‒ демократический стиль лидерства - опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;

‒ либеральный стиль лидерства - отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.

Таблица 8

Стили руководства

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Авторитарный стиль управления Демократический стиль управления Либеральный стиль управления
1 2 3 4
Приемы принятия решений Единолично решает все вопросы Принимая решения, советуется с коллективом Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных
Способ доведения решений до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных Просит, упрашивает

Таблица 8 окончание

Распределение ответственнос-ти Полностью в руках руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках исполнителей
Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в ру-ки подчиненных
Принципы подбора кадров Боится квалифицирован-ных работников, старается от них избавится Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
Отношение к знаниям Считает, что все сам знает Постоянно учится и требует того же от подчиненных Пополняет свои знания и поощ-ряет эту черту у подчиненных
Стиль общения Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты Боится общения, общается с под-чиненными толь-ко по их инициа-тиве, допускает фамильярное общение
Характер отношений с подчиненными По настроению, неровное Ровное, доброжелательное, требовательное Мягкое, нетребовательное
Отношение к дисциплине Жесткое, формальное Сторонник разум-ной дисциплины, осуществляет диф-ференцированный подход к людям Мягкое, формальное
Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам Постоянно использует разные стимулы Использует поощрение чаще, чем наказание


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: