Раздел 1. Основы экономики




Н.Н. Перебоева

 

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Опорный конспект лекций

 

 

Светлый, 2017

ББК

 

 

Составитель: Перебоева Н.Н., преподаватель _________________

 

 

Методист ___________ Н.Н. Перебоева

 

Рассмотрено на заседании МО

Протокол №____ от «___»___________20___г.

Председатель МО __________ /Перебоева Н.Н./

 

Печатается по решению Методического совета техникума, протокол № ____ от «____» ___________ 20­­­­____г.

 

 

© ТОТ, 2013

© Перебоева Н.Н., 2013




Содержание

Введение…………………………………………………………………………….    
Раздел 1. Основы экономики……………………………………………………...  
1.1. Основные положения экономической теории……………………….. 1.2. Рыночная экономика и принципы ее функционирования…………... 1.3. Микроэкономика. Спрос, предложение и цена……………………… 1.4. Основные фонды (основной капитал) предприятия и нематериальные активы……………………………………………….. 1.5. Оборотные средства (оборотный капитал) предприятия: их характеристика и управление…………………………………………. 1.6. Трудовые ресурсы предприятия. Организация оплаты труда………. 1.7. Издержки производства и себестоимость продукции……………….. 1.8. Финансовые результаты деятельности предприятия………………...    
   
Раздел 2. Основы менеджмента…………………………………………………...  
2.1. Сущность современного менеджмента……………………………….. 2.2. Стили управления. Виды коммуникации…………………………….. 2.3. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности………………………………………………………………………..    
Раздел 3. Основы маркетинга……………………………………………………..  
3.1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга……… 3.2.Маркетинговая среда предприятия……………………………………  
Список рекомендуемой литературы………………………………………………  

 

 

Введение

Общепрофессиональная дисциплина «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» включает наиболее значимые темы и разделы, успешное изучение которых является одной из теоретических основ профессиональной подготовки студентов.

Цель дисциплины – сформировать у студентов систему знаний и умений в области экономики, менеджмента и маркетинга.

В результате изучения общепрофессиональной дисциплины в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 260807 Технология продукции общественного питания обучающиеся должны:

уметь:

1. Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации.

2. Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения.

3. Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

Знать:

1. Основные положения экономической теории.

2. Принципы рыночной экономики.

3. Современное состояние и перспективы развития отрасли.

4. Роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

5. Механизмы ценообразования на продукцию (услуги).

6. Механизмы формирования заработной платы. Формы оплаты труда.

7. Стили управления, виды коммуникации.

8. Принципы делового общения в коллективе.

9. Управленческий цикл.

10. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

11. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом.

12. Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

Раздел 1. Основы экономики

Тема 1.1. Основные положения экономической теории

Понятие, методы, функции и предмет экономической теории

Экономическая теория (экономика) – наука, которая изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.

Экономическая теория состоит из ряда разделов: микроэкономики, макроэкономики, международной экономики.

Методы экономической теории:

1. Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

2. Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

3. Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

4. Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

5. Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории:

1. Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

2. Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

3. Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

4. Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

5. Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Так как потребности безграничны, а ресурсы ограничены общество не в состоянии удовлетворять все потребности, поэтому оно вынуждено решать какие товары необходимо производить, а от каких в определённых условиях следует отказаться. Возникает проблема рационального ведения хозяйства. Эта проблема всегда была и будет.

Проблема эффективности: это основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования ограниченных ресурсов, для наибольшего удовлетворения безграничной потребности.

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности развития личности и общества.

Непрерывное возрастание потребностей подтверждается экономической эволюцией человечества. В течение каждых 10 лет количество видов товаров и услуг увеличивается более чем в 2 раза. Эта историческая закономерность называется законом возвышения потребностей.

Средства, с помощью которых, удовлетворяются потребности,

называются благами.

Одни блага имеются в неограниченном количестве (воздух), другие - в ограниченном, и именно их называют экономическими благами.

Способность блага удовлетворять потребность называют полезностью. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).

Для удовлетворения потребностей необходимо иметь возможности их удовлетворения, другими словами нужны ресурсы, факторы производства.

Ресурсы - это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.

Факторы производства - это экономические ресурсы, то есть ресурсы, используемые для производства продуктов и услуг.

Ресурсы и факторы производства, так же как и потребности, разнообразны и многочисленны. Наиболее известная в экономике классификация факторов производства: труд, капитал, земля, предпринимательская способность (рис. 1).

Факторы производства
  Материальные Людские
   
  Труд Земля Капитал Предпринимательская способность  

Рис. 1. Классификация факторов производства.

Труд - это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг.

Капитал - это всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности, это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Капитал - это средства труда, которые созданы человеком.

Земля - в экономической теории это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса.

Предпринимательская способность как фактор производства - это особый вид человеческих ресурсов, способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.

Важнейшие экономические понятия

Важнейшими сферами экономической деятельности в обществе являются производство, обмен, распределение и потребление.

Производств о - это процесс создания благ (продуктов и услуг), необходимых человеку и обществу для существования и развития.

Сам процесс производства включает несколько основных элементов: труд, как целенаправленную деятельность человека по преобразованию вещества природы, предметы труда, средства труда. Производство в принципе является непрерывным процессом, его непрерывность определяется непрерывностью потребления. В экономике повторение производства называется воспроизводством. Различают простое и расширенное воспроизводство. Простое воспроизводство - это повторение производства в неизменных масштабах. Расширенное воспроизводство - это повторение производства в увеличивающихся масштабах. Плодотворность производства, его результативность измеряется производительностью труда.

Производительность труда - это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, которая измеряется количеством продукции, произведённой работником в единицу времени.

В масштабах всей национальной экономики используется показатель общественной производительности труда.

Общественная производительность труда - это количество продукции в денежном измерении, произведённой в обществе за определённый период времени, обычно за год, в расчёте на одного занятого.

Взаимозависимость отраслей и сфер экономики находит отражение в понятии общественного производства. Общественное производство - это часть экономической системы, представляющая собой множество предприятий, отраслей производства, сфер экономики, связанных между собой в единое целое разделением труда и специализацией. Таким образом, разделение труда лежит в основе целостности национальной экономики.

Разделение труда - такая система труда, которая складывается в результате дифференциации труда, то есть расчленения трудовой деятельности на части, приводящей к обособлению различных видов труда.

Производство имеет своей целью создание продуктов и услуг, необходимых для потребления и жизнедеятельности людей. Продукты и услуги - это блага.

Блага - это продукты и услуги, это материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей.

В процессе обмена экономических благ возникает понятие товара.

Товар - это экономическое благо, являющееся продуктом труда и произведённое для обмена.

Произведённые продукты и услуги поступают в сферу обмена.

Обмен - это сфера (стадия) движения произведённых продуктов и услуг, где происходит взаимный обмен деятельностью между людьми в форме обмена результатами труда на возмездной основе.

С обменом продуктов и услуг тесно связано их распределение.

Распределение - это особая стадия в движении произведённых благ, оно предполагает определение доли благ, поступающих в потребление участникам экономической деятельности.

Во всех формах распределения можно отметить одну важную особенность. Она состоит в том, что характер распределения зависит от собственности на средства производства и рабочую силу, или от собственности на факторы производства.

Собственность - это отношение между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления по поводу присвоения средств производства и предметов потребления.

В любой экономической системе отношения собственности определяют особенности экономических отношений, как в процессе производства, так и в процессе обмена и распределения произведённых благ. Завершающей сферой и стадией экономической деятельности является потребление.

Потребление - это использование благ для удовлетворения человеческих потребностей.

Можно выделить производственное и непроизводственное потребление. Если производственное потребление входит в процесс производства и предполагает потребление средств производства, то непроизводственное потребление происходит за пределами процесса производства. Последнее предполагает потребление благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека и его семьи.

Понятие микро- и макроэкономики. Международная экономика

Микроэкономика - это часть экономической теории, в которой изучается поведение предприятий, домашних хозяйств и других хозяйственных единиц (субъектов экономики), а также функционирование отдельных рынков и эффективность распределения и использования ресурсов.

Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя - почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).

2. Проблема производителя - как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Рыночное равновесие и структура рынка.

4. Общее равновесие - как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

5. Асимметрия информации - как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.

6. Внешние эффекты (экстерналии) - как и почему возможно своим выбором косвенно повлиять на решения других

7. Общественные блага: как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.

Макроэкономика исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс и т.д.

Макроэкономическими проблемами можно назвать:

1. Экономический рост, экономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?

2. Безработица: Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как определить различные уровни безработицы в стране?

3. Общий уровень цен: Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?

4. Денежное обращение, уровень ставки процента: Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?

5. Государственный бюджет: Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?

6. Торговый баланс: Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?

Международная экономика - это часть экономической теории, где анализируется развитие мирового хозяйства в целом, взаимодействие национальных экономик, сфера международных экономических отношений.

Тема 1.2. Рыночная экономика и принципы ее функционирования

Типы экономических систем

Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами - это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить (рис. 2).

Типы экономических систем
   
Традиционная     Командная
   
Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Отсталая технология производства. Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятие ново­введений.     Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства.
     
Рыночная     Смешанная
 
Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания. Преобладание частной собствен­ности. Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами. Свободная конкуренция. Минимальное влияние государства.   Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и госу-дарственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни. Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием. Участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ.

Рис. 2. Классификация типов экономических систем.

Общая характеристика рыночной экономики

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции.

Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов.

В широком смысле слова рынок - это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между производителями и потребителями благ и ресурсов.

В качестве производителей и потребителей на рынке могут выступать различные экономические агенты, или субъекты рынка. Экономические агенты - это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство.

Домашние хозяйства, как экономические агенты принимают решения, главным образом, о потреблении благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности членов семьи.

Предприятие, или фирма, - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке.

Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ.

Основные принципы рыночной экономики:

1. Общественное разделение труда и специализация.

2. Развитие частной собственности на средства производства.

3. Личная заинтересованность производителей и собственников в более эффективном размещении и использовании принадлежащих им ресурсов.

4. Свобода выбора и свобода передвижения факторов производства.

5. Государственное вмешательство в экономику, её государственное регулирование.

6. Нравственность, нормы которой выработаны человечеством.

Для нормального функционирования рынков товаров и факторов производства необходима рыночная инфраструктура.

Инфраструктура экономики, в широком смысле, - это институты, организации, отрасли и части экономической системы, обеспечивающие нормальное функционирование всей экономики или её отдельных частей и отраслей.

Производственная инфраструктура - это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия для развития производства. Она включает в себя грузовой транспорт, дороги, электро-, газо- и водоснабжение, складское хозяйство, связь, информационное обслуживание.

Социальная инфраструктура - это комплекс отраслей, связанных с воспроизводством рабочей силы. В этот комплекс входит здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, сфера организации досуга, общественное питание, услуги по домашнему хозяйству.

Рыночная инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование.

Таким образом, рыночная экономическая система - это такая система, где ресурсы распределяются и используются, главным образом с помощью механизма рыночной конкуренции, центром которой является цена блага.

Предприятие в рыночной экономической системе

Основными экономическими агентами, принимающими решения в рыночной экономике, являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Сферу действия домашних хозяйств и частных фирм принято называть частным сектором экономики, а сферу действия государства и государственных предприятий называют государственным сектором.

Основными чертами предприятия, как юридического лица являются:

1. Наличие обособленного имущества, которое отражается в балансе, и имущественной ответственности;

2. Наличие расчетного счета в банке;

3. Оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность;

4. Возможность выступать в хозяйственном обороте от своего имени (наличие наименования и печати).

Каждое предприятие имеет свою миссию, цели и задачи.

Миссия предприятия – это философия и смысл существования предприятия. В миссии детализируется статус предприятия, декларируются принципы работы, указываются намерения руководства, дается определение характерных черт предприятия.

Цель предприятия – конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться предприятие.

К высшим целям предприятия относится соблюдение ограничений (условий), которые определяются законодательством и общественным мнением: защита окружающей среды, применение прогрессивных технологий, сохранение конкурентной среды, обеспечение демократических свобод.

Основные цели предприятия по их направленности делятся на цели материальные, стоимостные и социальные:

1. Материальные цели состоят в достижении определенных материальных результатов и могут быть измерены в физических или денежных единицах.

2. Стоимостные (денежные) цели – проявляются в достижении финансовых результатов (прибыли), финансовых показателей (выручка, затраты), или показателей финансового состояния (наличие денежных средств). Стоимостные цели реализуются через цели материальные. Могут быть измерены абсолютными показателями (прибыль) или относительными показателями (рентабельность).

3. Социальные (гуманитарные) цели проявляются во взаимоотношениях между людьми на самом предприятии и с общественностью.

Задачи предприятия – это количественно измеримые результаты. Определяются интересами владельца предприятия, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой.

Основная задача предприятия на входе воспринять факторы производства, переработать их и на выходе получить продукцию, необходимую обществу.

К задачам предприятия относятся:

- возмещение затрат и получение дохода от реализации продукции, что позволяет удовлетворять экономические и социальные запросы трудового коллектива и владельца предприятия;

- обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

- создание рабочих мест для населения;

- обеспечение персонала заработной платой;

- недопущение сбоев в работе предприятия;

- охрана окружающей среды;

- стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.

К основным функциям предприятия относятся:

1. Финансовая и кредитная - включает управление финансами (формирование источников финансовых ресурсов, управление затратами, бухгалтерский учет, контроль и осуществление расчетов).

2. Кадровая (управление кадрами) - состоит в обеспечении производства трудовыми ресурсами (наем, подготовка, техника безопасности, условия труда), организация заработной платы (стимулирование труда).

3. Материально-техническое обеспечение - заключается в обеспечении предприятия всеми видами материальных ресурсов, формировании запасов, заключении договоров на поставку товароматериальных ценностей.

4. Маркетинг - включает изучение рынка товаров и услуг, формирование спроса, рекламную деятельность, ценообразование, управление процессами обмена.

5. Производственная - представляет собой обеспечение функционирования производственного процесса. Выполнение производственной функции включает организацию производства и управление предприятием.

Классификация предприятий

Основные признаки классификации предприятий представлены в табл.1.

Таблица 1

Классификация предприятий

Признаки классификации Характеристика
1 2
По отраслевой и предметной специализации Административно-организационные (принадлежность к ведомству) и продуктовые (принадлежность к определенному виду продукции)
По структуре производства Узкоспециализированные (выпускают ограниченный ассортимент продукции массового производства, например, сталь); многопрофильные (выпускают продукцию широкого ассортимента или различного назначения), комбинированные (производства, в которых один вид продукции или сырья превращается в другой вид, например, сырье-пряжа
По мощности производственного потенциала (размер предприятия) Малые, средние и крупные (учитывается численность персонала, стоимостной объем выпуска продукции, стоимость средств производства)
По характеру деятельности Предприятия, производящие материальные блага (товары) и услуги
По назначению готовой продукции Предприятия, производящие средства производства и производящие предметы потребления
По масштабу производства однотипной продукции Определяются по коэффициенту закрепления операций или коэффициенту серийности: массовое (1-3), крупносерийное (4-10), среднесерийное (11-20), мелкосерийное (20-40), единичное (более 40) производство
По доминирующему фактору производства Трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия
По форме собственности Частные, государственные предприятия

Хозяйственной деятельностью могут заниматься физические и юридические лица.

Физические лица могут заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, не принимая статуса юридического лица.

Юридические лица (организации) могут быть коммерческими и некоммерческими (рис. 3).

Юридические лица (организации)
Коммерческие (основная цель – получение прибыли)
Некоммерческие (получение прибыли не является основной целью)
хозяйственные товарищества
хозяйственные общества
производственные кооперативы
государственные и муниципальные унитарные предприятия
потребительские кооперативы
фонды
учреждения
общественные и религиозные организации

 

 


Рис. 3. Классификация юридических лиц.

Экономическая роль государства

Экономическая роль государства проявляется в том, что оно выполняет определённые экономические функции. Важнейшие экономические функции государства:

1. обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;

2. устранение и компенсация недостатков рыночного хозяйственного механизма;

3. осуществление государственной экономической политики.

 

К основным недостаткам рыночного экономического механизма относится:

‒ макроэкономическая нестабильность;

‒ возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

‒ наличие внешних, или побочных, эффектов;

‒ проблема производства общественных благ;

‒ проблема асимметричной информации;

‒ неравенство в распределении ресурсов и доходов.

Макроэкономическая нестабильность, - колебания экономической активности (экономические циклы), появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса - характерны для рыночной экономики.

Возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции.

Конкуренция - важнейшее условие существования рыночной экономики. Свободная конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы и определяет, что производить и для кого производить с учётом потребностей общества.

Внешние эффекты - это издержки или выгоды, которые достаются "третьим лицам", не участвующим в рыночной сделке (т. e. загрязнения и т.д.).

Проблема производства общественных благ. Большая часть производимых благ предназначена для личного потребления (частные блага). Их особенность состоит в том, что они не могут быть потреблены другими. Но существуют блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, например, свет маяка в море, оборона, уличное освещение. Это и есть общественные блага. Существует потребность в общественных благах, но платёжеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует. Никто не хочет платить за это благо, считая, что и без него обойдутся.

Асимметричная информация - это неполная информация. Функционирование рынка во многом зависит от того, насколько участники рынка владеют информацией о потребительских свойствах товаров. Неполнота информации, её неравномерное распределение между покупателями и продавцами ведёт к тому, что покупатели и производители могут принимать неверные решения.

Классический пример асимметричной информации даёт сфера здравоохранения. Пациент не в состоянии самостоятельно выбрать лучший метод лечения, выбрать нужное лекарство, так как не владеет профессиональной информацией.

Неравенство в распределении ресурсов и доходов. Распределение доходов, порождаемое рынком, может не отвечать нормам общечеловеческой нравственности, нормам справедливости. В частности, рынок не обеспечивает всех членов общества насущными благами (питание, жильё, лечение т.д.).

Осуществление государственной экономической политики - это также важная экономическая функция государства в рыночной экономике. Экономическая политика - это совокупность различных мер, предпринимаемых правительством с целью достижения конкретных целей экономического развития.

Современное состояние и перспективы развития рынка общественного питания в России

Общественное питание - отрасль народного хозяйства, совокупность предприятий, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.

В состав отрасли общественного питания входят специализированные предприятия общепита разных типов, которые вырабатывают и реализуют различную по ассортименту кулинарную продукцию с учётом специфики обслуживания и организации досуга потребителей. В их числе - рестораны, кафе, кафетерии, столовые, пивные, пельменные, закусочные, пирожковые, пышечные и т. п.

Современный ресторанный бизнес в России представлен большим разнообразием типов заведений. Как следует из классификационных названий, большинство из них пришло к нам благодаря опыту зарубежных коллег:

‒ Классический фаст – фуд - это заведения, в том числе нестационарные,

предлагающие еду не дорогостоящую, а быстро готовящуюся, подающуюся и съедаемую. Примеры: “Крошка Картошка”, “Ням-Ням”.

‒ Рестораны quick service (или QSR - “ускоренное обслуживание”) - это демократичные доступные рестораны с ограниченным ассортиментом блюд, работающие с качественными полуфабрикатами и оснащенные линиями раздачи. Примеры: McDonald’s.

‒ Рестораны free flow (“свободное движение”). Здесь часть технологических процессов вынесена на обозрение посетителей, которые сами выбирают себе различные виды блюд, перемещаясь от одной зоны раздачи и приготовления блюд к другой.

‒ “Тиражируемые” рестораны - заведения среднего класса с высоким качеством традиционной кулинарии, которые используют свежие полуфабрикаты и выпечку собственного приготовления. Их отличают хороший уровень обслуживания и дополнительные услуги, например, бесплатная парковка, городской телефон, свежая пресса, еда навынос и др. Примеры: “Планета Суши”, “Якитория”.

‒ Ресторан Fast Casual - "быстрый и демократичный" - этот формат является наиболее перспективным сейчас как в Европе, так и в России - наиболее быстро растущий сегмент в индустрии общественного питания. Главное достоинство формата - возможность в одном заведении за сравнительно небольшую цену и поесть и провести время. Посетителей привлекает в первую очередь более вкусная и разнообразная еда, чем в фаст-фуде, и более быстрое обслуживание, чем в ресторане.

‒ Кофейни позиционируют себя как новый элемент культуры - демократичное универсальное заведение с приятной атмосферой, в разное время суток удовлетворяющее те или иные потребности посетителей. Примеры: “Шоколадница”, “Кофе Хауз”.

‒ Авторские рестораны haute cuisine (изысканной кухни) - это своего рода ресторанные “бутики”. Высокий уровень кухни, сервиса и цен ориентирован на постоянных клиентов.

А так же ресторанные дома в виде мультиформата; компании, занимающиеся кейтерингом (приготовление пищи, доставка, обслуживание, сервировка, оформление и тому подобные услуги); компании, оказывающие услуги общественного питания в социальном сегменте; точки уличного питания (стрит-фуд); точки питания на транспорте и др.

По данным Alto Consulting Group (Росстат) российский рынок общественного питания в 2011 г. вырос до 903,3 млрд. руб. Однако темпы роста существенно меньше докризисных: после проседания в 2009 г. отрасль horeca[1] сумела отыграть за 2 года только 9,2 %. До кризиса продажи в общепите увеличивались на 10-15 % ежегодно. Кроме того, обороты в соп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: