Содержание и структура курса
Руководство по изучению дисциплины «Экономика и финансы предприятия» предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Менеджмент», «Мировая экономика» Московской финансово-промышленной академии.
Изучение базируется на знаниях следующих дисциплин:
· Основы бизнеса;
· Статистика;
· Микроэкономика;
· Макроэкономика;
· Менеджмент.
Цель и задачи изучения дисциплины
Цель - формирование у студентов базовых знаний, теоретических основ и практических навыков в области экономики и финансов предприятий.
Основные задачи:
· реализация требований, установленных государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования к подготовке специалистов по вопросам финансов и кредита, менеджмента, мировой экономики;
· обеспечение студентов системой знаний об основах экономики и финансов предприятий;
· формирование навыков практического использования полученных знаний в практике организации экономической работы на предприятиях.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:
· основные элементы экономики предприятия;
· характеристики экономических ресурсов предприятия;
· основы экономики труда;
· экономико-технологическую модель промышленного производства;
· место финансов предприятий в финансовой системе страны;
· источники формирования финансовых ресурсов предприятий;
· состав, способы организации и учета внеоборотных и оборотных активов предприятия;
· организацию денежного оборота на предприятии;
· порядок формирования доходов, расходов и прибыли предприятия.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны уметь:
· обосновать роль и место предприятий в рыночной экономике;
· дать общую характеристику организации промышленного производства;
· анализировать источники формирования финансовых ресурсов предприятий;
· владеть методами оценки основных средств и способами начисления амортизации;
· определять потребность в оборотных активах и эффективность использования оборотных активов предприятия;
· планировать доходы, расходы и прибыль предприятия.
Изучение дисциплины предусматривает:
· чтение курса лекций;
· проведение семинарских (практических) занятий;
· подготовка студентами рефератов, докладов;
· текущие контрольные мероприятия (тестирование, решение практических задач);
· итоговое контрольное мероприятие (экзамен/зачет).
Раздел 1. Экономика предприятия
Тема 1. Введение в экономику предприятия
Вопросы темы:
1. Понятие экономики предприятия.
2. Экономические ресурсы: средства труда, предметы труда, рабочая сила.
3. Цены и налоги.
4. Экономическая модель предприятия.
Цель и задачи изучения темы: раскрытие роли и места предприятия в системе национальной экономики, порядка функционирования предприятия.
После изучения темы должны быть приобретены следующие знания: понятие экономики предприятия; понятие юридического лица и предприятия; цель создания и функционирования предприятия; элементы экономики предприятия.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях: экономика предприятия; юридическое лицо, предприятие, организация, фирма; экономические ресурсы, цена, налоги, факторы внешней и внутренней среды предприятия.
Теоретический материал темы 1
Понятие экономики предприятия
Предмет изучения курса «Экономика предприятия» – производство, описание и объяснение хозяйственной деятельности предприятия. Изучив закономерности производственного процесса, мы получаем возможность разработать экономические методы реализации практических производственных целей.
Предприятие существует в реальной рыночной среде: со своими конкурентами, с окружающей его внешней средой. Предприятие связано с национальной экономикой в целом, с одной стороны, через рынок производственных факторов, с другой — через рынок сбыта. Поэтому экономика предприятия исследует отношения отдельных предприятий с другими хозяйственными единицами, с рынком. При этом она рассматривает хозяйственный процесс прежде всего с точки зрения интересов отдельного предприятия.
Экономика предприятия как предмет связана с микро- и макроэкономикой, но имеет от них и существенные отличия. Микроэкономический анализ исходит не из отдельного предприятия, а из влияния рынка на отдельную хозяйственную единицу, и поэтому по своей сути не является исследованием экономики на уровне предприятия. Микроэкономика рассматривает обе стороны рынка: предложение и спрос. В тоже время с позиций экономики предприятия спрос рассматривается как заданная величина. Также как заданное учитывает экономика предприятия макроэкономические показатели: изменение структуры потребностей, демографические сдвиги, изменения доходов населения, технический прогресс.
Таким образом, экономика предприятия представляет собой самостоятельную экономическую дисциплину, которая изучает деятельность предприятия в конкурентной рыночной среде, в условиях ограниченных ресурсов с целью увеличения объема реализации товаров и услуг, получения прибыли и обеспечения развития в долгосрочной перспективе.
Являясь самостоятельной дисциплиной, экономика предприятия в то же время носит ярко выраженный синтетический, объединяющий характер. Кроме микро- и макроэкономики она тесно связана с такими предметами, как основы бизнеса, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет.
Экономика предприятия – прикладная наука, здесь используются методы и приемы, характерные для многих прикладных экономических дисциплин: статистическое наблюдение, сравнительный анализ, вероятностные и прогностические методы, математические модели, графические методы и др.
Объект изучения – первичное звено рыночной экономики – самостоятельные хозяйствующие субъекты: предприятия, фирмы, компании, организации, ведущие свою деятельность на коммерческой основе. В рамках данного курса понятия «предприятие», «организация», «фирма», «компания» считаются синонимами юридического лица.
В данном курсе не рассматриваются бюджетные организации и учреждения, не ведущие самостоятельной коммерческой деятельности, а также индивидуальные предприниматели, не являющиеся юридическими лицами.
Предприятие является основной хозяйствующей единицей в условиях рыночной экономики. Оно характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики.
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения спроса со стороны и получения прибыли.
Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая:
· самостоятельно принимает решения;
· реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;
· стремится к получению дохода и реализации других целей.
Предприятие – это коммерческая организация, нацеленная на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций.
Организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками – некоммерческие организации. Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для того, чтобы достичь целей, ради которых они созданы (например, оказание благотворительной помощи).
Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать следующие принципы:
· экономичность (достижение заданных результатов при минимальных затратах или при определенном объеме затрат обеспечение наибольших результатов);
· финансовая устойчивость (предприятие на каждый момент времени может произвести необходимые платежи);
· получение прибыли (производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность).
Часто в экономической литературе указывается, что целью создания предприятия является удовлетворение общественных потребностей. Однако, удовлетворение общественных потребностей, не цель, а способ достижения главной цели, цель создания и функционирования предприятия – получение прибыли.
Чтобы получать как можно больше прибыли, предприятие должно увеличивать объемы продаж, но продавать можно только то, что пользуется спросом, таким образом происходит насыщение потребительского рынка товарами и услугами, т.е. удовлетворение общественных потребностей.
В общем виде производственная деятельность предприятия может быть представлена как процесс преобразования некоторого набора исходных ресурсов в конечный продукт. Обобщенное описание такого процесса требует использования стоимостных оценок всех элементов, используемых в этом процессе.