Откуда берутся представления 8 глава




Джихад — твой долг при любом правителе, как благочестивом, так и порочном.

Труд (или сражение) ради Аллаха утром или после полудня лучше всего мира и того, что в нём. День и ночь, проведённые в битве в передних рядах, лучше, чем месяц поста и молитвы.

Ни один из умерших, который обретает дары Аллаха (в ином мире), не желает вернуться в этот мир, хотя бы ему обещали весь мир и то, что в нём, кроме мученика, который, взирая на превосходство мученичества, хотел бы вернуться в этот мир, чтобы снова отдать жизнь (за Аллаха).

Если умирает человек, не принимавший участия в сражении, он умирает как бы в неверии. Рай находится в тени мечей127.

Можно найти много подобных речений, и исламисты регулярно ссылаются на них, чтоб оправдать борьбу с неверными и отступниками.

Нет сомнений в том, что исламу присущ воинственный дух, хотя в Коране можно найти несколько мест, которые, похоже, запрещают применять насилие без разбора. Ведущие джихад не должны нападать первыми (Коран 2:190), потому что «Аллах не любит нападающих». Но этот запрет никому не связывает рук. На фоне долгой истории конфликта между исламом и Западом любой акт насилия против неверных можно подать как действие в защиту веры. Недавняя американская кампания в Ираке даёт оправдание любым действиям мучеников, ведущих джихад против «друзей сатаны», на несколько десятилетий вперёд. Льюис отмечает, что во время войны за Бога верному предписано не убивать женщин, детей и стариков, если того не требуют цели самозащиты, но и здесь с помощью хитрого толкования понятия самозащита воинствующие мусульмане могут обойти данное ограничение. А важнее всего то, что благочестивый мусульманин твёрдо верит в рай и в мученичество как средство для достижения рая. Он также не задумывается о том, насколько мудро и разумно убивать людей ради веры. В исламе только «умеренным» остаётся рвать на себе волосы, потому что в целом доктрина ислама однозначна: обращай, покоряй или убивай неверных, убивай отступников, завоёвывай мир. Императив завоевания мира выглядит особенно любопытно на фоне того факта, что мусульмане постоянно обвиняют Запад в грехе «империализма»:

Слово «империализм» постоянно повторяют на Ближнем Востоке и в мусульманском мире, говоря о Западе. Здесь это слово имеет особое звучание. Его никогда не употребляют, если речь идёт о великих мусульманских империях — первой, основанной арабами, или последней, созданной турками, завоевавшими большие территории с огромным населением и присоединившие их к дому ислама. Это воспринимается как совершенно законная вещь, когда мусульмане завоёвывают Европу и порабощают европейцев, давая им возможность (конечно, без применения насилия) принять истинную веру. Но когда европейцы покоряют мусульман и, что ещё хуже, сбивают их с пути,— это великое преступление и большой грех. Как это видят мусульмане, обращение других в ислам есть благодеяние для обращённых и добродетель обращающих. В то же время мусульманский закон считает обращение в иную веру отступничеством, за которое следует казнить и сбившегося с пути, и того, кто его «совратил», здесь закон совершенно ясен и однозначен. Когда мусульманин отвергает ислам, даже если он возвращается к своей прежней религии, его надлежит предать смерти128.

Нам ещё придётся поговорить об отступничестве. Пока же заметим, что слова Льюиса о ненасильственном обращении в ислам несправедливы в данном контексте. Коран действительно в чём-то поддерживает «умеренных» мусульман. Там сказано: «Нет принуждения в религии» (Коран 2:256). Однако, если мы почитаем другие части Корана или вспомним об истории ислама, нам станет понятно, что эти слова не дают слишком надёжной опоры для мусульманской веротерпимости. Во-первых, терпимость ислама распространяется только на иудеев и христиан — на «народы Книги», — тогда как вера буддистов, индуистов и прочих идолопоклонников для мусульман настолько порочна, что с ней можно не считаться129. Но даже «народы Книги» должны были таить свою веру и «смиренно» платить десятину (джизья) мусульманским правителям. Фарид Закария130 (как и многие другие авторы) отмечает, что евреи веками жили в мусульманских странах относительно благополучно — но это можно назвать благополучием лишь на фоне ужасов их жизни в теократических христианских обществах. На самом деле в доме ислама евреи постоянно подвергались унижению и переживали погромы. Это было нечто вроде апартеида: евреям запрещали носить оружие, выступать свидетелями на суде и ездить на лошадях. Их обязывали носить особую одежду (жёлтый отличительный символ был придуман вовсе не в нацистской Германии, но в Багдаде) и не заходить на определённые улицы и в некоторые здания. Они должны были (за нарушения этого правила полагалось физическое наказание вплоть до смертной казни) держаться слева (с нечистой стороны) от мусульман, опустив глаза. В некоторых арабских странах дети мусульман, увидев евреев, обычно швыряли в них камни и плевали на них131. Кроме всего этого, в мусульманских странах постоянно происходили массовые убийства евреев и погромы: в Марокко (1728, 1790, 1875, 1884, 1890, 1903, 1912, 1948, 1952 и 1955), в Алжире (1805 и 1934), в Тунисе (1864, 1869, 1932 и 1967), в Персии (1839, 1867 и 1910), в Ираке (1828, 1936, 1937, 1941, 1946, 1948, 1967 и 1969), в Ливии (1785, 1860, 1897, 1945, 1948 и 1967), в Египте (1882, 1919, 1921, 1924, 1938-39, 1945, 1948, 1956 и 1967), в Палестине (1929 и 1936), в Сирии (1840, 1945, 1947, 1948, 1949 и 1967), в Йемене (1947) и т.д.132 Жизнь христиан под властью ислама была куда спокойнее.

Согласно исламской доктрине веротерпимости, всех, кто не исповедует ислам, надлежит подчинять (в политическом и экономическом смысле), обращать или казнить. И тот факт, что мусульманский мир в его истории никогда не был и, возможно, никогда не станет единым, не мешает мусульманам мечтать о гегемонии. Ибо «закон мусульманского государства должен приводить всех в послушание откровению»133.

Закария говорит, что мусульмане, живущие на Западе, обычно толерантно относятся к иным представлениям. Попробуем временно согласиться с этим утверждением — несмотря на то, что многие западные страны сегодня становятся «рассадниками агрессии ислама»134. Но прежде разговора о мусульманской терпимости нам стоит спросить себя о том, как мусульманская нетерпимость проявляется на Западе. Даже самым радикальным меньшинствам приходится терпеть окружающих. Любые террористы и революционеры большую часть жизни выжидают своего часа, приспосабливаясь к внешнему миру. Нам не следует смешивать такую «терпимость» — политическую, экономическую и временную — с либерализмом.

Льюис говорит, что «мусульмане не готовы отдать ни клочка той земли, что однажды была завоёвана исламом»135. К этому можно добавить ещё кое-что: ни один клочок ума, завоёванный исламом, невозможно вернуть назад — поскольку, как говорит Льюис, за отступничество наказывают смертью. Нам стоит поразмышлять об этом факте — это такой феномен нетолерантности, который не по зубам либеральным толкователям Корана. В доме ислама человека, который слишком многое узнаёт о мире — так что он начинает сомневаться в главных доктринах,— нужно лишить жизни. Если в XXI веке кто-то отвергает мусульманство — даже если он побыл правоверным всего лишь один час,— по исламским законам, которые распространены повсеместно, его следует убить. Сам Коран только лишь описывает то наказание, которое ждёт отступников в мире ином (Коран 3:86-91), зато Хадисы говорят о том, как надо осуществлять справедливость в этом мире: «Если кто меняет свою веру, убей его». Здесь нет никаких метафор, и никакое либеральное толкование не в силах скрыть смысл этого призыва. Конечно, мы можем сказать, что подобных слов нет в самом Коране, но на практике вся жизнь мусульман опирается на Хадисы. Поскольку верные толкуют Коран именно в свете Хадисов, многие мусульмане приписывают Хадисам ещё больший авторитет136. Хотя некоторые либеральные юристы говорят, что надо наказывать отступника смертью лишь в том случае, когда он поносит ислам, сама смертная казнь не воспринимается ими как слишком суровое наказание. Если даже мусульмане не практикуют подобные меры, в целом они признают их законность. Вот почему ни один разумный мусульманин не протестовал тогда, когда аятолла Хомейни предложил награду за убийство Салмана Рушди. Многие западные люди удивлялись тому, что «умеренные» мусульмане не осудили эту фатву публично. Ответ на этот вопрос даёт само учение ислама, так что в справедливости подобных приговоров не сомневается даже Кэт Стивенс, певец в стиле фолк западного происхождения (которого сейчас зовут Юсуф Ислам)137.

Как мы уже видели, подобная нетолерантность свойственна также христианству и иудаизму — однако это явление не встречается уже несколько столетий. В исламе же это происходит сегодня: если, желая свободно исследовать мир, ты открыл не ту дверь, твои собратья обязаны тебя за это убить. Не удивительно ли, что при этом мусульмане любят повторять слова об «отсутствии принуждения в вере»? В своей критической рецензии на недавно вышедшую книгу Льюиса об исламе Кеннет Поллак поднимает вопросы, которые имеют прямое отношение к тому, о чём мы сейчас говорим:

Льюис не затронул многие более глубокие вопросы. Он не объясняет, почему исламский Ближний Восток переживает стагнацию, почему здесь не удаются реформы, прочему ему не удаётся достойным образом вписаться в глобальную экономику и почему все эти неудачи не порождают ещё большего стремления добиться успеха (что на протяжении последних пятидесяти лет происходило в Восточной Азии или — хотя это спорный вопрос — в Индии, в Латинской Америке и в недавние времена даже в странах Африки, расположенных к югу от Сахары), но только усиливают злость и обиду на Запад, и эти чувства достигают такой силы, что мусульмане совершают теракты с самоубийством, несмотря на запрет ислама относительно последнего138.

Всё это хорошие вопросы — Закария даёт на них правдоподобные ответы,— хотя их неверно называть «глубокими». Если вы верите всему, что говорит Коран, и стремитесь избежать огненных мучений в аду, вы должны как минимум с сочувствием относиться к деятельности Осамы бен Ладена. Запрет на «теракты с самоубийством» в Коране не столь ясен, как считает Поллак. Это единственное не слишком однозначное речение: «И не убивайте самих себя» (4:29). Подобно большинству других аналитиков, пишущих об этих предметах, Поллак, похоже, неспособен поставить себя на место человека, который действительно верит словам Корана — что тебя ждёт рай и что нас окружает падший мир, который надо завоевать во славу Божью. Откройте Коран на любой странице и просто прочтите его глазами верующего. Вы поймёте, что не стоит испытывать сострадания к тем, кого сам Бог «высмеивает», «проклинает», «стыдит», «наказывает», «бичует», «судит», «сжигает», «уничтожает», «не прощает» и кому он «не даёт отсрочки». Бесконечно мудрый Бог уже проклял неверных вместе с их сомнениями. Он не лишает их жизни и богатства, чтобы они продолжали прилагать один грех ко другому, обрекая себя на мучения, которые ждут их после смерти. С этой точки зрения люди, погибшие 11 сентября, были просто топливом для вечных костров Божьей справедливости. Чтобы продемонстрировать ту беспощадность, с которой Коран бичует неверных, я приведу длинный ряд цитат в порядке их появления в священном тексте. Вот каковы замыслы Творца вселенной (когда его ум не занят мыслями о гравитационных постоянных или атомных массах):

«Поистине, те, которые не уверовали, — всё равно им, увещевал ты их или не увещевал,— они не веруют» (2:6). «Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение, в котором они скитаются слепо!» (2:15). Их ожидает «огонь, топливом для которого будут люди и камни» (2:24). Их ничего не ждёт, «кроме позора в жизни ближайшей, а в день воскресения они будут преданы самому жестокому наказанию!» (2:85). «Проклятие же Аллаха над неверующими!» (2:89). «И навлекли они на себя гнев на гнев. Поистине, для неверных — наказание унизительное!» (2:90). «Аллах — враг неверным!» (2:98). «Не хотели бы те из обладателей писания [христиан и иудеев] и многобожников, которые не веруют, чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа» (2:105). «Для них в здешнем мире — позор, и для них в будущем — великое наказание!» (2:114). «Те, кому Мы [Бог] даровали писание, считают его достойным чтением — те веруют в него. А если кто не верует в него — те будут в убытке» (2:121). «А тем, которые не уверовали, Я дам в пользование ненадолго, а потом силой приведу их к наказанию огнём». Скверно это возвращение!» (2:126). «Аллаху принадлежит и восток и запад, Он ведёт, кого хочет, к прямому пути!» (2:142). «Не говорите о тех, которых убивают на пути Аллаха: «Мёртвые!» Нет, живые! Но вы не чувствуете» (2:154). «Поистине те, которые не веровали и умерли, будучи неверными,— над ними проклятие Аллаха, и ангелов, и людей — всех! Вечно пребывающими в нём они будут,— не будет облегчено им наказание, и не будет дано им отсрочки» (2:161–162). «Те, которые не веруют, подобны тому, который кричит на тех, что не слышат ничего, кроме зова и призыва: глухи, немы, слепы,— они и не разумеют!» (2:171). «И для них — мучительное наказание!» (2:174). «И как они терпеливы к огню! Это — потому, что Аллах ниспослал писание воистину, а те, которые разногласят о писании, конечно, в далёком расколе» (2:175-176). «И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн — хуже, чем убиение! … Если же они будут сражаться с вами, то убивайте их: таково воздаяние неверных! Если же они удержатся, то ведь Аллах — прощающий, милосердный! И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а (вся) религия будет принадлежать Аллаху. А если они удержатся, то нет вражды, кроме как к неправедным!» (2:191-193). «Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас. И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло,— поистине, Аллах знает, а вы не знаете!» (2:216). «А они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если смогут. А если кто из вас отпадает от вашей религии и умрёт неверным, у таких — тщетны их деяния в ближайшей и будущей жизни! Эти — обитатели огня, они в нём вечно пребывают! Поистине, те, которые уверовали и которые выселились и боролись на пути Аллаха, те надеются на милость Аллаха, — ведь Аллах прощающ, милосерд!» (2:217-218). «Аллах ведь не ведёт прямо людей неправедных!» (2:258). «Аллах не ведёт прямым путем людей неверных!» (2:264). «Нет помощников у несправедливых!» (2:270). «Аллах ведёт прямым путём, кого хочет» (2:272).

«Поистине, те, которые не веруют в знамения Аллаха, — для них сильное наказание. Поистине, Аллах велик, обладатель мщения!» (3:4). «Поистине, те, которые не уверовали, не избавят их ни от чего пред Аллахом ни их достояния, ни их дети! Эти — растопка для огня» (3:10). «Скажи тем, которые не уверовали: «Будьте вы побеждены и собраны в геенну. Скверно это седалище!» (3:12). «Поистине, религия пред Аллахом — ислам… А если кто не верует в знамения Аллаха, то ведь Аллах быстр в расчёте!» (3:19). «Пусть верующие не берут себе близкими неверных помимо верующих. А кто сделает jto, у того с Аллахом нет ничего общего, если вы только не будете опасаться их страхом» (3:28). «О вы, которые уверовали! Не берите себе близких друзей, кроме вас самих. Они не преминут вам вредить, они хотели бы того, чтобы вы попали бы в беду. Обнаружилась ненависть из их уст, а то, что скрывают их груди, больше» (3:118). «Если вас коснулась рана, то такая же рана коснулась и того народа. Эти дни мы сменяем чередой среди людей, и чтобы знал Аллах тех, которые уверовали и взяли из вас исповедников, — поистине, Аллах не любит несправедливых! — и чтобы очистил Аллах тех, которые уверовали и стёр неверных» (3:140-141). «О вы, которые уверовали! Если вы будете повиноваться тем, которые не веровали, они обратят вас вспять и вы вернётесь понёсшими убыток… Мы ввергнем в сердца тех, которые не веровали, ужас… Убежище их — огонь, и скверно пребывание нечестивых!» (3:149–151). «О вы, которые уверовали! Не будьте, как те, кто не веровал и говорил своим братьям, когда они двинулись по земле или совершали поход: «Если бы они были при нас, то не умерли бы и не были бы убиты», — чтобы Аллах сделал это огорчением в сердцах… И, конечно, если бы вы были убиты на пути Аллаха или умерли, то прощение от Аллаха и милосердие — лучше того, что вы собираете» (3:156–157). «И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мёртвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел, радуясь тому, что даровал им Аллах из Своей милости, и ликуют они о тех, которые еще не присоединились к ним, следуя за ними, что над ними нет страха и не будут они опечалены!» (3:169– 170). «И пусть не считают никак те, которые не веровали, что то, что Мы им продлеваем, — во благо для них самих. Мы продлеваем им, только чтобы они усилились в грехе, и для них — наказание унизительное!» (3:178). «А тем, которые выселились или были изгнаны из своих жилищ, и были подвергнуты страданиям на Моём пути, и сражались, и были убиты,— Я очищу их дурные деяния и введу их в сады, где внизу текут реки, — в награду от Аллаха, а у Аллаха — хорошая награда!». Пусть не соблазняет тебя изворотливость тех, которые не уверовали в стране: малое пользование, а потом убежище их — геенна, и скверно это ложе!» (3:195–197).

«Проклял их Аллах за их неверие» (4:46). «Аллах не простит тем, кто служит иным богам, кроме Него, но простит, кого пожелает, за другие грехи. Служащий иным богам повинен в мерзком грехе… Разве ты не видел тех, которым дарована часть писания,— они веруют в джибта и тагута и говорят о тех, которые не веровали: «Эти — вернее путём, чем те, которые уверовали» (4:50–51). «Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжём в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания. Поистине, Аллах — великий, мудрый!» (4:56).

«О вы, которые уверовали! Не берите друзьями тех, которые вашу религию принимают как насмешку и забаву, из тех, кому до вас даровано писание, и неверных» (5:57). «И конечно, у многих из них низведенное тебе от твоего Господа только увеличивает заблуждение и неверие. Мы бросили между ними вражду и ненависть до дня воскресения» (5:64). «Поистине, Аллах не ведёт прямо людей неверных!» (5:67). «Но у многих из них низведённое тебе от твоего Господа увеличивает только заблуждение и неверие. Не горюй же о людях неверных!» (5:68). «Ты видишь, как многие из них берут в друзья тех, которые не веровали. Как скверно то, что им раньше уготовали их души, что разгневался на них Аллах, и в наказании они пребывают вечно!… Ты, конечно, найдёшь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдёшь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы — христиане!» (5:80–82). «А те, которые не веровали и считали ложью Наши знамения, они — обитатели огня!» (5:86).

«Они сочли за ложь истину, когда та к ним пришла. Придут к ним вести о том, над чем они издевались!» (6:5). «Мы укрепляли их на земле так, как не укрепляли вас [обитателей Мекки], посылали на них небо обильным дождём и заставляли реки течь у них, а потом погубили их за грехи и произвели после них другое поколение. А если бы Мы ниспослали тебе книгу в хартии, и они ошупали бы её руками, то те, которые не веровали, сказали бы: «Это — только очевидное колдовство!» И сказали они: «Если бы к нему [Мохаммеду] был сведён ангел!» А если бы Мы свели ангела, то дело было бы решено, и потом им не было бы отсрочки!» (6:6—8). «Кто несправедливее того, кто измышляет на Аллаха ложь или считает ложью Наши знамения?» (6:21). «Среди них есть такие, что прислушиваются к тебе, но Мы положили на сердца их покровы, чтобы они не поняли его, а в уши их — глухоту. Хотя они и видят всякое знамение, но не верят в него. А когда они приходят к тебе, препираются, то говорят те, которые не веровали: «Это — только сказки первых!» Они и удерживают от него и удаляются от него, но губят они только самих себя и не знают. Если бы ты видел, как они будут поставлены перед огнём и скажут: «О если бы мы были возвращены, мы не считали бы ложью знамения Господа нашего и были бы в числе верующих!» (6:25— 27). «Если бы они были возвращены, то вернулись бы к тому, от чего их удерживали! Ведь они — лжецы» (6:28). «Если бы пожелал Аллах, то Он собрал бы их на прямом пути» (6:35). «А те, которые считали ложью Наши знамения,— глухи, немы, во мраке. Кого желает Аллах, того сбивает с пути, а кого желает, того помещает на прямой дороге» (6:39). «Но отвердели сердца их, и сатана разукрасил им то, что они делали! А когда они забыли то, о чём им напоминали, Мы открыли пред ними ворота всего. А когда они радовались тому, что им было даровано, Мы внезапно схватили их, и вот, они — в отчаянии. И усечён был последний из тех людей, которые были неправедны. И хвала Аллаху, Господу миров!» (6:43-45). «А тех, которые считали ложью Наши знамения, коснётся наказание за то, что они нечестивы!» (6:49). «Это — те, которые погублены от того, что они приобрели. Для них — питьё из кипятка и мучительное наказание за то, что они неверные!» (6:70). «Если бы ты видел, как неправедные пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки: «Изведите ваши души, сегодня будет вам воздано наказанием унижения за то, что вы говорили на Аллаха не истину и превозносились над его знамениями!» (6:93). «Отвернись от многобожников. Если бы захотел Аллах, они не поклонялись бы идолам… И Мы переворачиваем сердца их и взоры, как они не уверовали в это в первый раз, и оставляем их скитаться слепо в своём заблуждении… А если бы Мы низвели на них ангелов, и заговорили бы с ними мёртвые, и собрали бы Мы пред ними все лицом к лицу, они всё-таки не уверовали, если не пожелает Аллах… И так Мы всякому пророку устроили врагов — шайтанов из людей и джиннов; одни из них внушают другим прелесть слов для обольщения. А если бы пожелал Господь твой, они бы этого не делали. Оставь же их и то, что они измышляют! И пусть склоняются к нему сердца тех, которые не верят в жизнь будущую, и удовлетворяются им и пусть приобретают то, что они приобретают» (6:106–113). «Ведь шайтаны внушают своим сторонникам, чтобы они препирались с вами, а если вы их послушаете, вы тогда — многобожники… Постигнет тех, которые согрешили, унижение пред Господом и наказание сильное за то, что они ухищрялись!» (6:121– 124). «Кого пожелает Аллах вести прямо, уширяет тому грудь для ислама, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо. Так Аллах направляет наказание на тех, которые не веруют!» (6:125).

* * *

Конечно, всё это до отчаяния утомительно читать139. Но без этого текста обойтись невозможно. Мне трудно судить о достоинствах арабского оригинала, допустим, он прекрасен. Но этого никак нельзя сказать о содержании. Почти на каждой странице Коран призывает верных мусульман с презрением относиться к неверующим. Почти каждая страница книги готовит почву для религиозных конфликтов. И если человек, читая подобные тексты, продолжает утверждать, что акты насилия со стороны мусульман никак не связаны с их верой, ему, возможно, следует проконсультироваться у невропатолога.

Ислам в большей мере, чем любая другая религия из всех, созданных человеком, пропитан бескомпромиссным культом смерти. Саид Кутб, один из самых влиятельных мыслителей мусульманского мира и отец современного исламизма среди суннитов, писал: «Коран указывает на ещё одно презренное качество евреев — это их страстное желание жить, чего бы это ни стоило, независимо от качества жизни, от чести и от достоинства»140. Это высказывание удивительным образом суммирует то, о чём мы говорим. Может показаться, что это просто банальный выпад против евреев, однако здесь перед нами раскрывается самая суть мусульманского мировоззрения. Стоит немножко поразмышлять над этими словами, и здесь перед твоими глазами развёртывается вся логика нетерпимости и торжественных самоубийств. Запрет на самоубийство в Коране абсолютно никого не останавливает. Конечно, иные специалисты по мусульманским законам могут говорить, что деятельность террористов-смертников противоречит учению ислама (хотя почему мы не видим этих специалистов?) и что поэтому людей, что себя взрывают, следует считать не мучениками, но новыми обитателями преисподней. Такое мнение меньшинства (если его вообще кто-либо высказывает) не мешает большей части мусульманского мира оправдывать подобные теракты, которые верные называют «священными взрывами». И оправдать их несложно, если помнить о доктринах ислама. Представления мусульманина о джихаде, мученичестве, рае и неверных делают смерть террориста логичным продолжением их веры, а не отклонением от неё. И нас не должно удивлять то, что большинство из погибших таким образом людей их братья по вере считают мучениками. В любых боевых действиях присутствует риск для жизни, а потому их можно в каком-то смысле назвать «самоубийственными», и это стирает грань между самоубийством и смертью в бою того, кто исполнял свой священный долг и сражался «за Бога». Потенциальный мученик, вероятно, применяет такую логику: когда ты убиваешь неверующих и отступников «в защиту ислама», Аллаху неважно, совершаешь ты при этом акт самоубийства или нет.

Недавно Исследовательский центр Пью провёл масштабный опрос, в котором участвовало более 38 тысяч респондентов. Результаты опроса были первой публикацией в рамках проекта глобальных исследований центра под названием «Что думает мир в 2002 году?»141. Среди прочих вопросов там был и следующий, который задавали исключительно мусульманам:

Некоторые люди считают, что деятельность смертников, которые себя взрывают, или другие акты насилия, направленные на мирное население, оправданы как средство защиты ислама от его врагов. Другие люди думают, что, независимо от их причин, подобные акты насилия оправдать невозможно. Что думаете вы: защита ислама оправдывает такие акты насилия часто, оправдывает их иногда, лишь в редких случаях или никогда не оправдывает?

Прежде чем мы обратимся к результатам исследования, нам надо обратить внимание на то, что здесь рядом стоят выражения «смертники, которые себя взрывают», и «мирное население». Мы живём в мире, где мусульмане проходят опрос, проведённый по всем правилам (с допустимой погрешностью от 2 до 4%), в ходе которого их спрашивают: поддерживают ли они («часто», «иногда», «лишь в редких случаях» или «никогда») целенаправленное убийство (или нанесение им тяжких телесных повреждений) мирных мужчин, женщин и детей в защиту ислама? Вот часть результатов опроса Исследовательского центра Пью (сумма ответов не во всех случаях составляет 100%):

СМЕРТНИКИ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ИСЛАМ

Оправдано ли их поведение?

Вариант ответа: Страна ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ / ОТКАЗ ОТ ОТВЕТА
Ливан      
Берег Слоновой Кости      
Нигерия      
Бангладеш      
Иордания      
Пакистан      
Мали      
Гана      
Уганда      
Сенегал      
Индонезия      
Турция      

Если вас не пугают эти данные, вспомните о том, что существуют и другие страны: Саудовская Аравия, Йемен, Египет, Иран, Судан, Ирак, а также Палестинские территории, не включённые в опрос. Если бы у нас были данные по этим странам, можно без сомнения сказать, что Ливан не оказался бы вверху этого списка. Конечно, поведение смертников включает в себя самоубийство, которое, по мнению большинства мусульман, прямо запрещено Богом. И потому, если бы вопрос был задан в иной форме: «Оправдано ли насилие, направленное на мирное население, как средство защиты ислама от его врагов?» — мы бы получили больше голосов в поддержку терроризма.

Но за опросом Центра Пью кроется куда более мрачная картина. Оказывается, в отрицательный ответ включены голоса тех, кто сказал «никогда не оправдывает», а также тех, что ответил «лишь в редких случаях», так что ислам стал выглядеть в данных опроса более миролюбивым. Возьмём, например, данные по Иордании: 43% населения здесь явно одобряют терроризм, а 48% — нет. Однако на самом деле 22% опрошенных жителей Иордании ответили, что терроризм оправдан «лишь в редких случаях», а это половина из всех отрицательных ответов. Ответ «лишь в редких случаях» всё равно допускает, что в некоторых особых ситуациях оправдано убийство мирного населения без разбору (плюс самоубийство), причём речь не идёт о неизбежных потерях среди мирного населения во время боевых действий, но о результате целенаправленной деятельности смертника. О терпимом отношении мусульман к терроризму свидетельствуют и цифры в последнем столбике, показывающие процент населения, которые не могли сказать «никогда не оправдывает» и ответили «не знаю» или отказались отвечать на вопрос. Если мы разделим все данные по другому принципу, мусульманский мир окажется ещё дальше от солнца современности:

СМЕРТНИКИ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ИСЛАМ

Оправдано ли их поведение хотя бы в каком‑то случае?

Вариант ответа: Страна ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ / ОТКАЗ ОТ ОТВЕТА
Ливан      
Берег Слоновой Кости      
Нигерия      
Иордания      
Бангладеш      
Мали      
Сенегал      
Гана      
Индонезия      
Уганда      
Пакистан      
Турция      

Это ужасающие цифры. Даже если бы весь мусульманский мир ответил так же, как мусульмане Турции (где 4% считают, что поведение смертников оправдано «часто», 9% — «иногда», а 7% — «лишь в редких случаях»), у нас и здесь был бы повод для беспокойства: это бы значило, что около 200 миллионов людей в мире открыто поддерживает терроризм. Однако Турция — это просто исключительно мирная страна по сравнению с другими частями мусульманского мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: