Основные теории государств.




На протяжении всей истории политико- правовой мысли было выработано множество дефиниций государства, указанная категория как и обозначаемая ею ….приковывала к себе внимание мыслителей с древнейших времен, философской, исторической, юридической, социологической науках, предпринимались многочисленные и разнообразные попытки понять что такое государство и объяснить как оно произошло.

Существует множество теоретических подходов к определению государства.

Самым древним из всех подходов была теологическая теория, которая продолжает существовать и сейчас. Она зародилась в глубокой древности, она связана с мифологией и религией. Суть ее состоит в том, что государство определяется как выражение воли богов или бога (в рамках древнеегипетской). Была в библии и Коране. Наиболее известным мыслителем, который развивал эту теорию был фома аквинский, живший в 13 веке. Он считал, что бог вкладывает в души людей определенные стремления, в том числе общаться с себе подобными, сохранять свою жизнь,приумножать свое имущество; бог закладывает в сознания людей стремление к таким благам, что можно добиться только в государственно организованного общества, реализуя эти стремления люди объединяются в государства. Теологическая теория разделяется практически всеми богословами всех концессий и религиозных философов. Обсуждение недостатков и плюсов данной теории невозможно.

Патриархальная теория. Появилась в древней греции. В трудах аристотеля. Он рассматривает государство как результат эволюции исторического развития социальных структур. Он полагал, что исторически первичной ячейкой является семья в рамках которой есть 2 вида властвования, характерных и для государство: власть мужа и власть родителей. Он считал, что в видоизмененном виде обе эти формы властвования проявляют себя на более высоких уровнях структурной организации общества. Отдельные нуклеарные семьи постепенно разрастаясь образуют поселения, состоящие из нескольких проживающих совместно на одной территории семей, со временем там возникает государство. Т.к. государство исторически является продолжением семьи, то и отношения внутри государства представляют собой качественно усложненную разновидность внутри семейных отношений. В правильно устроенном государстве власть правителя напоминает власть отца над детьми, в неправильном государстве правитель властвует как господин над рабами (например в тирании, а в государствах с демократической формой правления власть правителя или политика тождественно власти мужа над женой). Эта теория существовала в политико-правовой мысли вплоть до конца 19 века, а потом утратила свое значение. Сейчас ее практически никто не придерживается.

Договорные теории. Впервые эту теорию выдвинул Цицерон, который утверждал, что государство есть договор между различными сословиями. Особую популярность эта теория получила в эпоху нового времени начиная с 17 века. Представители данной теории предполагали, что государство есть результат учредительного договора между всеми людьми, преобразующего естественное состояние в состояние государственно организованное. По мнению классических договорных теорий в естественном состоянии все люди обладали неотчуждаемыми естественными правами, которые с заключением договора были частично или полностью делегированы государству. В зависимости от того, как теоретики понимали естественное состоянии, а также от того как понимаются взаимоотношения между государством и человеком все договорные теории можно разделить на 3 группы: авторитарно- монархические версии договорных теорий (наиболее значительным сторонником был гоббс, который изложил свои идеи в работе «левиафан». по его мнению естественное состояние это хаос, война всех против всех, обуздать этот хаос может только государство, обладающее сильной единоличной властью. Такое государство создается людьми для защиты их от других членов общества. С созданием государства, с заключением договора все естественные права людей переходят к нему. Т.о. государство оказывается наделенным всей полнотой прав, а у подданных остаются только обязанности и прежде всего обязанность повиноваться); либерально демократическая (локк, монтескье, гроций. С созданием государства к нему переходит только часть естественных прав, другие же неотчуждаемые права и свободы остаются у людей. Т.о. отношение между государством и гражданами рассматривается как взаимное правоотношение, в котором у каждой стороны имеются права и обязанности. Обязанностью государство является уважать и защищать права и интересы граждан. Обязанность граждан повиноваться требованиям государства, т.к. эти требования не нарушают их основных прав); радикально демократическая (руссо, радищев. По мнению русо, естественное состояние- состояние всеобщего равенства и гармонии, но с появлением частной собственности,прежде всего на землю, это равенство было утрачено и появился антагонизм между богатыми и бедными. Государство по его мнению создается, чтобы это равенство восстановить, для этого государство должно быть демократическим, власть во всей ее полноте должна принадлежать народу, который будет принимать решения на своих всеобщих сходках при помощи всеобщего голосования. Воля народа- воля простого большинства, которому меньшинство обязано подчиняться. Если это не происходит большинство может лишить меньшинство всех ее прав). В современной науки договорные теории продолжают существовать, хотя и не являются широко распространенными. Сторонники современных договорных теорий не рассматривают государство как продукт договора в историческом плане. Но они полагают, что в любом демократическом государстве власть осуществляется на основе консенсуса всех членов общества. При реализации власти большое значение имеют процедуры согласования индивидуальных волеизъявлений и интересов членов общества.

Теории насилия.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

 

Позволила создавать некие излишки, которые уменьшили зависимость человека от окружающей его природной среды. Результатом неолитической революции становится возникновение земледелия, скотоводства, т.е. согласно энгельсу первое разделение труда, и переход от присваивающего производства к производящему. Непосредственным условием производящего хозяйствования выступает наличие территории постоянного проживания, т.е. переход от кочевого образа жизни к преимущественно оседлому. За первобытными общинами закрепляются определенные территории, на которых они теперь постоянно проживают. Это привело к существенным изменениям внутри самой первобытно-родовой общины. Прежде всего изменяется принцип ее внутренней организации. Основой первобытно-родовой общины является родство, но на ранних стадиях ее эволюции определение родства было возможно только в пределах 2-3 поколений, поэтому кровное родство существенного значения не имело. До неолетической революции и до перехода к оседлому образу жизни основным принципом организации первобытно-родовой общины является так называемое тотемное (мифический предок,к которому возводят свой род все члены данной общины) или квазикровное родство. Посвящение в члены общины производилось путем совершения магических обрядов инициации, при это посвященные могли и не быть кровными родственниками. С переходом к оседлому образу жизни тотемное родство как основной принцип организации первобытного коллектива постепенно утрачивает свое значение. На первое место выходит кровное родство,а это, со своей стороны, приводит к выделению в рамках первобытно-родовой общины первичных ячеек в качестве которых выступают патриархальные семьи. Семьей называется группа лиц,связанных кровным родством, совместно ведущих хозяйство, имеющих имущество в общей собственности и подчиненных власти главы семьи патерфамилиуса. В патриархальной семье владыка являлся верховным собственником всего семейного имущества, а также единственным лицом, обладающим полной правоспособностью. Выделение семей приводит к распаду первобытно-родовых общин на первичные клетки. Одновременно и сами общины, проживающие на соседствующих территориях вступают между собой во взаимодействия и создают протогосударственные политические объединения- племена. На племенном уровне оформляются органы власти, которые становятся прообразом будущих государственных структур. Таких органов было 3: общее собрание полноправных соплеменников, т.е. демократический орган, в него первоначальное время входило все взрослое мужское население, а позже только главы патриархальных семейств; совет старейшин, куда входят главы родов, объединенных в племя; единоличный вождь племени, который первоначально избирался на время ведения каких-то военных действий, затем статус вождя делается пожизненным, а сов временем его власть начинает передаваться по наследству. Во время распада родоплеменной организации первобытной… политическая структура получает все большую самостоятельность и все большие властные полномочия, т.о. складываются предпосылки для его относительного обособления от племени. По мере организационного оформления властных структур складывается государственность, первоначально зачаточная (протогосударства или номы), а затем появляются окончательно сложившиеся ранние государства. Древнейшими очагами зарождения государства был египет, где оно появилось на рубеже 4-3 тысячелетия до нашей эры, Месопотамия появляется где то в 28 в до н.э., позднее в начале 3 тысячелетия появляется ранние государства в индии и китае.

Современное государство возникает под влиянием специфических для него исторических предпосылок в 17-18 веках. К числу таких предпосылок относится переход от феодализма к буржуазному строю, падение самодержавия, возникновение дуалистической монархии или республиканского строя, принятие первых конституций, утверждение первых свобод человека и гражданина. Все это способствовало оформления современного государства в качестве государства правового, а позднее и демократического.

Семинар:

1. Понятие и предмет тгп

2. Методология тгп

3. Тгп в системе юридических и общественных наук

4. Понятие и признаки государства

5. Основные теории происхождения государства

6. Исторические предпосылки возникновения государства



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: