Структурно-функциональные характеристики государства.




1. Функции государства, понятие и виды

2. Структура государства. Механизм государсвта и государственный аппарат

Функции государства- основные направления его деятельности, обусловленные тем социальным назначением, которое выполняет государство на данном конкретном этапе его исторического развития.

Функциям государства присущи системные свойства, они присущи государству, рассматриваемому в качестве системного явления и представляют собой выражение системных характеристик государственности. Как и всякая другая система государство может рассматриваться в нескольких аспектах, являющихся взаимосвязанных и взаимообуславливающие друг друга: сущностный; содержательный и формальный аспекты. Сущность есть внутренний смысл, присущий любому явлению, действительности, в том числе и государству. Сущностным измерением феномен обладает не сам по себе, а в нашем субъективном восприятии, т.е. сущность это всегда тот смысл, который явление имеет для воспринимающего его и взаимодействующего с ним субъекта. В то же время сущностные характеристики обуславливаются не только субъективным восприятием данного феномена, но также и объективно-присущими ему свойствами. Если говорить о государстве, то следует отметить, что проблема сущности весьма активно обсуждалась в юридической литературе, было высказано большое количество точек зрения по вопросу о том, что представляет собой сущность государства. Например, сущность государства- это то неизменное, что присутствует в понятии государства и обеспечивает его самотождественность и отличие от других явлений социальной реальности. Существует точка зрения, по которой сущность государства- это его публично-властные свойства, но такая точка зрения не учитывает того обстоятельства, что властью в той или мере (в том числе и публичной) обладают или могут обладать наряду с государством и иные социально-юридические институты. Многочисленными историческими проявлениями этого можно считать власть общины, власть церкви над верующими, власть главы семьи над членами семьи, власть собственника над имуществом. Пытаясь ограничить государственную власть от иных проявлений социального властвования, можно рассматривать только количественные, но не качественные различия, поэтому власть не может рассматриваться в качестве сущностной характеристики государства. Неправильно рассматривать сущность в качестве чего-то неизменного, будучи исторически меняющимся явлением государство в процессе своего развития видоизменяет не только свои формальные, а также структурно характеристики, но и сущностные проявления. Так можно говорить том, что традиционные государства древнего мира, средних веков и раннего нового мира также различаются с формальной и содержательной.

Есть также частая точка зрения, что государство обладает одновременно классовой и общечеловеческой сущностью.

Для того, чтобы понять в чем сущность государства надо рассматривать его как систему, с точки зрения системного подхода. А государство есть не просто система, а целенаправленная система, т.е. есть цель ради которого государство существует. Сущность государства определяется его целью, социальным назначением. А так кА изменяется социальное назначение, то изменяется и сущность. На каждом этапе исторического развития государство имеет свое социальное назначение. Основной целью деятельности современного государства, определяющего его назначение… выступает обеспечение всесторонней реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что сущностью государства выступают его ценностные характеристики. Государство может рассматривать как определенная ценностная категория.

Социальное назначение современного государства обуславливает его сущностные характеристики и взаимную связь этих характеристик с функциями, а через них и со всеми другими аспектами государственности. Функции- направление деятельности… но функция как системная характеристика есть понятие более широкое и более общее, чем просто направление деятельности. Исходя из этго можно говорит о внешних и внутренних функциях любой системы. Внешние функции- направление деятельности. Внутренние функции- взаимосвязь элементов. Социальное назначение порождает деятельность, т.е. функционирование государства, но сами функции создают определенную структуру,которая находит свое внешнее выражение в форме. И можно говорить о том, что сущностью государства являются ценности (демократия, федерализм). Содержание государства как системы образует структурно-функциональный аспект, его структура и функции. Форма государства- те юридические характеристики, которые были рассмотрены в прошлой теме.

В юридической литературе дается достаточно многочисленные классификации функций государства. Причем все эти классификации имеют и достоинства, и недостатки. Функции государства могут разделяться на постоянные (выполняются государством всегда) и временные. Также могут быть разделены на обычные и чрезвычайные (когда стабильности или существованию государства что-либо угрожает). Наиболее важное деление функций на внешне-государственные и внутригосударственные, это связано с разграничением в теоретическом плане внутреннего и внешнего суверенитета. Как суверенитет государства проявляется как внутри его территории, так и вне ее, так и функции государства могут быть внутренними и внешними. Внутригосударственные функции- те, которые осуществляются внутри территории. Как правило у числу внутренних функций относятся политические, экономические, социальные, культурные и экологические. В качестве внешних выделяются оборона страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами. Есть смысл говорить о существовании 2 взаимокаллерируемых групп функций, т.е. внутренних и внешних политических, экономических, социальных, культурных, экологических функций. Некоторые говорят о идеологической функции, но современному государству с присущим ему принципом идеологического плюрализма такая функция не должна быть присуща. Также не может быть свойственна для государства воспитательная функция, т.к. воспитанием занимается гражданское общество, прежде всего семья. Основные группы функций выделяются именно исходя из его социального значения, которое заключается в защите прав и основных свобод человека. Личным правам и свободам человека отдельной самостоятельной функции не корреспондируется.

Политические функции как внутренние, так и внешние принадлежат государству в силу самой его природы. Государство есть носитель политической власти. Оно само выступает объектом политических отношений, складывающихся в обществе и участником политических процессов, направленных на достижение, кдеопжвегт и реализакию власти. Государство регкоркет эти политические процессов, формируя нормативно правовое поле, в рамках которого они осуществляются. Кроме того, государство реализует публичную политическую власть в обществе, что также является его неотъемлемой функцией. В рамках реализации политических функций государство осуществляет охрану правопорядка существующего в обществе и оборону страны. Оно имеет также ряд внешнеполитических функций,в частности осуществляет дипломатические сношения с другими государствами. Все это внешнее и внутренние политические функции реализуются государством в комплексе взаимно дополняя друг друга. Экономические функции, также как и политические всегда были присущи государству и относятся поэтому к числу наиболее древних его функций, являются функциями первичными, появившимися одновременно с самим государством и неизменно присущими государству на всем протяжении его существования. В процессе исторической эволюции первичные функции могли изменяться но они всегда характеризовали государство как систему. Экономические функции осуществляло и традиционное государство древнего мира и государство современного типа, но сами эти экономические функции в современных условиях являются уже не такими кА они были на древнем востоке или античном мире, когда государство являлось хозяйствующим субъектом, призванным кормить и содержать своих граждан или подданных, современно му государству ничего такого не свойственно. В связи с тем, что современный правопорядок, неотъемлемой частью которого государство является внутренне дифференцирован, в связи с тем, что в нем публично правовые аспекты отделяются от частноправовых, экономическая деятельность в настоящее время перестает рассматриваться как нечто органически присущее и необходимое государству. Экономической и хозяйственной деятельностью в настоящее время занимаются от имени государства такие организации как государственные предприятия и учреждения, а также иные юридические лица, являющиеся субъектами гражданского права, а не публичного. Тем не менее, современное государство продолжает выступать одним из крупнейших собственников (п.2 ст.8 конституции рф, признает на ряду с частной государственную и муниципальную собственность, а в ст.214 гк довольно подробно раскрываются собственнические полномочия государства. Поэтому в рамках реализации экономических функций государство прежде всего владеет, пользуется и распоряжается тем имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности. Некоторые виды имущества, а именно объекты в соответствии со ст.129 гк, изъятые из оборота, могут принадлежать на праве собственности только государству. Государство также юридически регулирует правоотношения собственности и иные имущественные правоотношения. И самое главное, государство выступает в качестве института, осуществляющего защиту права собственности, а также иных имущественных прав членов общества. Кроме того, государство осуществляет внешнеэкономические сношения с другими государствами, поэтому ему присуще и внешнеэкономические функции. В отличие от политических и экономических социальные культурные, экологические функции могут считаться вторичными, они возникают у государства в современных условиях, в конкретно-исторических условиях эпохи модерна, нового времени, т.е. эти функции характерны не для государства вообще, а именно для современного, индустриального, буржуазного государства. Прежде всего речь идет о социальных функциях. В традиционном обществе, где человек был инкорпорирован в различного рода социальные структуры, удовлетворяющие его базовые потребности, государство социальные функции не выполняло, потому что в традиционном обществе были определенные общины, патриархальная семья, церковь, которые брали на себя опекать своих членов. В современном обществе под влиянием целого ряда исторических процессов государство все более вынуждено брать на себя заботу о тех лицах, которые самостоятельно обеспечить свои базовые потребности не могут и отсюда вытекает появление социальной функции у современного государства. Выполнение государством таких функций получило свое оформление в конструкции социального государства. Социальное государство- это такое государство, которое осуществляет деятельность, направленное на обеспечение свободного, гармоничного и всестороннего развития человека. В рамках реализации современных функций государство осуществляет деятельность по обеспечению удовлетворения минимальных потребностей членов общества, которые самостоятельно их удовлетворит не могут; создает путем законодательного регулирования, общие предпосылки для удовлетворения социальных потребностей институтов гражданского общества; вырабатывает систему мер по защите социальных прав членов общества. Внешнесоциальные функции, в отличие от внутрисоциальных находятся в зачаточном состоянии. К числу внешнесоциальных функций можно отнести оказание гуманитарной помощи лицам, пострадавшим от катаклизмов; забота о беженцах и вынужденных переселенцах. Экологические функции появляются у государства в конце 20 века,в свяи с теми глобальными изменениями, которые произошли в результате технической революции. Рамках реализации экологических функций государство создает нормативные основы правового регулирования экологических отношений, в том числе отношений в сфере природопользования и землепользования; государство осуществляет достаточно активную экологическую политику, направленную на защиту окружающей среды от внешних негативных воздействий; государство борется с экологическими правонарушениями и преступлениями. Внешнеэкологическая функция в настоящее время имеет сравнительно небольшое развитие, находясь практически в зачаточном сотоянии, можно говорит о том, что внешнеэкономические функции государства появляются только в конце 20 века, в 80-х годах. Культурные функции зарождаются на достаточно позднем этапе, они сейчас также находятся в зачаточном состоянии. Появление культурных функций обусловлено необходимостью сохранения и приумножения исторических и духовных ценностей и обеспечение культурных прав и свобод человека. Реализация культурной функции государства может быть только негативным. Состоит в том, что государство осуществляет законодательную деятельность, оказывает финансовую поддержку творчеству, оказывает образовательные услуги населению, осуществляет деятельность, направленную на борьбу с правонарушениями.

Функции государства присуще ему не в одинаковой мере и уровень развития этих функций зависит от уровня развития самого государства; могут быть различены первичные (присущи государству изначально) и вторичные (появляются под воздействием различных исторических факторов)функции; функции развиты неоднородно. Реализация функций государства осуществляется в определенных формах. Формы реализации- это те виды деятельности, в которых реализуются функции государства. Деятельность государства по реализации его функций может иметь лишь правовой характер, т.е. осуществляться в правовых формах. При этом есть деятельность основная и деятельность вспомогательная, направленная на обеспечение основной деятельности. Основная деятельность осуществляется только на основании закона, а вспомогательная имеет подзаконный характер.

Формы реализации функций государства:

1. Основные (законные)

· Правотворческая (законодательная)

· Правоприменительная (исполнительная)

· Правоохранительная деятельность (судебная)

2. Вспомогательные (подзакнные)

 

Система форм реализаций функций государства предопределяет структуру этого последнего.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: