ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Роды художественной литературы
I. Эпос – в основе событие. Изобразительный род литературы.
Жанры эпоса:
Малая форма
Басня – короткий поучительный рассказ в стихах или прозе, имеющий аллегорическое содержание и чёткую мораль, например, басни Эзопа, Крылова.
Рассказ – повествование об отдельном событии из жизни героя, например, А. Чехов «Хамелеон».
Новелла – повествование о необычном происшествии с динамичным развитием сюжета и неожиданным концом, например, О. Генри «Дары волхвов».
Очерк – документальный жанр, рисующий нравы общества или рассказывающий о каком-либо человеке.
Средняя форма
Повесть – история одной человеческой жизни вместе с судьбами других людей, например, А. С. Пушкин «Капитанская дочка».
Большая форма
Роман – история жизни нескольких, иногда многих человеческих личностей на протяжении длительного времени, например, И. С. Тургенев «Отцы и дети».
Роман-эпопея – в основе важное историческое событие, отличается большим объёмом, большим количеством действующих лиц, судьбы которых переплетаются друг с другом, например, Л. Н. Толстой «Война и мир».
II. Лирика – в основе чувства. Выразительный род литературы, субъективное выражение переживаний, раздумий, состояния человека.
Виды лирики
Пейзажная – восприятие природы через призму личных переживаний: А. Пушкин «К морю».
Гражданская – понимание поэтом современной ему общественной жизни и отношение к ней: А. Н. Некрасов «Поэт и гражданин».
Интимная – дружба, любовь; чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека: А. С. Пушкин «Пущину», «Я вас любил».
Философская – размышления об устройстве бытия, о цели и смысле человеческой жизни, о морально-нравственных категориях: М. Ю. Лермонтов «И скучно и грустно».
|
Жанры лирики
Ода – торжественное стихотворное произведение, восхваляющее кого-либо или что-либо: М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны…»
Элегия – стихотворение, проникнутое грустными раздумьями: В. А. Жуковский «Море», «Сельское кладбище».
Сонет – стихотворение из 14 строк философской или любовной тематики, строфы построены по строгой схеме: 4+4+4+2 или 4+4+3+3: сонеты Петрарки, Шекспира.
III. Драма – в основе сценическое действие. Изобразительный род литературы.
Жанры драмы
Трагедия – показывает острые, непримиримые конфликты, таящие в себе катастрофические последствия, завершается гибелью героя: В. Шекспир «Гамлет»
Драма – пьеса с острым конфликтом, показывает личность в сложных отношениях с обществом и в тяжёлых переживаниях, однако существует возможность благополучного разрешения конфликта: Г. Ибсен «Кукольный дом».
Комедия – изображает жизненные положения и характеры, вызывающие смех: Ж.- Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
Водевиль – лёгкая пьеса с занимательной интригой, песнями и танцами: А. П. Чехов «Юбилей», «Свадьба».
Лиро-эпические жанры – жанры смешанной формы, в которых параллельно с образами, входящими в сюжет, есть образ лирического героя; используются лирические и эпические средства, чаще всего пишутся стихотворным языком:
Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основу которого положен необыкновенный случай, связанный с легендами, историческими событиями, фольклором: А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», В. Жуковский «Светлана».
|
Поэма – большое многочастное произведение эпического и лирического характера (лирический герой, лирические отступления): А. Пушкин «Медный всадник», Н. Гоголь «Мёртвые души».
Роман в стихах - отличается от поэмы более широким изображением действительности, многогранностью характеров: А. Пушкин «Евгений Онегин».
Фольклорные жанры
Фольклор – устное народное творчество: фольк – народ, лор – мудрость, знание.
Сказки (волшебные, бытовые, о животных), предания, легенды, былины, баллады. Малые формы: пословицы, поговорки, приметы, загадки. Лирика: плачи, песни.
Миф (от греч. слово, пересказ) – повествование, возникшее в глубокой древности, отражают представления древних людей о мире, Вселенной. Непременный персонаж – божество, по воле которого устроена жизнь. В наивно-фантастической форме раскрывают законы общественной жизни, рассказывают о борьбе человека с враждебными силами, повествуют о подвигах героев. Мифы о Прометее, о Геракле.
Легенда (от лат. то, что рекомендовано к чтению) – фантастическое, но претендующее на достоверность в прошлом событие, воспринимающееся как правдивый рассказ в прозе с конкретными людьми со своими фамилиями, наделёнными необыкновенными способностями.
Былина – русская народная эпическая песня о богатырях, о старинных событиях. Герои киевского цикла былин: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Героям присущи исключительные черты, которыми не обладает обычный человек. Композиция (построение) былин: запев, зачин, основная часть, концовка. Художественные особенности: плавный ритм, отсутствие рифмы, гиперболы, повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.
|
Содержание произведения
Тема – круг вопросов, на которых сосредоточил внимание автор.
Проблема – сложный вопрос, поставленный в произведении, решённый или оставшийся неразрешённым.
Идея – главная обобщённая мысль, лежащая в основе произведения, авторское отношение к изображаемому.
Пафос – эмоционально-оценочное отношение к рассказу, отличается большой силой чувств. Бывает героический, трагический, сатирический, комический, сентиментальный, романтический виды пафоса.
Форма произведения
Сюжет – система событий с конкретными деталями.
Фабула – основные события произведения, изложенные без дополнительных деталей.
Композиция – построение произведения, расположение его частей:
Пролог – вступление, в котором повествуется о событиях прошлого (встречается редко).
Экспозиция – общий фон действия.
Завязка – событие, с которого начинается действие, порождающее последующие события.
Развитие действия – ход событий.
Кульминация – решающее столкновение борющихся сил, самый напряжённый момент.
Развязка – результат развития всего действия.
Эпилог – (встречается не всегда) заключительная часть произведения, в которой повествуется о дальнейшем развитии событий и о судьбах героев, даётся оценка изображённому.
Внесюжетные элементы композиции:
Вставные эпизоды – события, не связанные с сюжетом.
Лирические отступления – формы передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображённого, отношение автора к персонажам.
Эпиграф – афоризм или цитата перед текстом произведения, содержащие главную мысль.
Приёмы создания художественного образа: портрет, интерьер, пейзаж, психологический анализ внутреннего мира, характеристика со стороны других действующих лиц, сопоставление с другими действующими лицами, социальная среда, в которой живёт персонаж, художественная деталь.
Текст (от лат. ткань, связь) – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, объединённых общей темой и идеей.
Подтекст – неявный смысл, не совпадающий с буквальным смыслом текста, скрытые ассоциации.
Контекст – законченный смысловой отрывок, в котором можно определить точное значение слова или фразы.
Стиль писателя – совокупность элементов художественной формы, придающие произведению определённый эстетический облик, единство образов.
Эпиграф – (от греч. надпись) короткий текст (цитата), помещаемый перед произведением, выражает его основную мысль, он задаёт тон всему произведению, намекает на то, что будет увидено потом.
Особенности художественной речи