Особенности художественной речи




ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Роды художественной литературы

I. Эпос – в основе событие. Изобразительный род литературы.

Жанры эпоса:

Малая форма

Басня – короткий поучительный рассказ в стихах или прозе, имеющий аллегорическое содержание и чёткую мораль, например, басни Эзопа, Крылова.

Рассказ – повествование об отдельном событии из жизни героя, например, А. Чехов «Хамелеон».

Новелла – повествование о необычном происшествии с динамичным развитием сюжета и неожиданным концом, например, О. Генри «Дары волхвов».

Очерк – документальный жанр, рисующий нравы общества или рассказывающий о каком-либо человеке.

Средняя форма

Повесть – история одной человеческой жизни вместе с судьбами других людей, например, А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

Большая форма

Роман – история жизни нескольких, иногда многих человеческих личностей на протяжении длительного времени, например, И. С. Тургенев «Отцы и дети».

Роман-эпопея – в основе важное историческое событие, отличается большим объёмом, большим количеством действующих лиц, судьбы которых переплетаются друг с другом, например, Л. Н. Толстой «Война и мир».

 

II. Лирика – в основе чувства. Выразительный род литературы, субъективное выражение переживаний, раздумий, состояния человека.

Виды лирики

Пейзажная – восприятие природы через призму личных переживаний: А. Пушкин «К морю».

Гражданская – понимание поэтом современной ему общественной жизни и отношение к ней: А. Н. Некрасов «Поэт и гражданин».

Интимная – дружба, любовь; чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека: А. С. Пушкин «Пущину», «Я вас любил».

Философская – размышления об устройстве бытия, о цели и смысле человеческой жизни, о морально-нравственных категориях: М. Ю. Лермонтов «И скучно и грустно».

Жанры лирики

Ода – торжественное стихотворное произведение, восхваляющее кого-либо или что-либо: М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны…»

Элегия – стихотворение, проникнутое грустными раздумьями: В. А. Жуковский «Море», «Сельское кладбище».

Сонет – стихотворение из 14 строк философской или любовной тематики, строфы построены по строгой схеме: 4+4+4+2 или 4+4+3+3: сонеты Петрарки, Шекспира.

 

III. Драма – в основе сценическое действие. Изобразительный род литературы.

Жанры драмы

Трагедия – показывает острые, непримиримые конфликты, таящие в себе катастрофические последствия, завершается гибелью героя: В. Шекспир «Гамлет»

Драма – пьеса с острым конфликтом, показывает личность в сложных отношениях с обществом и в тяжёлых переживаниях, однако существует возможность благополучного разрешения конфликта: Г. Ибсен «Кукольный дом».

Комедия – изображает жизненные положения и характеры, вызывающие смех: Ж.- Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

Водевиль – лёгкая пьеса с занимательной интригой, песнями и танцами: А. П. Чехов «Юбилей», «Свадьба».

 

Лиро-эпические жанры – жанры смешанной формы, в которых параллельно с образами, входящими в сюжет, есть образ лирического героя; используются лирические и эпические средства, чаще всего пишутся стихотворным языком:

Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основу которого положен необыкновенный случай, связанный с легендами, историческими событиями, фольклором: А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», В. Жуковский «Светлана».

Поэма – большое многочастное произведение эпического и лирического характера (лирический герой, лирические отступления): А. Пушкин «Медный всадник», Н. Гоголь «Мёртвые души».

Роман в стихах - отличается от поэмы более широким изображением действительности, многогранностью характеров: А. Пушкин «Евгений Онегин».

 

Фольклорные жанры

 

Фольклор – устное народное творчество: фольк – народ, лор – мудрость, знание.

Сказки (волшебные, бытовые, о животных), предания, легенды, былины, баллады. Малые формы: пословицы, поговорки, приметы, загадки. Лирика: плачи, песни.

Миф (от греч. слово, пересказ) – повествование, возникшее в глубокой древности, отражают представления древних людей о мире, Вселенной. Непременный персонаж – божество, по воле которого устроена жизнь. В наивно-фантастической форме раскрывают законы общественной жизни, рассказывают о борьбе человека с враждебными силами, повествуют о подвигах героев. Мифы о Прометее, о Геракле.

Легенда (от лат. то, что рекомендовано к чтению) – фантастическое, но претендующее на достоверность в прошлом событие, воспринимающееся как правдивый рассказ в прозе с конкретными людьми со своими фамилиями, наделёнными необыкновенными способностями.

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях, о старинных событиях. Герои киевского цикла былин: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Героям присущи исключительные черты, которыми не обладает обычный человек. Композиция (построение) былин: запев, зачин, основная часть, концовка. Художественные особенности: плавный ритм, отсутствие рифмы, гиперболы, повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.

 

Содержание произведения

Тема – круг вопросов, на которых сосредоточил внимание автор.

Проблема – сложный вопрос, поставленный в произведении, решённый или оставшийся неразрешённым.

Идея – главная обобщённая мысль, лежащая в основе произведения, авторское отношение к изображаемому.

Пафос – эмоционально-оценочное отношение к рассказу, отличается большой силой чувств. Бывает героический, трагический, сатирический, комический, сентиментальный, романтический виды пафоса.

 

Форма произведения

Сюжет – система событий с конкретными деталями.

Фабула – основные события произведения, изложенные без дополнительных деталей.

Композиция – построение произведения, расположение его частей:

Пролог – вступление, в котором повествуется о событиях прошлого (встречается редко).

Экспозиция – общий фон действия.

Завязка – событие, с которого начинается действие, порождающее последующие события.

Развитие действия – ход событий.

Кульминация – решающее столкновение борющихся сил, самый напряжённый момент.

Развязка – результат развития всего действия.

Эпилог – (встречается не всегда) заключительная часть произведения, в которой повествуется о дальнейшем развитии событий и о судьбах героев, даётся оценка изображённому.

Внесюжетные элементы композиции:

Вставные эпизоды – события, не связанные с сюжетом.

Лирические отступления – формы передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображённого, отношение автора к персонажам.

Эпиграф – афоризм или цитата перед текстом произведения, содержащие главную мысль.

Приёмы создания художественного образа: портрет, интерьер, пейзаж, психологический анализ внутреннего мира, характеристика со стороны других действующих лиц, сопоставление с другими действующими лицами, социальная среда, в которой живёт персонаж, художественная деталь.

Текст (от лат. ткань, связь) – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, объединённых общей темой и идеей.

Подтекст – неявный смысл, не совпадающий с буквальным смыслом текста, скрытые ассоциации.

Контекст – законченный смысловой отрывок, в котором можно определить точное значение слова или фразы.

Стиль писателя – совокупность элементов художественной формы, придающие произведению определённый эстетический облик, единство образов.

Эпиграф – (от греч. надпись) короткий текст (цитата), помещаемый перед произведением, выражает его основную мысль, он задаёт тон всему произведению, намекает на то, что будет увидено потом.

 

Особенности художественной речи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: